Файл: Грузберг, Я. Ю. Судовые парогенераторы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Физическое тепло поступающего в топку холодного воздуха опре­ деляют по формуле

Q x. B = a V T ( c O x . в.

( 4 5 )

где (ct) — энтальпия влажного воздуха, Дж/м3.

Температуру холодного воздуха принимают равной 20—30° С. Физическое тепло топлива находят по формуле

Qr = cTtT.

(46)

Для мазута теплоемкость

можно принять равной

(1,87 —

2,1)- Ю3 Дж/(кг«°С) или более точно определить по формуле

 

ст= (1,74 + 0,0025 0 ІО3

Дж/(кг-°С)[ккал/(кг-°С)].

(47)

Теплота, вносимая с паром, поступающим непосредственно в топку парогенератора при работе паровых или паромеханических форсунок,

 

С/ф =

d-ф(іф —2500) • 103

Дж/кг (ккал/кг),

(48)

где

d В

— удельный

расход пара на

работу

форсунок,

 

 

отнесенный

к

секундному

расходу

топлива,

 

 

кг/кг;

 

 

 

 

 

(гф —2500)-103 — энтальпия

водяного пара при температуре га­

 

 

зов, покидающих парогенератор, Дж/кг.

Потери теплоты с уходящими газами для судовых парогенерато­ ров составляют 4—6%.

Потери теплоты от химической неполноты сгорания возникают вследствие плохой организации процесса горения, недостатка воздуха или низкой температуры в топке, их определяют по выражению

 

Q3= QcoVrco-

(49)

Объем окиси углерода

СО

Ис. г м3/кг,

а объем сухих газов

1/со = —

jsР

Теплота

сгорания 1

м3 окиси углерода

Ѵс. г = 1,86------------ м3/кг.

R 0 2 -f- СО

 

 

 

составляет

 

 

 

Qco = 12 780ІО3 Дж/м3.

 

Подставив значения QCo, Усо и Ус.г, получим окончательно

« ^

237-7 10,,СРЦ ^ Т Щ

<50>

или в процентах

 

 

 

 

^3 = —

100.

(51)

 

<?£

 

 

При тепловом расчете величину qz принимают на основании опыт­ ных данных. Так, для парогенератора с мазутным отоплением потери теплоты от химической неполноты сгорания сравнительно невелики и практически не превышают величины 0,5%.

103


Потери теплоты от механической неполноты сгорания учитываются при расчете парогенератора с угольным отоплением, для которого составляют величину 0,5 — 2,5%. При отоплении мазутом <74 прини­ мается равной нулю.

Потери теплоты в окружающую среду определяются в основном размерами парогенератора, качеством изоляции, а также компоновкой воздушных каналов и обшивки. Для крупных парогенераторов с по­ верхностью нагрева более 400 м2 потери составляют 2—3%. При нор­ мальной нагрузке современного парогенератора, в котором предусмот­ рено охлаждение обмуровки воздухом, поступающим в топку, вели­ чина потери составляет 0,5—1,5%.

Потери в окружающую среду можно определить по формуле

 

Qö — Яь Q5

(52)

100 '

 

При теплотехнических испытаниях потеря q5 определяется как

остаточный член теплового баланса по уравнению

 

Яь = 100 (t]k+ <72 + <7s).

(53)

где т|к — к. п. д. парогенератора, %.

При тепловом расчете принимают потерю в окружающую среду всем парогенератором, а затем ее ориентировочно делят на ряд потерь: топкой q^, собственно парогенератором q™, пароперегревателем qne

и др., пропорционально тепловосприятиям поверхностей нагрева.

§ 29. Мероприятия по борьбе с тепловыми потерями

Природное топливо, запасы которого на земле хотя и очень велики, но не безграничны, используется еще недостаточно экономно, осо­ бенно в парогенераторах старой постройки, к. п. д. которых ниже сов­ ременных на 10—20%. Всемерная борьба с тепловыми потерями, эко­ номия топлива и теплоты в парогенераторных установках — одна из главнейших задач, имеющих огромное народнохозяйственное значение.

Экономичность работы парогенераторной установки определяется двумя основными факторами: техническим совершенством оборудова­ ния и правильной умелой его эксплуатацией. Все парогенераторное оборудование необходимо поддерживать в таком состоянии, чтобы оно обеспечивало самый высокий к. п. д., т. е. минимальные потери теплоты.

Потери теплоты с уходящими газами являются наибольшей из всех прямых потерь теплоты и могут быть уменьшены путем снижения тем­ пературы уходящих газов и соблюдения оптимального коэффициента избытка воздуха. Основным средством снижения температуры уходя­ щих газов является использование развитых хвостовых поверхностей нагрева (водяного экономайзера и воздухоподогревателя). Можно счи­ тать, что нагрев воды в водяном экономайзере на 1° С снижает темпе­ ратуру уходящих газов на 2,4 — 2,8° С. При подогреве воздуха в

104


воздухоподогревателе на 1°С температура газов снижается на 0,7 — 0,8° С.

Установка водяных экономайзеров и воздухоподогревателей поз­ воляет снизить tyx на 150—190° С и повысить к. п. д. парогенератора примерно на 8— 10%.

Чтобы температура уходящих газов была минимальной, все поверх­ ности нагрева парогенераторной установки нужно содержать в чис­ тоте. Для этого установку оборудуют специальными сажеобдувочными устройствами. Эффективная обдувка поверхностей нагрева может снизить температуру уходящих газов на величину до 20° С даже при сжигании такого топлива, как мазут. Это дает прямую экономию около

1,0 %.

Причиной потери теплоты от химической неполноты сгорания слу­ жит недостаток воздуха в топке и плохое его перемешивание с горю­ чими летучими веществами топлива.

Потерю теплоты в окружающую среду можно значительно снизить охлаждением обмуровки парогенератора воздухом, поступающим в топку по каналам двойной обшивки. Хорошая теплоизоляция паро­ генератора и исправные трубопроводы также препятствуют потерям теплоты в окружающую среду.

Весьма существенное значение в борьбе с тепловыми потерями имеет своевременная ликвидация пропусков воды и пара парогене­ раторной арматурой и использование теплоты продувок путем уста­ новки расширителей, в которых образуется вторичный пар, приме­ няемый в регенеративных подогревателях воды.

Автоматизация работы парогенератора в сочетании с техническим совершенством оборудования и правильной, умелой его эксплуата­ цией значительно повышают экономичность и надежность судовой энергетической установки, дают возможность экономить ежегодно сотни тысяч тонн топлива.

§ 30. Тепловой баланс парогенератора

Составление теплового баланса парогенератора, основанного на законе сохранения энергии, заключается в установлении равенства между поступившим в агрегат количеством теплоты и суммой полезно использованной теплоты и тепловых потерь, т. е.

 

Q н + Q T + Q x . в +

Q<t> =

Q i +

Q s + Qb + i y x ■

(54)

Потери с уходящими газами равны:

 

 

откуда

Q 2 = Â x

Qt

Qx. в

Q(t>>

 

l y x = Q 2 +

Qt+

 

 

(55)

 

Q x . в + Q (tr

Подставив значение гух в формулу (54), получают

уравнение теп-

лового баланса парогенератора:

 

 

 

 

 

Q h = Q i +

Q 2 +

Q 3+

Qs>

(56)

где Q1 —- количество теплоты, полезно использованной в парогенера­ торе, Дж/кг.

105


На основании теплового баланса вычисляют к. п. д. и необходимый

расход топлива. Разделив обе части уравнения (56) на и умножив на 100, получают уравнение теплового баланса парогенератора, вы­ раженное в процентах:

Ш0 = г)к+ Ч,2 + <7з+ 4,5-

(57)

Если обозначить секундный расход топлива через В (кг/с), то теп­ ловой поток, полезно использованный в парогенераторе, составит

Qi — ßQn Лк-

(58)

откуда коэффициент полезного действия парогенератора

 

Qi

(59)

BQPn

 

Тепловой поток, полезно использованный в парогенераторе, мо­ жет быть выражен уравнениями:

для парогенератора, вырабатывающего только перегретый пар,

Q l ^ п е (^пе ^п. в) >

для парогенератора, вырабатывающего только насыщенный пар,

Qi= DH(ініп в).

Подставив значение Qx в уравнение (59), получают соответственно:

Лк

Р п е бпе — in. в) .

(60)

 

SQP

 

 

 

 

Р ң

(Ін --- Іп. в)

(60')

 

 

 

BQP„

Если от парогенератора отбирается перегретый и насыщенный пар, то

Р п е О'пе

in. в) ~Ь Du (hi

Іп. в) .

(61)

 

ß QE

 

при наличии пароохладителя

 

 

 

 

 

Р к (і'пе

in. в) Р о х л (іпе

Іохл)

(62)

 

 

 

ß Q£

Воспользовавшись приведенными формулами, можно определить расход топлива. Так, при наличии пароохладителя

ß __Р к (Іпе — (п. в)

Ррхл ((пе <охл)

(63)

 

 

T)kQP

Расчетная величина расхода жидкого топлива равна:

Вр = В (^4 = 0).

(64)

Важной характеристикой топлива является испарительная способ­ ность — отношение суммарной паропроизводительности к расходу топлива:

и = ^ .

106


Испарительная способность топлива для современных парогенерато­ ров находится в пределах от 12,5 до 16,5.

Предварительный тепловой баланс составляют для определения тепловых потерь при заданном коэффициенте полезного действия. По формуле (58) определяют полезно использованную теплоту 1 кг топлива. Выбирают значения q3 и qb на основании § 28 и определяют

Q3 и Q&. Вычисляют суммарные теплопотери в котле QnoT QS —Qi, а затем определяют потерю с уходящими газами:

Q2 “ QnoT Qз Qs-

По формуле (55) определяют энтальпию уходящих газов іух и из диаграммы і— t находят температуру tyx, которая должна совпасть с температурой, получаемой в результате теплового расчета пароге­ нератора.

Полезное тепловыделение в топке определяют по формуле

Q b . Т = г'теор = Q h ~ Цз+ QT+ QB+ 0 ФДж/кг (ккал/кг). (65)

Энтальпия гтеор называется теоретической, так как в топках ее нельзя достичь. Действительная энтальпия будет ниже из-за прямой отдачи теплоты (лучеиспусканием) поверхностям нагрева парогене­ ратора и через них воде. Теоретическая энтальпия продуктов сгора­ ния при сжигании 1 кг топлива складывается из теплоты, выделив­ шейся при сгорании топлива, из физической теплоты топлива и из теплоты, вносимой горячим или холодным воздухом и паром форсунок.

Соответствующая энтальпии ігеор температура газов называется

теоретической температурой горения (/теор).

Глава IX

РАСЧЕТ ТЕПЛООБМЕНА В ТОПКЕ

§ 31. Общие вопросы расчета топки

Расчет теплообмена в топке судового парогенератора сводится к оп­ ределению мощности теплового потока, воспринятого лучевоспринимающей поверхностью нагрева, размещенной в топочном пространстве, и температуры газов на выходе из топки.

Температура газов на выходе из топки является важной характе­ ристикой, определяющей устойчивость процесса горения, размеры конвективных поверхностей нагрева, температуру перегретого пара и надежность работы парогенератора. Температура газов на выходе из топки при сжигании мазута в топках слабонапряженных парогене­ раторов составляет 1200—1350° С, а высоконапряженных— 1400— 1550° С.

107