Файл: Ямпольский, Е. М. Арматурщик-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

достаточно иметь подводные обитаемые аппараты

и лаборатории. Очевидно, в недалеком будущ ем

вокеане потребуется создать системы транспорта,

навигации, связи и энергетики, на дне океана возвести промыш ленные комплексы и жилища, обеспечив при

этом охрану растительного и животного населения.

Чем шире развиваются работы по освоению океана,

тем более сложные задачи возникают перед океано­ логами, инженерами, экономистами, юристами, спе­

циалистами

многих

других отраслей науки и практики.

М ировой

океан

принадлежит всему человечеству.

Его изучение и освоение может быть осуществлено только на основе м еж дународного сотрудничества.

Инженер А. Н. Д м и т р и е в ,

канд. биол. наук В. С. Ш у в а л о в

КОММЕНТАРИИ

К

стр.

4

 

 

*

П о

английским морским

преданиям,

Дэйви

Д ж онс —

злой дух моря; морское

жаргонное

выраже­

ние «попасть в сундучок Дэйви Джонса» означало

утонуть,

пойти на

дно, погибнуть

в море.— Пер.

К

стр.

6

 

 

*

В советской

литературе она

известна как М ариан­

ская впадина. Согласно промерам океанограф ического

судна «Витязь»,

ее глубина

составляет 11 022 метра.

См. примечание

к стр. 171.—

Ред.

К стр. 8

* Первые планктонные сети были сконструированы

и применены ранее работ «Челленджера». В 1820 году во время экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена проводи­ лись ловы сетками из редкой материи. В 1828 году английский исследователь Томпсон применяет мелко­ ячеистые сетки для лова личинок крабов. В 1833 году

Чарльз Дарвин во время путешествия на

«Бигле» так­

же

использует сетки из неплотных

сортов

парусины

для

лова мелких обитателей толщи

воды.

И

наконец,

в1844 году немецкий ученый Иоганн М ю л л ер изго­

тавливает сети из мелкоячеистого мельничного шелко­

236


вого сита. Именно с этого

времени начинаются

плано­

м ерны е планктонные исследования, положившие

нача­

ло одному из разделов

гидробиологии — планктоло-

гии, изучающ ей богатый и разнообразный мир живых существ, парящих в толщ е океана. В настоящее время для изготовления сетей используют как шелковые

мелкоячеистые

сита,

так

и

синтетические

материалы

(капрон и г.

п.).— Ред.

 

 

 

 

 

 

 

К

стр. 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*

Советский

специалист

по китам

 

Б. А. Зенкович

в книге «Киты и китобойный промысел»

(Пищ епром -

издат, М., 1952)

красочно

описывает

схватку

кашалота

с гигантским кальмаром, увиденную

с

борта

китобой­

ца.—

Ред.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

** Известно, что длина архитевтисов нередко дости­

гает

10— 15

метров.

Сам ы й

большой

кальмар,

точно

измеренный

зоологами, был

длиной

18 метров

и ве­

сил, по-видимому, около 8 тонн. Однако время от

времени поступают сообщ ения о еще

более огр ом ­

ных спрутах, и это вполне возможно.—

Ред.

Кстр. 12

*30 сентября 1953 года О гю ст и Ж ак Пикары на

глубоководном

подводном аппарате — батискафе

«Три­

е с т » — погрузились

в Тирренском море, коснувшись

дна на глубине 3150 метров, а 23 января 1960

года на

модернизированном

«Триесте» Ж ак Пикар

и

Д он

Уолш

достигли

глубины

10 919 метров, посадив

«Три­

ест»

на дно М арианской впадины и установив

тем са­

мым

абсолютный рекорд глубины погружения.—

Ред.

К

стр. 17

 

 

 

 

 

*

О кол о 4

градусов

Цельсия. 10С = -5-(Б— 32),—

Пер.

Кстр. 21

*Подводная лодка «Алю минаут» используется для океанографических исследований, развёдки минераль­

ных ресурсов и нефти. Длина корпуса 15,3 метоа,

ширина 2,4 метра, высота 4,3 метра. Вес на поверх­

237


ности 73,2 тонны, в

погруж енном состоянии —

81,1 тон­

ны. Полезный груз

2700 килограммов. Экипаж

4—6 че­

ловек. Автономность средняя 32 часа, максимальная —

72 часа. Скорость хода 3 узла.

С конца 1969 года базой «Алю минаута» становится

Гамбург: лодку арендовали для своих научных иссле­

дований океанограф ы

ФРГ.—

Пер.

** Рабочая

глубина судна 1200 метров. Экипаж

3 человека,

средняя автономность 12 часов, макси­

мальная — 48

часов.

Скорость 1 узел.— Пер.

” * Построен

в 1964

году.

Тип прочного корпуса —

две сферы; первая сфера служит для размещ ения

экипажа,

в то р а я —

для

приборов.

Вес

судна

на

по­

верхности 10 тонн,

под

водой

16

тонн;

полезный

груз

д о 90 килограммов. Автономность 24

часа.

Эконом и ­

ческая скорость хода 6 узлов,

максимальная

15

узлов.

Суд но

снабжено

торпедны м

м отор ом м ощ ностью

90 лошадиных сил. Это первое подводное судно с по­ ложительной плавучестью. Иллю минаторов нет, есть телекамеры.— Пер.

” **

Построен в 1964 году. Средняя

автономность 12,

максимальная —

48

часов.

Предназначен

для

обслужи­

вания

военных

полигонов

и научных

исследований.—

Пер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

стр. 22

 

 

 

 

 

 

 

*

Сейчас,

по

данным

американского

журнала

Undersea Technology, в мире имеется

45

глубоковод ­

ных

судов

и

аппаратов.—

Пер.

 

 

 

**

В

октябре

1968 года

при подготовке

аппарата

«Алвин» к очередном у погруж ению оборвались два

троса,

на которых он был подвешен для выведения за

борт, и судно упало в

воду. Люк еще не был задраен,

и вода

хлынула внутрь

кабины, однако команда успе­

ла покинуть аппарат, прежде чем он затонул. Десять

месяцев «Алвин» лежал

в донном иле у мыса

Код,

в 88 милях к юго-востоку

от острова Нантакет.

В ян­

238


варе 1969

года военное океанограф ическое

судно

«М изар» с

пом ощ ью специальных ф отокамер

обнару­

жило «Алвин», а в августе того же года аппарат уда­ лось поднять на поверхность. Для этой цели была вызвана исследовательская подводная лодка «Алю м и -

наут», которой уж е приходилось доставать затонувшие торпеды с глубины 1320 метров. В данном случае глу­ бина была 1500 метров.

Стоимость

спасательных

операций,

производи­

мых ф ирмой

«О уш н системз»,

составила

100 000 дол­

ларов; стоимость самого аппарата 1,5 миллиона дол­ ларов.— Пер.

Кстр. 37

*Ещ е одна западногерманская фирма — «М ашинен-

бау Габлер» (Лю бек) — производит серийный выпуск

аппаратов для подводны х исследований

и

туризма —

TOURS-60 и TO URS-73

(TOU RS — Tourist Observation and

Underwater

Research

Submarine).

Новейшая

модель —

TO URS-73 —

выпускается в

трех

вариантах: TO URS-

73/100 (для глубин д о 100

метров), TOURS-73/200 (для

глубин до 200 метров) и TOURS-73/300 (до 300 метров).

Аппарат

может брать

5— 6

человек,

его

автономность

3 часа. К ром е туризма, он может

быть

использован

для рыболовных

исследований

и

археологического

осм отра

подводных

сооружений.—

Пер.

 

 

Кстр. 38

*Летом 1968 года «Стар-Ill» работала у берегов

Гренландии, выполняя секретное задание

В М Ф , свя­

занное

с аварией

бом бардировщ ика В-52

с водород ­

ными

бомбами на

борту.— Пер.

 

Кстр. 43

*Утверждение автора неправильно. Черви, оби­

тающ ие в трубках,— полихеты (многощ етинковые

чер­

ви). Ф орм ы , описываемые

в

данном

случае,

входят

в

состав отряда Sedentaria

(сидячих);

родственные

же

им

свободнож ивущ ие ф орм ы

входят

в отряд

Errantia

239


(бродячих) и представлены больш им

количеством

видов, являющихся важным элементом в

питании рыб.

В целом полихеты представляют ’интересную в эволю ­

ционном плане группу, и

связи их с другими группами

ж ивотного

мира

изучены

достаточно

полно.—

Ред.

К

стр.

59

 

 

 

 

 

 

*

20

июня

1969

года

открылся

новый

крупный

оке анар ий — Аквариум

Н овой Англии,

строившийся

с 1965

года. О н

смож ет обслуживать

1000

посетителей

в час. Аквариум состоит из 70 отсеков; его централь­

ный

бассейн

имеет

емкость

900 000

литров.—

Пер.

К

стр.

78

 

 

 

 

 

 

*

Н о

 

мягкие кораллы, по современны м

научным

данным,

 

ведут прикрепленный образ жизни.—

Ред.

**

В

настоящее

время

лишь 2 %

всей площади дна

океана

нанесено на

карту.—

Пер.

 

 

* Судя

по

некоторы м

сообщениям, она составляла

360 метров.— Пер.

 

 

 

 

 

**

Как

известно

из

сообщений

печати,

позднее

в В М Ф

С Ш А

произош ла

еще

одна катастрофа.

27 мая

1968 года атомная подводная лодка «Скорпион», воз­

вращавшаяся

с учений

в Средизем ном

м оре в составе

6-го флота

С Ш А , не

явилась в срок

на свою базу

в Н орф олке (штат Виргиния) и не вышла на связь. На следую щ ий день начались поиски, в которы х участво­

вало 6000 че'ловек. 40 кораблей и множество самоле­

тов. Пять эсминцев прошли около 2000 миль по наи­

более вероятном у

курсу

«Скорпиона», однако

ничего

не обнаружили. 6

июня

1968

года

начальник

штаба

В М Ф адмирал Томас

М уд ер сообщил,

что отныне

лод ­

ка «Скорпион» с ее

99

матросами

и оф ицерами оф и­

циально считается

 

погибшей.

И

лишь 30

октября

1968 года, после более чем пятимесячных бесплодных поисков, «Скорпион» был обнаруж ен научно-исследо­ вательским судном В М Ф «Мизар». С по м ощ ью м о щ ­

240