Файл: Шубов, И. Г. Шум и вибрация электрических машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1-3. ИЗЛУЧЕНИЕ ШУМА

При исследованиях шума, возбуждаемого электрическими ма­ шинами, обычно сталкиваются с двумя видами шума, которые различают по характеру возникновения.

а. Шум, вызванный вибрацией поверхности корпуса машины и контактирующих с ним элементов фундамента.

б. Шум, возникающий вследствие движения воздуха, венти­ лирующего активное ядро машины.

Первый вид шума обычно преобладает в закрытых машинах. Сюда относятся машины с водяным охлаждением и замкнутой самовентиляцией. В этом случае звукообразование зависит не только от интенсивности вибрации корпуса, но и от отношения между размерами источника звука и длиной передаваемой волны, а также распределения узловых линий на излучаемой поверхности. Если длина волны велика по сравнению с размерами источника шума, то сила излучаемого звука повышается с увеличением раз­ меров излучателя. Поэтому в случае малого размера машины создаются более благоприятные условия для излучения высоких звуковых частот, чем для низких.

Если длина волны мала по отношению к размерам корпуса, то сила излучаемого звука мало зависит от частоты. Так, например, крупные турбогенераторы хорошо излучают низкие и высокие частоты.

Колеблющаяся поверхность, все точки которой имеют одина­ ковую фазу и амплитуду колебаний, является излучателем нуле­ вого вида. Идеальным излучателем нулевого вида является пуль­ сирующий шар. Излучателями высшего порядка являются по­ верхности, имеющие узлы и пучности колебаний. Корпуса элек­ трических машин относятся к источникам колебаний как нулевого, так и высшего порядка. Излучатели высшего порядка при равных амплитудах излучают меньше энергии, чем излучатель нулевого порядка. Объясняется это тем, что звуковые давления, возникаю­ щие на поверхности двух смежных участков, имеющих различ­ ную фазу колебаний, вызывают ослабление звука в точке, от­ стоящей на каком-то расстоянии от корпуса. Это ослабление зву­ ковой энергии проявляется тем в большей степени, чем больше длина излучаемой волны по сравнению с линейными размерами машины. В связи с этим в закрытых электрических машинах при прочих равных условиях вибрации высших порядков дают мень­ шую силу звука, чем вибрации нулевого и низших порядков.

Помимо шума, излучаемого вибрирующими поверхностями ма­ шин, возникает шум, исходящий от металлических конструкций, контактирующих с машиной. Сюда прежде всего относятся метал­ лические фундаменты и судовые сварные конструкции.

Уменьшение шума, издаваемого указанными элементами, про­ изводится при помощи амортизаторов, устанавливаемых под лапы вибрирующей машины.

J0


Второй вид шума преобладает преимущественно в вентилируе­ мых по разомкнутому циклу машинах. Здесь шум обусловлен движущимися потоками воздуха, вызванными вращением ротора и вентилятора. Более подробно этот шум описан в гл. 7.

1-4. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ШУМА

На открытом воздухе звуковые волны распространяются от источника равномерно во все стороны. Если этот источник доста­ точно мал по сравнению с длиной волны, звуковое давление умень­ шается с расстоянием г как Mr, а сила звука— как 1/г3. Зная силу звука на расстоянии 1 м от источника, можно определить силу звука на некотором расстоянии г, отняв от уровня силы

исходного звука величину lOlg-^- или 20 lg— . Следовательно,

при удвоении расстояния от источника звука его уровень сни­ жается на 6 дб. Этот закон ослабления действителен для частот, не превышающих 1000 гц. Если распространение звука не является одинаковым во всех направлениях, то говорят о направленности его распространения. Свойства направленности проявляются, когда размеры машины больше длины волны. Поэтому особенно свойства направленности проявляются на высоких частотах и

вкрупногабаритных машинах.

Взакрытых помещениях на уменьшение силы звука оказы­ вают влияние кроме расстояния, также стены, потолок, пол и на­ личие в этих помещениях оборудования. Чем больше потерь испы­ тывает звук на границах помещения, тем больше заметно умень­ шение силы звука. Сила и частотная характеристика отраженного звука зависят как от поглощающих свойств поверхностей, так и от размеров помещения. Поэтому одной из мер эффективного сни­ жения шума в помещениях является покрытие стен и потолка звукопоглощающими материалами. Возможность экранирования звука внутри помещения зависит от отношения длины волны к ли­ нейным размерам экрана. Благоприятные результаты могут быть получены при больших экранах и коротких звуковых волнах. Размеры поверхности экрана должны быть по меньшей мере вдвое больше длины волны; кроме того, источник звука с одной стороны экрана и место обслуживания с другой его стороны должны на­ ходиться на расстоянии не менее длины одной волны от экрана. Если звуковая волна падает на границу, разделяющую две среды, то часть звука передается в другую среду (поглощается), другая же часть отражается. Отношение силы поглощенного звука к силе па­ дающего звука называется коэффициентом поглощения; отноше­ ние силы отраженного звука к падающему — коэффициентом отра­ жения. Коэффициент поглощения твердыми телами на средних частотах может достигать максимально 3%.

Впрактике имеют место случаи, когда полностью закрытая машина (например, с водяным охлаждением) имеет из-за наличия

11


в корпусе малых отверстий (например, для выводов или уплотне­ ний вала) повышенный уровень шума. Объясняется это тем, что звуковые волны легко проходят через малые отверстия. Сниже­ ние звукоизоляции корпуса АL может быть в этом случае рассчи­ тано по формуле:

 

A L = 101g fl -f-^-.lO ^/10 дб,

( 1- 10)

где L — звукоизолирующая

способность

корпуса

машины, дб\

F -— поверхность

корпуса;

/ — площадь

отверстий; k — коэф­

фициент, равный

1 для круглых и квадратных отверстий и воз­

растающий до 10 •— для прямоугольных отверстий с отношением их длины к ширине, равным 1000. Эта формула не приемлема для отверстий с большими поперечными сечениями.

Пример 3. В машине с водяным охлаждением в корпусе имеется прямоуголь­ ное отверстие для токоподвода площадью 0,02 ж2. При k = 3 и звукоизолирующей способности корпуса L = 30 дб снижение звукоизоляции корпуса за счет отвер­ стий составляет

ДЕ 10 lg + 3.-0^ . io30'10 = 8,5 дб.

Поэтому снижение шума в машинах закрытого исполнения может быть также легко достигнуто за счет уплотнения отверстий, имею­ щихся в их корпусе.

1-5. ВРЕДНОЕ ВЛИЯНИЕ ШУМА НА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ

Воздействие шума на человека может иметь последствия двух категорий:

а) отрицательное влияние на всю нервную систему в целом; б) повреждение слухового аппарата.

Многочисленные наблюдения показывают, что работа, и осо­ бенно отдых, при повышенных уровнях громкости шума приводит к повышению кровяного давления и повышенной раздражитель­ ности. Общее самочувствие ухудшается, а трудоспособность, осо­ бенно при умственном труде, понижается. Степень опасности длительного действия шума с точки зрения потери слуха харак­ теризуется американским стандартом Z24 — Х2 следующим об­ разом:

непрерывное действие шума с уровнем 80 дб в полосе ча­ стот 300—600 гц ежедневно в течение 8 ч практически не вызывает потери слуха в речевом диапазоне частот 1000—2000 гц\

уровни громкости шума 88—95 дб в том же диапазоне частот

вызывают через 30 лет потерю слуха на частоте 1000 гц 8— 13 дб,

ана частоте 2000 гц 13,5— 19 дб;

уровень громкости шума 73 дб в полосе частот 1200— 2400 гц вызывает через 7 лет потерю слуха на частоте 4000 гц 5 дб,

ауровни громкости 83 и 88 дб вызывают через 30 лет потерю слуха на той же частоте 27 и 33 дб.

12


Допустимые уровни громкости шума в рабочих помещениях и на рабочих местах, принятые в настоящее время в СССР, ука­ заны ниже:

Степень напряженности

нормаль­

повышен­

высокая

очень

Уровень громкости, фон,

ная

ная

 

высокая

 

 

 

 

производственных шу­

 

 

 

 

мов:

< 70

71—80

81—110

»>116

низкочастотные

среднечастотные

< 65

66—75

76—105

105

высокочастотные

< 55

55-65

66—100

100

ж

Глава вторая

ИСТОЧНИКИ ШУМА И ВИБРАЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

2-1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ

а. Электромагнитные силы* Эти силы действуют в воздушном зазоре между статором и ротором и имеют характер вращающихся или пульсирующих силовых волн. Их величина зависит от электро­ магнитных загрузок и некоторых конструктивных и расчетных параметров активного ядра машины. Величина вызываемой элек­ тромагнитными силами вибрации во многом зависит от характери­ стик статора как колебательной системы. В большинстве типов электрических машин магнитная вибрация лежит в диапазоне частот 100—4000 гц.

В задачу проектирования обычно входит выбор таких расчет­ ных и конструктивных параметров, которые обеспечили бы макси­ мальное ослабление электромагнитных сил и вибрации, пере­ даваемой на корпус электрической машины.

б. Подшипники качения« Интенсивность этого источника за­ висит от следующих факторов:

от качества изготовления самих подшипников; здесь имеется

ввиду такое изготовление, которое обеспечило бы минимальные вибрации наружного кольца подшипника при его вращении в спе­

циальной испытательной установке вне машины;

— от точности обработки мест под посадку подшипников и замков в щитах для их фиксации относительно корпуса машины; указанные операции должны обеспечить максимальную соосность подшипниковых узлов и отсутствие искажений геометрических форм дорожек качения при посадке подшипников на вал;

— от виброакустических свойств подшипниковых щитов, ко­ торые при неудачных конструктивных формах могут быть интен­ сивными излучателями шума, возбуждаемого подшипниками.

13