ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
систему автоматического сбора и передачи метеоро
логических и океанографических данных.
М ож н о ли когда-нибудь покончить с морской
болезнью ? Это значительно облегчило бы участь мно гих моряков, океанограф ов и всех, кому приходится
путешествовать по морю . В качестве первого шага
к реш ению этой проблем ы ф ирма «Боинг» изготовила устройство для имитации движений судна на волнении,
где моделируется бортовая и килевая качка. В этой установке проводятся различные испытания на людях.
Крупнейшая |
в мире судоходная |
компания «Г1 и О » |
(«Пенинсьюла |
энд ориентао стим |
навигейшн компа |
нии) имеет в эксплуатации судно «Канберра», теоре тически не испытывающее качки. Суд но имеет успо
коители качки системы «Дэнни-Браун» и форштевень
с бульбом, что уменьшает движение судна относи тельно горизонтальной и вертикальной осей, а распо ложение двигателей в корме, а не в середине судна
уменьшает |
вибрацию. |
|
|
М ож н о |
ли установить на судах оборудование, |
ко |
|
торое бы |
принимало инф орм ацию со спутников? |
На |
|
военных кораблях, а также на |
гидрограф ическом |
суд |
|
не «Пионер», принадлежащ ем |
Управлению геодезии |
и картографии, уже испытываются опытные образцы
установок для получения информации со спутника
«Транзит». На «Пионере» получаемая таким образом инф ормация вводится в электронную вычислительную машину, которая обрабатывает ее вместе с другими данными и вычисляет место судна в море. Основная проблем а состоит в том, чтобы сократить стоимость
таких систем и разм еры приемного устройства и Э В М
настолько, |
чтобы |
они были приемлемы |
для |
о б о р у д о |
||
вания торговых, |
промысловых |
и других |
судов. |
|||
М ож ем |
ли мы узнать больше о гигантских внут |
|||||
ренних волнах? Да, |
можем. |
Этим занимаются иссле |
||||
дователи |
на борту |
«Флипа» — судна |
ВМ Ф , |
которое |
225
в заранее выбранном месте принимает балласт в нос
и встает вертикально, кормой вверх, образуя непод вижную платформу высотой 355 футов, всю заполнен
ную |
научными приборами. О на |
выглядит словно боль |
|
ш ое |
бревно, торчком плавающ ее в море. Над |
поверх |
|
ностью воды возвышается |
конец судна |
высотой |
55 футов, где находятся жилые помещ ения для пяти научных работников и семи человек команды. Волны
почти не влияют на «Флип» — даже в ш тормовы х усло
виях смещение этой устойчивой платф ормы не пре вышает нескольких дюймов. Она предназначена для
проведения |
акустических |
исследований, |
в том числе |
||||||||
и |
наблюдений за |
внутренними волнами, |
и |
установлена |
|||||||
в |
Тихом океане в |
200 милях |
от острова |
Мауи. |
|||||||
|
В |
распоряжении |
В М Ф |
имеется |
ещ е |
одно |
аналогич |
||||
ное |
судно — |
«Спар», |
но в |
отличие |
от первого |
оно не |
|||||
пилотируемое. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Почему |
сердце |
акулы |
останавливается? |
Д октор |
Уоррен Дж. Уисби, работавший по заданию Управле
ния |
научных исследований ВМ Ф , |
устанавливал на теле |
акул |
электроды и снимал |
электрокардиограммы . |
К своему удивлению, он обнаружил, что при воздей ствии электрическим током, во время испуга и при
погоне за добычей |
сердце акулы неподвижно. «Это |
|||||||||
тем |
более |
странно,— комментирует |
журнал |
«Нэйвл |
||||||
рисерч ривьюз»,— что именно в такие важные |
м ом ен |
|||||||||
ты |
ткани |
организма |
испытывают наибольш ую |
нужду |
||||||
в кислороде |
и питательных |
веществах. |
Объяснения |
|||||||
этом у явлению пока не найдено». |
|
|
|
|
||||||
См ож ем ли мы |
в будущ ем дышать в воде? Раз |
|||||||||
человек |
уже |
умеет |
пить |
м орскую |
воду, |
удаляя |
из |
|||
нее |
соль, |
то, |
мож ет |
быть, |
он |
сумеет |
и отделять |
кис |
лород от |
жидкости |
и |
использовать его для дыхания? |
||
Вольдемар |
Эйрес |
из |
Н ью -Д ж ерси |
дважды |
дышал |
м орской водой, каждый раз больше |
чем по |
часу. |
|||
Первый в |
истерии |
опыт состоялся |
в Д ж онс-Биче |
226
(штат |
Н ью -Й орк) |
6 августа 1962 |
года — тогда Эйреб |
дышал |
морской |
водой в течение |
90 минут. Позднее |
он повторил этот эксперимент. Для извлечения кисло рода из морской воды Эйрес пользуется водонепро ницаемой перепонкой собственного изобретения. П е
репонка |
не пропускает жидкость, но растворенный |
в воде |
кислород проходит через нее, и его м ож но |
вдыхать. Точно так же выдыхаемый человеком угольный ангидрид через перепонку уходит в водную
среду. |
|
|
Таким |
образом , перепонка Эйреса выполняет роль |
|
ж абер |
у |
рыб. Ж абры рыб представляют собой тонкие |
пластинки, через которые поглощается кислород, рас творенный в воде, и выводятся из организма продукты окисления. В настоящее время аппарат Эйреса доволь но неуклюж, и изобретатель работает над тем, чтобы
сделать его удобны м для использования водолазами.
В январе 1966 года Эйресу был выдан патент на его
изобретение. |
|
Уолтер Робб, научный |
сотрудник ф ирмы «Джене- |
рал электрик», разработал |
тонкую силиконовую плен |
ку, которая также действует словно фильтр для извле чения кислорода из морской воды и пропускания
угольного |
ангидрида в |
обратном |
направлении. |
Робб |
в течение |
четырех дней |
держ ал |
в аквариуме |
кроли |
ков и хомяков, и они дышали под водой через эту пленку. Каждое животное находилось в коробке,
верхняя и боковые стенки которой были сделаны из силиконовой пленки. Эксперим ент не причинил живот
ным никакого вреда.
Очевидно, настанет день, когда и подводные лод
ки, и водолазы смогут получать необходимый для ды хания кислород, фильтруя его через пленку прям о из морской воды. Такая возм ож ность коренным образом
изменит взаимоотношения м еж ду |
человеком и морем. |
О н сможет оставаться под водой |
без всяких ограни |
227
чений во времени. Вот тогда люди получат «полную свободу действий на дне океана», о которой говорил недавно космонавт-акванавт Скотт Карпентер.
Что обнаружилось в процессе поисков водородной
бом бы ? |
Эта бомба, правда, |
не |
имевшая |
взры ва |
|
теля, |
упала в |
Средизем ное |
м оре при |
столкно |
|
вении |
американских самолетов, совершавших попе |
||||
ты над |
Испанией. |
Глубоководные |
аппараты |
«Алвин», |
«Алю минаут» и «Дип Джип» были доставлены по воз
духу или м орем к месту происшествия. Вскоре к ним
присоединились аппарат «Кабмарин» и водолаз Ион Линдберг. Бом бу обнаружил на глубине около полу мили аппарат «Алвин» (на нем по очереди работали водители Билл Рейни, М арвин М ак-Кэмис и Валентин Уилсон), что было значительным достижением, если
учесть, что видимость при включенных прож екторах
не превышала 30 футов. «Алвин» и «Алю минаут» по очереди несли вахту у бомбы, опасаясь, что она со
скользнет |
дальше |
и будет навсегда похоронена в иле |
||
на дне моря. С |
пом ощ ью робота |
С11КУ удалось заце |
||
пить два |
крюка |
за |
парашютные |
стропы, ещ е уцелев |
шие на бомбе. Затем бом ба была поднята на палубу
корабля «Петрел».
Поиски и подъем водородной бом бы были круп нейшей и сложнейшей в истории глубоководной спа
сательной |
|
операцией. |
И она оказалась возм ож ной |
|||||
лишь |
благодаря |
новейшим |
глубоководным |
аппаратам. |
||||
Лю ди |
на |
борту |
этих аппаратов отыскали бомбу. |
|||||
Подъем |
водородной |
бом бы |
наглядно показал, что |
|||||
наука |
дала |
человеку |
новые |
инструменты, |
позволяю |
|||
щие |
ему |
начать |
активное |
покорение глубин. |
П осл е сл ови е
ОКЕАН НА БЛАГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ
Вторая половина X X века войдет в историю как
начало эры освоения глубин океана и космоса,
проникновения человека в новое, доселе недо ступное пространство. Э то естественный и неизбежный процесс дальнейшего развития земной цивилизации,
обусловленный многими объективными причинами.
Характерный для нашего времени быстрый рост населения, называемый западными социологами «демо графическим взрывом», ставит перед человечеством проблем у удовлетворения потребности в продоволь ствии и предметах первой необходимости. Увеличение населения вызывает интенсивное использование и соот
ветственно истощение ограниченных ресурсов суши.
В связи с этим вовлечение в мировое хозяйство сырье
вых и в первую очередь биологических запасов морей
и океанов является одной из главнейших причин со временного наступления на океанские глубины.
Интенсивный и в ряде случаев нерациональный морской промысел привел к заметному сокращ ению запасов рыбы и других пищевых ресурсов моря. Для дальнейшего увеличения мировой добычи пищевых морепродуктов необходимо рациональное и регули
руем ое морское хозяйство, искусственное расш ирен
ное воспроизводство рыбы и других промысловых
морских организмов.
Эта проблема мож ет быть решена, если человек познает сложные законы биологических связей и ис
пользует их |
для повышения продуктивности |
морей |
|||
и |
океанов, для организации морского животноводства |
||||
и |
растениеводства, точно так же, как это было в свое |
||||
время |
осуществлено на |
суше. |
|
||
|
Для |
этого |
создаются |
подводные технические |
сред |
229
ства, позволяю щ ие морским биологам, ботаникам,
ихтиологам и будущ им м орским ж ивотноводам и |
рас |
|||||||
тениеводам |
выполнять |
многообразны е |
исследования |
|||||
и различные |
работы |
столь же успешно, |
как |
на |
суше. |
|||
В |
деле |
изучения |
и |
освоения |
подводного |
мира |
||
огром ная заслуга принадлежит первопроходцам |
глу |
|||||||
бин |
Уильяму |
Биби, |
Ж аку-Иву Кусто, |
О гю сту |
и |
Ж аку |
Пикарам, русским, американским и японским ученым.
Настоящ ая книга освещ ает исследования глубин
океана, ведущиеся с |
по м ощ ью |
наиболее |
современных |
||
подводных аппаратов |
и надводных судов, |
рассказывает |
|||
о недавних |
открытиях океанологов, биологов, гео |
||||
логов. |
|
|
|
|
|
Сведения, |
приведенные |
в |
книге, |
еще больш е |
|
расш иряю т |
представление |
читателей |
о сложности |
и многогранности подводных исследований и работ по освоению морских глубин. Значительная часть книги посвящена описанию новой подводной техники, позво
ляю щ ей |
человеку выполнять под водой инженерные |
и другие |
работы. |
Не придерживаясь общ епринятой ф орм ы повество
вания, автор написал книгу в виде отдельных глав-рас сказов, распределив их произвольно, не подчиняя хронологическому или логическому порядку. Впрочем,
от этого книга не утеряла своей ценности, потом у что
все ее разделы подчинены общ ем у замыслу — расска зать читателю об изучении и практическом освоении океанских глубин.
|
Книга |
построена на |
больш ом ф актическом |
мате |
риале, в |
ней приведено много интересных сообщ ений |
|||
о |
пребывании на глубинах участников погружений |
|||
в |
батискафах «Триест» |
и «Ф НРС-3», в аппаратах |
«Ал- |
вин», «Алюминаут», раскрывших многие тайны морских
глубин, обнаруживших |
неисчислимые минеральные |
богатства, наблюдавших |
своеобразную жизнь и повад |
ки морских обитателей. |
230