ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
перегреватель 8, а затем в виде перегретого пара направляется по па ропроводу 9 к главным двигателям.
Во время растопки парогенератора вода циркулирует через трубы экономайзера и пароперегревателя, предотвращая их пережог. Путем открытия клапанов Л я 12 я закрытия клапана 6 в период пуска па рогенератора достигается распределение потоков в нужных направ лениях (указанных на рисунке штриховыми стрелками). Когда в па рогенераторе появится пар, клапаны 11 и 12 закрываются и вклю чают пароперегреватель и экономайзер. При необходимости из трубо провода 4 можно произвести отбор насыщенного пара. В парогенера торах с принудительной циркуляцией поверхности нагрева экранных труб воспринимают неодинаковое количество тепла, что вызывает неравномерность расхода воды по змеевикам. Чтобы обеспечить равно мерное распределение воды, в коллекторе при входе в каждый змеевик устанавливают дроссельные шайбы с различными диаметрами в за висимости от тепловосприятия отдельных труб.
Достоинства этих парогенераторов: наличие всего одного коллек тора, возможность удобной их компоновки в машинно-котельном от делении судна, а также их высокие тепловые и экономические показа
тели |
(к. п. д. |
достигает 92—93% при |
удельном |
паросъеме |
0,03 — 0,035 кг/(м2 • с). |
снижающих |
надежность |
||
К |
недостаткам |
следует отнести наличие |
парогенераторов специальных дроссельных устройств в распредели тельных коллекторах и циркуляционного насоса, который перекачи вает воду с температурой, близкой к температуре насыщения.
Прямоточные парогенераторы. В прямоточных парогенераторах нет замкнутого циркуляционного контура, а следовательно, нет и гро моздких пароводяных и водяных коллекторов. Вода входит в трубный пучок и, пройдя последовательно по всем пучкам, выходит в виде пе регретого пара. Главные достоинства прямоточных котлов — про стота конструкции, малые габарит и масса, относительно невысокая стоимость постройки и возможность получения большой паропроиз водительности и пара высоких параметров.
Прямоточные парогенераторы имеют и серьезные эксплуатацион ные недостатки, ограничивающие их применение на судах морского
флота. Основными из |
них |
являются: высокая требовательность |
к качеству питательной |
воды, |
необходимость строгого соответствия |
между паропроизводительностью, тепловосприятием поверхности на грева и количеством питательной воды, подаваемой в парогенера тор, затруднения при работе на маневровых режимах и необходи мость установки сложной системы автоматического регулирования, а также потребность в высококвалифицированном обслуживающем персонале.
Принципиальная схема прямоточного парогенератора высокого давления приведена на рис. 18. Питательная вода подается насосом в экономайзер 7, откуда недогретой на 30—40° С до кипения проходит в нижнюю радиационную часть 2 агрегата, где происходит испарение значительной части воды с доведением конечного паросодержания до 70—75%. Из радиационной части пароводяная смесь поступает в так
33
называемую переходную зону 5, которая выполнена в виде конвек тивной поверхности нагрева змеевикового типа и расположена в об ласти пониженных температур. Далее пар направляется в радиацион ную часть 3 пароперегревателя, а затем в конвективную часть 4 па роперегревателя и к турбине.
Парогенератор оборудован двухступенчатым воздухоподогрева телем, ступени 6 и 8 которого расположены до и после водяного эко номайзера. Отопление парогенератора осуществляется угольной
|
пылью, подаваемой в топку через |
||||||||
|
горелки |
/. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Для питания прямоточных паро |
||||||||
|
генераторов применяют |
конденсат |
|||||||
|
с содержанием |
солей |
не |
более |
|||||
|
3 мг/л и кислорода |
не |
более |
||||||
|
0,05 мг/л. Чтобы в качестве пита |
||||||||
|
тельной воды можно было употре |
||||||||
|
бить |
конденсат |
со значительной |
||||||
|
добавкой воды, содержащей боль |
||||||||
|
шое количество солей и кислорода, |
||||||||
|
применяют прямоточные |
парогене |
|||||||
|
раторы сепараторного типа, в кото |
||||||||
|
рых |
переходная |
зона |
выполнена |
|||||
|
в виде коллектора-сепаратора, вы |
||||||||
|
несенного |
за |
пределы |
газохода. |
|||||
|
В сепараторе вода отделяется от |
||||||||
|
пара. Около 3—5% всего коли |
||||||||
|
чества |
воды |
отводится |
продувкой |
|||||
|
для уменьшения концентрации со |
||||||||
|
лей, а 15% циркуляционным насо |
||||||||
Рис. 18. Принципиальная схема |
сом возвращается в парогенератор. |
||||||||
Сепараторные |
парогенераторы |
не |
|||||||
прямоточного парогенератора |
являются |
чисто |
прямоточными |
и |
|||||
|
имеют кратность циркуляции около 1,2, поэтому их называют парогенераторами с малой кратностью циркуляции (МКЦ).
На рис. 19 показана компоновка судового прямоточного парогене ратора системы Л. К- Рамзина. Питательный насос 1 подает воду по трубопроводу 2 в экономайзер 3, откуда по перепускной трубе 8 она направляется в распределительный коллектор 7. Из коллектора вода распределяется по трубам лучевоспринимающей поверхности нагрева 6 парогенератора, а затем переходит в конвективный пучок 5. Обра зовавшаяся пароводяная смесь из конвективной части поступает в се паратор 9, в котором происходит отделение пара от воды. Пар направ ляется в пароперегреватель 4, вода частично продувается, а большая ее часть циркуляционным насосом (на рисунке не показан) возвра щается в экономайзер парогенератора.
На некоторых речных буксирах установлены прямоточные паро генераторы системы Рамзина производительностью 0,56 кг/с (2 т/ч), давлением пара 6,4 МН/м3 и температурой 400° С. Такие парогенера
34
торы весят в десять раз меньше огнетрубных парогенераторов той же паропроизводительности.
Рассмотренные основные особенности рабочего процесса прямо точных парогенераторов свидетельствуют о том, что они могут быть построены на любые паропроизводительности и параметры пара. Для современных стационарных установок с критическими и сверхкрити ческими параметрами пара прямоточный котел является единственно возможным типом парогенератора.
Парогенератор с наддувом в топке. Применение принудительной циркуляции позволяет увеличить теплонапряжение топочного объема
парогенератора |
до |
(1,75— |
— 2,32)-ІО6 Вт/м3. |
Дальней |
|
шее увеличение |
теплонапря- |
жения возможно путем созда ния топок, работающих при повышенном давлении газов. Увеличение давления в топке до 0,3 — 0,4 МН/м2, создавае
мого |
компрессором, |
который |
|||
подает в |
топку сжатый |
воз |
|||
дух, |
значительно |
повышает |
|||
скорость |
реакции |
|
горения |
||
и дает |
возможность |
увели |
|||
чить |
теплонапряжение |
до |
|||
(7 — 9,2) -10® Вт/м3 |
[(6 — 8) X |
X10е ккал/(м3-ч)] и более. Сущность действия паро
генератора с наддувом заклю чается в использовании энер гии отработавшего газа для повышения интенсивности те
плообмена поверхностей нагрева парогенератора и тепла сжимаемого в компрессоре воздуха.
На рис. 20 приведена схема парогенератора типа Сюраль с надду вом в топке, получившего применение на судах французского военноморского флота. Основные элементы парогенератора следующие: 1) собственно парогенератор с естественной циркуляцией, состоящий из испарительной трубной системы 5, 7 и пароперегревателя 6, заклю ченных в прочно-плотный кожух 8, экономайзера 11, расположенного в отдельном газоходе; 2) турбонаддувочная установка для создания избыточного давления в топке, состоящая из газовых турбин 3, воз душных компрессоров 2 и пускового добавочного двигателя — паровой турбины 1. Необходимый для горения воздух сжимается в компрессоре до давления около 0,2 МН/м2 и поступает в кожух парогенератора, откуда через воздухонаправляющие устройства и фурменные отвер стия 12 направляется в топку 10. Образовавшиеся при горении топоч ные газы поднимаются вверх и у задней стенки 9 топки поворачивают на 180°, омывая последовательно разреженный испарительный пучок 7, пароперегреватель 6 и плотный испарительный пучок 5. Топка паро
35
генератора ограничена сплошным рядом экранных труб, за которыми расположен щит 4 из жаропрочной стали. Пройдя трубную систему, топочные газы поступают в газовые турбины, откуда через экономай зер уходят в атмосферу. Распыл топлива осуществляется четырьмя регулируемыми форсунками производительностью каждая по 0,7 кг/с.
Теплонапряжение топочного объема составляет 9,3-10е Вт/м3, к. п. д. 84—87%. Парогенераторы типа Сюраль строятся и с многократной принудительной циркуляцией.
§ 5. Вспомогательные парогенераторы
Парогенераторы, предназначенные для обеспечения паром вспомо гательных механизмов и общесудовых нужд (отопление, бани, души, ванные, приготовление пищи и кипяченой воды), называются вспомо гательными. Вспомогательные парогенераторы на паровых судах, как правило, не устанавливают, потому что эффективность работы главного парогенератора при значительном уменьшении нагрузки на стояночном режиме обычно оказывается не ниже, чем у малого вспомо гательного парогенератора, который является дополнительным эле ментом, усложняющим пароэнергетическую установку.
36
В последнее время на морских танкерах с пароэнергетическими установками получили распространение так называемые «полуторо генераторные» установки, имеющие в своем составе один главный и один вспомогательный парогенераторы. Паропроизводительность вспо
могательного парогенератора, вырабатывающего, как правило, на сыщенный пар, рассчитывается из условия обеспечения хода судна в пределах 7—8 уз при аварии главного парогенератора. В обычных условиях эксплуатации пар от вспомогательного парогенератора ис пользуется для подогрева груза в танках, на подогрев воды при мойке
37
танков, на работу грузовых и зачистных насосов и других нужд. На теплоходах, особенно пассажирских, и танкерах установка вспомога тельного парогенератора обязательна. На танкерах, имеющих в ка честве главных двигателей дизели, пар от вспомогательных парогене-
1682 ______________ I
7 ЯП
2Ч5Ч
Рис. 22. Двухколлекторный вспомогательный парогенератор
раторов используется для подогрева груза, мытья танков, работы гру зовых насосов, а также для обеспечения паром вспомогательной энер гетической установки.
Вспомогательные парогенераторы обычно вырабатывают насыщен ный пар давлением 0,5 — 1,6 МН/м2. При необходимости потребления пара более низкого давления (до 0,3 МН/м2) на отборе устанавливают редукционный клапан.
38
На судах применяют различные типы вспомогательных парогене раторов. Наиболее распространены на судах современной постройки экранированные водотрубные двухколлекторные парогенераторы с од ним ходом газов, общая конструктивная компоновка которых сходна с компоновкой главных парогенераторов, но их размеры значительно меньше.
На рис. 21 показан вспомогательный автоматизированный паровой котел КАВ 1,5/5 производительностью 0,445 кг/с при рабочем давле нии пара 0,5 МН/м2, предназначенный для установки на судах раз личных классов и назначений. Высокая степень автоматизации обеспе чивает безвахтенное обслуживание на всех эксплуатационных нагруз ках от 0 до 100%. Парогенератор не имеет хвостовых поверхностей нагрева и поэтому его к. п. д. не превышает 83%.
Большая часть современных водотрубных вспомогательных па рогенераторов имеет хвостовые поверхности нагрева и снабжена системами автоматического регулирования питания и горения топлива.
На рис. 22 представлен современный вспомогательный парогене ратор, производящий перегретый пар с температурой 190° С и рабочим давлением 0,6 МН/м2. Парогенератор состоит из пароводяного 1 и водяного 4 коллекторов, соединенных трубами испарительного пучка 5 (11 рядов труб 29 X 2,5 мм), экрана 2 (один ряд труб 29 X 2,5 мм) и опускных труб 3 (три ряда труб 44,5 X 3). Водяной экономайзер 6 имеет три параллельных змеевика из труб 29 X 2,5 мм. За ним разме щен пароперегреватель 7 змеевикового типа из труб 29 X 2,5 мм. Ото пление парогенератора двустороннее и производится четырьмя паро механическими форсунками. Наличие экранированной топки, допол нительных поверхностей нагрева и системы автоматического управле ния повышают к. п. д. парогенератора до 85—88%.
§ 6. Утилизационные парогенераторы
Утилизационными называются парогенераторы, использующие тепло отработавших газов двигателей внутреннего сгорания или га зовых турбин теплоходов. Их устанавливают на магистрали отвода газов, и они играют также роль искрогасителей и глушителей шума двигателей. Особенность утилизационных парогенераторов заклю чается в отсутствии топки и работе испарительной поверхности нагрева в области низких температур (300—400° С). Поэтому давление пара, вырабатываемого в таких парогенераторах, ограничено и составляет не более 1,0 МН/м2. Чем ниже давление пара в утилизационном паро генераторе, тем интенсивнее происходит в нем теплообмен. С повыше нием давления пара паропроизводительность парогенератора будет уменьшаться. Максимальная паропроизводительность утилизацион ного парогенератора может быть обеспечена при давлении пара 0,3 — 0,4 МН/м2. Паропроизводительность парогенератора зависит от типа и мощности главного двигателя. При температуре уходящих газов /ух = ts + 50° С (/s — температура питательной воды) удель ная паропроизводительность парогенератора в зависимости от давле
39