ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
позволяют повысить температуру стенки труб до значений, значи тельно уменьшающих вероятность появления точки росы.
При низкой температуре уходящих газов содержащиеся в них во дяные пары (Н 20) конденсируются, соединяются с серным ангидридом (S03), образуя пары серной кислоты (H2S04), что вызывает коррозию труб хвостовых поверхностей нагрева.
Наивысшая температура, при которой начинают конденсироваться содержащиеся в дымовых газах пары, называется точкой росы. На точку росы дымовых газов влияет наличие в их составе серы. Резуль таты экспериментальных исследований показывают, что в зависимо сти от содержания серы в топливе, общей компоновки и состояния эле ментов парогенератора точка росы может достигать 120—130°С. Эффективная защита хвостовых поверхностей нагрева от коррозион ного действия возможна лишь в том случае, если температура их тепло обменных поверхностей будет выше точки росы при всех режимах ра боты парогенератора. Это достигается применением на судах более сложных схем включения воздухоподогревателей и экономайзеров (например, трехходовой газовый воздухоподогреватель с предвари тельным подогревом воздуха в коробке парогенератора или в паровом воздухоподогревателе, экономайзер с предварительным подогревом воды в подогревателе высокого давления, а также другие комбиниро ванные схемы).
Существенного уменьшения степени заноса и низкотемпературной коррозии труб воздухоподогревателя добиваются применением новых конструкций топочных устройств, предназначенных для обеспечения полноты сгорания топлива при малых коэффициентах избытка воз духа (а — 1,03 — 1,05). С целью обеспечения долговечности труб и предохранения их от низкотемпературной коррозии ведутся работы по применению в судовых парогенераторах антикоррозийных фторо пластовых покрытий труб.
В регенеративных воздухоподогревателях вероятность появления точки росы отсутствует, так как в них используется нестационарный теплообмен; сначала стенки его поверхности нагреваются от дымовых газов, а затем охлаждаются воздухом. Установка регенеративного воздухоподогревателя на парогенераторе приведена на рис. 15.
Глава IV
ДЕТАЛИ СУДОВЫХ ПАРОГЕНЕРАТОРОВ
§ 12. Коллекторы
Коллекторы парогенератора предназначены для сбора и распреде ления по трубам и змеевикам поверхностей нагрева воды, пароводя ной смеси или пара. Коллекторы большого диаметра, имеющие в попе речном сечении круглую форму, служат для присоединения к ним во
62
догрейных труб основной испарительной поверхности нагрева. К ним относятся верхний пароводяной и нижние водяные коллекторы кон вективной и экранной поверхностей нагрева. Коллекторы малого диа метра могут иметь круглое или прямоугольное сечение. На современ ных парогенераторах устанавливают коллекторы круглой формы.
Основные части коллектора (рис. 41): обертка 1, трубная доска 5 и днища 4, 6. Обертки и трубные доски коллекторов изготовляют пу тем вальцовки из проката и сварки, а их днища — методом горячей штамповки. Коллекторы малого диаметра выполняют цельнокован-
I
Рис. 41. Коллектор парогенератора и его конструктивные элементы
ными. Для экономии металла стенки трубной доски и обертки делают разной толщины. Трубная доска является той частью коллектора, к которой крепят трубы поверхностей нагрева.
Водогрейные трубы закрепляют в трубных досках развальцовкой. Наименьшая толщина стенки трубной доски, исходя из условий на дежной развальцовки, равна Ѵ8 размера наружного диаметра труб (dH) плюс 5 мм, т. е.
(5)
Испарительные трубы комплектуют в пучки. Расстояние (в милли метрах) между осями соседних труб в одном ряду, расположенном в плоскости, перпендикулярной к направлению потока газов, назы вается поперечным шагом tx. Продольным шагом t2 называют расстоя ние между рядами труб, по их центрам. Шаговые отношения t j d a и /2/й?н имеют большое значение для теплообмена, поэтому расчетные величины tx и 12 должны быть строго выдержаны при изготовлении и эксплуатации парогенератора.
63
Отверстия в трубной доске для установки труб сверлят диаметром, на 0,1 — 0,2 мм превышающим наружный диаметр трубы. В стенках отверстия делают одну-две кольцевые канавки для увеличения проч ности вальцовочного соединения. При развальцовке испарительные трубы должны быть вдвинуты внутрь коллектора на расстояние 6— 8 мм от внутренней стенки трубной доски и развальцованы в ней «на колокольчик». При очень толстой стенке коллектора трубы обычно развальцовывают только на 40 мм. Эту толщину называют шириной вальцовочного пояса.
Днища коллекторов бывают выпуклые и плоские. Плоские днища применяют только в коллекторах малых диаметров. Для доступа внутрь коллектора на днищах предусмотрены отверстия эллиптической формы, называемые лазами. Размеры лаза назначаются 300 X 400 или 280 X 380 мм. Лазы размещены посредине днища и закрываются лазовыми затворами 3.
Для присоединения арматуры к коллекторам сделаны отверстия 2, укрепляемые штуцерами или наварышами.
Внутренние устройства пароводяного коллектора предназначены для обеспечения правильной раздачи питательноай воды, поддер жания необходимого качества парогенераторной воды и насыщенного пара и в некоторых случаях для регулирования температуры пере гретого пара и охлаждения пара, идущего на вспомогательные меха низмы.
На рис. 42 показан пароводяной коллектор парогенератора типа КВГ. Основные его элементы: питательная труба 10 и водораспреде лительные щиты 9\ сепарирующие и пароотводящие устройства, вклю чающие дырчатые успокоительные щиты 7 (под уровнем воды), и се парирующий щит 5 (потолочный); вспомогательный пароохладитель 6; система верхнего продувания 3.
Внутренние части крепят продольными и поперечными опорными угольниками 2.
Питательная труба 10 расположена в водяном объеме коллектора над опускными трубами притопочного циркуляционного контура. Для отделения опускных труб от подъемных установлены продольные и поперечные разделительные щиты 9, образующие выгородку.
Дырчатый успокоительный щит 7, размещенный вдоль коллектора на 100 мм ниже среднего уровня воды, обеспечивает равномерное рас пределение выходящего пара по всему зеркалу испарения. Погружен ный дырчатый щит также противодействует набуханию уровня и яв ляется успокоителем воды при качке судна. Количество отверстий в щите принимают из расчета скорости пара в них 2—3 м/с, при ко торой обеспечивается достаточное сопротивление для эффективной сепарации пара.
Дырчатый сепарирующий щит 5 находится в верхней части паро вого объема коллектора и обеспечивает равномерный отбор пара. К пароотборной трубе пар поступает через отверстия сепарирующего щита и прорези в стакане 4.
Вспомогательный пароохладитель 6 установлен в водяном1про странстве коллектора и предназначен для охлаждения пара, идущего
64
Рис. 42. Внутренние устройства пароводяного коллектора
на вспомогательные механизмы до температуры 270—330° С. Для дре нажа пароохладителя предусмотрена продувочная труба 8.
Система верхнего продувания, служащая для отвода из-под зеркала испарения парогенераторной воды с наибольшей концентрацией со лей, состоит из трубы продувания 3 и двух воронок 1, соединенных
сообщительной трубой с клапаном верхнего |
продувания. |
Воронки |
||||
установлены (по одной с каждого фронта) на 25 мм ниже среднего |
||||||
|
уровня воды в районе опускных труб |
|||||
|
второго независимого контура цирку |
|||||
|
ляции. |
|
|
|
|
|
|
В современных парогенераторных |
|||||
|
установках получили широкое при |
|||||
|
менение циклонные сепараторы, одна |
|||||
|
из схем которых приведена на рис. 43. |
|||||
|
Подъемные трубы 1 объединены по |
|||||
|
длине |
коллектора |
направляющими |
|||
|
щитами 2 в отдельные группы. На каж |
|||||
|
дую группу устанавливают сепара |
|||||
|
тор 6, состоящий из лопастного сер |
|||||
|
дечника 3, жалюзийного устройства 5 |
|||||
|
и стакана 4. Благодаря интенсивному |
|||||
|
закручиванию пара лопастями сер |
|||||
|
дечника, содержащаяся в нем влага |
|||||
|
отбрасывается на внутреннюю стенку |
|||||
Рис. 43. Схема циклонного сепа |
стакана |
и увлекается |
движущимся |
|||
потоком |
пара. Влага, |
переливаясь |
||||
ратора |
через стакан, поступает в водяное |
|||||
|
пространство |
котла, |
а пар |
проходит |
||
в жалюзийном устройстве дополнительную |
сепарацию |
и |
поступает |
к паросборной трубе. Такие сепараторы обеспечивают солесодержа-
ние в паре не более |
0,1—0,15 мг/кг. |
§ 13. |
Каркас и обшивка |
Каркас предназначен для крепления обшивки, кирпичной кладки, пароперегревателя, экономайзера, воздухоподогревателя и других элементов парогенератора. Каркас должен быть достаточно жестким и прочным и в то же время не должен препятствовать тепловому уд линению элементов парогенератора.
На рис. 44 приведена конструкция каркаса вертикального двух коллекторного парогенератора с двухслойной обшивкой. Набор кар каса, сваренный из стальных профилей, полос и листов, образующих решетку для крепления обшивки, определяет форму обшивки и слу жит основанием для крепления щитов. В верхней и нижней частях каркас крепится к коллекторам угольниками с помощью болтов, про ходящих через овальные отверстия, чем обеспечивается свободное расширение коллекторов.
Обшивка парогенератора предназначена для образования газохо дов и создания герметичности, предотвращающей утечку газов или
66
Рис. 45. Съемные щиты обшивки парогенератора и их крепление
67
воздуха. Обшивка крепится к каркасу и может быть выполнена в виде съемных или несъемных щитов. Съемные щиты устанавливают в местах частого освидетельствования поверхностей нагрева парогенератора и в местах необходимого доступа в топку и воздуховоды.
На рис. 45, а показана конструкция съемных щитов каркаса па рогенератора. К основному стальному листу 1 толщиной 3—4 мм с внутренней стороны газохода прикреплена на винтах 3 изоляция из асбестового картона 2 толщиной 10 мм. С наружной стороны лист 1 щита изолирован воздушной прослойкой толщиной 25 мм, образован ной алюминиевым листом 4, который крепится болтами 6 с распорными втулками 5. В зонах с высокой температурой газов съемные щиты внутренней обшивки изолируют огнеупорным кирпичом. Съемные щиты наружной обшивки изоляции не имеют. Обшивку крепят шпильками и гайками или специальными устройствами, позволяющими быстро снять щит. Съемный щит прикреплен к каркасу 8 шпильками 7. Крепление щита шпильками и гайками обеспечивает достаточную герметичность, но требует много времени на съемку щитов и установку их на место. С этой точки зрения более удобны клиновые или другие задрайки.
На рис. 45, б показано крепление съемного щита к каркасу шты рями 7 и чеками 8 (остальные обозначения такие же, как на рис. 45, а), а на рис. 45, в — крепление съемного щита к каркасу задрайками. Основной лист 1 щита имеет по контуру канавку, в которую уклады вается асбестовый шнур 2. Задрайки 3 при помощи гаек 4 хорошо обжимают щит, асбестовый шнур заполняет пространство в канавке и уплотняет щит по контуру. Применение задраек обеспечивает до статочное уплотнение и быстрое снятие щита.
§ 14. Обмуровка и изоляция
Обмуровка и изоляция предназначены для защиты металлических частей обшивки парогенератора от воздействия на них топочных га зов и уменьшения потерь тепла во внешнюю среду. Тем самым обеспе чиваются увеличение экономичности парогенератора и нормальные условия работы для обслуживающего персонала. В соответствии с пра вилами Регистра СССР температура наружной поверхности изоляции не должна превышать для парогенераторов 50° С, а для трубопрово
дов 60° С.
Внутренняя часть обмуровки топки, соприкасающаяся с факелом, называется футеровкой. При футеровке топки применяют кирпич вы сокой огнеупорности, выдерживающий температуру 1700— 1800° С. Огнеупорные кирпичи имеют большую плотность (до 2000 кг/м3) и относительно большую теплопроводность. Чтобы уменьшить тепло потери, толщину кирпича принимают равной 100 мм. С целью сниже ния массы футеровки кирпич иногда изготовляют пустотелым. В сов ременных судовых парогенераторах топка имеет широко развитую экранную поверхность, а ее наружные стены омываются воздухом, поступающим от вентилятора. Это позволяет не только довести до ми нимума толщину обмуровки, но и вообще отказаться от нее, заменив ее легкими изоляционными материалами.
68