Файл: Отраслевая экономика народного хозяйства Удмуртской АССР [сборник статей]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
tax,-в первую очередь районных центрах, размещается по 2—3 пред приятия ,то оказывается, лишь около 12% населенных пунктов респуб лики имеют предприятия бытового обслуживания.1 Поэтому жители сел и деревень вынуждены чаще, чем горожане, обращаться к услугам ча стных лиц.
Анализ размещения сети предприятий службы быта показывает, что на селе почти отсутствуют предприятия по ремонту бытовой техни ки, приемные пункты по химической чистке и крашению, индивидуаль-
. ный ремонт и вязание трикотажных изделий, ремонт и изготовление ме бели. Предприятий по указанным видам услуг не имеется из 25 админи стративных районов республики в одиннадцати: Алнашском, Вавож- с-ком, Граховском, Завьяловском, Каракулинском, Красногорском, Селтинском, Увинском, Юкаменском, Ярском, а в Балезинском, Дебесском, Игринском, Камбарском, Кезском, Малопургинском, Якшур-Бодьин- ском районах насчитывается по одному предприятию. Поэтому и рас ходы населения на услуги этого рода здесь незначительны и составляют 50—70 руб. в год в расчете на один сельский Совет, в том числе объем услуг по химической чистке и крашению —■менее 10' руб.
На селе плохо развиваетсясеть предприятий бытового обслужива ния непромышленного характера: здесь очень мало бань, парикмахер ских, прокатных пунктов и т. д. В результате объем таких услуг в рас чете на одного жителя села значительно меньше, чем в городе. Так, если в бреднем по республике в 1970 г. сельский житель затрачивал на них 1 руб. 40 коп., то городской — 3 руб. 84 коп. По отдельным видам услуг различия еще более существенны.
Наиболее развитым и основным по удельному весу в общем объеме бытовых услуг является индпошив и ремонт одежды. В республике предприятий этого вида услуг насчитывается . 167. В 1970 г. удельный вес этой отраслевой группы в общем объеме отраслевых групп бытовых услуг составлял 38%>, а на долю 13 других отраслевых групп приходи лось 62%, в том числе 2% составляла химчистка и покраска одежды, 1°/о — ремонт и вязка трикотажных изделий по индзаказам и т. д. Од нако обеспеченность сельского населения услугами индивидуального пошива и ремонта одежды продолжает еще оставаться низкой. Объем этих работ на душу сельского населения значительно меньше городско
го и составляет в среднем 18% от объема работ на |
душу |
городского |
|
населения. Во многих районах |
республики — Алнашском, |
Дебесском, |
|
Каракулинском, Юкаменском, |
Шарканском, Ярском, |
Увинском, Бале |
зинском — сеть предприятий по пошиву и ремонту одежды совершенно недостаточна.
Все это ведет к тому, что значительная часть работ по пошиву и ре монту одежды населения выполняется в порядке самообслуживания. Это особенно характерно для пошива и ремонта детской одежды, при-1
1 Расчет сделан на основе данных Статуправленкя и Госплана УАССР.
120
чем зачастую пошив детской одежды в семьях рабочих и служащих в домашних условиях занимает более, бОР/о потребности, а в сельской ме стности более 80%; ремонт детской, одежды тоже в основном происхо дит в порядке самообслуживания (от 80' до 99%) '.
При изучении фактического размещения различного рода предпри ятий в сельских районах выяснилось, что при общей недостаточности бытовых предприятий в ряде населенных пунктов имеется по нескольку мелких мастерских, которые оказывают один и тот же вид услуг, в то время как. по другим видам услуг бытовые предприятия совершенно от сутствуют. Уместно отметить и то, что в республике нет ни одного сель ского населенного пункта ,где населению был бы доступен полный ком плекс бытовых услуг во всем его многообразии. Даже в таких районах с высоким уровнем развития производительных сил, как Сарапульский, Камбарский и Можгинский в 1970 г. не были охвачены бытовым обслу живанием 56, 63 и 44% сельских населенных пунктов!.
Неравномерно размещена сеть предприятий бытового обслужива ния также и в городах. Так, например, в Октябрьском районе г. Ижев ска из 17 видов производств имеется только 10. Отсутствуют прием ные пункты по ремонту кожгалантереи, ремонту квартир, изготовле нию и ремонту меховых изделий, пошиву головных уборов, прокату бытовой техники, спортивного инвентаря и предметов домашнего оби хода. Следует отметить, что в районе (почти не имеют своих приемных пунктов крупные бытовые предприятия.
Одна из серьезных проблем в преодолении отставания развития бытового обслуживания населения связана с увеличением числа пред приятий службы быта и, в значительной мере, с обоснованным реше нием такого важного вопроса, как правильное размещение сети быто вых предприятий по территории республики.
При решении вопроса о размещении бытовых предприятий сле дует исходить из таких требований, как обеспечение каждого населен ного пункта предприятиями,, оказывающими полный комплекс услуг и доступными по расстоянию для всех групп населения; расширение сети головных предприятий, т. е. увеличение количества фабрик, бы товых комбинатов и т. д. Однако нельзя форсировать рост числа предприятий произвольно, без достаточных обоснований, так как это, в конечном счете, может привести к измельченности предприятий, низ кому качеству выполняемых работ.
При размещении сети предприятий бытового обслуживания необ ходимо исходить из реальных местных условий, т. е. эффективно ис пользовать выделяемые на строительство капитальные вложения. Осо бенно важно это теперь, в связи с комплексной застройкой сельских населенных пунктов и новых городских жилых микрорайонов.1
1 Косяченко С. Г. Себестоимость, тарифы и рентабельность бытовых услуг. М., «Финансы», 1971, с. 16.
121
Нами сделана попытка обосновать, хотя бы в общих чертах, схе му размещения предприятий службы быта. Разумеется, для полного обоснования схемы размещения предприятий службы быта нужна совместная деятельность научно-исследовательских, проектных и пла нирующих организаций с местными Советами депутатов трудящихся. Что же касается нашей работы, то в ней рассматриваются лишь от дельные стороны этого вопроса.
Для крупных городов с численностью населения от 100 тыс. до 500 тыс. жителей, планирующие органы в настоящее время применяют так называемую 3-ступенчатую систему размещения предприятий службы быта.
Согласно этой схемы предприятия бытового обслуживания делятся
на 3 группы: а) повседненого |
(постоянного), |
б) периодического, |
|
в) эпизодического спроса.1 |
спроса |
должны |
располагаться с ра |
Предприятия повседневного |
|||
диусом обслуживания 400—500 метров |
от жилья. |
Услугами данных |
предприятий население пользуется повседневно. К ним относятся пра чечные, фабрики и мастерские по ремонту и химчистке одежды, ма стерские по ремонту обуви и одежды в присутствии заказчика, пункты проката предметов хозяйственного назначения й т. д. Строительство
этих предприятий |
предусматривается в микрорайонах с населением |
||
до 3 тыс, человек. |
периодического посещения располагаются |
в более |
|
Предприятия |
|||
крупных градообразованиях: жилой район, |
административный район |
||
города. К данной |
группе относятся: ателье |
индивидуального |
пошива, |
приемные пункты с выполнением мелкого ремонта электробытовой техники, металлоизделий, авторучек, часов, фотоателье, мастерские по срочной химической чистке и т. д. Радиус обслуживания не должен превышать 1200 метров.
Предприятия бытового обслуживания с услугами эпизодического характера обслуживают город в целом: фабрики химической чистки, предприятия, объединяющие ателье индивидуального пошива, фабри ки по ремонту обуви и т. д. Размещаются они по возможности в цент ре города. Такое размещение предприятий по «ступенчатой» системе, т. е. по зонам обслуживания, приближает их к населению и создает условия для их укрупнения, разумной специализации и кооперирова ния с предприятиями торговли и общественного питания. Эта система
обеспечивает |
комплексность |
бытового обслуживания, что |
является |
|
важной предпосылкой для ее дальнейшего развития. |
|
|||
Для сельской местности схема размещения предприятий бытового |
||||
обслуживания |
имеет совершенно иной вид, |
т. к. развитие |
бытового1 |
|
1 Бодунков И., Гинберг И., Смирнов С. В расчете |
на спрос. — «Правда», 1Э67, |
|||
20 июля; Индустрия быта. Как ее |
развивать. — «Экономическая газета», |
1967, № 41; |
Розе М. Г., Российский М. Б. Планирование и экономика бытового обслуживания на селения. М., «Экономика», 1964, с. 48.
122
обслуживания здесь затрудняется характером расселения: низкой плотностью, значительной удаленностью населенных пунктов друг от друга, недостаточной населенностью. По данным переписи населения 1970 года в республике преобладают сравнительно мелкие населенные пункты. В пунктах с числом жителей свыше 500 человек проживает
около 6,6%, а |
с числом жителей менее |
200 человек — 72,4%' |
всего |
сельского населения республики; |
формах расселения |
трудно |
|
Естественно, |
что при существенных |
обеспечить высокий уровень обслуживания населения. В мелких насе ленных пунктах значительно удорожается содержание предприятий и затрудняется организация их обслуживания на современном уровне. Следует также отметить отсутствие резервов труда или их ограничен ность во многих районах республики. Это, естественно, наряду с дру гими факторами затрудняет организацию широкой сети бытового об служивания населения, в связи с чем жители маленьких деревень ли шены возможности пользоваться теми удобствами, которыми пользуют ся горожане.
В перспективе для улучшения обслуживания сельских жителей услугами быта желательно создать единую территориальную ступенча тую систему бытового обслуживания населения .
Наиболее целесообразной, с нашей точки зрения, в условиях рес публики является 3-ступенчатая схема размещения. Первая ступень — это региональные центры. Таких центров в республике 5 (гг. Ижевск, Сарапул, Воткинск, Глазов и Можга). Здесь размещаются крупные спе циализированные предприятия, выполняющие все виды услуг и работы эпизодического спроса, не требующие прямого контакта с потребителя ми. Вторая ступень — районный комбинат бытового обслуживания (РКБО), охватывающий район в целом. Третья ступень — комплексные приемные пункты (КПП).
Такая комплексная схема размещения бытовых предприятий будет способствовать решению поставленной задачи преодоления различий в бытовом обслуживании городского и сельского населения.
Районный комбинат бытового обслуживания был и остается основ ным предприятием. Основной территориально-производственной функ цией его является обеспечение населения района полным комплексом бытовых услуг, полноту которого представляют они сами и специализи рованные предприятия республиканского значения. Это достигается вы полнением мастерскими РКБО всех видов мелких, срочных услуг и за казов, требующих непосредственного контакта с клиентами, и коопера цией выполнения остальных заказов и услуг со специализированными предприятиями республиканского значения.
По отношению к заказам, выполняемым на специализированных предприятиях, РКБО являются как бы центральными районными комп лексными приемными сборно-распределительными пунктами всех рес публиканских специализированных предприятий.
123
За последние годы комбинаты заметно выросли, экономически окрепли, более 50°/о комбинатов имеют численность производственного персонала свыше 80 человек.
В г. Ижевске в ближайшие годы будет сдан в эксплуатацию дом быта «Элегант» с полным комплексом бытовых услуг населению.
На центральных усадьбах колхозов и совхозов, в крупных селах будет продолжена организация КПП, 'которые входят в состав РКБО и представляют собой ячейку системы бытового обслуживания на мес тах, оказывают населению наиболее частые виды бытового ремонта и услуг. Они же станут приемными пунктами по выполнению крупного ремонта, индивидуального пошива, а также по ремонту телевизоров, радиоприемников, стиральных и швейных машин, мотоциклов и т. д. в централизованных мастерских РКБО.
Кроме того, для оказания услуг, требующих постоянного или вре менного контакта с клиентами, или ввиду нетранспортабельности пред метов потребления (парикмахерские и косметические услуги, фотоуслу ги и т. д.), эти пункты будут посещаться по расписанию и вызову мастерскими РКБО.
Выездные мастера РКБО по пути в КПП могут оказывать бытовые услуги жителям сел и деревень, в которых нет подобных пунктов, осу ществляя таким образом бытовое обслуживание населения и связь при емных пунктов всех звеньев системы службы быта с более широким кругом сел и деревень.
Помещения КПП можно использовать кроме их прямого назначе ния для разнообразных целей: как салон для демонстрации новых мо делей одежды, обуви, образцов мебели, тканей, бытовых товаров; здесь можно вести кружковую работу, обсуждать бытовые и производствен ные вопросы. Такое использование КПП делает их особенно ценными
внебольших населенных пунктах.
В1970 г. в республике насчитывалось 114 КПП, открытых на цент ральных усадьбах колхозов и совхозов. Если к этому числу прибавить еще 24 КПП, которые намечено открыть Министерством бытового об служивания в годы текущей пятилетки, то из 248 центральных усадеб КПП будут лишь на 138. Разумеется, эта сеть не в состоянии обеспе чить повсеместного охвата сельского населения республики бытовыми услугами. Кроме того, имеющиеся приемные пункты в большинстве своем являются специализированными по определенному виду бытовых услуг. Как показывает практика, содержание специализированных приемных пунктов экономически нецелесообразно и неудобно для
Населения.
Жизнь настоятельно требует организации комплексных приемных пунктов. Это дает возможность быстрее решить задачу повсеместного охвата населения всеми видами бытовых услуг и обеспечить значитель ную экономию средств по содержанию помещений; гораздо выгоднее построить одно большое здание, чем несколько мелких.
124