Файл: Соколов, Ф. Г. Расчистка полосы отвода железной дороги.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
Рис. 16. Машина ЛП-11-1 на погрузке воза
трелевку леса лебедками типа ТЛ-4 или ГИЛМ-4 при помощи мачт. Перед установкой лебедки и оборудования подготавли вают лесосеку и площадку под погрузочный пункт. Треле вочные мачты Для этой цели высотой 10 — 20 м изготавливают из деревьев, получаемых на просеке. Мачту укрепляют растяж ками и монтируют на ней необходимое оборудование и оснастку.
Наиболее целесообразный способ трелевки — бесчокерный с применением машин ЛП-11-1, Т-157, ВТМ-4.
Машина ЛП-11-1 для бесчокерной трелевки леса смонтиро вана на тракторе ТТ-4 (рис. 15). Она состоит из погрузочного устройства, основания погрузочного устройства, щита с увязочным устройством и гидравлического привода. Трактористоператор подводит машину к наваленным деревьям и концевым захватом зажимает комель или вершину дерева (рис. 16); ги дроманипулятором подтаскивает дерево к машине, поднимает его, разворачивая на необходимый угол, затем опускает в увязочное устройство и зажимает в нем.
39
нологическим |
оборудо |
|
|
|
||||
ванием. |
|
|
органом |
|
|
|
||
|
Режущим |
|
|
|
||||
является |
цепная пила с |
|
|
|
||||
Г-образным зубом (цепь |
|
|
|
|||||
ПЦУ-30). Пилу можно |
|
|
|
|||||
опускать |
на |
4 см ниже |
|
|
|
|||
уровня гусеницы и под |
|
|
|
|||||
нимать на высоту 120 см, |
|
|
|
|||||
а |
также |
выдвигать |
на |
|
|
|
||
110 см в сторону. Маши |
|
|
|
|||||
на |
может |
|
спиливать |
|
|
|
||
деревья |
диаметром |
до |
|
|
|
|||
120 см в комле, т. е. |
|
|
|
|||||
практически |
ею можно |
|
|
|
||||
спиливать |
деревья |
лю |
|
|
|
|||
бых размеров, встречаю |
|
|
|
|||||
щиеся в просеке. Пода |
|
|
|
|||||
ча |
пилы осуществляется |
|
|
|
||||
путем поворота ее на 90° |
|
|
|
|||||
в' |
горизонтальной плос |
|
|
|
||||
кости. Скорость подачи |
|
|
|
|||||
регулируется |
автомати |
Рис. 18. Балочно-трелевочная машина |
||||||
чески. Для |
направлен |
ВТМ-4: |
|
|
||||
ной валки |
деревьев |
на |
/ — режущий орган; 2 — бульдозер; |
3 — ограж |
||||
дение кабины; |
4 — подъемный щит; |
5 — пакет; |
||||||
ограждении |
|
кабины |
6 — обвязочный |
рычаг; 7 — механизм валки; |
||||
смонтировано |
специаль |
8 — погрузочный рычаг |
|
ное устройство, состоя щее из поворотной и выдвижной балочек н системы рычагов,
приводимых в действие гидроцилиндром. Для погрузки спи ленного дерева на машину служит погрузочно-формировочное устройство, состоящее из погрузочного 8 и обвязочного 6 ры чагов, гидрополиспаста с тросовой петлей и гидроцилиндров.
Машина оборудована бульдозером, используемым для рас чистки пути при перемещении, а также для выравнивании ком лей на погрузочной площадке. При движении машины на буль
41
дозере смонтированная лопата разгребает в снегу траншею, в которую можно опустить на нужную глубину пильный аппарат.
Чтобы срезать дерево, машину приближают к нему на воз можно более близкое по условиям микрорельефа расстояние. Тракторист заранее несколько опускает пильный аппарат, при этом упор, находящийся на механизме срезания, занима ет горизонтальное положение под прямым углом к машине, которую продвигают вперед настолько, чтобы коснуться упо ром дерева. Затем выдвигают пильный аппарат до касания выдвижной балкой дерева, при этом окончательно устанавли вают высоту реза. К дереву подводят также валочный рычаг 7, и оно оказывается зажатым с трех сторон (упором, валочным рычагом и выдвижной балкой). Перед валкой дерева по-
Рис. 19. Валочно-пакетирующая машина ЛП-2
42
грузочный рычаг откидывают на землю. После этого в действие приводят пильный механизм, и срезанное дерево сталкивает ся валочным рычагом 7 на погрузочный рычаг 8. Затем подни мают обвязочный рычаг 6, и комель дерева забрасывается по грузочным рычагом 8 в открытый коник (устройство для паке тирования деревьев), где с помощью полиспаста затягивается тросовой петлей. Таким образом машина, перемещаясь вдоль стенки леса, набирает воз и трелюет его к месту назначения.
Для срезания деревьев и укладки их в пакеты с целью по следующей трелевки другими машинами применяют валочнопакетирующую (валочно-погрузочную) машину ЛП-2 (рис. 19), оборудованную на базе трактора ТДТ-55. Машина состоит из поворотного круга 6 с шарнирно-сочлененной стрелой 4, имею щей вертикальную стойку 2, оснащенную захватом 3 с цепной консольной пилой 1, и устройства 7 для пакетирования де ревьев (коник). Угол поворота стрелы в горизонтальной пло скости 360°, а вылет ее возможен в пределах 1,5 — 10,5 м.
Повышение устойчивости машины достигается передней на веской трактора (бульдозера) 9 и аутригеров 8, которые кон структивно объединены с коником. Управление механизмами осуществляется из кабины 5, располагаемой на поворотном круге. Привод механизмов гидравлический.
ТРАНСПОРТНЫЕ И ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ
После валки леса, как правило, должна производиться его разделка на деловую древесину и дрова. Деловые бревна долж ны быть ошкурены, вывезены или сложены у границы полосы отвода в штабеля и в последующем использованы как лесной материал.
Для вывозки хлыстов и сортиментов (разделанных деревьев) из полосы отвода применяют автопоезда, состоящие из авто мобиля и роспуска, оборудованных кониками (устройства ми для пакетирования деревьев). Применяют также автопоезда,
43
состоящие из автомобиля, оборудованного седельным сцеп ным устройством, полуприцепа с одним (передним) коником и роспуска со вторым (задним) коником, а также автопоезда, включающие автомобиль и прицепы.'
Р о с п у с к о м называют повозку, предназначенную для перевозки длинномерного груза, часть веса которого передает ся на опорную поверхность через колеса тягового автомобиля, а часть — через колеса роспуска. П р и ц е п представляет собой повозку, передающую всю вертикальную нагрузку (от собственного веса и груза) на опорную поверхность через свои колеса. П о л у п р и ц е п — это повозка, передающая часть вертикальной нагрузки (от собственного веса и груза) на опорную поверхность через свои колеса, а часть нагруз ки—на тяговый автомобиль (седельный тягач) через опорно сцепное устройство.
В автопоездах используют автомобили-лесовозы МАЗ-509, МАЗ-509П и КрАЗ-255Л.
Автомобиль-лесовоз МАЗ-509 предназначен для работы с двухосным роспуском, снабженным металлическим склады вающимся дышлом, на автомобильных лесовозных дорогах. На автомобиле установлено лесовозное технологическое обо рудование и лебедка для погрузки роспуска на шасси машины. Автопоезд из автомобилей-лесовозов МАЗ-509 наиболее эффек тивно может быть использован при перевозке леса в хлыстах.
Автомобиль-лесовоз МАЗ-509П предназначен для вывозки сортиментов и хлыстов; не имеет лебедки и не оборудован уст ройствами для перевозки роспуска на шасси, рассчитан на ра боту без складывающегося дышла.
Автомобиль-лесовоз КрАЗ-255Л предназначен для работы с двухосным роспуском, снабженным металлическим склады вающимся дышлом, на автомобильных лесовозных дорогах. На автомобиле установлены оборудование и лебедка для погрузки роспуска на шасси машины. Этот автомобиль, так же как и МАЗ-509, наиболее эффективно может быть использован при перевозке леса в хлыстах. Техническая характеристика автомобилей-лесовозов приведена ниже.
44
|
|
|
|
|
М А З -5 0 9 |
М А З -5 0 9 П |
К р А З -2 5 5 Л |
Грузоподъемность, к г с ......................... |
|
5500 |
5000 |
8000 |
|||
Число о с е й : ............................................. |
|
|
2 |
2 |
3 |
||
о б щ е е ................................................. |
|
|
|||||
в ед у щ и х ............................................ |
|
|
2 |
2 |
3 |
||
Колесная |
ф о р м у л а .............................. |
|
4X4 |
4X4 |
6X6 |
||
Масса, |
кг: |
состоянии . . |
. |
8800 |
8200 |
12 560 |
|
в снаряженном |
|||||||
полная (с нагрузкой) .................... |
\ |
14 620 |
13 520 |
20 790 |
|||
Распределение массы по осям, кг: |
|
|
|
||||
в |
снаряженном |
состоянии: |
|
4410 |
4440 |
5485 |
|
|
на переднюю о с ь .................... |
. |
|||||
|
на заднюю ось (тележку) |
4390 |
3760 |
7075 |
|||
при |
полной нагрузке: |
|
4950 |
4840 |
5665 |
||
|
на переднюю о с ь .................... |
. |
|||||
|
на заднюю ось (тележку) |
9670 |
8680 |
15 125 |
|||
Габаритные размеры автомобиля, мм: |
6770 |
6470 |
8130 |
||||
длина |
................................................. |
|
|
||||
ш и р и н а ............................................. |
|
|
2600 |
2600 |
3000 |
||
в ы с о т а .............................................. |
|
|
2900 |
2860 |
3370 |
||
База автомобиля, м м ......................... |
|
3960 |
3860 |
5300 |
|||
База тележки, м м .................................. |
|
|
— |
— |
1400 |
||
Колея колес, мм: |
|
|
1950 |
1950 |
2160 |
||
передних ......................................... |
|
|
|||||
задних ............................................. |
|
. |
1900 |
1900 |
2160 |
||
Наименьший дорожный просвет, мм |
300 |
300 |
360 |
||||
Наименьший радиус поворота автомо- |
11,5 |
11,5 |
13 |
||||
биля, |
м |
........................................ |
.... |
. |
При вывозке леса в хлыстах автомобилями МАЗ-509 и КрАЗ-255Л в комплекте автопоезда применяют двухосные рос пуски модели TM3-803 типа 2-ЛТ и модели TM3-803A типа ЛТ-15 (нетормозной). Роспуск снабжен складывающимся ме таллическим дышлом, позволяющим с помощью лебедки нака тывать и скатывать роспуск с автомобиля-лесовоза при достав ке роспуска к месту загрузки автопоезда.
При отсутствии металлического дышла можно устанав ливать деревянные, позволяющие вывозить древесину как в хлыстах, так и в сортиментах.
При погрузке хлыстов и сортиментов на автомобили и дру- . гие виды транспорта применяют самоходные погрузчики и
45
штабелеры с гидромеханическими исполнительными и рабочими органами. Правильное использование погрузчиков и штабелеров полностью исключает ручной труд на погрузочно-разгру зочных работах при расчистке трассы.
При выборе типа погрузчика предпочтение отдают челюст ным лесопогрузчикам перекидного типа, которые имеют более высокую продольную устойчивость по сравнению с фронталь ными и позволяют выполнять погрузку леса без разворота трактора челночным способом.
В настоящее время челюстные тракторные погрузчики вы пускают трех марок: П-2А, П-19А и ПЛ-1. Эти погрузчики предназначены для погрузки хлыстов, деревьев и сортиментов на лесовозный транспорт.
Лесопогрузчик П-2А (рис. 20) является модернизацией по грузчика П-2. Общим для всех погрузчиков перекидного типа является наличие подвижной П-образной стрелы 5, охваты вающей по периметру габарит базового трактора; нижней по-
Рис. 20. Погрузчик П-2А:
1 — ограждение кабины; 2 — силовой гидроцилиндр; 3 — верхняя челюсть; 4 — ниж няя челюсть; 5 — стрела; 6 — силовой гидроцилиндр стрелы; 7 — подрессорник; 5 —коромысло; 9 — силовой гидроцилиндр коромысла; 10— рама
46
Рис. 21. Схема работы погрузчиков перекидного типа:
а — захват |
хлыстов; |
б — зажим хлыстов захватом; в — транспортное положение; |
г — укладка |
хлыстов |
в кузов автомобиля; 7 — стрела; 2 — верхняя неподвижная |
челюсть; 3 — нижняя подвижная челюсть
движной челюсти 4 захвата и верхней неподвижной челюсти 3, жестко закрепленной на стреле.
Процесс погрузки или штабелевки состоит в следующем. Тракторист, двигая трактор вперед, внедряет нижнюю че люсть захвата под штабель с лесом (рис. 21, а), затем, поднимая вверх нижнюю челюсть, отделяет пачку леса от штабеля и за жимает ее в челюстях захвата (рис. 21, б). Далее трактор подают задним ходом к месту погрузки, одновременно при движении стрелы вверх выполняется перенос пачки леса че рез кабину трактора (рис. 21, б). Погрузка леса на лесовозный автомобиль показана на рис. 21, г.
Погрузчик-штабелер ПЛ-5 (рис. 22) смонтирован на шас си трактора ТДТ-75. На неподвижной раме 2 шасси 1 установ лена полноповоротная платформа 4, на ней двигатель 5, ко робка перемены передач 7 для передачи вращения от двигателя к ходовой части, насосы гидропривода 6, поворотное устрой ство 3, портал 8 со стрелой 9 и рукоятью 11 с захватом 13, баки
47