Файл: Когут, А. Е. Выбор экономичных параметров машин при конструировании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Та б л и ц а 1

Динамика производства важнейших видов машин

Виды машин

Единица

измерения

'Годы

1913

1940

1950

I960

1970

темп

в ед.

Средни[й

прирос:та к 1940 1

Турбины

 

 

тыс. кВт

5,9

1179

2704

9200

16 191

6,9

Генераторы к тур­

тыс. кВт

468

934

7915

10 578

13,1

бинам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Электродвигатели

тыс. кВт

 

527

2536

4104

5485

3,8

переменного

 

тока

 

 

 

 

 

 

 

мощностью

 

свыше

 

 

 

 

 

 

 

100 кВт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Электродвигатели

тыс. кВт

280

1328

4238

13 493 27 869

10,4

переменного

тока

 

 

 

 

 

 

 

мощностью

от

0,25

 

 

 

 

 

 

 

до 100 кВт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Станки металлоре­

тыс. шт.

1,8

58,4

70,6

156,0

201,0

1,5

жущие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автоматические и

комплект

 

1,0

10,0

174,0

578,0

253

полуавтоматические

 

 

 

 

 

 

 

линии для

машино­

 

 

 

 

 

 

 

строения и

металло­

 

 

 

 

 

 

 

обработки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кузнечно-прессо­

тыс. шт.

4,7

7,7

29,9

41,2

4,6

вые машины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прокатное оборудо­

тыс. т

1,0

10,2

66,1

121,0

140,0

9,7

вание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нефтеаппаратура

тыс. т

15,5

47,9

93,0

126,0

4,7

Тепловозы

 

маги­

тыс. л. с.

5

170

2618

3791

437

стральные

 

маги­

тыс. л. с.

 

29,4

333

2082

2424

53,8

Электровозы

 

стральные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автомобили

 

тыс. шт.

0,0 1

145,4

362,9

523,6

916,1

3,1

Троллейбусы

 

тыс. шт.

74

171

610

2238

12,6

Тракторы

в

пере­

тыс. шт.

1,8

66^2

246

475

1146

8,4

счете на 15-сильные

 

 

 

 

 

 

 

Экскаваторы

 

тыс. шт.

0,3

3,5

12,6

31

51,3

Бульдозеры

 

тыс. шт.

0,1

3,8

12,9

33,1

164,6

Скреперы

 

 

шт.

2,1

2,1

3,1

9,8

1,4

1 В дореволюционной России на отдельных машиностроительных заводах выпускалось незначительное количество автомобилей, данные о производстве которых не сохранились.

2*

I

19



Причем темпы прироста в машиностроении значительно вьшіе, чем по производству продукции промышленности в целом. Так, если за период с 1965 по 1970 гг. средние темпы прироста, опреде­ ляемые как отношение абсолютного прироста к предыдущему уровню, по продукции машиностроения составили 12,1%, то по промышленности в целом только 8,5%, т. е. больше в 1,42 раза. Изменение темпов роста по упомянутым видам продукции пока­ зано на диаграмме (рис. 3).

Производство быстрыми темпами огромного количества машин позволило значительно повысить фондовооруженность труда и его производительность. При росте численности рабочих и служащих за период 1965— 1970 гг. на 17% и положительном изменении фон­

 

 

 

 

 

довооруженности объем вало­

 

 

 

 

 

вой продукции

промышлен­

 

 

 

 

 

ности увеличился на

50%, а

 

 

 

 

 

производительность труда —

 

 

 

 

 

на 32%. В определенной сте­

 

 

 

 

 

пени

это

 

свидетельствует

 

 

 

 

 

о том, что широкое приме­

 

 

 

 

 

нение

машин

 

является важ­

 

 

 

 

 

ным фактором

роста

произ­

т 1966

 

 

 

 

водительности

труда.

 

 

1967

1968

1969

1970

Значительные темпы роста

Рис. 3. Темпы роста, %

к 1965 г.:

производства

 

машин

 

преду­

I — продукции

промышленности;

про-

смотрены

и

на дальнейший

дукцин машиностроения

 

период

развития

народного

 

 

 

 

 

хозяйства.

Только

в

девя­

той пятилетке в соответствии с директивами XXIV съезда КПСС

намечается

увеличить

выпуск продукции машиностроения и ме­

таллообработки

в 1,7

раза.

Это приведет к еще большему росту

производительности труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подчеркивая существенную значимость широкого применения машин в материальном производстве, необходимо отметить, что изменение производительности труда и других важнейших эконо­ мических показателей зависит не только от количества этих машин, но во многом и от их качества, которое формируется на стадии конструирования. Поэтому правильное, экономически обоснован­ ное формирование качества новых моделей машин является важ­ ной задачей, совершенствование решения которой позволит созда­ вать высокоэффективные конструкции. Под к а ч е с т в о м м а ш и н в данной работе понимается совокупность объективных, имманентно присущих ей свойств, связанных общим законом взаимодействия.

С в о й с т в а выражаются через определенные показатели, к числу которых относятся, например, мощность, грузоподъем­ ность, скорость, давление, прочность, температура, цвет, форма, силуэт и т. п. Причем отдельные свойства характеризуют изделие только с какой-либо одной QTopoHbi, тогда как качество дает пред­

20


ставление в целом. Свойства всегда являются более элементар­ ными, чем качество. В качестве воплощена неразрывная связь всех свойств машины.

Эти свойства выражаются через определенные показатели, классификация которых приведена на рис. 4.

Такие экономические показатели, как себестоимость машины, ее цена, капитальные вложения и др., не являются собственно показателями качества. Не отражают качество машин и показа­ тели, характеризующиестепень соответствия изделия ГОСТам,

Рис. 4. Классификация показателей качества машин

величину брака и т. д. Они скорее отражают качество работы предприятий и организаций. При рассмотрении показателей качества всегда предполагается их количественная определен­ ность. Показатели качества, выраженные в количественной форме, и образуют п а р а м е т р ы машины.

По машинам производственного назначения, которые являются объектом рассмотрения настоящей работы, определяющая роль принадлежит группе технических параметров. Поэтому здесь и в дальнейшем им уделяется основное внимание.

Параметры машины подразделяются на частные и комплекс­ ные. Ч а с т н ы е характеризуют одну сторону изделия, к о м ­ п л е к с н ы е — совокупность свойств. С помощью параметров машины осуществляется измерение ее уровня. При этом можно использовать два метода: дифференциальный и комплексный.

21

Содержание

первого метода базируется на определении kt

-- 1, 2, . .

п) параметров машины, которые могут быть пред­

ставлены как в абсолютном, так и сравнительном виде. Например, частными параметрами строительного башенного крана являются величина грузоподъемности, скорости подъема крюка и передви­ жения крана, вес и значения других показателей.

Частный параметр ka , принятый в сравнении с базой, пред­ ставляет отдельную сравнительную характеристику машины, т. е .1

k^ i ~ К или k'СР; = £ — kа

( 1)

Сфера применения дифференциального метода весьма огра­ ничена, так как с его помощью можно судить не об изделии в це­ лом, а лишь об отдельных его сторонах. Возникает необходимость в комплексной количественной характеристике изделий. Но это не означает, что надо идти по пути их искусственного конструи­ рования, сводить содержание комплексных показателей к сумме или произведению относительных и тем более абсолютных зна­ чений частных технических показателей, скорректированных на так называемые коэффициенты значимости, основанные на экс­ пертных оценках или других субъективных методах.

Подобное упрощение связей между частными техническими параметрами искажает достоверную характеристику уровня ка­ чества изделий машиностроения.

На наш взгляд, искусственное создание комплексных техни­ ческих показателей для машин производственного назначения вообще лишено смысла, так как их абсолютный уровень может быть объективно измерен с помощью такой обобщающей характе­ ристики, как потенциальная производительность машины Qan,

понимаемая как максимально возможный объем продукции, производимый машиной за весь период ее функционирования. Именно в Qan находят отражение значения всех частных техни­

ческих показателей машины (грузоподъемность, скорость, без­ отказность и др.).

Отношение или разность численного значения Q3n исследуемой машины и Q3(t6 машины, принятой за базу сравнения, образует

обобщающую сравнительную характеристику, т. е.

 

Qсрл “ лб

или Q'

= Q — Q,

( )

^Рл

пб

2

Измерение технического уровня машины может осуществляться в различных целях, а именно: определения степени технического совершенства изделия: степени соответствия численного значения параметров изделия параметрам, установленным в стандартах;

1 Индексы а и ср в формуле (1) и далее обозначают абсолютное и сравнителъ' ное значение принятого показателя.

22


степени соответствия параметров исследуемого изделия конкрет­ ным требованиям сферы потребления и в других подобных целях. При измерении сравнительного уровня изделий машиностроения за базу могут приниматься не только параметры сравниваемой машины, но и численные значения показателей, задаваемые сферой потребления, а также величины показателей стандартов, технических условий и других нормативных документов.

Необходимо отметить, что проблема формирования параметров изделий машиностроения является не только предметом исследо­ вания технических дисциплин, но прежде всего экономики. Эконо­ мическая сторона этой проблемы проявляется главным образом в том, что формирование параметров проектируемых машин про­ изводится'в обществе, как указывал К- Маркс, из анализа данных экономических образований, отражающих отношение людей в сфере материального производства. Общественные потребности играют при этом значительную роль.

Иначе говоря, численное значение показателей машин зависит от экономических отношений общества и его потребностей и фор­ мируется под их влиянием.

С другой стороны, параметры создаваемых машин оказывают значительное влияние на экономическую эффективность обществен­ ного производства путем экономии живого труда, предметов и средств труда. Поэтому обществу для наилучшего управления народным хозяйством и определения оптимального уровня пара­ метров машин важно знать степень этого влияния.

При формировании параметров машин и определении степени их влияния на экономику возникает задача экономической оценки этих параметров. Применение показателей, используемых при измерении технического уровня, уже не пригодно для этих целей, так как они не позволяют определить прогрессивность (эффектив­ ность) изделия, а также решить вопрос о целесообразности его создания и применения.

При проведении экономического анализа появляется необхо­ димость в экономических оценках, т. е. показателях, позволяющих оценить машину с экономической точки зрения.

Экономические оценки так же, как и параметры, подразде­ ляются на частные и комплексные, абсолютные и сравнительные. Например, ч а с т н ы м п о к а з а т : л е м абсолютной экономи­

ческой оценки является трудоемкость, себестоимость машины и т. п.

К о м п л е к с н ы м

п о к а з а т е л е м

абсолютной эконо­

мической оценки выступает величина полных совокупных затрат

общественного труда, связанного с производством и эксплуатацией

определенной машины, и

приходящаяся на

единицу продукции

(работы), производимой с ее помощью.

Численное значение этого показателя определяется в соот­

ветствии с формулой

-Sn

 

I _

(3)

у _

R n’

 

23