Файл: Паньков, Н. П. Ремонтопригодность автомобильной техники учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
ВОЕННАЯ ОРДЕНА ЛЕНИНА АКАДЕМИЯ ТЫЛА И ТРАНСПОРТА
н. п. п а н ь ш в
профессор, доктор технических наук, полковник-инженер
РЕМОНТОПРИГОДНОСТЬ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Л е;н и н г р а д
1974
Ж -
50us
Учебное пособие «Ремонтопригодность автомобильной техники»- разработано в соответствии с программой кафедры боевых колес ных и гусеничных машин и является составной частью учебного пособия «Надежность автомобильной техники». Оно предназначено для слушателей автотракторного факультета. Может быть исполь зовано слушателями факультета заочного обучения и академиче ских курсов, офицерами-автомобилистами частей и соединений, научно-исследовательских учреждений, а также курсантами выс ших автомобильных училищ.
Учитывая, что учебное пособие по вопросам ремонтопригодно сти автомобильной техники создается впервые, автор с благодар ностью примет все замечания и пожелания, направленные на его улучшение.
Учебное пособие утвердил 21 июня 1974 г. начальник академий доцент генерал-полковник К. Н. Абрамов.
ВВЕДЕНИЕ
Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев в речи «Пятьдесят лет Советской Молдавии» говорил, что X пятилетка будет пятилеткой качества, пятилеткой эффективности во имя дальнейшего роста народного благосостояния. « . . . В новом пяти летии,—сказал он, — мы должны еще последовательнее и реши тельнее проводить линию «а повышение эффективности эконо мики».
Совершенствование системы восстановления автомобилей явля ется мощным резервом повышения эффективности их использо вания.
Наша промышленность освоила выпуск колесных автомобилей высокой и повышенной проходимости, обеспечив ими прежде всего мотострелковые, танковые и артиллерийские части и подразделе ния; быстроходных гусеничных артиллерийских тягачей и транс портеров; дизельных двигателей и автомобилей большой грузо подъемности; колесных и гусеничных шасси специально для ра кетных частей я соединений.
'Перечисленного достаточно, чтобы судить о том, насколько значителен вклад отечественной промышленности в революцион ные преобразования военного дела.
В настоящее время Коммунистическая партия и Советское пра вительство обращают особое внимание на проблему повышения ■надежности техники, ее эффективности. Издан ряд постановлений по этому вопросу. Принято решение о введении государственной аттестации качества продукции. Изделиям, находящимся на уров не лучших отечественных и зарубежных образцов, присваивается знак качества. Впервые знак качества был присвоен 22 апреля 1967 г. электродвигателям Московского электромеханического за вода им. В. И. Ленина. Среди автомобилей первым был удостоен знака качества армейский автомобиль ГАЗ-66, затем автомобили МАЗ-500, БеЛАЗ-640, ЗИЛ-430, :КрАЗ-256Б, ВАЗ-12101 и др.
По ГОСТу под надежностью принято понимать свойство изде лия выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатацион ные показатели в необходимых пределах в течение требуемого
а
промежутка времени или требуемой наработки. Она обусловли вается безотказностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью, и долговечностью. На практике различают номинальную и реаль ную надежность *.
Номинальная надежность определена в заданных номинальных,
типовых условиях и режимах работы.
Реальная надежность определена в реальных условиях эксплу атации, отличных от .номинальных. Показатели реальной надеж ности могут быть меньше или больше номинальной надежности. Зависит это не только от условий использования машин, но и от того, как организовано и .проводится техническое обслуживание и ремонт их. При высоком уровне технического обслуживания и ремонта можно резко повысить показатели надежности .машин за счет улучшения 'критериев восстанавливаемости их. Под восста навливаемостью машин следует понимать их свойство возобнов лять утраченную после отказов работоспособность в минимально возможные сроки.
Восстанавливаемость зависит от ремонтопригодности машин,
возможностей обслуживающего персонала (его квалификации, опыта) и организационно-технических .мероприятий (обеспечения запасными частями, научной 'Организации и планирования техни ческого обслуживания и ремонта).
Ремонтопригодность—свойство машины, заключающееся в ее приспособленности к предупреждению, обнаружению и устране нию отказов и неисправностей путем проведения технического об служивания и ремонта. Формируются эти свойства при создании машины. Со временем они ухудшаются. При этом скорость ухуд шения .свойств зависит от .соблюдения водителями и обслуживаю щим .персоналом установленных правил и норм технического, об служивания, а также от того, работала ли машина непрерывно или часть времени находилась на хранении.
И,з определения ремонтопригодности следует, что:
1) ремонтопригодность есть конструктивное свойство машины, которое может .по-разному проявляться ,в различных условиях эксплуатации и ремонта;
2) ремонтопригодность является составной частью более обще го -свойства надежности машины и поэтому означает приспособ ленность машины к предупреждению и устранению только таких отказов и неисправностей, механизм и закономерности возникно вения и развития которых рассматриваются при оценке и .обеспе чении других составляющих .надежности —безотказности, долго вечности и сохраняемости.
* В литературе иногда применяют термин «эксплуатационная надежность».
Г л а в а 1
ВОССТАНАВЛИВАЕМОСТЬ АВТОМОБИЛЕЙ
ПОНЯТИЕ О ВОССТАНАВЛИВАЕМОСТИ АВТОМОБИЛЯ
Министр обороны Маршал Советского Союза А. А. Гречко в докладе на всеармейском совещании секретарей парторганиза ций говорил: «Единство миролюбивой внешней политики советско го государства и его готовности дать должный отпор агрессору является исходным пунктом советской военной доктрины, строи тельства и подготовки наших Вооруженных Сил».
Отечественная промышленность,'Практически реализуя выводы из опыта Великой Отечественной войны, проделала исключитель но -большую работу по 'обеспечению всех видов вооруженных сил
колесной и -гусеничной техникой.
Надежность автомобиля характеризуется не только безотказ ностью, но и тем, насколько быстро восстанавливается его рабо тоспособность после 'возникновения отказа.
Восстановление—зт-о случайное событие, заключающееся в возобновлении утраченной после отказа работоспособности. На ряду -с этим следует выделять и восстанавливаемость автомобиля, как е-го свойство возобновлять утраченную после отказов работо способность в -минимально возможные сроки.
Быстрота восстановления работоспособности автомобиля зави сит от многих -причин, главными из которых являются:
.— конструктивная приспособленность автомобиля -к -предуп реждению, обнаружению и устранению неисправностей и отказов, т. е. его ремонтопригодность;
—организационно-технические мероприятия .по техническому обслуживанию, -ремонту и снабжению запасными частями;
—подготовленность обслуживающего персонала, привлекае мого для восстановления -работоспособности автомобиля.
Таким образом, под .восстановлением автомобиля -следует по нимать совокупность тесно связанных между собой свойств ре монтопригодности и организационно-технических мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту, с помощью которых авто мобиль приводится в рабочее состояние.
5
Связь безотказности и восстанавливаемости может быть уста новлена таким показателем как вероятность нормального функци онирования
P ^ = KP{t)= |
, |
(1.1) |
где Рн.ф — вероятность нормального функционирования; |
||
kr— коэффициент технической |
готовности; |
время; |
P(t) — вероятность безотказной работы на данное |
||
Т0— наработка на отказ; |
|
|
Тв— среднее время восстановления. |
|
Из представленной зависимости следует, что надежность авто мобиля может быть повышена двумя путями: либо за счет, увели чения наработки «а отказ, либо за счет сокращения времени вос становления. Расчеты показывают, что уменьшение времени вос становления в 3 раза повышает коэффициент готовности на 1%. По этой причине часто делается односторонний вывод о том, что наиболее радикально надежность автомобиля может быть повы шена только за счет увеличения параметра -безотказности Т0 . Это ■не так. Из опыта эксплуатации автомобилей следует, что самую надежную машину можно сделать ненадежной небрежным тех ническим обслуживанием и ремонтом.
Для автомобиля, как восстанавливаемой системы, важен не сам факт прекращения функционирования, а длительность прекраще ния работы. Поэтому для него важно установить допустимое Bjpe- мя длительности простоя. С этой точки зрения возникает необхо димость уточнить трактовку отказа с учетом допустимого време ни простоя и .возможности возникновения работоспособности авто мобиля за это время.
В принятой нами классификации отказы * делятся на простые и -сложные.
Простые отказы —кратковременные, устраняются на линии во дителем или перед-ви-жной мастерской.
Сложные отказы должны быть отнесены ,к длительным и уст раняются, как правило, в подвижных ремонтных частях или в стационарной -мастерской силами специалист-ов-ремонтников.
Сложность отказов может -быть оценена при помощи коэффи циента -сложности, под которым понимается отношение числа от-,
казав, которые ,не могут -быть устранены |
в-одител-ем в пути в те |
|
чение заранее оговоренного времени, к |
общему числу |
отказов. |
■По данным Н-ек-ой войсковой -части от 6 до 12% -отказов |
связаны |
|
с полной потерей подвижности машины. |
Остальные -отказы, хотя |
и не лишают .машин подвижности, могут в значительной степени
снижать такие |
эксплуатационные качества их, как скорость дви |
|
* |
П а н ь к о в |
Н. П. Надежность автомобильной техники. Учебное пособие. |
ВАТТ, |
1973. |
|
6
жения, маневренность и проходимость. |
Поэтому |
их устранение |
|
может быть отложено на очень |
короткое время — до прибытия |
||
на очередной пункт ремонта на |
дороге |
или до |
возвращения в |
часть. |
|
|
|
Несвоевременное выявление и устранение таких отказов, кроме ухудшения эксплуатационных качеств машины, приводит к увели чению доли отказов, лишающих машины подвижности, и к увели чению трудоемкости ремонта их.
Определим влияние восстанавливаемости автомбиля на его на
дежность с учетом длительности устранения 'отказа. |
|
|||
|
Количество длительных отказов с учетом восстанавливаемости |
|||
равно |
я [1 — В(£д)] |
, |
(1.2) |
|
|
п(В) = п — пВ( Q = |
|||
где |
п — общее число отказов; |
|
|
|
|
й(в) — число длительных отказов; |
автомобиля |
водите |
|
|
В(*,) — вероятность восстановления |
|||
|
лем в пути; |
которые были |
устранены |
водите |
|
й В( У — число отказов, |
|||
|
лем в пути, и не вызывали нарушения работоспо |
|||
|
собности автомобиля; |
|
|
|
|
tA— допустимое время простоя автомобиля в пути. |
|||
|
Наработка на отказ с учетом восстанавливаемости определя |
|||
ется по формуле |
|
|
|
|
|
Т т — Я(в) |
п \\ — В(У] |
|
(1.3) |
где Гр — пТ0 — суммарное время работы автомобиля за какой-то календарный срок.
©ремя восстановления автомобиля может распределяться по различным законам. Примем, что время восстановления автомо биля распределяется по закону Эрланга. Тогда
В ( д = 1 - ^ 1 + ^ |
е- т7 = l _ ( i + 2p)£f2P , |
(1.4) |
где р - -ф - .
•* в
Подставив значения Гр и В(£д) в формулу, получим следую щее выражение для определения выработки на отказ
то(в) = Т 1 |
в°(гтт- = |
---------Т-°- - 4 Г • |
(1-5) |
I1 |
— |
( l + 2 p ) e |
|
7
С учетом соотношения (1,5) вероятность безотказной работы может быть записана
Я(*,в) = ехр |
1 - |
|
В (tA) |
|
|
|
|
|
( 1.6) |
|||
|
Т0 |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Для того чтобы |
оценить выигрыш |
в |
безотказности за |
счет |
||||||||
восстанавливаемости, воспользуемся следующим отношением |
|
|||||||||||
7\>(в) |
|
Т0 |
|
|
|
е ^ |
|
|
|
(1.7) |
||
Т0 |
Г0(1+2р) е~2? |
1+2. Р |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
На рис. 1.1 |
приведена |
за |
||||||
|
|
|
|
висимость |
коэффициента |
|||||||
|
|
|
|
безотказности V от вероят |
||||||||
|
|
|
|
ности |
восстановления В(Д), |
|||||||
|
|
|
|
из которого следует, что |
||||||||
|
|
|
|
существенный |
выигрыш |
в |
||||||
|
|
|
|
наработке на отказ получа |
||||||||
|
|
|
|
ется |
при больших значени |
|||||||
|
|
|
|
ях В(£д). Так, |
например, |
|||||||
|
|
|
|
если В(£л) = |
0,8, т. е. |
веро |
||||||
|
|
|
|
ятность восстановления |
ав |
|||||||
|
|
|
|
томобиля |
в пути составляет |
|||||||
|
|
|
|
800/°, |
то |
это |
эквивалентно |
|||||
|
|
|
|
увеличению |
параметра |
Т0 |
||||||
|
|
вitt/j в 5 |
раз (при |
условии, |
что |
|||||||
|
|
|
|
параметр |
безотказности |
ос |
||||||
Рис. 1.1. Зависимость коэффициента без |
танется без изменения). Из |
|||||||||||
этого |
примера следует, |
что |
||||||||||
отказности от вероятности восстановления. |
|
|||||||||||
|
|
|
|
восстанавливаемость |
авто- |
мобиля должна рассматриваться как .один из наиболее эффек тивных путей повышения его надежности. Для этого требуется создать все необходимые условия для быстрого и высококачест венного ремонта автомобилей © пути.
РЕМОНТОПРИГОДНОСТЬ АВТОМОБИЛЕЙ И ЕЕ РОЛЬ В ПРОБЛЕМЕ ИХ НАДЕЖНОСТИ
Поддержание технического состояния автомобилей на требуе мом уровне и восстановление их работоспособности производится за счет осуществления мероприятий, предусматриваемых системой эксплуатационного обслуживания, которая включает в себя систе мы технического обслуживания и систему ремонтов. В целом си стема эксплуатационного обслуживания автомобилей носит яла- ново-предупредительный характер.