Файл: Грузберг, Я. Ю. Судовые парогенераторы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

няя расход топлива. Одновременно поворачиваются сидящие на валу кулачок обратной связи 3 и задающий кулачок 6 регулятора давления воздуха. Первый возвращает регулирующую заслонку усилительного реле в среднее положение, а второй изменяет натяжение пружины и выводит регулирующую заслонку усилительного реле 7 регулятора давления воздуха из среднего положения. Под действием разности давлений рабочей жидкости поршень сервомотора 10 и жестко связан­ ная с ним регулирующая заслонка 9 на всасывании дутьевого венти­ лятора 8 перемещаются, изменяя расход воздуха до восстановления

Воздух 8 то п к у

Рис. 59. Принципиальная схема системы автоматического регули рования горения

в воздухопроводе парогенератора давления, на которое настроен ре­ гулятор давления воздуха. Топливный насос 11 работает с постоян­ ной производительностью, и давление в напорной магистрали поддер­ живается постоянным при помощи сливного клапана 13, который управляется сервомотором 12 регулятора давления топлива. Регули­ рование подачи топлива, в зависимости от нагрузки, посредством топ­ ливного регулирующего блока рассмотрено в § 8 (см. рис. 33). Устрой­ ство и принцип работы усилительных органов были рассмотрены по схеме двухимпульсного регулятора питания (см. рис. 57). В систему автоматического регулирования горения входит также регулирование температуры подогрева топлива посредством регулятора температуры.


РАЗДЕЛ

ТЕОРИЯ С У Д О В Ы Х ВТОРОЙ П А Р О ГЕ Н Е Р А ТО Р О В

Глава VII

ТОПЛИВО И ЕГО ГОРЕНИЕ

§ 24. Основные характеристики топлива

Топливом называют различные естественные и искусственные ве­ щества, при сжигании которых выделяется большое количество тепла и которые технически целесообразно и экономически выгодно исполь­ зовать для получения тепловой энергии. Для характеристики топлива пользуются элементарным его составом, дающим процентное содержа­ ние отдельных элементов — углерода С, водорода Н, кислорода О, азота N и серы S в 1 кг топлива. Кроме того, топливо может содержать золу А и влагу W. Горючими элементами топлива являются углерод, водород и сера. Углерод С — основная составляющая топлива. При сгорании 1 кг углерода выделяется 33,9 МДж тепла. Водород Н — весьма активный горючий элемент топлива выделяет при сгорании в четыре с лишним раза больше тепла, чем углерод. Сера S в тепловом отношении представляет собой малоэффективный горючий элемент и при горении выделяет в три с лишним раза меньше тепла, чем углерод.

Различают три основные так называемые массы топлива:

рабочую массу, характеризующую состав топлива в том виде, в ка­

ком оно сжигается в топке котла:

 

Cp + Hp + Op + Np + Sp + Ap + Wp= 100%;

(6)

сухую массу, освобожденную от влаги:

 

Cc + Hc + Oc + Nc + S^ + Ac= 100%;

(7)

горючую массу, освобожденную от золы и влаги, т. е. безводно­

беззольную массу:

 

Cr + Hr + Or + N r + S^ = 100%.

(8)

Применительно к жидкому топливу используют только два поня­ тия рабочей и горючей массы. Горючая масса дает наиболее правиль­ ное суждение о топливе как о горючем. В основу современных стан­ дартов на топливо положена горючая масса. Все тепловые расчеты по топливу ведутся на рабочую массу.

88


Для пересчета элементарного состава топлива горючей массы на рабочую служат соотношения:

СР = С’ 100 — (АР +

WP)

Нр =

Н‘ 100 — (AP +

WP) И т. д.

(9)

 

 

100

 

 

 

 

 

 

100

 

 

Пример. Определить состав рабочей массы мазута М40, если известна его

горючая масса и содержание балласта.

 

 

 

 

 

 

 

Из табл. 1 находим:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сг =

87,5% ;

Нг =

11,2% ;

 

 

=

0,6% ;

 

 

Nr =

0,3%;

Ог =

0,4%;

 

АР =

0,2%.

 

 

 

 

WP =

3,0%;

 

 

 

 

 

 

 

По формулам (9) пересчета с горючей массы на рабочую определяем элемен­

тарный состав рабочей массы М40 при заданном балласте:

 

 

 

CP==crl0 0 - (A P +

WP)

= 8 7 ,5 100 -

3'2 =

84,7%;

 

 

 

 

100

 

 

 

 

100

 

 

 

Н Р = н г 1 0 0 - ( A P + W P )

 

 

 

Ю О - 3 . 2 = ю 8 4 0 /о

 

 

 

 

100

 

 

 

 

100

 

 

 

S p =

s c . O O - C A P +

W P )

=

0 ) 6

100 -

3 , 2 =

0 ( 5 8 о/о .

 

 

N p =

N r 1 0 0 - ( АР +

WP) =

0 з

100 —

3 , 2 =

0 2 9 о/о

 

 

 

 

100

 

 

 

 

100

 

 

 

 

QP =

О г ЮР

(Ар + Wp) _

Q 4

Ю О -3,2 =

0 390/о

 

 

 

 

100

 

 

 

 

100

 

 

Ср + Нр + Sp + Np + Op + Ap + Wp = 84,7 +

+ 10,84 + 0,58 + 0,29 + 0,39 + 0,2 + 3 ,0 = 100%.

Важнейшей характеристикой топлива, определяющей его тепло­ вую ценность, является его теплота сгорания, или теплопроизводи­ тельность, под которой понимают количество теплоты, которое выде­ ляется при полном сгорании 1 кг топлива. Теплоту сгорания выражают в килоджоулях, приходящихся на 1 кг топлива (кДж/кг). Различают высшую и низшую теплоту сгорания.

Высшей теплотой сгорания Qp называется количество теплоты, выделяющееся при полном сгорании 1 кг топлива с последующим ох­ лаждением продуктов сгорания до температуры конденсации.

Низшей теплотой сгорания Qh называется количество теплоты, выделяющееся при полном сгорании 1 кг топлива без использования теплоты конденсации паров. Теплота этих паров теряется с уходящими газами.

Согласно определению можно записать зависимость между низшей и высшей теплотой сгорания топлива:

Qh= Qp —2500 • КУ9НР + WP = Qp + 25 (9НР + Wp),

(10)

где 2500-ІО3 Дж/кг — теплота образования 1 кг водяного пара.

89


Т а б л и ц а 1

Технические характеристики основных видов натурального топлива

Род и название топлива

Марка

Состав горючей массы %

сг нг Nr

ог

s:

 

 

л

6

\о Л

<0Л

а <

Зольность чей массы

 

а

та

и

 

н

 

О .

Гѵ

3

S О.Х

n

Е СУ

н

о

 

0

та

Низшаят? сгорания ДжМ/кг

и >8

1

s

 

*

*

 

2

=■

 

Мазуты

Малосернистые

Флот­

86,4

12,5

0,5

0,6

0,1

1,0

41,2

 

ский

87,2

 

 

 

 

 

 

 

М20

11,7

0,5

0,6

0,15

2,0

40,5

 

М40

87,5

11,2

0,7

0,6

0,2

3,0

39,7

 

М80

87,9

10,7

0,8

0,6

0,3

4,0

38,6

Высокосернистые

М20

85,0

11,5

0,5

3,0

0,2

2,0

39,8

 

М40

85,3

11,0

0,5

3,2

0,3

3,0

38,8

Угли

Донецкий

 

Д

75,1

5,5

1,6

12,0

5,8

19,8

13,0

20,2

 

 

П Ж

83,0

5,1

1,5

5,6

4,8

18,0

6,0

25,0

 

 

AM, АС

93,4

1,7

1,0

1,7

2,2

13,3

5,0

27,2

 

 

А Р Ш

93,1

1,8

1,0

1,9

2,2

16,9

6,0

25,4

Печорский

 

пж

84,0

5,3

2,3

7,2

1,2

18,6

7,0

24,8

 

 

Т

74,2

5,1

2,0

15,1

3,6

24,9

11,0

18,1

Сучанский

 

пж

85,6

5,0

1,4

7,5

0,5

21,6

6,0

24,0

 

 

Т

90,1

4,0

1,0

4,4

0,5

23,5

6,0

24,0

Артемовский

 

Б

70,6

5,8

1,6

21,7

0,3

21,6

28,0

13,1

Сахалинские:

 

 

80,0

 

 

 

 

 

 

 

Мгачинский

 

Д

6,3

1,6

11,8

0,3

11,0

8,0

25,2

Макарьевский

К

86,5

5,6

2,1

5,3

0,5

14,0

6,0

26,8

Октябрьский

 

к

88,0

5,1

2,0

4,4

0,5

11,3

6,0

28,8

Южно-Сахалинский

д

77,1

6,0

1,6

14,9

0,4

21,0

4,5

22,4

»

»

г

82,5

6,0

2,0

9,1

0,4

9,2

9,0

26,6

Теплоту сгорания топлива наиболее точно определяют в лаборато­ рии путем сжигания навески пробы топлива в специальном аппарате— калориметре. Теплоту сгорания можно определить и расчетным пу­ тем, если известен элементарный состав топлива, по формуле великого русского ученого Д. И. Менделеева:

Qp = 339 СР+ 1255 Нр— Ю9(Ор —SP) —25(9Hp + Wp),

(11)

где Ср, Нр, Ор, Sp, Wp — составляющие рабочего топлива, %. Ко­

эффициенты при Ср, Нр и S£ представляют собой количество теплоты, выделяющееся соответственно при сжигании 1 кг углерода С, водо­ рода Н и серы S. Последний член зависимости (11) представляет со­ бой затрату тепла на испарение воды.

Пример. Определить по формуле Менделеева

низш ую теплоту сгорания

рабочей массы мазута М40.

 

 

Возьмем состав рабочей массы из предыдущего примера:

СР =

84,7% ;

НР =

10,84%; Sp =

0,58% ; N p =

0,29% ;

Ор =

0,39% ;

А р =

0,2% ; W p =

3,0% .

 

90


Подставив значения элементарного состава в формулу (11), получим:

qp = 339-84,7+ 1255-10,84— 109 (0,39 —0,58) —

—25(9-10,84 + 3) = 39780-ІО3 Дж/кг.

Расчетные характеристики топлива СССР разработаны Всесоюз­ ным теплотехническим институтом. В табл. 1 приведены характери­ стики основных видов топлив, используемых в судовых парогенера­ торах.

В современных судовых парогенераторных установках в качестве топлива используют главным образом мазут.

Качество мазута определяется рядом физико-химических показа­ телей, основными из которых являются: вязкость, плотность, темпе­ ратура вспышки, температура воспламенения, температура застыва­ ния, содержание воды, серы и золы.

Вязкость мазута является одним из основных показателей мазута, определяющих его текучесть и качество распыливания. Измеряется вязкость прибором — вискозиметром в условных градусах (°ВУ) или градусах Энглера (°Е). Условную вязкость характеризует отвлечен­ ное число, показывающее отношение времени истечения 200 мл испы­ тываемого нефтепродукта при данной температуре ко времени исте­

чения

такого же объема дистиллированной воды при температуре

20° С.

Чтобы распыливание в форсунках было высококачественным,

мазут подогревают до температуры 80— 110° С в зависимости от его марки с таким расчетом, чтобы вязкость перед форсунками не превы­ шала 4,5—5,0° ВУ. Для перекачки мазута достаточно подогреть его до 40—50° С.

Плотность определяет массовое количество топлива в цистернах и составляет 0,88—0,99 г/см3.

Температура вспышки характеризует такое тепловое состояние мазута, при котором выделяющиеся из него пары способны воспла­ мениться при наличии воздуха и искры. Температура вспышки мазута, используемого в судовых установках, должна быть не ниже 90° С.

Температурой воспламенения называют такую температуру, при которой топливо после вспышки горит не менее 5 с. Температура вос­ пламенения выше температуры вспышки на 15—20° С.

Температурой застывания называют такую температуру жидко­ сти, при которой ее поверхность в пробирке, наклоненной на 45°, не возвращается в горизонтальное положение в течение 1 мин. С уве­ личением вязкости температура застывания растет. Она меняется в пределах от —8 до +15° С. На судах применяют мазут с темпера­ турой застывания не выше —5° С.

Содержание серы в жидком топливе нормируется и является не­ желательным. По содержанию серы все мазуты принято разделять на малосернистые (не более 0,5% серы), сернистые (0,5—1% серы) и высокосернистые (свыше 1% серы). Содержание серы в мазуте для судовых парогенераторов должно быть не более 3,5%.

Зольность характеризует содержание в мазуте минеральных при­

месей. Зола является негорючей массой топлива.

Чем

больше золы

в топливе, тем меньше его теплота сгорания, так

как

на плавление

91