Файл: Ямпольский, Е. М. Арматурщик-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

систему автоматического сбора и передачи метеоро­

логических и океанографических данных.

М ож н о ли когда-нибудь покончить с морской

болезнью ? Это значительно облегчило бы участь мно­ гих моряков, океанограф ов и всех, кому приходится

путешествовать по морю . В качестве первого шага

к реш ению этой проблем ы ф ирма «Боинг» изготовила устройство для имитации движений судна на волнении,

где моделируется бортовая и килевая качка. В этой установке проводятся различные испытания на людях.

Крупнейшая

в мире судоходная

компания «Г1 и О »

(«Пенинсьюла

энд ориентао стим

навигейшн компа­

нии) имеет в эксплуатации судно «Канберра», теоре­ тически не испытывающее качки. Суд но имеет успо­

коители качки системы «Дэнни-Браун» и форштевень

с бульбом, что уменьшает движение судна относи­ тельно горизонтальной и вертикальной осей, а распо­ ложение двигателей в корме, а не в середине судна

уменьшает

вибрацию.

 

 

М ож н о

ли установить на судах оборудование,

ко­

торое бы

принимало инф орм ацию со спутников?

На

военных кораблях, а также на

гидрограф ическом

суд­

не «Пионер», принадлежащ ем

Управлению геодезии

и картографии, уже испытываются опытные образцы

установок для получения информации со спутника

«Транзит». На «Пионере» получаемая таким образом инф ормация вводится в электронную вычислительную машину, которая обрабатывает ее вместе с другими данными и вычисляет место судна в море. Основная проблем а состоит в том, чтобы сократить стоимость

таких систем и разм еры приемного устройства и Э В М

настолько,

чтобы

они были приемлемы

для

о б о р у д о ­

вания торговых,

промысловых

и других

судов.

М ож ем

ли мы узнать больше о гигантских внут­

ренних волнах? Да,

можем.

Этим занимаются иссле­

дователи

на борту

«Флипа» — судна

ВМ Ф ,

которое

225


в заранее выбранном месте принимает балласт в нос

и встает вертикально, кормой вверх, образуя непод­ вижную платформу высотой 355 футов, всю заполнен­

ную

научными приборами. О на

выглядит словно боль­

ш ое

бревно, торчком плавающ ее в море. Над

поверх­

ностью воды возвышается

конец судна

высотой

55 футов, где находятся жилые помещ ения для пяти научных работников и семи человек команды. Волны

почти не влияют на «Флип» — даже в ш тормовы х усло­

виях смещение этой устойчивой платф ормы не пре­ вышает нескольких дюймов. Она предназначена для

проведения

акустических

исследований,

в том числе

и

наблюдений за

внутренними волнами,

и

установлена

в

Тихом океане в

200 милях

от острова

Мауи.

 

В

распоряжении

В М Ф

имеется

ещ е

одно

аналогич­

ное

судно —

«Спар»,

но в

отличие

от первого

оно не­

пилотируемое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему

сердце

акулы

останавливается?

Д октор

Уоррен Дж. Уисби, работавший по заданию Управле­

ния

научных исследований ВМ Ф ,

устанавливал на теле

акул

электроды и снимал

электрокардиограммы .

К своему удивлению, он обнаружил, что при воздей­ ствии электрическим током, во время испуга и при

погоне за добычей

сердце акулы неподвижно. «Это

тем

более

странно,— комментирует

журнал

«Нэйвл

рисерч ривьюз»,— что именно в такие важные

м ом ен­

ты

ткани

организма

испытывают наибольш ую

нужду

в кислороде

и питательных

веществах.

Объяснения

этом у явлению пока не найдено».

 

 

 

 

См ож ем ли мы

в будущ ем дышать в воде? Раз

человек

уже

умеет

пить

м орскую

воду,

удаляя

из

нее

соль,

то,

мож ет

быть,

он

сумеет

и отделять

кис­

лород от

жидкости

и

использовать его для дыхания?

Вольдемар

Эйрес

из

Н ью -Д ж ерси

дважды

дышал

м орской водой, каждый раз больше

чем по

часу.

Первый в

истерии

опыт состоялся

в Д ж онс-Биче

226


(штат

Н ью -Й орк)

6 августа 1962

года — тогда Эйреб

дышал

морской

водой в течение

90 минут. Позднее

он повторил этот эксперимент. Для извлечения кисло­ рода из морской воды Эйрес пользуется водонепро­ ницаемой перепонкой собственного изобретения. П е ­

репонка

не пропускает жидкость, но растворенный

в воде

кислород проходит через нее, и его м ож но

вдыхать. Точно так же выдыхаемый человеком угольный ангидрид через перепонку уходит в водную

среду.

 

 

Таким

образом , перепонка Эйреса выполняет роль

ж абер

у

рыб. Ж абры рыб представляют собой тонкие

пластинки, через которые поглощается кислород, рас­ творенный в воде, и выводятся из организма продукты окисления. В настоящее время аппарат Эйреса доволь­ но неуклюж, и изобретатель работает над тем, чтобы

сделать его удобны м для использования водолазами.

В январе 1966 года Эйресу был выдан патент на его

изобретение.

 

Уолтер Робб, научный

сотрудник ф ирмы «Джене-

рал электрик», разработал

тонкую силиконовую плен­

ку, которая также действует словно фильтр для извле­ чения кислорода из морской воды и пропускания

угольного

ангидрида в

обратном

направлении.

Робб

в течение

четырех дней

держ ал

в аквариуме

кроли­

ков и хомяков, и они дышали под водой через эту пленку. Каждое животное находилось в коробке,

верхняя и боковые стенки которой были сделаны из силиконовой пленки. Эксперим ент не причинил живот­

ным никакого вреда.

Очевидно, настанет день, когда и подводные лод ­

ки, и водолазы смогут получать необходимый для ды­ хания кислород, фильтруя его через пленку прям о из морской воды. Такая возм ож ность коренным образом

изменит взаимоотношения м еж ду

человеком и морем.

О н сможет оставаться под водой

без всяких ограни­

227


чений во времени. Вот тогда люди получат «полную свободу действий на дне океана», о которой говорил недавно космонавт-акванавт Скотт Карпентер.

Что обнаружилось в процессе поисков водородной

бом бы ?

Эта бомба, правда,

не

имевшая

взры ва­

теля,

упала в

Средизем ное

м оре при

столкно­

вении

американских самолетов, совершавших попе­

ты над

Испанией.

Глубоководные

аппараты

«Алвин»,

«Алю минаут» и «Дип Джип» были доставлены по воз­

духу или м орем к месту происшествия. Вскоре к ним

присоединились аппарат «Кабмарин» и водолаз Ион Линдберг. Бом бу обнаружил на глубине около полу­ мили аппарат «Алвин» (на нем по очереди работали водители Билл Рейни, М арвин М ак-Кэмис и Валентин Уилсон), что было значительным достижением, если

учесть, что видимость при включенных прож екторах

не превышала 30 футов. «Алвин» и «Алю минаут» по очереди несли вахту у бомбы, опасаясь, что она со­

скользнет

дальше

и будет навсегда похоронена в иле

на дне моря. С

пом ощ ью робота

С11КУ удалось заце­

пить два

крюка

за

парашютные

стропы, ещ е уцелев­

шие на бомбе. Затем бом ба была поднята на палубу

корабля «Петрел».

Поиски и подъем водородной бом бы были круп­ нейшей и сложнейшей в истории глубоководной спа­

сательной

 

операцией.

И она оказалась возм ож ной

лишь

благодаря

новейшим

глубоководным

аппаратам.

Лю ди

на

борту

этих аппаратов отыскали бомбу.

Подъем

водородной

бом бы

наглядно показал, что

наука

дала

человеку

новые

инструменты,

позволяю ­

щие

ему

начать

активное

покорение глубин.


П осл е сл ови е

ОКЕАН НА БЛАГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ

Вторая половина X X века войдет в историю как

начало эры освоения глубин океана и космоса,

проникновения человека в новое, доселе недо­ ступное пространство. Э то естественный и неизбежный процесс дальнейшего развития земной цивилизации,

обусловленный многими объективными причинами.

Характерный для нашего времени быстрый рост населения, называемый западными социологами «демо­ графическим взрывом», ставит перед человечеством проблем у удовлетворения потребности в продоволь­ ствии и предметах первой необходимости. Увеличение населения вызывает интенсивное использование и соот­

ветственно истощение ограниченных ресурсов суши.

В связи с этим вовлечение в мировое хозяйство сырье­

вых и в первую очередь биологических запасов морей

и океанов является одной из главнейших причин со­ временного наступления на океанские глубины.

Интенсивный и в ряде случаев нерациональный морской промысел привел к заметному сокращ ению запасов рыбы и других пищевых ресурсов моря. Для дальнейшего увеличения мировой добычи пищевых морепродуктов необходимо рациональное и регули­

руем ое морское хозяйство, искусственное расш ирен­

ное воспроизводство рыбы и других промысловых

морских организмов.

Эта проблема мож ет быть решена, если человек познает сложные законы биологических связей и ис­

пользует их

для повышения продуктивности

морей

и

океанов, для организации морского животноводства

и

растениеводства, точно так же, как это было в свое

время

осуществлено на

суше.

 

 

Для

этого

создаются

подводные технические

сред­

229

ства, позволяю щ ие морским биологам, ботаникам,

ихтиологам и будущ им м орским ж ивотноводам и

рас­

тениеводам

выполнять

многообразны е

исследования

и различные

работы

столь же успешно,

как

на

суше.

В

деле

изучения

и

освоения

подводного

мира

огром ная заслуга принадлежит первопроходцам

глу­

бин

Уильяму

Биби,

Ж аку-Иву Кусто,

О гю сту

и

Ж аку

Пикарам, русским, американским и японским ученым.

Настоящ ая книга освещ ает исследования глубин

океана, ведущиеся с

по м ощ ью

наиболее

современных

подводных аппаратов

и надводных судов,

рассказывает

о недавних

открытиях океанологов, биологов, гео­

логов.

 

 

 

 

 

Сведения,

приведенные

в

книге,

еще больш е

расш иряю т

представление

читателей

о сложности

и многогранности подводных исследований и работ по освоению морских глубин. Значительная часть книги посвящена описанию новой подводной техники, позво ­

ляю щ ей

человеку выполнять под водой инженерные

и другие

работы.

Не придерживаясь общ епринятой ф орм ы повество­

вания, автор написал книгу в виде отдельных глав-рас­ сказов, распределив их произвольно, не подчиняя хронологическому или логическому порядку. Впрочем,

от этого книга не утеряла своей ценности, потом у что

все ее разделы подчинены общ ем у замыслу — расска­ зать читателю об изучении и практическом освоении океанских глубин.

 

Книга

построена на

больш ом ф актическом

мате­

риале, в

ней приведено много интересных сообщ ений

о

пребывании на глубинах участников погружений

в

батискафах «Триест»

и «Ф НРС-3», в аппаратах

«Ал-

вин», «Алюминаут», раскрывших многие тайны морских

глубин, обнаруживших

неисчислимые минеральные

богатства, наблюдавших

своеобразную жизнь и повад­

ки морских обитателей.

230