Файл: Паньков, Н. П. Ремонтопригодность автомобильной техники учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
и .выдача документации на изготовление первых образцов комп* лактующих изделий);
3)испытаниям и исследованиям .на специальных стендах и установках вариантов принимаемых конструктивных и технологи ческих решений;
4)выбору оптимального варианта конструкции изделия и его разработке.
На стадии р а з р а б о т к и .раб о чег о п р о е к т а обычно со блюдается следующая последовательность работ:
.1) подетальный анализ отечественных и зарубежных аналогов,,
втом числе и по изделиям смежных производств;
2)систематизация недостатков узлов и деталей выпускаемых изделий;
3)изучение отечественных и зарубежных материалов по конст руированию отдельных узлов и деталей;
'4) изучение .патентов .по отдельным узлам и деталям и конст рукторских решений, влияющих на надежность;
5) .разработка конструкции узлов и деталей с. привлечением технологических служб завода-изготовителя (большое значение имеет преемственность при разработке новых моделей машин и тщательная экспериментальная .проверка новых конструктивных решений на выпускаемых образцах машин и на стендах. Так, на Я.МЗ накопленный опыт по доводке двухтактных дизелей исполь зован при создании 4-тактных, а опыт по .созданию последних ис пользован .при .создании двигателей для КаМАЗа. Отдельные кон структивные решения двигателя КаМА.3 вначале проходили про верку на двигателях ЯМЗ-238. К ним относятся: муфта привода вентилятора, водяной насос, головки цилиндров, элементы системы смазки, муфта опережения впрыска топлива, топливная аппарату ра и т. д .);
6)обеспечение стандартов;
7)обеспечение ремонтоспособности;
8)расчетные работы;
9)разработка и проведение расчетов .по допусковым и увя занным схемам;
10)определение перечня узлов и деталей, подлежащих довод ке на специальных стендах, установках и изделиях;
М) разработка стендов, установок, оснастки и .прочей техниче ской документации, а также методов для ускоренных и длитель
ных контрольных испытаний; ■1.2) предварительное определение перечня необходимых экс
периментов;
il3) разработка и выдача технической документации для про ведения научно-исследовательских и доводочных работ;
14) разработка и выдача технической документации на изго товление. опытных образцов;
Г5) разработка технологической документации, специального инструмента, моделей и специальной оснастки для изготовления опытного образца;
16) -изготовление оснастки, необходимой для изготовления опытного образца;
17)изготовление опытных образцов изделий, ,в том числе -и из делий смежных производств;
18)'совместная работа с НИИ и заводами-омежниками;
19)-экспериментальное испытание опытных образцов;
20)разработка документации и выдача заданий на проведение
.исследовательских.[работ -по устранению недостатков, выявленных при испытании апытны-х образцов изделий, узлов и деталей;
21)-изучение -недостатков, выявленных при испытании опытных ■образцов;
22)разработка и уточнение технической документации по ре зультатам исследовательских и доводочных работ;
23)'изготовление опытных образцов для проведения контроль ных испытаний;
24)-проведение официальных контрольных испытаний опытных образцов;
25)проведение исследовательских и доводоч-ных работ по ре зультатам контрольных испытаний опытных образцов;
2,6). уточнение технической документации по -результатам
контрольных испытаний опытных образцов;
27)изготовление изделий для проведения межведомственных или государственных испытаний;
28)государственные или межведомственные испытания;
29)исследовательские и мытно-конструкторские работы ,по
..результатам межведомственных и государственных испытаний;
30)доработка рабочего проекта;
31)изготовление образцов и проведение контрольных завод ских испытаний;
32)передача технической документации (чертежи, специфика ции, ТУ, инструкции) службам зав-одов-юме-жников на .согласо вание;
33)уточнение рабочего проекта с учетам решений, принятых при согласовании технической документации;
34)выдача технической документации изделия на подготовку производства.
Из приведенного -следует, что -на этой стадии характерным, ■отличительным следует считать:
1)-подетальный анализ отечественных и зарубежных аналогов, систематизация недостатков узлов и деталей выпускаемых изде лий, изучение патентов но отдельным узлам и деталям, а также по конструктивным решениям;
2)решение вопросов стандартизации, ремонтопригодностя
ипреемственности конструкции;
3)тщательная экспериментальная -проверка новых конструк
тивных решений, широкое проведение исследовательских и Дово дочных работ.
Приложен ие
ЧИСЛЕННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ НОРМИРУЕМЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ
(заимствованы |
из проекта |
ГОСТА ПГ-400-226—74) |
||
/Периодичность видов технического обслуживания |
вновь |
создаваемых из |
||
делий должна быть не ниже |
значений, |
приведенных в |
табл. |
1. |
, |
|
|
|
Т а б л и ц а ! |
П е р и о д и ч н о с т ь
Тип автомобиля
Легковые
Автобусы
Грузовые и автобусы на базе гру зовых автомобилей
Прицепы и полуприцепы
По вре мени
ЕО
1г в,мен •рабо-незачисла
СП£ ° °
Л Н kj
“•S'0 я
s SO ~ о) о «о 5 s s я
О v а о.
Км
ТО - 1 ТО - 2
6.000 24.000
5.000 20.000
4.000 16.000
4.000 16.000
По времени
СО
1досенне -весенне -каленперед--сплуата
а>а
s « 5 «в _ 2 о- s 2 н s “ « « я <ия Ч Ч Е п ч Й
Трудоемкость видов |
технического |
обслуживания и |
текущего |
ремонта |
не |
||||||||||||
должна превышать значений, приведенных в табл. |
2. |
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Разовая |
|
Удельная трудоем |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
трудоем |
кость, чел.-ч/тыс. |
|||
|
Тип |
и класс |
автомобилей |
|
|
|
кость |
|
|||||||||
|
|
|
|
чел.-ч |
|
|
км |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тео |
|
Тто |
ттР |
|
|
Легковые |
автомобили |
|
|
|
|
|
|
|
1,8 |
|
||||||
Особо |
малого |
класса |
(рабочий объем двигате- |
0,26 |
|
0,5 |
|
||||||||||
ля до 1,2 л, |
сухой |
вес |
автомобиля |
до |
850 кг) |
0,34 |
|
0,6 |
2,2 |
|
|||||||
Малого |
класса |
|
(св. |
1,2 |
до |
1,8 л, |
|
св. |
850 |
до |
|
|
|||||
1150 |
кг) |
|
|
1,8 |
до |
3,5 л, |
св. |
1150 |
до |
0,43 |
|
0,7 |
2,5 |
|
|||
Среднего класса (ов. |
|
|
|||||||||||||||
1500 |
кг) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Большого класса |
(св. |
3,5 л вес до |
1700 |
кг) |
|
0,51 |
|
0,9 |
3,3 |
|
|||||||
|
|
|
Автобусы |
|
|
|
|
|
|
|
|
U |
|
|
|||
Особо малого класса |
(длина |
до 5,0 м) |
|
|
0,43 |
|
3,3 |
|
|||||||||
Малого класса |
(св. 6,0 до 7,5 м) |
|
|
|
|
|
0,60 |
|
1,4 |
3,8 |
|
||||||
Среднего класса |
(св. 8,0 до 9,5 м) |
|
|
|
|
|
0,77 |
|
1,7 |
4,2 |
|
||||||
Большого класса |
(св. |
10,5 |
до |
12,0 м) |
|
|
|
|
1,02 |
|
2,2 |
4,9 |
|
||||
|
Грузовые |
автомобили |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
общетранспортного назначения |
|
|
0,17 |
|
0,7 |
1,8 |
|
|||||||||
Особо |
малой |
грузоподъемности |
(полезная |
на- |
|
|
|||||||||||
грузка от 0,3 |
до 1,0 т) |
(св. |
1,0 |
до |
3,0 т) |
|
0,34 |
|
0,9 |
2,5 |
|
||||||
Малой |
грузоподъемности |
|
|
|
111
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Окончание табл. 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Разовяа |
Удельная трудоем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
трудоем |
кость, |
чел.-ч/тыс. |
|
|
Тип и класс автомобилей |
|
кость, |
|||||||
|
|
|
чел.-ч |
|
км |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
"Гео |
^ТО |
Тгр |
Средней |
грузоподъемности |
(св. 3,0 до |
5,0 т) |
0,42 |
1,3 |
3,8 |
|||||
Большой |
грузоподъемности |
(св. |
5,0 до 8,0 т) |
0,45 |
1,75 |
4,2 |
|||||
Особо |
большой грузоподъемности |
(8,0 т и более) |
0,75 |
2,2 |
6,0 |
||||||
|
Внедорожные |
автомобили-самосвалы |
1,53 |
4,3 |
21,4 |
||||||
Полезная |
нагрузка: |
|
|
|
|
|
|||||
27,0 т |
|
|
|
|
|
|
|
2,13 |
6,0 |
27,3 |
|
40, т |
Прицепы |
и полуприцепы |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
||||||
Одноосные прицепы малой и средней грузо- |
0.1 |
0,2 |
0,4 |
||||||||
подъемное™ |
(полезная |
нагрузка |
до 3,0 т) |
|
|
|
|||||
Двухосные прицепы средней и большой грузо- |
0,2 |
0,5 |
1.3' |
||||||||
подъемное™ |
(до 8,0 т) |
|
|
|
|
|
|
||||
Двухосные прицепы особо большой грузо- |
0,3 |
0,7 |
1,2 |
||||||||
подъемное™ (8,0т и более) |
|
|
|
|
|
||||||
Полуприцепы особо |
|
большой грузоподъемности |
0,2 |
0,4 |
1Д |
||||||
(8,0т и более) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Припепы-тяжеловозы (многоосные) |
|
0,4 |
0,8 |
2,0 |
|||||||
ТЕХНИЧЕСКИЕ |
ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИЯМ ИЗДЕЛИЙ |
||||||||||
В |
|
Требования к типам конструкций сборочных единиц изделий |
|||||||||
соединениях |
деталей, |
подвергающихся частому снятию в эксплуатации, |
должно предусматриваться крепление при помощи быстросъемного крепежа. Часто снимаемые крышки люков должны устанавливаться на быстросьеы-
ных зажимах. |
управления системами изделия |
должны |
пре |
Для тросов и тяг привода |
|||
дусматриваться направляющие из материалов, не требующих смазки. |
иметь |
||
Изделия с установленными |
на двигателях компрессорами |
должны |
|
в наборе шоферского инструмента шланг для накачивания шин |
внегараж- |
||
ных условиях. |
|
|
|
Внешняя форма кузова легковых автомобилей, автобусов и грузовых авто мобилей типа «фургон» должна быть приспособлена к механизированной, на ружной мойке на щеточных машинах. Не допускается наличие карманов, пазух и ниш, недоступных для обработки щетками машины, в которых могут накопляться влага и грязь.
Конструкция наружных ручек дверей и других выступающих частей изде лия должна обеспечивать сохранность щеток моечных машин при механизиро ванной наружной мойке.
Выступающие на поверхности кузова детали и устройства (стеклоочисти тели, зеркала заднего вида, антенны, дополнительные фары, сигналы и т. д.). которые могут препятствовать прохождению по ним моющих щеток при ме ханизированной наружной мойке, должны иметь быстросъемное крепление или иметь возможность легко и быстро устанавливаться в положение, обеспечива ющее беспрепятственное прохождение щеток.
Тип покрытия пола автобусов и способ его крепления должны обеспечи
вать возможность шланговой мойки салона |
без |
проникновения |
воды |
за панели- |
и пол. покрытие пола. |
|
|
предусмотрены |
|
На изделиях с карбюраторными двигателями должны быть |
||||
устройства, исключающие попадание воды |
на |
электрооборудование |
двигателя |
|
при механизированной и шланговой мойке. |
|
|
|
|
112
Емкости и резервуары, уровни рабочих жидкостей в которых контролиру ются (система смазки двигателя, система охлаждения, масляные картеры трансмиссии, бачки с тормозной жидкостью и др.), должны быть снабжены легко наблюдаемыми индикаторами уровня (щупы, прозрачные стенки, дистан ционные указатели и др). По возможности следует предусматривать встроен ные устройства и дистанционные датчики, позволяющие постоянно наблюдать за уровнем жидкости непосредственно на щитке приборов или дающие возмож
ность контролировать их легко и быстро.
Конструкция топливной системы и других устройств, где используются специальные жидкости или масла (тормозная система, гидросистема рулевого управления и др.), должна обеспечивать полный слив жидкости из всех баков, рабочих объемов и трубопроводов.
В случаях, когда по условиям принятых конструктивных решений заправ ка изделия топливом, водой, маслом и другими техническими жидкостями не возможна непосредственно с уровня площадки, должны быть предусмотрены встроенные устройства для доступа работающих к местам заправки, а также
к ветровым и задним стеклам.
Диаметр отверстий заливных горловин емкостей и соединительных патруб ков должны соответствовать производительности стандартных заправочных
средств.
Агрегаты и механизмы, вес которых превышает 20 кгс, должны быть при способлены к транспортировке грузоподъемными средствами.
При конструировании изделий на них должны быть предусмотрены конст руктивно оформленные места, обеспечивающие возможность вывешивания при выполнении ТО и ТР легковых автомобилей и автобусов домкратом не менее, чем з 4-х точках, а также — подъемниками; грузовых автомобилей — подъем-
никалш и под мосты домкратами.
На всех типах легковых автомобилей должны применяться только саморе-
гулиттошиеся тормоза.
Управляющий орган слива конденсата ресиверов системы воздушных тор мозов должен быть расположен в удобном для пользования месте.
Конструкция всех колес должна обеспечивать возможность легкого досту
па к вентилю для проверки манометром давления в шине.
При применении аккумуляторных батарей с открытыми межэлементными соединениями они должны быть снабжены крышкой, надежно защищающей их верхнюю часть от пыли, влаги и грязи.
В |
системе электрооборудования изделий должны быть предусмотрены штек- |
керные |
разъемы, позволяющие снимать следующие узлы электрооборудования без |
развинчивания контактных соединений: фар, подфарников, задних фонарей, щитка присщюв, сигнальных лампочек, распределителей зажигания, реле по воротов. Нг^трузовых автомобилях и автобусах должны быть предусмотрены
штепсельные розетки для запуска |
двигателя от постороннего источника. |
В системе электрооборудования |
изделий всех типов должны применяться |
генераторы только переменного тока с встроенным выпрямителем.
Все типы изделий должны оборудоваться выключателями массы аккуму лятора.
Требования к компоновке сборочных единиц изделий
Конструкция и компоновка сборочных единиц изделия должны обеспечи вать легкий доступ ко всем устройствам и деталям, подлежащим обслужива
нию и контролю в эксплуатации.
Расположение спускных пробок в емкостях должно обеспечивать легкий доступ к ним и возможность выпуска жидкостей без потерь и попадания на
поверхности прилегающих частей изделия.
К крепежным соединениям большого или нормированного усилия затяжки должен быть обеспечен необходимый доступ механизированным инструментом или стандартными динамометрическими ключами. К остальным крепежным соединениям должен быть обеспечен необходимый доступ стандартным крепеж
ным инструментом.
Размещение аккумуляторной батареи должно обеспечивать возможность
8 Заказ М 675. |
ИЗ |
|