Файл: Соляков, В. К. Введение в химическую термодинамику прогр. пособие для самостоят. изучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

жет оказаться особенно полезной потому, что позволяет проверить правильность восприя­ тия основных идей и понятий, поскольку поль­ зоваться этими понятиями можно лишь глу­

боко понимая их смысл.

Предлагаемое читателю учебное пособие представляет собой синтез учебника и задач­ ника. Основы химической термодинамики из­ ложены в данной книге так, что многие важ­ ные следствия, вытекающие из наиболее об­ щих положений, читатель должен вывести самостоятельно, т. е. усвоение термодинами­ ческих понятий на всем протяжении курса бу­ дет творческим. При этом учащийся как бы заново «разрабатывает» предмет для себя.

В тексте книги имеется около 50 контрольных вопросов, к каждому из которых приведено несколько ответов. Неверные ответы на во­ просы сопровождаются разбором наиболее типичных ошибок и дополнительными разъяс­ нениями, которые не дают, однако, оконча­ тельных ответов, т. е. не освобождают чита­ теля от необходимости творческого примене­ ния полученных знаний.

При написании книги автор исходил из опыта преподавания основ химической термо­ динамики студентам специальностей «Диэлек­ трики и полупроводники» и «Технология воды и топлива на электростанциях» Московского энергетического института.

Автор выражает глубокую признательность

7

сотрудникам МЭИ д-ру техн. наук С. А. Мо­ розову, канд. техн. наук А. А. Громогласову,

инженеру В. Н. Покровскому и сотрудникам МГУ д-ру хим. наук Е. Н. Ермину, канд. хим. наук М. Н. Данчевской и А. А. Лопаткину за ценные замечания, сделанные при редактиро­ вании и рецензировании рукописи.

Насколько известно автору, книга является первой попыткой программированного изло­ жения химической термодинамики, поэтому автор будет рад получить отзывы читателей об эффективности такого способа изложения и с вниманием и благодарностью примет все замечания.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Настоящее учебное пособие отличается от обычной книги. Все содержание его разбито на короткие фрагменты, пронумерованные по порядку, однако читать их нужно в другой последовательности.

Каждый из фрагментов, напечатанных обычным шрифтом (основной текст), заканчи­ вается контрольным вопросом, после которого приведено несколько вариантов ответов. Изу­ чив такой фрагмент и ознакомившись с вопро­ сом, следует выбрать вариант ответа и пе­ рейти к чтению того фрагмента, номер кото­ рого указан против выбранного варианта.

К каждому контрольному вопросу дается только один правильный ответ; указанный около него номер — номер следующего по ходу изложения фрагмента основного текста. Остальные предлагаемые ответы являются ошибочными. Против них указаны номера до­ полнительных фрагментов, которые содержат доказательство ошибочности данного ответа, более подробный разбор существа задачи и указания, облегчающие ее решение. Эти фраг­ менты набраны петитом. Таким образом, если выбранный Вами ответ окажется неправиль­ ным, Вы получите дополнительные разъясне­ ния, после чего должны вернуться к контроль­ ному вопросу и повторно выбрать ответ.

Если выбранный Вами ответ оказался пра­ вильным, но контрольный вопрос или его решение остались для Вас недостаточно


ясными (т. е. выбор в какой-то мере был слу­ чайным), прочитайте фрагменты, относящие­ ся к остальным ответам. Это позволит Вам лучше разобраться в материале контрольного вопроса и тем самым закрепить пройденный материал.

Когда контрольный вопрос Вам вполне по­ нятен и с его решением Вы справились само­ стоятельно, переходите сразу к очередному фрагменту основного текста. В конце этого фрагмента Вы вновь встретите контрольный вопрос с ответами, из которых потребуется выбрать правильный, и т. д.

Следует иметь в виду, что контрольные во­ просы сформулированы таким образом, что в предшествующем тексте на него нет готового ответа. Для ответа на каждый вопрос Вам придется применять полученные сведения, в первую очередь те, которые содержатся в только что прочитанном фрагменте. На мно­ гие вопросы Вы не сможете ответить, не вспо­ мнив также пройденного ранее. Вам будет легче обращаться к пройденному, если с са­ мого начала работы с данной книгой Вы бу­ дете конспектировать содержание фрагментов основного текста или хотя бы записывать их номера в порядке логической последователь­ ности изложения.

Для удобства поиска формул и рисунков они пронумерованы в порядке размещения в главах- (аналогично нумерации фрагментов) вне связи с той очередностью, в какой они встречаются при чтении текста.

Первый фрагмент начинается на следующей странице.

ВВЕДЕНИЕ

0.1 Предмет и метод химической термодинамики

Термодинамика изучает различные процес­ сы путем исследования изменений энергетиче­ ского состояния участвующих в процессах тел. Эти изменения могут быть охарактеризованы количеством теплоты и работы, получаемых или затрачиваемых в процессе.-

Изменения энергетического состояния свя­ заны с изменением ряда свойств тел, напри­ мер агрегатного состояния, способности рас­ творять другие вещества, вступать с ними в химические реакции и т. п. Таким образом, термодинамика использует существование определенной взаимосвязи между изменения­ ми свойств тел в каком-либо процессе и энер­ гетическими характеристиками этого процес­ са — теплотой и работой.

Конкретной задачей термодинамики являет­ ся изучение:

1)перехода энергии от одних тел к другим

ииз одной формы в другую;

2)энергетических эффектов различных фи­ зических и химических процессов, протекаю­ щих в различных условиях;

3)возможности, направления и предела протекания этих процессов.

Различают общую, техническую и химиче­ скую термодинамику.

Общая термодинамика рассматривает тео­ ретические основы всех направлений термо­ динамики и их приложение к некоторым

И


О— 1

физическим явлениям

(электрическим,

маг­

 

нитным, излучению и т. п.).

 

 

 

 

В технической термодинамике рассматри­

 

ваются взаимные превращения теплоты и ра­

 

боты применительно, главным образом, к кон­

 

струированию и эксплуатации тепловых дви­

 

гателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Объектом изучения химической термоди­

 

намики являются различные химические и

 

физико-химические процессы, т. е. процессы,

 

в которых происходит изменение химического

 

состава или структуры (отражающейся, в

 

частности, на агрегатном состоянии и кри­

 

сталлической модификации веществ). Хими­

 

ческая термодинамика является эффективным

 

средством теоретического анализа всего мно­

 

гообразия производственных процессов совре­

 

менной химической технологии.

 

 

 

Современная

термодинамика построена по

 

строго дедуктивному принципу: из двух наи­

 

более общих

и

всеобъемлющих

положений

 

(первое и второе начало термодинамики), яв­

 

ляющихся итогом обобщения накопленных че­

 

ловечеством опытных данных, выводятся след­

 

ствия для различных частных случаев. При

 

этом конкретизация рассматриваемых условий

 

проводится ступенями. Например, из первого

 

начала

термодинамики

-сначала

выводятся

 

следствия, справедливые для любых процес­

 

сов, протекающих

при

постоянном

давлении

 

(или объеме), затем накладывается второе

 

ограничение — постоянство

температуры;

да­

 

лее круг рассматриваемых процессов ограни­

 

чивается только химическими реакциями (или

 

фазовыми переходами)

и т.

п.

 

 

 

Химическая термодинамика удобна в каче­

 

стве средства изучения физико-химических

 

процессов, так как позволяет обходиться без

 

сведений об истинном их механизме. Перво­

 

начально

термодинамика

строилась вообще

 

независимо от статистической физики; в по­

 

следние десятилетия произошло слияние ряда

 

разделов

этих

дисциплин.

В результате

уда-

12


О— 1 лось выяснить физический смысл многих от­ влеченных величин, которыми оперирует тер­ модинамика, а также расширить возможности количественного определения этих величин *.

Термодинамика позволяет определять воз­ можность и направление самопроизвольного протекания процессов, количество выделяемой (или поглощаемой) энергии, но не дает све­ дений о том, с какой скоростью будут проте­ кать эти процессы. Изучению скорости про­ цессов посвящен самостоятельный разделі физической химии — химическая кинетика.

0.2. Предварительные сведения об основных понятиях химической термодинамики

Как всякая теоретическая наука, химиче­ ская термодинамика оперирует понятиями, в которые вложен строго определенный смысл. Поэтому ее изложение возможно только ' по­ сле введения некоторых основных понятий.

Т е р м о д и н а м и ч е с к о й

с и с т е м о й

(или, для краткости, просто

с и с т е м о й )

принято называть тело или группу взаимодей­ ствующих тел, мысленно выделяемых в про­ странстве. Остальная часть пространства со всем, что в ней находится, называется о к р у ­ ж а ю щ е й с р е д о й (или просто с р е д о й ) . Система должна содержать достаточно боль­ шое число частиц (атомов, молекул, электро­ нов), чтобы к ней были применимы такие понятия термодинамики, как теплота,-темпе­ ратура, давление и т. п.

Система называется г о м о г е н н о й , если внутри нее нет поверхностей раздела между частями системы, различающимися по свой­ ствам, и г е т е р о г е н н о й , если такие поверх­ ности раздела имеются.

* В настоящем учебном пособии вопросы статистиче­ ской термодинамики не затрагиваются (за исключением раздела, посвященного энтропии).

13

Совокупность всех гомогенных частей систе­ мы, одинаковых по составу и всем свойствам (не зависящим от количества вещества), от­ деленная поверхностью раздела от остальных частей системы, называется фазой.

Система считается и з о л и р о в а н н о й , если она имеет постоянный объем и лишена

возможности

обмениваться

с окружающей

средой веществом

и энергией.

в том или

ином

Система всегда

находится

с о с т о я н и и ,

которое характеризуется

всей

совокупностью ее физических и химических свойств. Любое свойство системы может быть

названо

т е р м о д и и а м и ч е с к и м п ар а-

м е т р о м

с о с т о я ни я , если оно рассматри­

вается как одна из независимых переменных, определяющих состояние системы,-или ф у н к ­ цие й с о с т о я н и я, если оно не включено в число таких независимых переменных. Сово­ купность параметров состояния позволяет ко­ личественно описывать состояние системы.

Среди свойств системы и ее частей следует различать такие, которые не зависят от коли­ чества вещества (т. е. от числа молей): давле­ ние, температура, удельный объем, химиче­ ский состав и т. п., их называют и н т е н с и в ­

ными,

и такие, которые от количества

вещества

зависят, —э к с т е н с и в н ые : мас­

са, объем и т. п. Очевидно, что экстенсивные свойства не могут быть одинаковыми для си­ стемы в целом и каких-либо ее отдельных ча­ стей.

С о с т о я н и е м р а в н о в е с и я системы называется такое состояние, которое остается неизменным во времени при отсутствии какихлибо изменений окружающей среды. Для краткости систему, находящуюся в состоянии равновесия, обычно называют просто р а в н о ­ ве с но й с ис т е мой . , Состояние, которое остается неизменным во времени только бла­ годаря некоторым изменениям в окружающей среде, называют с т а ц и о н а р н ы м или

у с т а н о в и в ш и м с я .


0 - 1 Равновесные состояния систем возможны только при некоторых определенных сочета­ ниях значений параметров состояния. Мате­ матическое выражение, показывающее взаи­ мозависимость этих параметров для данной равновесной системы, принято называть у р а в н е н и е м с о с т о я н и я . Простейшим уравнением состояния является уравнение Клапейрона — Менделеева

 

pV = RT

 

(0.1)

где р — давление газа,

Па; V— мольный

объем,

мэ/моль;

Г — абсолютная

температура,

К;

R =

= 8,314

Д ж /(К -м ол ь )— универсальная

газовая по­

стоянная.

 

 

 

 

Это уравнение первоначально получено пу­ тем обобщения опытных данных и позже вы­ ведено методами статистической физики для так называемого и д е а л ь н о г о г а з а — идеализированной системы, состоящей из ча­ стиц (молекул), собственный объем которых пренебрежимо мал по сравнению с объемом всей системы, и которые находятся в непре­ рывном хаотическом движении, взаимодей­ ствуя между собой только путем абсолютно упругих соударений. Учитывая, что мольный объем определяется как отношение общего объема системы ѵ к количеству (числу молей) находящегося в ней вещества п, уравнение (0.1) часто используют в другом виде;

рѵ = nRT

(0.2)

Контрольный вопрос

Рассмотрим в качестве термодинамической системы стержень А, концы которого сопри­ касаются с телами В и С, имеющими неоди­ наковую температуру Тв Ф Тс. Тела В и С достаточно велики, и их температура в рас­ сматриваемый отрезок времени практически не изменяется. Температура в каждой точке стержня А достигла определенного значения

15