Файл: Киклевич, Ю. Н. Ихтиандр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Опытные командиры подводных лодок считают отри­ цательными качествами мечтательность, любовь к одиночеству, застенчивость, покорность, опрометчи­ вость, чувство малости к себе. Очень опасны ситуации, когда у опытного аквалангиста развивается эйфория, проявляются чрезмерный энтузиазм и неоправданная смелость, возникают тяга к глубине и большая уверен­ ность в воде, чем на поверхности.

В исследованиях океана станет участвовать все боль­

шее

и большее число людей,

людей новых,

разных

и

незнакомых руководителям

подводных

работ.

И здесь не обойтись без объективных критериев от­ бора, специальной подготовки. Попытаемся предста­ вить себе картину отбора и подготовки акванавтов

внедалеком будущем.

Предварительный отбор должен включать собеседо­

вания, физиологическое, психологическое и медицин­ ское обследования с целью выявления общих проти­ вопоказаний, каких-либо острых или хронических забо­ леваний.

Далее будет проводиться проверка кандидатов с по­ мощью специфических испытаний, тестов, моделирую­ щих условия подводной жизнедеятельности. Затем необходимо изучить работоспособность каждого в не­ обычных условиях — измененная газовая среда, повы­ шенное давление, изоляция, пониженная температура, внезапные и сильные раздражители (например, слиш­ ком громкий звук), выполнение усложненных задач при дефиците времени, помехах. Серия таких испыта­ ний позволит выявить специфические противопоказа­ ния для жизни и работы под водой,

Подготовка акванавтов, очевидно, будет включать

общетеоретический

курс — изучение научных дисцип­

лин, относящихся

к океану, медико-технический курс

по освоению техники и физиологии длительного пре­ бывания людей под водой, индивидуальный углублен­

206

ный курс, определяемый специальностью и обязанно­

стями

акванавта в экипаже, цикл

общефизической

и специальной морской

тренировки

и

адаптации на

тренажерах и

в натурных условиях.

 

 

По

мнению

академика

В. В. Ларина

и профессора

Ф. Д. Горбова’, для подготовки и становления космо­ навтов особенно важными являются два качества — адаптируемость и обучаемость. В равной мере это относится и к акванавтам.

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Проведенные эксперименты имеют многие признаки, характерные для так называемых сложных, или боль­ ших, систем. Что это за признаки? Во-первых, целост­ ность — все работы объединены единой целью. Вовторых, комплексный медико-технический характер

наших

опытов.

В-третьих, структурная, материальная

и информационная сложность:

10—15 служб, десятки

видов

крупного

оборудования

и около нескольких

сотен приборов и аппаратов, до 70 измеряемых физио­ логических и психологических показателей. В-четвер­ тых, участие в системе людей — в качестве как управ­ ляемых, так и управляющих звеньев. Наконец, состя­ зательные признаки: ведь наши эксперименты — это настоящее состязание с природой.

Сложность экспериментов, проведение их, как пра­ вило, в нестационарных условиях и в ограниченные сроки заставляли уделять большое внимание органи­ зации и управлению работами. Накопленный опыт, испробованные нами приемы мы также относим к не­

маловажным результатам своей

работы.1

1 13. Б. Л а р и н , Ф. Д. Г о р б о в .

Экспериментальные иссле­

дования в космической психофизиологии. Космическая биоло­ гия и медицина, № 1, 1967, стр. 9.

207


Непременным условием существования устойчивого коллектива является общность целей. Возникновение и деятельность „Ихтиандра" подчиняются этой извест­ ной закономерности. Нас объединила одна цель — создание условий для длительной жизнедеятельности человёка под водой. Привлекала не только новизна, свежесть и романтичность идей подводной жизни, но и ее общественная значимость.

Кроме общей цели, к конкретным мотивам, опреде­ ляющим поведение ихтиандровцев, относятся получе­ ние важных, интересных результатов и их признание, стремление к совместным успехам, желание создать собственный профессиональный стиль, возможность сочетания благодаря специфическому характеру задач умственной и физической деятельности.

Разнообразие задач, поставленных в наших экспери­ ментах, привлекало в „Ихгиандр" людей самых разных специальностей и склонностей и позволяло, каждому наилучшим образом проявить свои способности

исилы.

Подбор людей ведется в „Ихтиандре" двумя путями.

Первый — надежный, проверенный четырьмя годами нашей жизни — воспитание и обучение нужных специа­ листов и особенно организаторов, руководителей из числа верных ихтиандровцев. В самодеятельной орга­ низации, да и не только в самодеятельной, при выпол­ нении сложных экспериментальных работ должна быть стопроцентная уверенность в своих товарищах.

Второй путь — привлечение к работе профессиона­ лов со стороны. Это более трудный и не всегда на­ дежный способ. Случается, к сожалению, что прекрас­ ные специалисты по тем или иным причинам не могут влиться в наш коллектив.

Мы стремимся воспитывать специалистов широкого профиля. Известно, что узкий специалист имеет очень низкую приспособляемость. Но по крайней мере

208

в чем-то одном человек должен быть мастером свое­ го дела.

Ихтиандровцы стажируются в медицинских организа­ циях Донецка, сдают экзамены на право эксплуатации высоковольтного, компрессорного оборудования. Мы уверены, что некоторые наши инженеры смогут сдать экзамены по физиологии, психологии, гигиене, надеем­ ся, что скоро и медики научатся ремонтировать свои капризные электронные приборы.

Много дает работа в „Ихтиандре" студентам — жиз­ ненный опыт, профессиональные навыки, самостоятель­ ность и уверенность в своих силах. Они проходят у нас практику, причем не формально, а по-настоящему, охватывая весь цикл исследовательской работы: со­ ставление методик, наладку аппаратуры, непосред­ ственное участие в опытах, обработку данных, состав­ ление своего раздела в общем отчете по эксперимен­ ту, подготовку статей и выступления на конференциях. Студенты пишут курсовые и дипломные работы по подводной тематике, публикуют статьи и получают авторские свидетельства. Наиболее способные и целе­ устремленные из них, заканчивая институты, уже имеют направление будущей самостоятельной научной работы и материалы для нее.

Что дает нам коллектив? Взаимное дополнение друг друга как специалистов и как людей, рациональное распределение обязанностей, гибкость и устойчивость характера, повышенное чувство ответственности, взаим­ ную поддержку, общий стиль работы, традиции, сти­ мулы.

Несходство в характерах, личном стиле работы — склонность к абстракциям, работе „головой” или к кон­ кретным решениям, любовь к „головоломкам” или скрупулезный подход к задаче — эти различия при общности цели, энтузиазме являются интеллектуальным катализатором, стимулирующим жизнь коллектива.

2 0 9


К серьезнейшим проблемам относится выбор лиде­ ра. Один из наиболее полных перечней типичных ка­ честв, свойств, которые должны быть присущи орга­ низатору, лидеру, дает ученый-психолог Л. И. Уманский Среди них:

— общественная энергичность, то есть способность вдохновлять, „заряжать", активизировать людей своей верой в значительность решаемых задач, отношением к людям, делам, событиям, своей убежденностью и способностью убеждать других, личным примером, смелостью и напористостью в трудной ситуации, реши­ мостью идти на риск, оптимизмом и бодростью:

— практический склад ума как качество, обеспечи­ вающее способность находить наилучшее практическое применение каждому человеку, умение быстро и правильно действовать в новых, неожиданных усло­ виях;

— психологическая избирательность, проявляющаяся в способности понимать и отражать психологию других людей, в эмоциональной синхронности с ними;

критичность, требовательность и психологический

такт;

склонность к организаторской деятельности, бес­ корыстное стремление к ней, смелость и готовность взять на себя роль организатора и ответственность за работу других людей;

общий уровень развития как показатель разно­ сторонности, общих умственных способностей, сообра­ зительности;

инициативность, самостоятельность, наблюдатель­ ность, самообладание и выдержка, общительность, на­ стойчивость, личная организованность, работоспособ­ ность.1

1 Л. И. У м а н с к и й .

Кто может

стать организатором.

,.М олодой коммунист“ , №

9, 1966, стр.

80—84.

2 1 0

Подобные свойства характера наиболее соответст­ вуют нашему представлению о тех качествах, которы­ ми должен обладать лидер.

К этому обстоятельному перечню, по нашему мне­ нию, следовало бы добавить: определенный уровень профессиональных знаний, реализм, способность ви­ деть перспективу, интуицию и, конечно, чувство юмора.

Мы имели возможность в своей практической дея­ тельности оценить, как необходимы основные пере­ численные качества лидеру, и именно поэтому уделили им внимание.

Руководитель и весь коллектив должны заботиться о благоприятном психологическом климате в своей среде. В „Ихтиандре" он поддерживается благодаря высокому моральному духу и уровню мотивации, осо­ бенно у ведущей группы; неформальным, товарище­

ским взаимоотношениям во

время работы; полной

и откровенной информации

о наших достижениях

и неудачах, недостатках; общим результатам труда; дружбе, охватывающей все стороны нашей жизни. Не­ маловажно также и справедливое распределение ра­ боты, отсутствие привилегий для кого-либо из ихтиандровцев.

Мы стремились, чтобы каждый человек не только понимал задачи и важность экспериментов, но и знал свое конкретное место в них, был лично заинтересо­ ван в том, что он делает, постоянно стремился выпол­ нять любую работу наилучшим образом, чтобы един­ ственными стимулами для него были сознательность и моральное удовлетворение.

Простой и наглядный критерий оценки каждого че­ ловека, суммирующий многие его качества,— его от­ ношение к труду. Конфликтные ситуации возникали прежде всего на этой Почве. Иногда, испробовав все способы понять причины охлаждения к делу и устра­

211


нить их, мы бывали вынуждены расставаться с некото­ рыми людьми.

Как велась подготовка экспериментов? Каждый кон­ кретный эксперимент вначале пл&нируется бригадой, состоящей из трех — пяти человек — врачей, физио­ логов и инженеров, которые одновременно являются

ируководителями „Ихтиандра".

Вих обязанности входит обоснование научной и тех­ нической целесообразности будущего эксперимента, формулирование задачи и принятие гипотезы, обеспе­

чение высокого коэффициента полезного действия путем составления насыщенных, многоплановых про­ грамм, использования условий опыта для параллель­ ных исследований. Оценивается, насколько экспери­ мент соответствует общему направлению работ „Их­ тиандра", насколько он осуществим, выбираются пути

его

реализации.

•Обсуждение

предложений и различных вариантов —

с

участием

научных консультантов — продолжается

примерно месяц и заканчивается составлением про­ граммы эксперимента.

Затем программа выносится на суд „ядра" „Ихтиандра” — тех 10—15 человек, которым предстоит воз­ главить исследовательские и обеспечивающие службы.

И,

наконец, получив одобрение, она становится осно­

вой

предстоящего эксперимента.

Для подготовки и проведения экспериментов использозался метод сетевого планирования и управле­ ния „СПУ — время", или сетевой график, который позволяет ясно видеть основные пути, цепочки собы­ тий и связи их между собой, установить наиболее рациональную последовательность решения отдельных задач.

Главные направления подготовки — комплектование состава сотрудников, техническое оснащение (изготов­ ление подводных домов, бурильных установок, аппа-

212


ратурное обеспечени© медико-физиологических иссле­ дований с созданием недостающих приборов), научнометодическая работа (составление подробных мето­ дик исследований, инструкций, правил техники безо­

пасности).

Подготовкой занималось 30—70 человек в течение 2—4 месяцев. Эксперименты продолжались от двух недель („Сальватор") до пяти („Ихтиандр-67”).

Всего от возникновения идеи до ее реализации про­ ходило не более 8 месяцев.

*

*

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человек — существо, способное к пред­ восхищению, он биологически сформиро­ вался с уклоном в грядущее, его настоя-

'щее всегда устремлено в будущее, и без надежд, ожиданий, стремлений оно не

имеет для него никакого смысла.

С. Л е м

Как будут развиваться подводные исследования? Мы беремся судить лишь об ограниченном круге реаль­ ных с нашей точки зрения задач ближайших пяти— семи лет.

За это время хотелось бы приблизиться к ответу на вопрос, как долго акванавт может находиться в под­ водной базе и в гидроневесомости| сохраняя здоровье и работоспособность. Возможность увеличить продол­ жительность пребывания человека в подводной базе, очевидно, во многом будет зависеть от развития тео­ рии обитаемости подводных жилищ. Должны быть определены закономерности формирования условий подводной жизни с учетом влияния факторов окру­ жающей среды, базы, биологических и психологических особенностей ее обитателей, Одновременно можно будет определить и уточнить последовательность и степень изменений состояния организма акванавтов. Знание общих закономерностей позволит прогнозиро­ вать при заданных условиях подводной жизни эти изменения и управлять ими.

Увеличить время пребывания человека в воде можно только при одном условии — если будет создана

214

совершенная индивидуальная система жизнеобеспече­ ния. Удобные для работы, сна, приема пищи и для прохождения декомпрессии по мере подъема на по­ верхность скафандры, возможно, станут одним из основных средств обеспечения длительной — до не­ скольких суток — жизни под водой.

Представьте себе такую картину. Вертолет высажи­ вает в заданной точке океана несколько акванавтов, например ученых или ремонтников, одетых в эластич­ ные скафандры с ранцами на плечах, и здесь же опус­ кает плавучий радиобуй или погружной энергоблок. Акванавты уходят под воду выполнять задание. Через несколько дней вертолет возвращается и забирает поднявшихся на поверхность акванавтов. Заманчиво, не правда ли?

Дальнейшие подводные исследования все теснее будут связаны с конкретными отраслями хозяйства и науки, уже сейчас готовыми использовать методы длительного пребывания под водой в своих целях. Как уже было сказано выше, мы считаем, что морская гео­ логия одной из первых примет на вооружение новые методы и технику.

Геологическая экспедиция может иметь на своем судне палубный декомпрессионный комплекс, один или несколько малогабаритных подводных домов, бу­ рильные установки для погружения их на дно в изу­ чаемом районе. В домах поселятся подводные геоде­ зисты, геофизики, геохимики, бурильщики. Здесь будут организованы лаборатории для анализа образцов грунта и проб воды в условиях, максимально прибли­ женных к естественным. Специальные геофизические исследования будут проводиться в немагнитных надув­ ных конструкциях.

Для поисковой разведки могут использоваться мокрые .одводные лодки-буксировщики и индиви­ дуальные системы жизнеобеспечения типа скафандров.

2 1 5