ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
Предохранительный клапан пароперегревателя должен быть от регулирован таким образом, чтобы он открывался раньше, чем пре дохранительный клапан, установленный на пароводяном коллекторе.
Проходное сечение предохранительного клапана определяется по правилам Регистра СССР, при этом его диаметр должен быть не менее 32 и не более 100 мм.
§19. Контрольно-измерительные приборы
Кконтрольно-измерительным приборам относятся: манометры, водоуказательные колонки, газоанализаторы, термометры и термо пары, солемеры и др.
Манометры предназначены для измерения давления пара в паро генераторе. Манометр должен быть снабжен трехходовым краном и сифонной трубкой или другим приспособлением, чтобы предотвратить температурное воздействие пара на диафрагму или трубчатый элемент прибора. На пароводяном коллекторе устанавливают два манометра. Наиболее широко используются манометры двух типов: с изогнутой трубкой и мембраной. Трубчатый манометр показан на рис. 54, а. Давление жидкости, действующее в трубке 1 изнутри, стремится вы прямить ее; это давление при помощи рычажного и зубчатого меха низма 2 передается стрелке манометра, которая указывает на шкале
результат измерения давления. На рис. 54, б изображен манометр с мембраной. Давление жидкости действует на упругую мембрану 2, которая в зависимости от величины давления прогибается и при по мощи стержня 1 и зубчатого механизма 3 перемещает стрелку мано метра.
Водоуказательные колонки служат для контроля уровня воды в парогенераторе. Наибольшее применение для судовых парогенерато ров имеют приборы с плоскими стеклами, как более надежные в работе.
Водоуказательная колонка системы Клингера (рис. 55) состоит из плоского стекла 4, вставленного в гнездо рамки 5 и прижатого брон зовой крышкой 3 на болтах 2. В рамке за стеклом имеется цилиндри ческий канал, сообщенный посредством штуцеров 1 с водяным и па ровым объемами котла. Для лучшей видимости на задней стенке стекла сделаны продольные прорези треугольного сечения, вследствие чего вода приобретает темную окраску, пар — белую. С обеих сторон стекла установлены прокладки 6, обеспечивающие герметичность сое динения. Для продувки соединительных труб и стекла, проверки действия водоуказательной колонки и ее отключения имеются три крана: верхний паровой, нижний водяной и продувочный.
Для парогенераторов высокого давления применяют водоуказа тельные колонки со слюдяными прокладками или стеклами, закры вающими узкую сквозную прорезь рамки, которая просвечивается электрической лампочкой.
На рис. 56 изображена водоуказательная колонка для парогене ратора высокого давления. Колонка состоит из корпуса 3, рамок 1, прижимных планок 4 и слюдяных пластинок 2, зажатых между корпу сом и рамками посредством упорных планок и болтов 5. Для сокраще ния длины слюдяных пластин щель в корпусе разделена на две части.
80
Грузберг
Рис. 54. Манометры
|
—> |
оо |
Рис. 55. Водоуказательная колонка системы Клингера |
г |
Приведенные выше контрольно-измерительные приборы регламен тируются Правилами Регистра СССР и являются обязательными для надежной и безаварийной эксплуатации парогенератора. Современные парогенераторы морских судов снабжены значительно большим ко личеством приборов теплотехнического контроля, которые способст вуют повышению к. п. д. благодаря возможности соблюдать более экономичный режим работы парогенератора.
Рис. 56. Водоуказательная колонка для парогенератора высо кого давления
При наладке и испытаниях парогенератора широко пользуются химическими газоанализаторами переносного типа системы Орса для определения процентного содержания в газах С 02 и суммы С 02 + 0 2. По этим данным можно подсчитать величину химического недожога топлива.
Глава VI
АВТОМАТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СУДОВЫХ ПАРОГЕНЕРАТОРОВ
§ 20. Назначение и системы регулирования
Поддержание параметров пара и уровня воды в парогенераторе в установленных пределах на всех нагрузках путем изменения коли честв подаваемых в топку воздуха, топлива и питательной воды на зывается регулированием работы парогенератора.
82
Современные парогенераторы оборудуют системой автоматического регулирования (САР), которая с высокой точностью поддерживает установленные параметры работы, исключает влияние индивидуаль ных качеств вахтенного персонала и способствует повышению эконо мичности. В судовых парогенераторах с естественной циркуляцией имеется в основном три регулируемых параметра: давление пара, его температура и уровень воды, для чего и предназначены отдельные си стемы автоматического регулирования: питания, температуры пере гретого пара и горения топлива.
Главные парогенераторные установки в соответствии с Правилами Регистра СССР должны быть оборудованы системами автоматиче ского регулирования, защиты и сигнализации. Система защиты авто матически прекращает подачу топлива к форсункам, и аварийно предупредительная сигнализация вступает в действие при снижении или превышении допускаемых уровней воды в коллекторе, при обесто чивании дутьевого вентилятора, САР и защиты.
Система автоматического регулирования обеспечивает поддержа ние давления пара и уровня воды в коллекторе и расход топлива с учетом сохранения бездымности процесса горения в топке. Система автоматической защиты и сигнализации обеспечивает прекращение подачи топлива, остановку вентилятора и топливного насоса в ава рийных случаях.
Системы автоматического регулирования парогенераторными уста новками изучаются в специальном курсе «Основы автоматизации и регулирования в судовых энергетических установках». Здесь ограни чимся изложением основных сведений о назначении и способах авто матического регулирования питания, температуры перегретого пара и горения.
§ 21. Регулирование питания
Регулирование питания сводится к поддержанию в парогенераторе уровня воды, обеспечивающего нормальную работу циркуляционного контура и выдачу в пароперегреватель сухого пара.
В регулирующих устройствах, предназначенных для контроля уровня воды в парогенераторах, можно применять чувствительные элементы: поплавковые, термостатические, термогидравлические и мембранные. Наибольшее применение имеют мембранные элементы, их преимущества — отсутствие влияния тепловой инерции и темпера туры окружающей среды, высокая чувствительность к изменению уровня, возможность размещения регулирующего устройства в лю бом месте машинно-котельного отделения.
Рассмотрим схему наиболее распространенного отечественного двухимпульсного регулятора уровня с мембранным чувствительным элементом и обратной жесткой связью силового типа (рис. 57). Регу лятор воспринимает импульс от изменения расхода пара из парогене ратора и уровня воды в его пароводяном коллекторе. Оба эти импульса суммируются в измерительном устройстве и воздействуют на водяное усилительное реле, которое создает разность давлений на поршне сер
4* |
83 |
вомотора, перемещая его и вместе с ним регулирующий питательный клапан.
В общем корпусе измерительного устройства 6 закреплены две мембраны, делящие его на три части. Измерительное устройство ре гулятора при помощи мембраны уровня 15 измеряет столб воды, за ключенной между уровнями в конденсационном сосуде 1 и пароводя ном коллекторе 3. При изменении уровня мембрана перемещает гори
зонтальный рычаг 8 усилительного элемента. Мембрана расхода 16
|
измеряет изменение |
расхода |
пара |
|||
|
из парогенератора посредством из |
|||||
|
менения разности давления |
между |
||||
|
пароводяным коллектором |
пароге |
||||
|
нератора (импульсная трубка 17) |
|||||
|
и паропроводом за пароперегрева |
|||||
|
телем 2 (импульсная трубка 4). |
|||||
|
Между мембраной расхода 16 и го |
|||||
|
ризонтальным рычагом 8 установ |
|||||
|
лена импульсная пружина 7. |
|||||
|
Усилительный орган регулятора |
|||||
|
выполнен в виде герметичного реле |
|||||
|
и предназначен для усиления им |
|||||
|
пульса, создаваемого измеритель |
|||||
|
ным устройством. В усилительном |
|||||
|
реле |
используется |
рабочая |
вода |
||
|
давлением до 0,8 МН/м2 от напор |
|||||
|
ного |
питательного |
трубопровода |
|||
|
или от насоса рабочей воды. В кор |
|||||
|
пус |
усилительного |
органа |
|
соосно |
|
|
вставлены две напорные 9 и две |
|||||
|
приемные 11 насадки, а в |
сере |
||||
|
дине — регулирующая заслонка 10, |
|||||
|
жестко соединенная с рычагом 8. |
|||||
|
На |
свободном |
конце заслонки |
|||
Рис. 57. Принципиальная схемадвух- |
укреплена отражательная пластин |
|||||
импульсного регулятора уровня |
ка. Рабочая вода |
подводится к на |
||||
|
порным насадкам 9, |
а вытекающие |
из них струи воды улавливаются приемными насадками 11 и исполь зуются для приведения в действие поршневого сервомотора 12 пита тельного регулирующего клапана 13.
При изменении одного из регулируемых параметров (расхода пара или уровня воды) равновесие сил на рычаге 8 нарушится и заслонка с пластинкой переместится от среднего положения, увеличивая до ступ струе в одну из приемных насадок и прикрывая другую. Вслед ствие этого возникает разность давлений в полостях сервомотора и под его воздействием поршень начнет перемещаться и изменять величину проходного сечения регулирующего питательного клапана. Обратная связь 14 предназначена для выключения сервомотора после того, как питательный клапан приоткроется или прикроется на необходимую
84
величину. Между сопротивлением пароперегревателя и расходом пара из парогенератора существует квадратичная зависимость. Чтобы по лучить линейную зависимость между расходом пара и перемещением мембраны расхода, над последней устанавливают комплект пластин чатых пружин 5, последовательно выключаемых по мере ее переме щения.
Такими регуляторами уровня воды снабжаются парогенераторы серийных судов типа «Ленинский комсомол», «София», «Прага» и др. Они вполне себя оправдали в эксплуатации, обеспечивая надлежащее регулирование и эксплуатационно-приемлемые изменения уровня воды в пароводяном коллекторе парогенератора при различных на грузках.
§ 22, Автоматическое регулирование температуры перегретого пара
Все рассмотренные выше (см. § 9) способы регулирования темпера туры перегретого пара в судовых парогенераторах могут в настоящее время быть автоматизированы. Система автоматического регулирова
ния температуры перегретого пара |
|
||
способствует повышению надежно |
|
||
сти и экономичности эксплуатации |
|
||
судовых энергетических установок. |
|
||
В |
современных парогенератор |
|
|
ных установках транспортных су |
|
||
дов наиболее широко |
применяют |
|
|
простую в обслуживании и надеж |
|
||
ную в работе схему автоматиче |
|
||
ского |
регулирования температуры |
|
|
перегретого парас помощью внутри- |
|
||
барабанного поверхностного паро |
|
||
охладителя, включенного в рас |
|
||
сечку |
двухсекционного |
паропере |
|
гревателя (рис. 58, а). Температура |
|
||
перегретого пара на выходе из паро |
|
||
перегревателя регулируется изме |
|
||
нением количеств пара, пропускае |
|
||
мых через вторую секцию 5 паро |
|
||
перегревателя и пароохладитель 1 |
|
||
после первой секции 2 с помощью |
Рис. 58. Схемы регулирования тем |
||
двух автоматических регулируемых |
|||
клапанов 4 и 6, управляемых серво |
пературы перегретого пара |
||
|
мотором 3 от регулятора темпера туры. От степени открытия регулирующих клапанов зависит коли
чество пара, прошедшего через пароохладитель, а следовательно, и температура пара перед второй секцией, что влечет соответствующее изменение температуры перегретого пара в главном паропроводе.
На рис. 58, б приведена схема автоматического регулирования температуры перегретого пара с помощью впрыскивающего пароох ладителя 5, включенного между двумя секциями пароперегревателя.
85
\
Температура перегрева пара регулируется путем изменения количе ства конденсата, впрыскиваемого в перегретый пар, за счет подсасы вающего эффекта эжектора 6, установленного в пароохладителе. Кон денсат для впрыска образуется в поверхностном конденсаторе 2, ох лаждаемом питательной водой из водяного экономайзера /. Сборник конденсатора снабжен переливной трубой 4, обеспечивающей необхо димый уровень. Регулирующий клапан 3 управляется автоматически по температуре пара за второй секцией пароперегревателя. Количе ство впрыскиваемого конденсата при неизменном положении регули рующего клапана пропорционально количеству проходящего через пароохладитель перегретого пара, чем обеспечивается наличие в си стеме регулирования температуры пара дополнительного импульса по нагрузке. Применение для впрыска «собственного» конденсата сни жает солесодержание пара.
§ 23. Автоматическое регулирование горения
Система автоматического регулирования горения предназначена для поддержания в заданных пределах давления пара в парогенера торе и определенного соотношения между количествами сжигаемого топлива и подаваемого в топку воздуха. Системы автоматического ре гулирования горения, применяемые в судовых парогенераторных уста новках, автоматически управляют подачей в топку парогенератора топлива и воздуха воздействием на соответствующие регулирующие органы и поддерживают при этом заданные значения давления пара в парогенераторе, давления воздуха перед воздухонаправляющим устройством и давления жидкого топлива в напорной топливной ма гистрали. В настоящее время существуют разнообразные схемы регу лирования горения и все они основаны на принципе использования импульса по изменению давления в паропроводе за пароперегрева телем.
На рис. 59 представлена принципиальнаая схема системы автома тического регулирования горения, снабженная следующими регуля торами: I — давления пара, поддерживающим давление пара в за данных пределах в главном паропроводе; 11 — давления топлива, поддерживающим заданное давление топлива в напорной магистрали перед топливными регулирующими блоками; III — давления воздуха, поддерживающим требуемое давление воздуха и воздействующим на направляющие лопатки дутьевого вентилятора. Рабочей водой для регулятора этой системы служит чистый дистиллят давлением 0,6 — 0,8 МН/м2.
При изменении расхода пара из парогенератора изменяется дав ление пара за пароперегревателем и срабатывает сильфонный чувстви тельный элемент /, вследствие чего регулировочная заслонка усили тельного реле 2 выводится из среднего положения, вызывая тем самым увеличение давления рабочей воды в одной из полостей сервомотора 5 и уменьшение в другой полости. Под действием разности давлений
поршень сервомотора перемещается, поворачивает главный |
вал 4 |
и вместе с ним золотники топливного регулирующего блока 14, |
изме- |
86