ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
няя расход топлива. Одновременно поворачиваются сидящие на валу кулачок обратной связи 3 и задающий кулачок 6 регулятора давления воздуха. Первый возвращает регулирующую заслонку усилительного реле в среднее положение, а второй изменяет натяжение пружины и выводит регулирующую заслонку усилительного реле 7 регулятора давления воздуха из среднего положения. Под действием разности давлений рабочей жидкости поршень сервомотора 10 и жестко связан ная с ним регулирующая заслонка 9 на всасывании дутьевого венти лятора 8 перемещаются, изменяя расход воздуха до восстановления
Воздух 8 то п к у
Рис. 59. Принципиальная схема системы автоматического регули рования горения
в воздухопроводе парогенератора давления, на которое настроен ре гулятор давления воздуха. Топливный насос 11 работает с постоян ной производительностью, и давление в напорной магистрали поддер живается постоянным при помощи сливного клапана 13, который управляется сервомотором 12 регулятора давления топлива. Регули рование подачи топлива, в зависимости от нагрузки, посредством топ ливного регулирующего блока рассмотрено в § 8 (см. рис. 33). Устрой ство и принцип работы усилительных органов были рассмотрены по схеме двухимпульсного регулятора питания (см. рис. 57). В систему автоматического регулирования горения входит также регулирование температуры подогрева топлива посредством регулятора температуры.
РАЗДЕЛ
ТЕОРИЯ С У Д О В Ы Х ВТОРОЙ П А Р О ГЕ Н Е Р А ТО Р О В
Глава VII
ТОПЛИВО И ЕГО ГОРЕНИЕ
§ 24. Основные характеристики топлива
Топливом называют различные естественные и искусственные ве щества, при сжигании которых выделяется большое количество тепла и которые технически целесообразно и экономически выгодно исполь зовать для получения тепловой энергии. Для характеристики топлива пользуются элементарным его составом, дающим процентное содержа ние отдельных элементов — углерода С, водорода Н, кислорода О, азота N и серы S в 1 кг топлива. Кроме того, топливо может содержать золу А и влагу W. Горючими элементами топлива являются углерод, водород и сера. Углерод С — основная составляющая топлива. При сгорании 1 кг углерода выделяется 33,9 МДж тепла. Водород Н — весьма активный горючий элемент топлива выделяет при сгорании в четыре с лишним раза больше тепла, чем углерод. Сера S в тепловом отношении представляет собой малоэффективный горючий элемент и при горении выделяет в три с лишним раза меньше тепла, чем углерод.
Различают три основные так называемые массы топлива:
рабочую массу, характеризующую состав топлива в том виде, в ка
ком оно сжигается в топке котла: |
|
Cp + Hp + Op + Np + Sp + Ap + Wp= 100%; |
(6) |
сухую массу, освобожденную от влаги: |
|
Cc + Hc + Oc + Nc + S^ + Ac= 100%; |
(7) |
горючую массу, освобожденную от золы и влаги, т. е. безводно
беззольную массу: |
|
Cr + Hr + Or + N r + S^ = 100%. |
(8) |
Применительно к жидкому топливу используют только два поня тия рабочей и горючей массы. Горючая масса дает наиболее правиль ное суждение о топливе как о горючем. В основу современных стан дартов на топливо положена горючая масса. Все тепловые расчеты по топливу ведутся на рабочую массу.
88
Для пересчета элементарного состава топлива горючей массы на рабочую служат соотношения:
СР = С’ 100 — (АР + |
WP) |
Нр = |
Н‘ 100 — (AP + |
WP) И т. д. |
(9) |
||||||
|
|
100 |
|
|
|
|
|
|
100 |
|
|
Пример. Определить состав рабочей массы мазута М40, если известна его |
|||||||||||
горючая масса и содержание балласта. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
Из табл. 1 находим: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Сг = |
87,5% ; |
Нг = |
11,2% ; |
|
|
= |
0,6% ; |
|
|
||
Nr = |
0,3%; |
Ог = |
0,4%; |
|
АР = |
0,2%. |
|
|
|||
|
|
WP = |
3,0%; |
|
|
|
|
|
|
|
|
По формулам (9) пересчета с горючей массы на рабочую определяем элемен |
|||||||||||
тарный состав рабочей массы М40 при заданном балласте: |
|
|
|||||||||
|
CP==crl0 0 - (A P + |
WP) |
= 8 7 ,5 100 - |
3'2 = |
84,7%; |
|
|||||
|
|
|
100 |
|
|
|
|
100 |
|
|
|
|
Н Р = н г 1 0 0 - ( A P + W P ) |
|
|
|
Ю О - 3 . 2 = ю 8 4 0 /о |
|
|||||
|
|
|
100 |
|
|
|
|
100 |
|
|
|
|
S p = |
s c . O O - C A P + |
W P ) |
= |
0 ) 6 |
100 - |
3 , 2 = |
0 ( 5 8 о/о . |
|
||
|
N p = |
N r 1 0 0 - ( АР + |
WP) = |
0 з |
100 — |
3 , 2 = |
0 2 9 о/о |
|
|||
|
|
|
100 |
|
|
|
|
100 |
|
|
|
|
QP = |
О г ЮР |
(Ар + Wp) _ |
Q 4 |
Ю О -3,2 = |
0 390/о |
|
||||
|
|
|
100 |
|
|
|
|
100 |
|
|
Ср + Нр + Sp + Np + Op + Ap + Wp = 84,7 +
+ 10,84 + 0,58 + 0,29 + 0,39 + 0,2 + 3 ,0 = 100%.
Важнейшей характеристикой топлива, определяющей его тепло вую ценность, является его теплота сгорания, или теплопроизводи тельность, под которой понимают количество теплоты, которое выде ляется при полном сгорании 1 кг топлива. Теплоту сгорания выражают в килоджоулях, приходящихся на 1 кг топлива (кДж/кг). Различают высшую и низшую теплоту сгорания.
Высшей теплотой сгорания Qp называется количество теплоты, выделяющееся при полном сгорании 1 кг топлива с последующим ох лаждением продуктов сгорания до температуры конденсации.
Низшей теплотой сгорания Qh называется количество теплоты, выделяющееся при полном сгорании 1 кг топлива без использования теплоты конденсации паров. Теплота этих паров теряется с уходящими газами.
Согласно определению можно записать зависимость между низшей и высшей теплотой сгорания топлива:
Qh= Qp —2500 • КУ9НР + WP = Qp + 25 (9НР + Wp), |
(10) |
где 2500-ІО3 Дж/кг — теплота образования 1 кг водяного пара.
89
Т а б л и ц а 1
Технические характеристики основных видов натурального топлива
Род и название топлива |
Марка |
Состав горючей массы %
сг нг Nr |
ог |
s: |
|
|
л |
6
\о Л
<0Л
а <
Зольность чей массы
|
а |
та |
и |
|
н |
|
О . |
|
Гѵ |
3 |
S О.Х |
n |
Е СУ |
|
н |
о |
|
0 |
та |
Низшаят? сгорания ДжМ/кг |
и >8 |
||
1 |
s |
|
* |
* |
|
2 |
=■ |
|
Мазуты
Малосернистые |
Флот |
86,4 |
12,5 |
0,5 |
0,6 |
0,1 |
1,0 |
41,2 |
|
ский |
87,2 |
|
|
|
|
|
|
|
М20 |
11,7 |
0,5 |
0,6 |
0,15 |
2,0 |
40,5 |
|
|
М40 |
87,5 |
11,2 |
0,7 |
0,6 |
0,2 |
3,0 |
39,7 |
|
М80 |
87,9 |
10,7 |
0,8 |
0,6 |
0,3 |
4,0 |
38,6 |
Высокосернистые |
М20 |
85,0 |
11,5 |
0,5 |
3,0 |
0,2 |
2,0 |
39,8 |
|
М40 |
85,3 |
11,0 |
0,5 |
3,2 |
0,3 |
3,0 |
38,8 |
Угли
Донецкий |
|
Д |
75,1 |
5,5 |
1,6 |
12,0 |
5,8 |
19,8 |
13,0 |
20,2 |
|
|
П Ж |
83,0 |
5,1 |
1,5 |
5,6 |
4,8 |
18,0 |
6,0 |
25,0 |
|
|
AM, АС |
93,4 |
1,7 |
1,0 |
1,7 |
2,2 |
13,3 |
5,0 |
27,2 |
|
|
А Р Ш |
93,1 |
1,8 |
1,0 |
1,9 |
2,2 |
16,9 |
6,0 |
25,4 |
Печорский |
|
пж |
84,0 |
5,3 |
2,3 |
7,2 |
1,2 |
18,6 |
7,0 |
24,8 |
|
|
Т |
74,2 |
5,1 |
2,0 |
15,1 |
3,6 |
24,9 |
11,0 |
18,1 |
Сучанский |
|
пж |
85,6 |
5,0 |
1,4 |
7,5 |
0,5 |
21,6 |
6,0 |
24,0 |
|
|
Т |
90,1 |
4,0 |
1,0 |
4,4 |
0,5 |
23,5 |
6,0 |
24,0 |
Артемовский |
|
Б |
70,6 |
5,8 |
1,6 |
21,7 |
0,3 |
21,6 |
28,0 |
13,1 |
Сахалинские: |
|
|
80,0 |
|
|
|
|
|
|
|
Мгачинский |
|
Д |
6,3 |
1,6 |
11,8 |
0,3 |
11,0 |
8,0 |
25,2 |
|
Макарьевский |
К |
86,5 |
5,6 |
2,1 |
5,3 |
0,5 |
14,0 |
6,0 |
26,8 |
|
Октябрьский |
|
к |
88,0 |
5,1 |
2,0 |
4,4 |
0,5 |
11,3 |
6,0 |
28,8 |
Южно-Сахалинский |
д |
77,1 |
6,0 |
1,6 |
14,9 |
0,4 |
21,0 |
4,5 |
22,4 |
|
» |
» |
г |
82,5 |
6,0 |
2,0 |
9,1 |
0,4 |
9,2 |
9,0 |
26,6 |
Теплоту сгорания топлива наиболее точно определяют в лаборато рии путем сжигания навески пробы топлива в специальном аппарате— калориметре. Теплоту сгорания можно определить и расчетным пу тем, если известен элементарный состав топлива, по формуле великого русского ученого Д. И. Менделеева:
Qp = 339 СР+ 1255 Нр— Ю9(Ор —SP) —25(9Hp + Wp), |
(11) |
где Ср, Нр, Ор, Sp, Wp — составляющие рабочего топлива, %. Ко
эффициенты при Ср, Нр и S£ представляют собой количество теплоты, выделяющееся соответственно при сжигании 1 кг углерода С, водо рода Н и серы S. Последний член зависимости (11) представляет со бой затрату тепла на испарение воды.
Пример. Определить по формуле Менделеева |
низш ую теплоту сгорания |
||||
рабочей массы мазута М40. |
|
|
|||
Возьмем состав рабочей массы из предыдущего примера: |
|||||
СР = |
84,7% ; |
НР = |
10,84%; Sp = |
0,58% ; N p = |
0,29% ; |
Ор = |
0,39% ; |
А р = |
0,2% ; W p = |
3,0% . |
|
90
Подставив значения элементарного состава в формулу (11), получим:
qp = 339-84,7+ 1255-10,84— 109 (0,39 —0,58) —
—25(9-10,84 + 3) = 39780-ІО3 Дж/кг.
Расчетные характеристики топлива СССР разработаны Всесоюз ным теплотехническим институтом. В табл. 1 приведены характери стики основных видов топлив, используемых в судовых парогенера торах.
В современных судовых парогенераторных установках в качестве топлива используют главным образом мазут.
Качество мазута определяется рядом физико-химических показа телей, основными из которых являются: вязкость, плотность, темпе ратура вспышки, температура воспламенения, температура застыва ния, содержание воды, серы и золы.
Вязкость мазута является одним из основных показателей мазута, определяющих его текучесть и качество распыливания. Измеряется вязкость прибором — вискозиметром в условных градусах (°ВУ) или градусах Энглера (°Е). Условную вязкость характеризует отвлечен ное число, показывающее отношение времени истечения 200 мл испы тываемого нефтепродукта при данной температуре ко времени исте
чения |
такого же объема дистиллированной воды при температуре |
20° С. |
Чтобы распыливание в форсунках было высококачественным, |
мазут подогревают до температуры 80— 110° С в зависимости от его марки с таким расчетом, чтобы вязкость перед форсунками не превы шала 4,5—5,0° ВУ. Для перекачки мазута достаточно подогреть его до 40—50° С.
Плотность определяет массовое количество топлива в цистернах и составляет 0,88—0,99 г/см3.
Температура вспышки характеризует такое тепловое состояние мазута, при котором выделяющиеся из него пары способны воспла мениться при наличии воздуха и искры. Температура вспышки мазута, используемого в судовых установках, должна быть не ниже 90° С.
Температурой воспламенения называют такую температуру, при которой топливо после вспышки горит не менее 5 с. Температура вос пламенения выше температуры вспышки на 15—20° С.
Температурой застывания называют такую температуру жидко сти, при которой ее поверхность в пробирке, наклоненной на 45°, не возвращается в горизонтальное положение в течение 1 мин. С уве личением вязкости температура застывания растет. Она меняется в пределах от —8 до +15° С. На судах применяют мазут с темпера турой застывания не выше —5° С.
Содержание серы в жидком топливе нормируется и является не желательным. По содержанию серы все мазуты принято разделять на малосернистые (не более 0,5% серы), сернистые (0,5—1% серы) и высокосернистые (свыше 1% серы). Содержание серы в мазуте для судовых парогенераторов должно быть не более 3,5%.
Зольность характеризует содержание в мазуте минеральных при
месей. Зола является негорючей массой топлива. |
Чем |
больше золы |
в топливе, тем меньше его теплота сгорания, так |
как |
на плавление |
91