Файл: Когут, А. Е. Выбор экономичных параметров машин при конструировании.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
щая данные о назначении машины и области ее применения, крат кое описание конструктивных особенностей машины, а также ха рактеристику степени использования стандартных, нормализо ванных и унифицированных элементов, применение принципов агрегатирования при компоновке изделий. Кроме указанных видов работ, на этой стадии составляется карта технического уровня (ГОСТ 2.116—71 ЕСКД), патентный формуляр, производятся художественно-конструкторские разработки, осуществляются рас четы основных параметров, силовые, прочностные, тяговые, теп ловые и др.
Итак, на стадии разработки технического проекта приходится решать много сложных, порой даже противоречивых вопросов. Таких, например, как совместить минимальную металлоемкость с высокой жесткостью, художественную выразительность и тех нологичность конструкции. Тем более, что решение этих вопросов является, как правило, многовариантным.
В этой связи важное значение имеет проблема правильного определения экономической эффективности вариантов техниче ских решений и выбора из них наилучшего.
Технический проект после согласования в установленном порядке служит основанием для разработки рабочей документации. Эта стадия включает несколько этапов. Первым из них является этап разработки конструкторских документов для изготовления и испытаний (заводских, приемочных и т. п.) опытного образца (опытной партии). После проведения испытаний производится корректировка рабочей документации.
На втором этапе осуществляется разработка рабочей доку ментации установочной серии, по результатам испытания ко торой также производится корректировка рабочего проекта. На третьем этапе по результатам изготовления и испытания голов ной (контрольной) серии окончательно корректируется и отра батывается документация-, необходимая для серийного производ ства новых моделей машин.
Количество этапов разработки рабочей документации для различных видов машин является неодинаковым. Например, при создании крупногабаритных и металлоемких машин и оборудова ния (прокатных станов, шагающих экскаваторов и т. д.) исклю чается этап изготовления опытных образцов. При создании этих видов изделий принято выпускать головной образец, в соответ ствии с испытанием которого и корректируется конструкторская документация.
Рабочий проект машины, как правило, включает в себя техни ческие документы (чертежи деталей и общих видов, сборочные, габаритные и монтажные чертежи, схемы, сводные спецификации, ведомости покупных изделий, заимствованных и нормализованных деталей и т. п,), технические условия, инструкцию по эксплуата ции, паспорт, уточненный патентный формуляр и другие доку менты. По результатам корректировки проекта необходимо на
10
стадии рабочего проектирования уточнять расчет экономической эффективности новой модели.
Утвержденный рабочий проект является основанием для про изводства и последующего применения машин новой модели. Таким образом, конструирование является ответственной и слож ной стадией процесса исследование—производство. От решений, выдвигаемых конструкторскими организациями, во многом за висит изменение эффективности общественного производства.
Возрастающая роль конструкторских организаций в повышении эффективности проявляется в различных формах. С определенной степенью условности их можно разделить на четыре вида. Первая — это ускорение внедрения техники в производство за счет сокраще ния сроков ее конструирования. Сегодня продолжительность кон струирования многих видов машин весьма значительна. Время конструирования отдельных видов машин (мощных турбин, сверх звуковых лайнеров, шагающих экскаваторов и т. п.) составляет 5—10, а то и более лет. Нормативная продолжительность конструи рования таких, казалось бы, сравнительно несложных машин, как одноковшовые экскаваторы, занимает три года. На проектирова ние самоходных погрузчиков и скреперов предусматривается более четырех лет. Это установленные нормы. Фактические сроки нередко превышают нормативные.
Ускорение процесса конструирования новых моделей машин позволит быстрее ввести их в действие и тем самым получить до полнительный объем необходимой обществу продукции.
Вторая форма — это экономия затрат на конструкторские ра боты. В настоящее время расходы на конструкторские работы по конкретной теме принято калькулировать по следующим статьям затрат: материалы, покупные изделия и полуфабрикаты (за вы четом отходов), специальное оборудование для экспериментальных работ, основная заработная плата производственного персонала, накладные расходы, производственные командировки, контр агентские работы.
Наряду с калькуляциями, составленными по статьям затрат, в конструкторской организации для определения общих расходов по всем темам составляются сметы затрат по следующим экономи ческим элементам: материалы, основные и вспомогательные, спе циальное оборудование для научных и экспериментальных работ, топливо и энергия со стороны, инвентарь и оборудование, зара ботная плата, основная и дополнительная.
Затраты на конструкторские работы имеют тенденцию к повы шению. Объясняется это тем, что возрастающие сложность и тру доемкость конструируемых машин требуют высококвалифициро ванных специалистов, применения дорогостоящих электронновычислительных машин, совершенной оргтехники и современных средств связи. Кроме того, постоянное улучшение условий твор ческого труда работников конструкторских организаций вызы вает необходимость в дополнительных вложениях.
11
В дальнейшем абсолютная величина затрат на конструирова* ние будет возрастать. Поэтому необходимо повысить отдачу конструкторских организаций так, чтобы удельные затраты на единицу создаваемого ими эффекта постоянно снижались.
Третьей формой проявления эффективности работы конструк торских организаций является улучшение качества технической и экономической документации (чертежей, схем, расчетов, фор муляров, спецификаций и т. п.). Ошибки, просчеты, допущенные в конструкторской документации, или ее несоответствие установ ленным требованиям не только затрудняют изготовление машины, вызывая дополнительные затраты и время на выяснение и устра нение этих ошибок,, но нередко приводят к созданию недоброка чественных изделий. Так, на Уралмашзаводе годовые потери от брака по причине плохо выполненной конструкторской докумен тации составили 37 тыс. руб. [31 ]. Количество дефектов по вине работников конструкторских организаций еще велико. В работе [18] приводится пример, когда в 20 тыс. листов технической доку ментации на изделие, переданное на один из заводов, было вне сено около 34 тыс. поправок.
В практике работы конструкторских организаций имеются случаи запуска в производство технически недоработанных мо делей машин. Например, на Одесском заводе фрезерных стан ков им. Кирова после того, как изделие 2В430 было принято к производству, дорабатывалось около 30% узлов; внесено было, около 200 различных изменений [22 ]. И такие случаи неединичны. В 1971 г. Главэкспертиза провела выборочную проверку проек тов, утвержденных министерствами и ведомствами. Из них более половины было возвращено на доработку.
Конечно, в результате освоения и особенно эксплуатации машин новой модели возможны и даже необходимы определенные доработки. Еще К. Маркс указывал, что «какой бы совершенной конструкции машина, например, не вступала в процесс произ водства, при ее употреблении на практике обнаруживаются не достатки, которые приходится исправлять дополнительным тру дом» [1 ]. Однако это не означает, что можно считать нормальным положение, когда дорабатывается значительная часть проекта по причине ошибок, просчетов, возникающих из-за небрежного, невнимательного или недобросовестного отношения к выполняемой работе. Задача работников конструкторских организаций состоит в сведении к минимуму конструктивных недоработок и полному устранению дефектов в технической и экономической докумен тации.
При конструировании важно также соблюдать комплектность и своевременность разработки документации. Нарушение этих условий затягивает создание, а следовательно, и потребление ма шин новой модели.
Бездефектная разработка документации — необходимое, но недостаточное условие повышения эффективности конструктор-
12
бКйх организаций. Дело в том, что по качеству выполнения доку* ментации еще нельзя судить о качестве и эффективности самой модели машины, представленной в проекте. Можно иметь пре красно выполненную конструкторскую документацию, состав ленную по всем правилам черчения, и машину плохого качества, с низкой эффективностью.
Так, несколько лет назад бывший Ленинградский научно-ис следовательский институт технологии машиностроения спроекти ровал для Сестрорецкого завода им. Воскова три автоматические линии. На их изготовление, которое осуществлялось по заранее разработанному проекту, было затрачено 66 тыс. руб. Однако все они оказались непригодными для работы.
В результате оснащения промышленности, сельского хозяй ства, строительства и транспорта машинной техникой экономи чески необоснованного качества народное хозяйство терпит ущерб до 10 млрд. руб. в год [42]. Поэтому, не умаляя значения без дефектной разработки конструкторской документации, следует все же заметить, что основная задача проектировщиков заклю чается в формировании наилучшего уровня качества и эффектив ности самой машины, а также в способах ее экономичного изготов ления и потребления.
Таким образом, конструирование моделей машин с оптимальным уровнем качества, обеспечивающим максимальную результатив ность, является четвертой — основной формой проявления эф фективности работы конструкторских организаций.
На повышение эффективности работы конструкторских орга низаций оказывает влияние ряд факторов, которые по содержанию можно дифференцировать на три группы. Это факторы, связанные с предметами труда, средствами труда и самим трудом работников конструкторских организаций. Они действуют не в изолированном виде, а в тесной взаимосвязи. Поэтому при нахождении наилучших путей совершенствования работы конструкторских организаций необходимо учитывать комплексное взаимодействие всех фак торов, стремиться к построению такой их комбинации, которая обеспечивает максимальное повышение эффективности конструк торской деятельности.
В настоящее время для повышения результативности конструк торских работ большое значение имеет их механизация. Примене ние машин позволяет значительно сократить сроки разработки проекта, повышает точность выполняемых работ, облегчает труд инженерно-технического персонала, освобождая его от механиче ского труда, повышает эффективность конструкторских органи заций без увеличения численности. Кроме того, применение ма шин дает возможность оперативно решать такие задачи, выполне ние которых без них было бы практически невозможно. Поэтому в последнее время намечается переход к автоматизированной си стеме конструирования. Однако практическая реализация этой идеи наталкивается на определенные трудности.
13