Файл: Соколов, Ф. Г. Расчистка полосы отвода железной дороги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 16. Машина ЛП-11-1 на погрузке воза

трелевку леса лебедками типа ТЛ-4 или ГИЛМ-4 при помощи мачт. Перед установкой лебедки и оборудования подготавли­ вают лесосеку и площадку под погрузочный пункт. Треле­ вочные мачты Для этой цели высотой 10 — 20 м изготавливают из деревьев, получаемых на просеке. Мачту укрепляют растяж­ ками и монтируют на ней необходимое оборудование и оснастку.

Наиболее целесообразный способ трелевки — бесчокерный с применением машин ЛП-11-1, Т-157, ВТМ-4.

Машина ЛП-11-1 для бесчокерной трелевки леса смонтиро­ вана на тракторе ТТ-4 (рис. 15). Она состоит из погрузочного устройства, основания погрузочного устройства, щита с увязочным устройством и гидравлического привода. Трактористоператор подводит машину к наваленным деревьям и концевым захватом зажимает комель или вершину дерева (рис. 16); ги­ дроманипулятором подтаскивает дерево к машине, поднимает его, разворачивая на необходимый угол, затем опускает в увязочное устройство и зажимает в нем.

39


нологическим

оборудо­

 

 

 

ванием.

 

 

органом

 

 

 

 

Режущим

 

 

 

является

цепная пила с

 

 

 

Г-образным зубом (цепь

 

 

 

ПЦУ-30). Пилу можно

 

 

 

опускать

на

4 см ниже

 

 

 

уровня гусеницы и под­

 

 

 

нимать на высоту 120 см,

 

 

 

а

также

выдвигать

на

 

 

 

110 см в сторону. Маши­

 

 

 

на

может

 

спиливать

 

 

 

деревья

диаметром

до

 

 

 

120 см в комле, т. е.

 

 

 

практически

ею можно

 

 

 

спиливать

деревья

лю­

 

 

 

бых размеров, встречаю­

 

 

 

щиеся в просеке. Пода­

 

 

 

ча

пилы осуществляется

 

 

 

путем поворота ее на 90°

 

 

 

в'

горизонтальной плос­

 

 

 

кости. Скорость подачи

 

 

 

регулируется

автомати­

Рис. 18. Балочно-трелевочная машина

чески. Для

направлен­

ВТМ-4:

 

 

ной валки

деревьев

на

/ — режущий орган; 2 — бульдозер;

3 — ограж­

дение кабины;

4 — подъемный щит;

5 — пакет;

ограждении

 

кабины

6 — обвязочный

рычаг; 7 — механизм валки;

смонтировано

специаль­

8 — погрузочный рычаг

 

ное устройство, состоя­ щее из поворотной и выдвижной балочек н системы рычагов,

приводимых в действие гидроцилиндром. Для погрузки спи­ ленного дерева на машину служит погрузочно-формировочное устройство, состоящее из погрузочного 8 и обвязочного 6 ры­ чагов, гидрополиспаста с тросовой петлей и гидроцилиндров.

Машина оборудована бульдозером, используемым для рас­ чистки пути при перемещении, а также для выравнивании ком­ лей на погрузочной площадке. При движении машины на буль­

41


дозере смонтированная лопата разгребает в снегу траншею, в которую можно опустить на нужную глубину пильный аппарат.

Чтобы срезать дерево, машину приближают к нему на воз­ можно более близкое по условиям микрорельефа расстояние. Тракторист заранее несколько опускает пильный аппарат, при этом упор, находящийся на механизме срезания, занима­ ет горизонтальное положение под прямым углом к машине, которую продвигают вперед настолько, чтобы коснуться упо­ ром дерева. Затем выдвигают пильный аппарат до касания выдвижной балкой дерева, при этом окончательно устанавли­ вают высоту реза. К дереву подводят также валочный рычаг 7, и оно оказывается зажатым с трех сторон (упором, валочным рычагом и выдвижной балкой). Перед валкой дерева по-

Рис. 19. Валочно-пакетирующая машина ЛП-2

42

грузочный рычаг откидывают на землю. После этого в действие приводят пильный механизм, и срезанное дерево сталкивает­ ся валочным рычагом 7 на погрузочный рычаг 8. Затем подни­ мают обвязочный рычаг 6, и комель дерева забрасывается по­ грузочным рычагом 8 в открытый коник (устройство для паке­ тирования деревьев), где с помощью полиспаста затягивается тросовой петлей. Таким образом машина, перемещаясь вдоль стенки леса, набирает воз и трелюет его к месту назначения.

Для срезания деревьев и укладки их в пакеты с целью по­ следующей трелевки другими машинами применяют валочнопакетирующую (валочно-погрузочную) машину ЛП-2 (рис. 19), оборудованную на базе трактора ТДТ-55. Машина состоит из поворотного круга 6 с шарнирно-сочлененной стрелой 4, имею­ щей вертикальную стойку 2, оснащенную захватом 3 с цепной консольной пилой 1, и устройства 7 для пакетирования де­ ревьев (коник). Угол поворота стрелы в горизонтальной пло­ скости 360°, а вылет ее возможен в пределах 1,5 — 10,5 м.

Повышение устойчивости машины достигается передней на­ веской трактора (бульдозера) 9 и аутригеров 8, которые кон­ структивно объединены с коником. Управление механизмами осуществляется из кабины 5, располагаемой на поворотном круге. Привод механизмов гидравлический.

ТРАНСПОРТНЫЕ И ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ

После валки леса, как правило, должна производиться его разделка на деловую древесину и дрова. Деловые бревна долж­ ны быть ошкурены, вывезены или сложены у границы полосы отвода в штабеля и в последующем использованы как лесной материал.

Для вывозки хлыстов и сортиментов (разделанных деревьев) из полосы отвода применяют автопоезда, состоящие из авто­ мобиля и роспуска, оборудованных кониками (устройства­ ми для пакетирования деревьев). Применяют также автопоезда,

43


состоящие из автомобиля, оборудованного седельным сцеп­ ным устройством, полуприцепа с одним (передним) коником и роспуска со вторым (задним) коником, а также автопоезда, включающие автомобиль и прицепы.'

Р о с п у с к о м называют повозку, предназначенную для перевозки длинномерного груза, часть веса которого передает­ ся на опорную поверхность через колеса тягового автомобиля, а часть — через колеса роспуска. П р и ц е п представляет собой повозку, передающую всю вертикальную нагрузку (от собственного веса и груза) на опорную поверхность через свои колеса. П о л у п р и ц е п — это повозка, передающая часть вертикальной нагрузки (от собственного веса и груза) на опорную поверхность через свои колеса, а часть нагруз­ ки—на тяговый автомобиль (седельный тягач) через опорно­ сцепное устройство.

В автопоездах используют автомобили-лесовозы МАЗ-509, МАЗ-509П и КрАЗ-255Л.

Автомобиль-лесовоз МАЗ-509 предназначен для работы с двухосным роспуском, снабженным металлическим склады­ вающимся дышлом, на автомобильных лесовозных дорогах. На автомобиле установлено лесовозное технологическое обо­ рудование и лебедка для погрузки роспуска на шасси машины. Автопоезд из автомобилей-лесовозов МАЗ-509 наиболее эффек­ тивно может быть использован при перевозке леса в хлыстах.

Автомобиль-лесовоз МАЗ-509П предназначен для вывозки сортиментов и хлыстов; не имеет лебедки и не оборудован уст­ ройствами для перевозки роспуска на шасси, рассчитан на ра­ боту без складывающегося дышла.

Автомобиль-лесовоз КрАЗ-255Л предназначен для работы с двухосным роспуском, снабженным металлическим склады­ вающимся дышлом, на автомобильных лесовозных дорогах. На автомобиле установлены оборудование и лебедка для погрузки роспуска на шасси машины. Этот автомобиль, так же как и МАЗ-509, наиболее эффективно может быть использован при перевозке леса в хлыстах. Техническая характеристика автомобилей-лесовозов приведена ниже.

44

 

 

 

 

 

М А З -5 0 9

М А З -5 0 9 П

К р А З -2 5 5 Л

Грузоподъемность, к г с .........................

 

5500

5000

8000

Число о с е й : .............................................

 

 

2

2

3

о б щ е е .................................................

 

 

в ед у щ и х ............................................

 

 

2

2

3

Колесная

ф о р м у л а ..............................

 

4X4

4X4

6X6

Масса,

кг:

состоянии . .

.

8800

8200

12 560

в снаряженном

полная (с нагрузкой) ....................

\

14 620

13 520

20 790

Распределение массы по осям, кг:

 

 

 

в

снаряженном

состоянии:

 

4410

4440

5485

 

на переднюю о с ь ....................

.

 

на заднюю ось (тележку)

4390

3760

7075

при

полной нагрузке:

 

4950

4840

5665

 

на переднюю о с ь ....................

.

 

на заднюю ось (тележку)

9670

8680

15 125

Габаритные размеры автомобиля, мм:

6770

6470

8130

длина

.................................................

 

 

ш и р и н а .............................................

 

 

2600

2600

3000

в ы с о т а ..............................................

 

 

2900

2860

3370

База автомобиля, м м .........................

 

3960

3860

5300

База тележки, м м ..................................

 

 

1400

Колея колес, мм:

 

 

1950

1950

2160

передних .........................................

 

 

задних .............................................

 

.

1900

1900

2160

Наименьший дорожный просвет, мм

300

300

360

Наименьший радиус поворота автомо-

11,5

11,5

13

биля,

м

........................................

....

.

При вывозке леса в хлыстах автомобилями МАЗ-509 и КрАЗ-255Л в комплекте автопоезда применяют двухосные рос­ пуски модели TM3-803 типа 2-ЛТ и модели TM3-803A типа ЛТ-15 (нетормозной). Роспуск снабжен складывающимся ме­ таллическим дышлом, позволяющим с помощью лебедки нака­ тывать и скатывать роспуск с автомобиля-лесовоза при достав­ ке роспуска к месту загрузки автопоезда.

При отсутствии металлического дышла можно устанав­ ливать деревянные, позволяющие вывозить древесину как в хлыстах, так и в сортиментах.

При погрузке хлыстов и сортиментов на автомобили и дру- . гие виды транспорта применяют самоходные погрузчики и

45


штабелеры с гидромеханическими исполнительными и рабочими органами. Правильное использование погрузчиков и штабелеров полностью исключает ручной труд на погрузочно-разгру­ зочных работах при расчистке трассы.

При выборе типа погрузчика предпочтение отдают челюст­ ным лесопогрузчикам перекидного типа, которые имеют более высокую продольную устойчивость по сравнению с фронталь­ ными и позволяют выполнять погрузку леса без разворота трактора челночным способом.

В настоящее время челюстные тракторные погрузчики вы­ пускают трех марок: П-2А, П-19А и ПЛ-1. Эти погрузчики предназначены для погрузки хлыстов, деревьев и сортиментов на лесовозный транспорт.

Лесопогрузчик П-2А (рис. 20) является модернизацией по­ грузчика П-2. Общим для всех погрузчиков перекидного типа является наличие подвижной П-образной стрелы 5, охваты­ вающей по периметру габарит базового трактора; нижней по-

Рис. 20. Погрузчик П-2А:

1 — ограждение кабины; 2 — силовой гидроцилиндр; 3 — верхняя челюсть; 4 — ниж­ няя челюсть; 5 — стрела; 6 — силовой гидроцилиндр стрелы; 7 — подрессорник; 5 —коромысло; 9 — силовой гидроцилиндр коромысла; 10— рама

46

Рис. 21. Схема работы погрузчиков перекидного типа:

а — захват

хлыстов;

б — зажим хлыстов захватом; в — транспортное положение;

г — укладка

хлыстов

в кузов автомобиля; 7 — стрела; 2 — верхняя неподвижная

челюсть; 3 — нижняя подвижная челюсть

движной челюсти 4 захвата и верхней неподвижной челюсти 3, жестко закрепленной на стреле.

Процесс погрузки или штабелевки состоит в следующем. Тракторист, двигая трактор вперед, внедряет нижнюю че­ люсть захвата под штабель с лесом (рис. 21, а), затем, поднимая вверх нижнюю челюсть, отделяет пачку леса от штабеля и за­ жимает ее в челюстях захвата (рис. 21, б). Далее трактор подают задним ходом к месту погрузки, одновременно при движении стрелы вверх выполняется перенос пачки леса че­ рез кабину трактора (рис. 21, б). Погрузка леса на лесовозный автомобиль показана на рис. 21, г.

Погрузчик-штабелер ПЛ-5 (рис. 22) смонтирован на шас­ си трактора ТДТ-75. На неподвижной раме 2 шасси 1 установ­ лена полноповоротная платформа 4, на ней двигатель 5, ко­ робка перемены передач 7 для передачи вращения от двигателя к ходовой части, насосы гидропривода 6, поворотное устрой­ ство 3, портал 8 со стрелой 9 и рукоятью 11 с захватом 13, баки

47