Файл: Паньков, Н. П. Ремонтопригодность автомобильной техники учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6) оказание тех-ничеюкой помощи иностранным потребителям путем -консультаций на месте, обучение иностранных специалистов на заводе и направление подвижных и учебных классов за гра­

ницу.

Четвертая характерная особенность схемы — коренная пере­ стройка работы заводской .службы технической информации с внедрением .прогрессивных форм обеспечения разработчиков и ис­ следователей опережающей информацией о передовом отечествен­ ном и зарубежном опыте.

Пятая особенность схемы — широкое проведение научно-иссле­ довательских работ, направленных .на решение конкретных задан, связанных -с повышением надежности двигателей, агрегатов и ма­ шины в целом.

На заводах -создаются специализированные лаборатории для проведения ускоренных испытаний, реконструируются действую­ щие. Они укрепляются высококвалифицированными научными кадрами —кандидатами и докторами наук.

Особый упор делается на творческие связи с научно-исследо­ вательскими институтами. На ЯМЗ службы завода совместно с институтами .ведут исследования по следующим направлениям:

а) в области конструкции:

повышению -прочности и износостойкости деталей и узлов за счет применения материалов -высокого качества и улучшения от­ дельных конструктивных элементов;

увеличению жесткости корпусных деталей за счет измене­ ния -силовых схем и повышения прочности материалов;

снижению температурных и механических напряжений ос­ новных деталей за -счет совершенствования рабочего процесса двигателя;

повышению эффективности систем смазки и фильтрации

воздуха, ма-сел и топли-ва;

обеспечению удобства обслуживания и ремонта (ремонто­ пригодность) ;

подбору наиболее высококачественных масел и неметалли­ ческих материалов (накладок сцепления, прокладок, ремней,

сальников и других); б) в области техники и технология производства:

совершенствованию и повышению стабильности действую­ щих, разработке и внедрению новых прогрессивных технологиче­ ских процессов изготовления, сборки и контроля;

уменьшению влияния субъективных факторов на ход тех­ нологических процессов и качество продукции;

борьбе с вредной технологической наследственностью (сни­ жение в основных деталях внутренних .напряжений, возникающих

в процессе .производства, -повышение точности геометрии

отливок

и

шжовок, улучшение чистоты внутренних полостей

отливок

и

т. д.).

 

105


ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ НА ЭТАПЕ РАЗРАБОТКИ НОВЫХ ТИПОВ

МАШИН И ВНЕДРЕНИЯ ИХ В ПРОИЗВОДСТВО

Впроцессе проектирования закладываются в машину свойства

всоответствии с предъявленными к ней требованиями. Обеспечение высокой надежности .при разработке новой кон­

струкции предполагает накопление и использование опыта конст­ рукторскими и исследовательскими коллективам®, непрерывный рост их квалификации, умение использовать передовые достиже­ ния науки и техники. При этом необходмы не только тщательное изучение и обобщение опыта отечественного и зарубежного авто­ строения и тенденций его развития, но н проведение большого объема экспериментальных научно-исследовательских работ, под­ бор новых конструкционных материалов, разработка и освоение новых технологических процессов.

Так, напрцмер, при разработке рабочих чертежей четырехтакт­ ных дизельных двигателей конструкторский отдел ЯМЗ совместно с технологическими службами завода провел следующую исследовательаиую работу. Было изготовлено и испытано 230 образцов двигателей различного исполнения. Наработано на .испытательных стендах 138 тыс. часов. Пробег опытных двигателей на машинах дорожных условиях составил около 4 млн. километров.

При создании новых конструкций машин обеспечение надеж­ ности их осуществляется следующим образом.

На стадии с о с т а в л е н и я т е х н и ч е с к о г о з а д а н и я про­ изводится систематизация данных эксплуатации изделий, находя­ щихся в производстве, т. е. предшествующих моделей, а также глубокое изучение и анализ лучших отечественных и зарубежных аналогов по различным информационным данным, исследование и испытание этих образцов, включая их стендовые и эксплуата­ ционные испытания по специальным программам и методикам.

Работа выполняется в следующей последовательности:

1)систематизация данных эксплуатации изделий, находящих­ ся ,в -производстве, выявление сильных и слабых мест их конст­ рукции;

2)изучение условий намечаемой эксплуатации и сбыта про­ дукции;

3)изучение отечественных и зарубежных аналогов;

4)-закупка отечественных и зарубежных аналогов, имеющих высокие показатели надежности, и их исследование по специаль­ ным программам;

5)изучение патентного фонда;

6) расчет и выбор основных размеров и параметров изделия

сучетом обеспечения требований технического задания и перспек­ тив дальнейшего развития конструкции;

7)эскизная разработка вариантов общей компоновки изделия

сучетом требований технического задания и предприятий-потре­ бителей.

106


Исключительное значение при создании новых .конструкций имеет тщательное изучение информационных и патентных матери­ алов. Это обеспечивается регулярным ознакомлением ;конструкто­ ров, технологов и исследователей .с необходимой технической ин­ формацией, а также материалами патентной службы завода. Па­ тентная служба призвана участвовать в обеспечении высокого технического уровня изделия, патентоспособности и патентной чистоты разрабатываемых конструкций.

В целях защиты государственного приоритета латентная служ­ ба систематически проводит предваригельную экспертизу .новых разработок на новизну и оформление заявок на изобретения.

Патентная служба принимает участие в подготовке предложе­ ний по закупке лицензий для освоения производства новых мо­

делей машин и

их

агрегатов,

составляет

заявки

на

„закупку

.лицензий.

 

заводах создана система изучения патентного

' На всех наших

фонда и патентной информации. Так,

например, в патентном

фонде ОГЖ ЯМЗ имеется 21 тыс. патентов,

в том

числе

Велико­

британии — 2285,

США — 5636,

Франции —'1750,

ФРГ — 4868 и

прочих сиран — 6461.

Основным звеном накопления информации на заводах являет­ ся научно-техническая библиотека, которая систематически комп­ лектуется литературой и периодическими изданиями.

Так, в библиотеку ЯМЗ поступает 216 наименований журналов, в т. ч. 78 зарубежных, бюллетени, сборники и научные труды из 25 информационных центров страны.

Содержание накоплений информации концентрируется в спра­ вочно-информационном фонде (СИФ).

Сейчас на заводах применяется система избирательного рас­ пределения информации (ИРИ). В основу системы ИРИ положе­ но целенаправленное обеспечение информацией важнейших на­ правлений планов повышения надежности.

„Ведущие направления этих планов закреплены ,за инжене,рамикураторами отдела научно-технической и экономической информа­ ции (ОНТЗИ).

Так, например, на Я.МЗ выделены направления:

— выбор и применение новых марок материалов для узлов

ядеталей двигателей;

выбор и применение ,нового прогрессивного режущего инструмента;

разработка процессов чистовой обработки поверхностей де­ талей методом тонкого пластического деформирования;

повышение прочности коленчатых валов методом поверхно­ стного упрочнения;

плазменное напыление тугоплавкими и износостойкими сплавами;

разработка упрочняющей хи1мико-тер(Мичвской обработки

коленчатых валов и т. д.

107


Инженерынкураторы натравляют специалистам завода сигналь­ ную информацию в виде рефератов, аннотаций и копий докумен­ тов с .приложением контрольных карт. Через 10 дней специалист возвращает в ОНТЗИ контрольную карту с оценкой полученной информации.

Два раза в месяц .проводятся день технической информации. За 1966—70 .г. на ЯМЗ было внедрено 466 заимствованных технических новшеств с э.коиомичеоким эффектом 'свыше 2 млн. рублей, а за 197.1—72 г. — 250 новшеств, эффект от внедрения ко­

торых составил 1213 тыс. рублей.

Таким образом, на стадии составления технического задания исключительная роль отводится изучению и анализу имеющейся

информации.

т е х н и ч е с к о г о

п р о е к т а рабо­

На стадии р а зр ai6от'кщ

та .ведется .в следующей последовательности:

этапе эскизного

1) компановка вариантов,

выбранных на

проектирования;

 

 

2)расчет основных элементов выбранных вариантов;

3)разработка рабочих чертежей для изготовления вариантов, подлежащих проверке;

4)увязка разработанных конструкций с учетом ее технологич­ ности и применения перспективных решений;

5)выбор исходных материалов с учетом выполнения требова­ ний надежности;

6).разработка исходных требований к изделиям смежных про­ изводств и выдача заводам-,смежникам технической документации'

на изготовление .первых образцов;

7)разработка установок и стендов для проверки принципи­ альных вариантов решения технического проекта;

8)изготовление -макетных образцов, выбранных для изучения вариантов конструкции;

9)стендовые испытания макетных образцов;

10) изготовление установок и стендов для проверки принципи­ альных конструктивных решений отдельных агрегатов, узлов

идеталей;

41)проверка принципиальных конструктивных решений от­ дельных агрегатов, узлов и деталей;

12)разработка технического проекта выбранного варианта конструкции изделия, обеспечивающего выполнение техническогозадания и заданных показателей надежности;

13)утверждение технического проекта.

Из изложенного следует, что на стадии разработки техническо­ го проекта особая роль .принадлежит:

1) взаимодействию ОГК с техническими службами завода (выбор материалов, технологичность конструкции и перспектив­ ность принимаемых решений);

2) взаимодействию с заводами .омежниками (разработка и вы­ дача требований к изделиям смежных производств, разработка:

108