Файл: Паньков, Н. П. Ремонтопригодность автомобильной техники учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
6) оказание тех-ничеюкой помощи иностранным потребителям путем -консультаций на месте, обучение иностранных специалистов на заводе и направление подвижных и учебных классов за гра
ницу.
Четвертая характерная особенность схемы — коренная пере стройка работы заводской .службы технической информации с внедрением .прогрессивных форм обеспечения разработчиков и ис следователей опережающей информацией о передовом отечествен ном и зарубежном опыте.
Пятая особенность схемы — широкое проведение научно-иссле довательских работ, направленных .на решение конкретных задан, связанных -с повышением надежности двигателей, агрегатов и ма шины в целом.
На заводах -создаются специализированные лаборатории для проведения ускоренных испытаний, реконструируются действую щие. Они укрепляются высококвалифицированными научными кадрами —кандидатами и докторами наук.
Особый упор делается на творческие связи с научно-исследо вательскими институтами. На ЯМЗ службы завода совместно с институтами .ведут исследования по следующим направлениям:
а) в области конструкции:
—повышению -прочности и износостойкости деталей и узлов за счет применения материалов -высокого качества и улучшения от дельных конструктивных элементов;
—увеличению жесткости корпусных деталей за счет измене ния -силовых схем и повышения прочности материалов;
—снижению температурных и механических напряжений ос новных деталей за -счет совершенствования рабочего процесса двигателя;
—повышению эффективности систем смазки и фильтрации
воздуха, ма-сел и топли-ва;
—обеспечению удобства обслуживания и ремонта (ремонто пригодность) ;
—подбору наиболее высококачественных масел и неметалли ческих материалов (накладок сцепления, прокладок, ремней,
сальников и других); б) в области техники и технология производства:
—совершенствованию и повышению стабильности действую щих, разработке и внедрению новых прогрессивных технологиче ских процессов изготовления, сборки и контроля;
—уменьшению влияния субъективных факторов на ход тех нологических процессов и качество продукции;
—борьбе с вредной технологической наследственностью (сни жение в основных деталях внутренних .напряжений, возникающих
в процессе .производства, -повышение точности геометрии |
отливок |
|
и |
шжовок, улучшение чистоты внутренних полостей |
отливок |
и |
т. д.). |
|
105
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ НА ЭТАПЕ РАЗРАБОТКИ НОВЫХ ТИПОВ
МАШИН И ВНЕДРЕНИЯ ИХ В ПРОИЗВОДСТВО
Впроцессе проектирования закладываются в машину свойства
всоответствии с предъявленными к ней требованиями. Обеспечение высокой надежности .при разработке новой кон
струкции предполагает накопление и использование опыта конст рукторскими и исследовательскими коллективам®, непрерывный рост их квалификации, умение использовать передовые достиже ния науки и техники. При этом необходмы не только тщательное изучение и обобщение опыта отечественного и зарубежного авто строения и тенденций его развития, но н проведение большого объема экспериментальных научно-исследовательских работ, под бор новых конструкционных материалов, разработка и освоение новых технологических процессов.
Так, напрцмер, при разработке рабочих чертежей четырехтакт ных дизельных двигателей конструкторский отдел ЯМЗ совместно с технологическими службами завода провел следующую исследовательаиую работу. Было изготовлено и испытано 230 образцов двигателей различного исполнения. Наработано на .испытательных стендах 138 тыс. часов. Пробег опытных двигателей на машинах 'в дорожных условиях составил около 4 млн. километров.
При создании новых конструкций машин обеспечение надеж ности их осуществляется следующим образом.
На стадии с о с т а в л е н и я т е х н и ч е с к о г о з а д а н и я про изводится систематизация данных эксплуатации изделий, находя щихся в производстве, т. е. предшествующих моделей, а также глубокое изучение и анализ лучших отечественных и зарубежных аналогов по различным информационным данным, исследование и испытание этих образцов, включая их стендовые и эксплуата ционные испытания по специальным программам и методикам.
Работа выполняется в следующей последовательности:
1)систематизация данных эксплуатации изделий, находящих ся ,в -производстве, выявление сильных и слабых мест их конст рукции;
2)изучение условий намечаемой эксплуатации и сбыта про дукции;
3)изучение отечественных и зарубежных аналогов;
4)-закупка отечественных и зарубежных аналогов, имеющих высокие показатели надежности, и их исследование по специаль ным программам;
5)изучение патентного фонда;
6) расчет и выбор основных размеров и параметров изделия
сучетом обеспечения требований технического задания и перспек тив дальнейшего развития конструкции;
7)эскизная разработка вариантов общей компоновки изделия
сучетом требований технического задания и предприятий-потре бителей.
106
Исключительное значение при создании новых .конструкций имеет тщательное изучение информационных и патентных матери алов. Это обеспечивается регулярным ознакомлением ;конструкто ров, технологов и исследователей .с необходимой технической ин формацией, а также материалами патентной службы завода. Па тентная служба призвана участвовать в обеспечении высокого технического уровня изделия, патентоспособности и патентной чистоты разрабатываемых конструкций.
В целях защиты государственного приоритета латентная служ ба систематически проводит предваригельную экспертизу .новых разработок на новизну и оформление заявок на изобретения.
Патентная служба принимает участие в подготовке предложе ний по закупке лицензий для освоения производства новых мо
делей машин и |
их |
агрегатов, |
составляет |
заявки |
на |
„закупку |
.лицензий. |
|
заводах создана система изучения патентного |
||||
' На всех наших |
||||||
фонда и патентной информации. Так, |
например, в патентном |
|||||
фонде ОГЖ ЯМЗ имеется 21 тыс. патентов, |
в том |
числе |
Велико |
|||
британии — 2285, |
США — 5636, |
Франции —'1750, |
ФРГ — 4868 и |
прочих сиран — 6461.
Основным звеном накопления информации на заводах являет ся научно-техническая библиотека, которая систематически комп лектуется литературой и периодическими изданиями.
Так, в библиотеку ЯМЗ поступает 216 наименований журналов, в т. ч. 78 зарубежных, бюллетени, сборники и научные труды из 25 информационных центров страны.
Содержание накоплений информации концентрируется в спра вочно-информационном фонде (СИФ).
Сейчас на заводах применяется система избирательного рас пределения информации (ИРИ). В основу системы ИРИ положе но целенаправленное обеспечение информацией важнейших на правлений планов повышения надежности.
„Ведущие направления этих планов закреплены ,за инжене,рамикураторами отдела научно-технической и экономической информа ции (ОНТЗИ).
Так, например, на Я.МЗ выделены направления:
— выбор и применение новых марок материалов для узлов
ядеталей двигателей;
—выбор и применение ,нового прогрессивного режущего инструмента;
—разработка процессов чистовой обработки поверхностей де талей методом тонкого пластического деформирования;
—повышение прочности коленчатых валов методом поверхно стного упрочнения;
—плазменное напыление тугоплавкими и износостойкими сплавами;
—разработка упрочняющей хи1мико-тер(Мичвской обработки
коленчатых валов и т. д.
107
Инженерынкураторы натравляют специалистам завода сигналь ную информацию в виде рефератов, аннотаций и копий докумен тов с .приложением контрольных карт. Через 10 дней специалист возвращает в ОНТЗИ контрольную карту с оценкой полученной информации.
Два раза в месяц .проводятся день технической информации. За 1966—70 .г. на ЯМЗ было внедрено 466 заимствованных технических новшеств с э.коиомичеоким эффектом 'свыше 2 млн. рублей, а за 197.1—72 г. — 250 новшеств, эффект от внедрения ко
торых составил 1213 тыс. рублей.
Таким образом, на стадии составления технического задания исключительная роль отводится изучению и анализу имеющейся
информации. |
т е х н и ч е с к о г о |
п р о е к т а рабо |
На стадии р а зр ai6от'кщ |
||
та .ведется .в следующей последовательности: |
этапе эскизного |
|
1) компановка вариантов, |
выбранных на |
|
проектирования; |
|
|
2)расчет основных элементов выбранных вариантов;
3)разработка рабочих чертежей для изготовления вариантов, подлежащих проверке;
4)увязка разработанных конструкций с учетом ее технологич ности и применения перспективных решений;
5)выбор исходных материалов с учетом выполнения требова ний надежности;
6).разработка исходных требований к изделиям смежных про изводств и выдача заводам-,смежникам технической документации'
на изготовление .первых образцов;
7)разработка установок и стендов для проверки принципи альных вариантов решения технического проекта;
8)изготовление -макетных образцов, выбранных для изучения вариантов конструкции;
9)стендовые испытания макетных образцов;
10) изготовление установок и стендов для проверки принципи альных конструктивных решений отдельных агрегатов, узлов
идеталей;
41)проверка принципиальных конструктивных решений от дельных агрегатов, узлов и деталей;
12)разработка технического проекта выбранного варианта конструкции изделия, обеспечивающего выполнение техническогозадания и заданных показателей надежности;
13)утверждение технического проекта.
Из изложенного следует, что на стадии разработки техническо го проекта особая роль .принадлежит:
1) взаимодействию ОГК с техническими службами завода (выбор материалов, технологичность конструкции и перспектив ность принимаемых решений);
2) взаимодействию с заводами .омежниками (разработка и вы дача требований к изделиям смежных производств, разработка:
108