ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
Опытные командиры подводных лодок считают отри цательными качествами мечтательность, любовь к одиночеству, застенчивость, покорность, опрометчи вость, чувство малости к себе. Очень опасны ситуации, когда у опытного аквалангиста развивается эйфория, проявляются чрезмерный энтузиазм и неоправданная смелость, возникают тяга к глубине и большая уверен ность в воде, чем на поверхности.
В исследованиях океана станет участвовать все боль
шее |
и большее число людей, |
людей новых, |
разных |
и |
незнакомых руководителям |
подводных |
работ. |
И здесь не обойтись без объективных критериев от бора, специальной подготовки. Попытаемся предста вить себе картину отбора и подготовки акванавтов
внедалеком будущем.
Предварительный отбор должен включать собеседо
вания, физиологическое, психологическое и медицин ское обследования с целью выявления общих проти вопоказаний, каких-либо острых или хронических забо леваний.
Далее будет проводиться проверка кандидатов с по мощью специфических испытаний, тестов, моделирую щих условия подводной жизнедеятельности. Затем необходимо изучить работоспособность каждого в не обычных условиях — измененная газовая среда, повы шенное давление, изоляция, пониженная температура, внезапные и сильные раздражители (например, слиш ком громкий звук), выполнение усложненных задач при дефиците времени, помехах. Серия таких испыта ний позволит выявить специфические противопоказа ния для жизни и работы под водой,
Подготовка акванавтов, очевидно, будет включать
общетеоретический |
курс — изучение научных дисцип |
лин, относящихся |
к океану, медико-технический курс |
по освоению техники и физиологии длительного пре бывания людей под водой, индивидуальный углублен
206
ный курс, определяемый специальностью и обязанно
стями |
акванавта в экипаже, цикл |
общефизической |
|||
и специальной морской |
тренировки |
и |
адаптации на |
||
тренажерах и |
в натурных условиях. |
|
|
||
По |
мнению |
академика |
В. В. Ларина |
и профессора |
Ф. Д. Горбова’, для подготовки и становления космо навтов особенно важными являются два качества — адаптируемость и обучаемость. В равной мере это относится и к акванавтам.
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Проведенные эксперименты имеют многие признаки, характерные для так называемых сложных, или боль ших, систем. Что это за признаки? Во-первых, целост ность — все работы объединены единой целью. Вовторых, комплексный медико-технический характер
наших |
опытов. |
В-третьих, структурная, материальная |
|
и информационная сложность: |
10—15 служб, десятки |
||
видов |
крупного |
оборудования |
и около нескольких |
сотен приборов и аппаратов, до 70 измеряемых физио логических и психологических показателей. В-четвер тых, участие в системе людей — в качестве как управ ляемых, так и управляющих звеньев. Наконец, состя зательные признаки: ведь наши эксперименты — это настоящее состязание с природой.
Сложность экспериментов, проведение их, как пра вило, в нестационарных условиях и в ограниченные сроки заставляли уделять большое внимание органи зации и управлению работами. Накопленный опыт, испробованные нами приемы мы также относим к не
маловажным результатам своей |
работы.1 |
1 13. Б. Л а р и н , Ф. Д. Г о р б о в . |
Экспериментальные иссле |
дования в космической психофизиологии. Космическая биоло гия и медицина, № 1, 1967, стр. 9.
207
Непременным условием существования устойчивого коллектива является общность целей. Возникновение и деятельность „Ихтиандра" подчиняются этой извест ной закономерности. Нас объединила одна цель — создание условий для длительной жизнедеятельности человёка под водой. Привлекала не только новизна, свежесть и романтичность идей подводной жизни, но и ее общественная значимость.
Кроме общей цели, к конкретным мотивам, опреде ляющим поведение ихтиандровцев, относятся получе ние важных, интересных результатов и их признание, стремление к совместным успехам, желание создать собственный профессиональный стиль, возможность сочетания благодаря специфическому характеру задач умственной и физической деятельности.
Разнообразие задач, поставленных в наших экспери ментах, привлекало в „Ихгиандр" людей самых разных специальностей и склонностей и позволяло, каждому наилучшим образом проявить свои способности
исилы.
Подбор людей ведется в „Ихтиандре" двумя путями.
Первый — надежный, проверенный четырьмя годами нашей жизни — воспитание и обучение нужных специа листов и особенно организаторов, руководителей из числа верных ихтиандровцев. В самодеятельной орга низации, да и не только в самодеятельной, при выпол нении сложных экспериментальных работ должна быть стопроцентная уверенность в своих товарищах.
Второй путь — привлечение к работе профессиона лов со стороны. Это более трудный и не всегда на дежный способ. Случается, к сожалению, что прекрас ные специалисты по тем или иным причинам не могут влиться в наш коллектив.
Мы стремимся воспитывать специалистов широкого профиля. Известно, что узкий специалист имеет очень низкую приспособляемость. Но по крайней мере
208
в чем-то одном человек должен быть мастером свое го дела.
Ихтиандровцы стажируются в медицинских организа циях Донецка, сдают экзамены на право эксплуатации высоковольтного, компрессорного оборудования. Мы уверены, что некоторые наши инженеры смогут сдать экзамены по физиологии, психологии, гигиене, надеем ся, что скоро и медики научатся ремонтировать свои капризные электронные приборы.
Много дает работа в „Ихтиандре" студентам — жиз ненный опыт, профессиональные навыки, самостоятель ность и уверенность в своих силах. Они проходят у нас практику, причем не формально, а по-настоящему, охватывая весь цикл исследовательской работы: со ставление методик, наладку аппаратуры, непосред ственное участие в опытах, обработку данных, состав ление своего раздела в общем отчете по эксперимен ту, подготовку статей и выступления на конференциях. Студенты пишут курсовые и дипломные работы по подводной тематике, публикуют статьи и получают авторские свидетельства. Наиболее способные и целе устремленные из них, заканчивая институты, уже имеют направление будущей самостоятельной научной работы и материалы для нее.
Что дает нам коллектив? Взаимное дополнение друг друга как специалистов и как людей, рациональное распределение обязанностей, гибкость и устойчивость характера, повышенное чувство ответственности, взаим ную поддержку, общий стиль работы, традиции, сти мулы.
Несходство в характерах, личном стиле работы — склонность к абстракциям, работе „головой” или к кон кретным решениям, любовь к „головоломкам” или скрупулезный подход к задаче — эти различия при общности цели, энтузиазме являются интеллектуальным катализатором, стимулирующим жизнь коллектива.
2 0 9
К серьезнейшим проблемам относится выбор лиде ра. Один из наиболее полных перечней типичных ка честв, свойств, которые должны быть присущи орга низатору, лидеру, дает ученый-психолог Л. И. Уманский Среди них:
— общественная энергичность, то есть способность вдохновлять, „заряжать", активизировать людей своей верой в значительность решаемых задач, отношением к людям, делам, событиям, своей убежденностью и способностью убеждать других, личным примером, смелостью и напористостью в трудной ситуации, реши мостью идти на риск, оптимизмом и бодростью:
— практический склад ума как качество, обеспечи вающее способность находить наилучшее практическое применение каждому человеку, умение быстро и правильно действовать в новых, неожиданных усло виях;
— психологическая избирательность, проявляющаяся в способности понимать и отражать психологию других людей, в эмоциональной синхронности с ними;
—критичность, требовательность и психологический
такт;
—склонность к организаторской деятельности, бес корыстное стремление к ней, смелость и готовность взять на себя роль организатора и ответственность за работу других людей;
—общий уровень развития как показатель разно сторонности, общих умственных способностей, сообра зительности;
—инициативность, самостоятельность, наблюдатель ность, самообладание и выдержка, общительность, на стойчивость, личная организованность, работоспособ ность.1
1 Л. И. У м а н с к и й . |
Кто может |
стать организатором. |
,.М олодой коммунист“ , № |
9, 1966, стр. |
80—84. |
2 1 0
Подобные свойства характера наиболее соответст вуют нашему представлению о тех качествах, которы ми должен обладать лидер.
К этому обстоятельному перечню, по нашему мне нию, следовало бы добавить: определенный уровень профессиональных знаний, реализм, способность ви деть перспективу, интуицию и, конечно, чувство юмора.
Мы имели возможность в своей практической дея тельности оценить, как необходимы основные пере численные качества лидеру, и именно поэтому уделили им внимание.
Руководитель и весь коллектив должны заботиться о благоприятном психологическом климате в своей среде. В „Ихтиандре" он поддерживается благодаря высокому моральному духу и уровню мотивации, осо бенно у ведущей группы; неформальным, товарище
ским взаимоотношениям во |
время работы; полной |
и откровенной информации |
о наших достижениях |
и неудачах, недостатках; общим результатам труда; дружбе, охватывающей все стороны нашей жизни. Не маловажно также и справедливое распределение ра боты, отсутствие привилегий для кого-либо из ихтиандровцев.
Мы стремились, чтобы каждый человек не только понимал задачи и важность экспериментов, но и знал свое конкретное место в них, был лично заинтересо ван в том, что он делает, постоянно стремился выпол нять любую работу наилучшим образом, чтобы един ственными стимулами для него были сознательность и моральное удовлетворение.
Простой и наглядный критерий оценки каждого че ловека, суммирующий многие его качества,— его от ношение к труду. Конфликтные ситуации возникали прежде всего на этой Почве. Иногда, испробовав все способы понять причины охлаждения к делу и устра
211
нить их, мы бывали вынуждены расставаться с некото рыми людьми.
Как велась подготовка экспериментов? Каждый кон кретный эксперимент вначале пл&нируется бригадой, состоящей из трех — пяти человек — врачей, физио логов и инженеров, которые одновременно являются
ируководителями „Ихтиандра".
Вих обязанности входит обоснование научной и тех нической целесообразности будущего эксперимента, формулирование задачи и принятие гипотезы, обеспе
чение высокого коэффициента полезного действия путем составления насыщенных, многоплановых про грамм, использования условий опыта для параллель ных исследований. Оценивается, насколько экспери мент соответствует общему направлению работ „Их тиандра", насколько он осуществим, выбираются пути
его |
реализации. |
|
•Обсуждение |
предложений и различных вариантов — |
|
с |
участием |
научных консультантов — продолжается |
примерно месяц и заканчивается составлением про граммы эксперимента.
Затем программа выносится на суд „ядра" „Ихтиандра” — тех 10—15 человек, которым предстоит воз главить исследовательские и обеспечивающие службы.
И, |
наконец, получив одобрение, она становится осно |
вой |
предстоящего эксперимента. |
Для подготовки и проведения экспериментов использозался метод сетевого планирования и управле ния „СПУ — время", или сетевой график, который позволяет ясно видеть основные пути, цепочки собы тий и связи их между собой, установить наиболее рациональную последовательность решения отдельных задач.
Главные направления подготовки — комплектование состава сотрудников, техническое оснащение (изготов ление подводных домов, бурильных установок, аппа-
212
ратурное обеспечени© медико-физиологических иссле дований с созданием недостающих приборов), научнометодическая работа (составление подробных мето дик исследований, инструкций, правил техники безо
пасности).
Подготовкой занималось 30—70 человек в течение 2—4 месяцев. Эксперименты продолжались от двух недель („Сальватор") до пяти („Ихтиандр-67”).
Всего от возникновения идеи до ее реализации про ходило не более 8 месяцев.
*
*
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человек — существо, способное к пред восхищению, он биологически сформиро вался с уклоном в грядущее, его настоя-
'щее всегда устремлено в будущее, и без надежд, ожиданий, стремлений оно не
имеет для него никакого смысла.
С. Л е м
Как будут развиваться подводные исследования? Мы беремся судить лишь об ограниченном круге реаль ных с нашей точки зрения задач ближайших пяти— семи лет.
За это время хотелось бы приблизиться к ответу на вопрос, как долго акванавт может находиться в под водной базе и в гидроневесомости| сохраняя здоровье и работоспособность. Возможность увеличить продол жительность пребывания человека в подводной базе, очевидно, во многом будет зависеть от развития тео рии обитаемости подводных жилищ. Должны быть определены закономерности формирования условий подводной жизни с учетом влияния факторов окру жающей среды, базы, биологических и психологических особенностей ее обитателей, Одновременно можно будет определить и уточнить последовательность и степень изменений состояния организма акванавтов. Знание общих закономерностей позволит прогнозиро вать при заданных условиях подводной жизни эти изменения и управлять ими.
Увеличить время пребывания человека в воде можно только при одном условии — если будет создана
214
совершенная индивидуальная система жизнеобеспече ния. Удобные для работы, сна, приема пищи и для прохождения декомпрессии по мере подъема на по верхность скафандры, возможно, станут одним из основных средств обеспечения длительной — до не скольких суток — жизни под водой.
Представьте себе такую картину. Вертолет высажи вает в заданной точке океана несколько акванавтов, например ученых или ремонтников, одетых в эластич ные скафандры с ранцами на плечах, и здесь же опус кает плавучий радиобуй или погружной энергоблок. Акванавты уходят под воду выполнять задание. Через несколько дней вертолет возвращается и забирает поднявшихся на поверхность акванавтов. Заманчиво, не правда ли?
Дальнейшие подводные исследования все теснее будут связаны с конкретными отраслями хозяйства и науки, уже сейчас готовыми использовать методы длительного пребывания под водой в своих целях. Как уже было сказано выше, мы считаем, что морская гео логия одной из первых примет на вооружение новые методы и технику.
Геологическая экспедиция может иметь на своем судне палубный декомпрессионный комплекс, один или несколько малогабаритных подводных домов, бу рильные установки для погружения их на дно в изу чаемом районе. В домах поселятся подводные геоде зисты, геофизики, геохимики, бурильщики. Здесь будут организованы лаборатории для анализа образцов грунта и проб воды в условиях, максимально прибли женных к естественным. Специальные геофизические исследования будут проводиться в немагнитных надув ных конструкциях.
Для поисковой разведки могут использоваться мокрые .одводные лодки-буксировщики и индиви дуальные системы жизнеобеспечения типа скафандров.
2 1 5