Файл: Эрлих, М. Г. Структурный анализ при художественном конструировании промышленных изделий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
Ленинградская организация общества «Знание» РСФСР
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ДОМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ
УДК [62:7.01] : 539.4
М. Г. ЭРЛИХ, В. Ф. БЕЛИК
СТРУКТУРНЫ Й А Н А ЛИ З
П РИ ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОНСТРУИРОВАНИИ
ПРОМ Ы Ш ЛЕННЫ Х ИЗДЕЛИЙ
С е р и я — Улучшение качества промышленной продукции (стандартизация, надежность, защитные покрытия, техническая эстетика)
Л е н и н г р а д
1974
Г' г.
{V ••.НС-ТОХКЙЧОСКЙЯ
1 ^»'i'v.*49L ОО^/»
\' м^г.^пяи^
*чи
^* 1
'Г / ^ s U
ЭРЛИХ Макс Гошиевич, БЕЛИК Виктор Федорович
Структурный анализ при художественном конструировании про мышленных изделий. ЛДНТП, 1974.
36 с. с илл. 6350 экз. 20 коп.
Унификация и агрегатирование, являющиеся одними из глав ных направлении проектирования в промышленности, требуют при менения системных методов анализа, одной из основных категорий которого является категория структуры. В брошюре показывается, что ее использование в практической деятельности художника-конст- руктора обеспечивает эффективный синтез технических, технологиче ских и эстетических характеристик проектируемого объекта одновре
менно. |
сварочное оборудование и исследует |
Рассматриваются станки, |
|
ся взаимосвязь их структур, |
при этом выявляется влияние различ |
ных факторов на формы и конструкции машин, дается пример струк турной классификации объектов. Рекомендации могут быть исполь зованы при проектировании ряда станков, машин, приборов.
Брошюра может быть использована художниками-конструктора- ми и конструкторами в качестве методического материала при кон кретном проектировании изделий машиностроения.
УДК [62 : 7.01] : 539.4
Ленинградская организация общества «Знание» РСФСР
«Прогресс науки и техники — это главный рычаг созда
ния материально-технической |
базы коммунизма. |
Вот |
почему |
в таком важнейшем вопросе, |
как развитие науки |
и |
техники, |
мы отчетливо должны видеть перспективы, учитывать их в практической работе».1
Из доклада тов. Л. И. Брежнева на XXIV съезде КПСС.
ВВ Е Д Е Н И Е
Впоследнее время широкое распространение получил метод
структурного анализа. |
В этой |
области работают |
философы |
|||
A. К. Астафьев, О. С. |
Зелькина, |
Р. А. Зобов, В. И. Свидерский, |
||||
B. С. Тюхтин и другие. Проблематика системного и структурного |
||||||
подходов все более проникает |
в |
исследования в области |
худо |
|||
жественного конструирования. |
Особенно |
надо отметить |
работы |
|||
Э. П. Григорьева, М. С. |
Кагана, |
М. В. |
Федорова, |
К. Зигеля, |
Ж. Эммериха и других. Показательно, что применение названных подходов позволяет по-новому, глубже взглянуть на решаемые про блемы, упорядочить и активизировать деятельность человека. Это относится и к худодснику-конструктору.
Настоящая работа посвящена анализу ряда технических объ ектов (в основном ЭСО2) с позиций их структуры, как закономер ности строения. Такое рассмотрение позволяет выявить некоторые, ранее на освещавшиеся в нашей литературе вопросы, в том числе
ипроблемы формообразования изделий.
I. Классификация технических объектов
по их структурным признакам
Художник-конструктор (дизайнер) в процессе работы сталки вается со сложными вопросами формообразования объектов со временной техники. Закономерности формообразования изучены мало. Можно утверждать, что подход к разработке этой проблемы явно недостаточен со стороны изолированного рассмотрения толь ко формы объектов, которая является чрезвычайно подвижным об разованием, подверженным влиянию многих случайных, времен ных факторов. Отсутствие понимания более глубоких закономер ностей п о с т р о е н и я формы часто приводит к нерациональным малообоснованным конструктивным решениям.
1 XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографиче ский отчет. Том I. М., Госполитиздат, 1971, стр. 82.
2 ЭСО — электросварочное оборудование.
3
При анализе того или иного решения технического объекта применяют понятие «конструкции» — и на этом строятся основные выводы относительно технических (инженерных) ориентаций.. Дело в том, что объекты одного функционального назначения, как пра вило, имеют множество вариантов конструктивных решений, вы бор каждого из них носит частный характер, а конструкция пред стает перед, нами как конечная реализация всех конкретных тре бований. Именно поэтому важно найти более устойчивые законо мерности, с которыми могут быть соотнесены динамичные, а ино гда и случайные факторы формообразования. Наиболее оптималь ным представляется использование структурного анализа, резуль тативность которого показывает опыт его практического использо вания. Вот что пишет по этому поводу Рудольф Арнхейм: худож ник «должен воспроизвести в своем мышлении закономерности структуры объекта, на который направлена его практика, спроек тировать путь перестройки объекта в соответствии с закономер ностями его структуры»1. На необходимость знания структуры при оценке и разработке технического объекта указывали также многие архитекторы, в частности, И. Леонидов, М. Гинзбург, Ф. Л. Райт, Ле Корбюзье и другие.
Наиболее важной задачей, которая должна ставиться л иссле
дованиях такого рода, является |
определение тон |
структуры (из |
||
иерархии структур, |
которая, |
как |
главный фактор, |
о п р е д е л я е т |
собой организацию |
объекта. |
Для |
технических объектов такая |
регламентирующая структура определяется на базе функциональ
ных (с т е х н и |
ч е с к о й т о ч к и |
з р е н и я ) процессов, которые,, |
в свою очередь, |
основываются на |
функциональном назначении |
объекта. В функциональных процессах мы видим физические зако ны движения материи. Казалось бы, можно указать на множество случаев (типов, разновидностей) взаимодействия элементов, обес печивающих большие свободы решений, однако конкретные требо вания сужают этот выбор. Поэтому имеется практически ограни ченное число вариантов взаиморасположения функциональных элементов, обеспечивающих минимальные затраты энергии, мате
риалов |
и оптимальное заполнение |
пространства. Специфика по |
следних |
факторов и определяет с |
т а б и л ь н о с т ь пространст |
венных решений (в группу факторов должны быть введены также, социальные — однако это вопрос специального рассмотрения).
Для группы объектов, в которых используются одни и те же физические принципы, можно выделить некоторый стабильный ин вариант связей основных элементов. Это позволяет определить наиболее устойчивые структуры. В практике проектной деятельно сти оптимальные структурные закономерности реализуются путем
1 Самохин В. Рудольф Арнхейм и проблема формы в дизайне. «ДК СССР»,. 1971, № 5.
4
синтеза, при котором одни элементы могут получить преимущест венное развитие за счет других (при условии достижения целост ного решения в конкретной среде). Это приводит к постоянному использованию для близких типов объектов нескольких вариантов реализуемых структурных закономерностей — т. е. к определенно му числу вариантов пространственного расположения (организа ции) элементов.
Таким образом, при определении структуры необходимо выде ление некоторых (структурных) элементов и тех физических (ме ханических, электрических, электронных и пр.) зависимостей, ко торые обеспечивают его техническое функционирование.
Рассмотрим этот вопрос на примере электросварочного обору
дования |
(ЭСО), |
одной из особенностей которого является доста |
точно |
большое |
многообразие конструкций. Последнее вызвано |
разнообразием |
способов сварки (контактная: точечная, ролико |
вая, рельефная, стыковая; сварка плавлением: ручная, полуавто матическая, в среде защитных газов; сварка в вакууме; холодная; трением и др.). К многообразию форм сварочного оборудования приводит также различие условий применения сварки и разнообра зие свариваемых материалов. Это усложняет художественное кон струирование ЭСО, затрудняет унификацию элементов, решение многих конструктивных вопросов.
Обратимся к рассмотрению самого процесса сварки. С точки зрения физической сущности совершаемых процессов распростра нены два типа аппаратуры: для с п о с о б о в давлением и плавле нием. Особенности каждого из них соответственно отражаются на структурном уровне, как обладающие постоянными наборами эле ментов и устойчивостью связей между ними. Для сварки давлением необходимо приложение усилия в зоне сварки и введение в нее теп ла. Именно эти факторы и определяют организацию машин для свар ки давлением (рис. 1), которые состоят из устройства для создания усилия давления (/); конструкции, воспринимающей нагрузку от сварочного усилия (механического контура (2); блока управления (4); несущих и навесных элементов конструкции (о). (На рис. 2 приводится структурная схема машин для сварки плавлением).
Рассмотрим машины для контактной сварки. В них наиболее жестко взаимосвязаны механический и электрический контуры, последний состоит из трансформатора с токоподводом. Все другие элементы обладают большей свободой пространственных локали заций. Именно поэтому и целесообразно сосредотсн чить дальнейший анализ на рассмотрении отношений двух элемен тов —• механического (силового) и электрического кон туров—-как ведущих и определяющих технико-функциональное
решение (создание, |
разработка) объекта. Взаимосвязь этих кон |
|
туров, по-существу, |
и являет |
а к т и в н у ю структуру в иерархии |
структур объекта. Активная |
структура — наиболее устойчивое об |
разование; значение ее для формообразования объекта—-опреде ляющее. Именно активная структура несет главную организующую
5
Рис. 1. Структура машины для сварки давлением:
1) устройство, создающее сварочное усилие; 2) конструкция, воспринимающая сварочное усилие (механический контур); 3) энергетический блок, служащий для введения тепла в зону сварки (энергетический или электрический кон тур) ; 4) блок управления; 5) несущие и ограждающие элементы
Рис. 2. Структура машин для сварки плавлением
функцию в построении объекта (рис. 3). На наличие таких актив ных центров в широком классе явлений указывают В. И. Свидерский и Р. А. Зобов: «...внешняя форма как что-то устойчивое груп пируется как раз в окрестностях тех структур, которые входят в механизм активного центра.. . и наиболее соответствуют условиям существования целого.» 1
о
Рис. 3. Активная структура контактных машин:
а) активная структура; б) электрический контур; в) механический контур; г) эпюра Мх от воспринимаемой нагрузки
Целесообразно добиваться минимальных габаритов обоих кон туров. Это обеспечивает: а) наименьшие затраты на электроэнер гию; б) наименьшую металлоемкость механического контура. Та-' кие требования трудно достижимы в одном объекте одновременно. 1 ребования минимальных габаритов объекта при наилучших ус ловиях доступа в рабочую зону заставляют проектировщика стре
миться к совмещению |
электрического |
и механического конту- |
|
1 Свидерский В. И., |
Зобов Р. А. Новые |
философские аспекты элементно |
|
структурных отношений. |
Л., |
изд. ЛГУ, 1970, стр. 97. |
7
ров. Это ведет |
к |
компромиссному |
решению: |
обыч |
но предпочитается |
один |
из контуров. Это приводит: |
а) либо |
к уменьшению сопротивления электрического контура, а отсюда и потребляемой мощности при одновременном увеличении металло емкости машины за счет механической конструкции; б) либо к об легчению веса машины в ущерб электрическому контуру. Это вза
имовлияние— одно из проявлений |
целостности строения |
объекта. |
Две системы могут существовать |
порознь — объединяясь, |
они на |
чинают оказывать друг на друга влияние, при этом проявляются относительно ограниченные возможности их совмещения.
Определенные трудности вызывают габариты сварочного транс форматора — элемента электрического контура. Трансформа тор должен быть максимально приближен к электродам для умень шения сопротивления электрического контура. Но так как обычно трансформаторы обладают значительными габаритами и относи тельно неизменной формой, то размещение их внутри механиче ского контура осложняет выбор оптимальной формы силовой ско бы (механического контура). На рис. 3,г приводится эпюра изги бающих моментов силовой скобы от воспринимаемого сварочного усилия. Наиболее нагруженными (по такой схеме работы) оказы ваются внутренние и наружные полки этой скобы. При расположе нии трансформатора внутри скобы в полках необходимы вырезы для токоподводов, нарушающие непрерывность конструкции, осла бевающие скобу. Компенсация вырезов утяжеляет машину.
С другой стороны, расположение трансформаторов вне силовой скобы приводит к увеличению длины токоподвода. Эпюра изгибаю щих моментов также показывает, что для механического контура целесообразен плоскостной характер конструкции; это позволило бы избежать сложных или невыгодных напряженных состояний (кручение, срез). Оптимальной формой для механической части машины с точки зрения распределения усилий была бы форма близкая к скобе микрометра, однако конструктивные, технологиче
ские и эксплуатационные (в том числе и эргономические) |
требова |
ния заставляют отступать от этого решения. |
говорить |
Рассмотрение активной структуры позволяет также |
|
о закономерностях компоновки — как осмыслении работы |
механи |
ческих и электрических сил.
Дальнейшее рассмотрение структурных аспектов целесообраз но вести по двум направлениям: 1) по «горизонтали» и 2) по «вер тикали». Первый план должен быть связан с исследованием об щности структурных закономерностей различных (разнотипных) объектов, их связи между собой. Второй — по пути более подроб ного, последовательного, углубленного рассмотрения структур объ ектов одного типа, путей их развития. Первое направление иссле дования связано с разработкой принципов классификации проек тируемых объектов. На актуальность этого вопроса указывают Э. П. Григорьев и М. В. Федоров. Они пишут: «Прогнозирование развития предметной среды должно опираться на научно обосно
8
ванную классификацию составляющих ее архитектурных сооруже ний и промышленных изделий. Ведь только при наличии единых оснований может быть развернуто все многообразие возможных предметных единиц, входящих в систему».1
Необходима такая классификация, которая объединила бы объ екты одного функционального назначения в общие группы, и, вместе с тем, позволила бы установить связи между самими этими
группами. Структурная классификация должна |
выявить законо |
|||
мерности |
ф о р м о о б р а з о в а н и я , как некоторую общность для |
|||
разных |
групп объектов. |
Как утверждают Э. |
П. |
Григорьев и |
М. В. Федоров, основания |
классификации должны |
быть инвари |
антными по |
отношению к возможным разновидностям конкретных |
объектов, а |
также «предусматривать возможность развертывания |
инвариантов, |
т. е. указывать способ получения всего многообразия |
предметных форм».2 Выделение таких инвариантных характери стик (или качеств) и есть поиск главных структурных закономер ностей среди некоторой группы объектов. Казалось бы, на первый взгляд, что структуры объектов из разных классов резко отличны друг от друга вследствие различий как в элементах, их образую щих, так и в связях этих элементов между собой. Однако, более пристальное рассмотрение показывает наличие определенной общ ности и самих объектов как технико-функциональных типов.
Представляется возможном определить следующие моменты в реализации названных выше структурных идей для построения искомой классификации:
1)рассмотрение состава элементов, входящих в объект;
2)анализ связей между ними;
3)выделение активной структуры, как основного формообра
зующего фактора; 4) установление сходства активных структур в классифици
руемых группах объектов.
Например, имеется ряд объектов дизайна, для формообразова ния которых определяющее значение имеет механический контур. К таким объектам относятся рассматриваемые здесь машины для сварки давлением, а также прессы, металлорежущие станки (фре зерные, сверлильные, токарные и др.); инструменты: микрометры, струбцины, тиски, клещи и т. д. Технико-функциональные требова ния заставляют придавать механическому контуру в этих объектах С-образную форму. Именно это решение обеспечивает наилучший доступ в рабочую зону. С-образная структура является характер ной для всех объектов упомянутой группы, она определяет их основную композиционную закономерность: С-образную форму скобы. Это обстоятельство позволяет объединить рассматриваемые объекты в некоторый отдельный класс (рис. 4). Подобным обра зом могут быть выделены в отдельные классы объекты со струк-
1 Григорьев Э., Федоров М. Проектный метод прогнозирования. «Техниче ская эстетика», 1970, № 10.
2 Там же.
9