ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
риментально, для чего конструкция осевого натяга должна до пускать регулировку натяга пружины. Основным требованием, предъявляемым к конструкции осевого натяга, является равно мерное распределение давления по окружности наружного кольца подшипника.
Следует, однако, отметить, что указанный способ снижения уровня громкости шума и вибрации подшипников при помощи осевого натяга не является обязательным для всех машин. Опыт показывает, что в ряде случаев осевой натяг не приводил к за метному улучшению виброакустических характеристик. Поэтому окончательное решение о необходимости применения осевого натяга, особенно во вновь проектируемой машине, должен ре шаться экспериментальным путем.
Выбор смазки. При выборе типа смазки в основном руковод ствуются эксплуатационными данными смазок. Однако в послед нее время установлено, что смазка может влиять на виброакустические характеристики машины. Поэтому при выборе типа смазки для малошумных машин надо руководствоваться сле дующим:
1. Не рекомендуется применять слишком густую смазку, так как она плохо демпфирует вибрации тел качения. Гидродина мическая смазка должна препятствовать износу и заеданию, кото рые возможны между телами качения, сепаратором и дорожками качения. Сухое трение приводит к увеличению шума. Особенно это возможно при низких температурах.
2.Не следует закладывать слишком большое или недостаточ ное количество смазки в масляную камеру. Камера должна быть заполнена на 50%.
3.Не должно быть шлака на дорожках качения оборм под шипников, накопившегося вследствие окисления смазки, либо длительной эксплуатации. Особенно это возможно, когда темпе ратура колец выше температуры смазки. Поэтому важно, чтобы конструкция подшипника позволяла производить замену смазки
стщательной промывкой подшипника от следов старой отработан ной смазки. Особенно это важно для судовых машин, где такую замену желательно производить без разборки подшипникового
узла.
Перерождение смазки и ее затвердевание наблюдалось в маши нах с подшипниковыми токами.
Смазка должна обеспечивать стабильность своих свойств при консервации и хранении машины до ввода ее в эксплуатацию. От этого будет зависеть сохранение виброакустических характе
ристик подшипников. |
^ |
Консистентная смазка |
после длительного хранения машины |
в неблагоприятных условиях может распасться на составляющие. Выделяющийся в результате окисления смазки лаковый осадок вызывает шероховатость дорожек качения, снять которую можно только тщательной промывкой подшипников.
1 4 7
Требования к уплотнениям подшипников. Тип и конструкция уплотнения зависят от требований, предъявляемых к машине
вцелом, по защите от окружающей среды (пыль, влага, пары кислот).
Правильно сконструированное уплотнение должно удовлетво рять следующим требованиям:
1.Не допускать проникновения пыли, влаги и паров кислот
вполость подшипника.
2.Не допускать вытекания жидкой фракции смазки из полости подшипника.
3.Обеспечивать при щелевом уплотнении отсутствие задева ния уплотнения за вал; при трущемся уплотнении — отсутствие сухого трения и больших потерь в уплотнении.
Неудовлетворительная работа уплотнений сказывается на спектре вибрации. Обычно задевание щелевого уплотнения вы зывает повышение вибрации и уровня громкости шума на низких частотах. При трущемся уплотнении большой натяг и отсутствие
смазки в некоторых машинах вызывали повышение вибрации в средней полосе частот 300—1000 гц. Интенсивность этой вибрации падает по мере приработки уплотнений.
Транспортировка и хранение. Малошумные машины требуют осторожного обращения при транспортировке и хранении.
В настоящее время |
имеется ряд случаев ухудшения вибро- |
||
акустических характеристик машин |
после их |
транспортировки |
|
к месту эксплуатации. |
Установлено, |
что при |
перевозке машин |
по железной дороге, особенно на далекие расстояния, возможно бринелирование дорожек качения шарико- и роликоподшипников. Бринелирование подшипников может также возникнуть в резуль тате длительного воздействия вибрации фундамента на невращаю щуюся' машину. Одним из возможных способов устранения бринелирования подшипников является установка машины на амор тизаторы.
9-3. источники ВИБРАЦИЙ подшипников качения
При изготовлении деталей подшипников имеют место отклоне ния геометрических форм и размеров в пределах допусков норми рованных соответствующими ГОСТ. Этими отклонениями в зна чительной мере обусловлены вибрация и шум подшипников.
Наиболее существенными из них являются: радиальный и осевой бой колец; овальность, гранность и конусность колец; разноразмерность шариков; овальность и гранность шариков; до пуски в гнездах сепараторов; волнистость и шероховатость до рожек качения.
Рассмотрим более подробно указанные источники вибрации.
1. Радиальный бой внутреннего кольца подшипника вызывает вибрации, подобные остаточному небалансу ротора. Радиальный бой наружных колец нарушает соосность в подшипниковых узлах.
148
Боковое биение торцов внутренних и наружных колец вызвано их непараллельностью, которая приводит к перекосу внутреннего кольца относительно наружного при установке подшипника в ма шину. Величина указанного боя тем меньше, чем выше прецизион
ность |
подшипника. |
Так, например, по существующим ГОСТ, |
||
в подшипниках класса точности С указанный бой в 5 раз меньше, |
||||
чем в подшипниках класса Н. |
колец по ГОСТ 520—55 допус |
|||
2. |
Овальность |
и |
конусность |
|
кается |
в пределах 0,5 |
от допуска |
на диаметр для подшипников |
класса Н и 0,25 от допуска на диаметр для подшипников класса точности С. Овальность колец является причиной вибрации с двой ной частотой вращения
, |
2 |
п |
(9-1) |
f |
~ |
60 ’ ги>‘ |
3. Частота вибрации возбуждаемой разноразмерностью шари ков зависит от скорости вращения сепаратора и конкретного рас пределения разноразмерных шариков в подшипнике.
При равномерном чередовании в подшипнике шариков боль шого и малого размера эта частота будет
гх |
г п |
гц, |
(9-2) |
/і + г. Т ¥ ’ |
где гг и г2 — радиусы дорожек качения внутреннего и наружного
колец; |
z — число тел |
качения. |
4. |
Овальность и |
гранность тел качения зависит от класса |
точности подшипников. Для класса точности С она в 5 раз меньше, чем для подшипников класса Н. Частота вибрации, вызванная гранностью тел качения,
f = |
I |
г k-,n |
(9-3) |
7557 |
“Г“бГ’ щ * |
где D 0— диаметр по центрам тел качения; dm— диаметр тел ка
чения; |
k x— число |
граней. |
Точный расчет частоты по этой формуле затруднен в связи со |
||
случайным расположением граней на телах качения. |
||
5. |
Зазоры в |
гнездах сепараторов являются существенным |
источником вибрации подшипников. Чрезмерно большие зазоры приводят к смещению сепаратора на величину зазора и появлению вибрации частотой
f = «*• <м >
Такую же частоту имеет неуравновешенность сепаратора. Малые зазоры могут быть причиной залегания шариков и наруше ния кинематики вращения подшипника, что также вызывает по вышенный шум.
149
6. Возникающие в подшипниковых узлах динамические импульсы от волнистости не имеют периодического характера. Частота и спектр вибраций, обусловленный этими причинами, нестабильны. Составляющие этого шума лежат преимущественно в области высоких частот. Некоторые фирмы рекомендуют при менительно к дорожкам качения шариковых подшипников вол нистостью считать углубления, превышающие 0,1 мкм с длиной волны, соизмеримой с радиусом шариков.
Частота, обусловленная волнистостью, равна
где т — число волнистостей по окружности дорожки качения внутреннего или наружного кольца.
Шероховатость поверхностей качения имеет меньшее значение в шумообразовании подшипников из-за малого расстояния между отдельными выступами по сравнению с радиусами шариков.
Кроме указанных причин возможны локальные дефекты на дорожках качения.
К числу таких дефектов можно отнести местное бринелирование дорожек качения при транспортировке машин по железной дороге.
'Частота этой вибрации
/ = - г ( 1 |
(9-6) |
где 62 — число дефектов на дорожках качения.
Знак минус принимается при наличии дефектов на внутрен нем кольце, а знак плюс — при наличии дефектов на наружном кольце.
Вибрация подшипников возбуждается также периодическими изменениями жесткости подшипника при перекатывании тел ка чения.
Частота этой вибрации |
|
. > = - И ‘ - - 8 7 ) Ж - « * - |
(9-7) |
На уровень вибрации с этой частотой кроме жесткости колец влияют радиальный зазор и величина нагрузки на подшипник.
Все указанные выше причины вибрации подшипников и ча стоты, вызванные теми или иными источниками, трудно обнару живаются в спектре вибрации машины.
Произведенные измерения вибрации наружных колец под шипников при их обособленной работе вне машины показывают, что между отдельными подшипниками одного и того же типа и размера существует большой разброс спектров. Это указывает на то, что существующее оборудование не позволяет изготовить под
150