Файл: Киклевич, Ю. Н. Ихтиандр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

...Все — люди, события — все

ведет к одной цели.

Мы

понимаем, чего хотим. Ради чего же мы пошли

под

воду? Мы боремся за идею. Приносит удовлетво­

рение, что работы продвинулись

вперед по сравнению

спрошлым годом.

...Это наша цель, отсюда и подъем. Эксперимент —

вершина наших работ.

...Убежденность. Желание сделать то, что намечено.

Играет роль воспитание, социологические

причины.

...Ответственность. Сами

начали — сами

должны сде­

лать это.

 

 

 

 

 

Организаторам будущих

подводных

экспериментов

никогда не следует

забывать о

мотивации труда,

о том, что акванавты

должны верить

в

необходимость

и полезность выполняемой программы, понимать ее задачи и быть немного фанатиками идеи, независимо от того, получают или не получают они деньги за свою работу.

При общем духе бережного, порою нежного отно­ шения к товарищам наблюдались отдельные проявле­ ния раздражительности, приводящие к непродолжи­ тельным конфликтам. У некоторых акванавтов отрица­ тельные эмоции находили выход в личных дневниках, которые служили своеобразным предохранительным клапаном.

Мы наблюдали как случаи обнажения тех отрица­ тельных черт характера акванавтов, которые могут быть неприятны другим членам экипажа, так и смяг­ чения их под влиянием ответственности, высокой мо­ тивации работ.

Из дневника акванавта. „...Мне кажется, что я внут­ ренне не изменился. Есть немного — в сторону успо­ коения. Так как мы живем в замкнутом пространстве, я чувствую необходимость более быстрого примире­ ния, если в споре возникают разногласия".

201


Несмотря на довольно высокие индивидуальные качества, черты характера каждого из его членов, пер­ вый экипаж „Ихтиандра-67" не был оптимальным по работоспособности, по взаимоотношениям людей друг с другом. Во многом это объясняется тем, что в эки­ паже, помимо командира, находился акванавт с ярко выраженными чертами лидера. Второй экипаж, состояв­ ший на первый взгляд из более далеких друг от дру­ га людей, был более гармоничным. Акванавты оказа­ лись достаточно гибкими, чтобы сдерживать те черты своего характера, которые могли бы раздражать то­ варищей, мешать работе.

В будущем, как и на любой почти другой, работе, под водой станут трудиться смешанные экипажи. Опыт „Ихтиандра-67'' с трехсуточным пребыванием в под­ водном доме двух женщин не обнаружил серьезных причин, по которым длительное пребывание под во­ дой смешанных экипажей оказалось бы невозможным.

Какие существуют критерии, приемы для отбора акванавтов? Дж. Бонд и особенно Ж.-И. Кусто при отборе испытателей, акванавтов полагались в основном на прежний опыт совместной работы и свою интуицию. Акванавты подбирались из знакомых им, ранее прове­ ренных людей. По мнению Ж.-И. Кусто, сложные кри­ терии отбора излишни. Он считает, что ему достаточно двух часов беседы с человеком, чтобы оценить его пригодность к участию в эксперименте.

Сейчас подводными исследованиями занимаются сравнительно небольшие группы энтузиастов, связан­ ных не только общностью цели, но и взаимными сим­ патиями, дружбой. Это упрощает задачу отбора. Мы пользовались методом „личных знакомств", и следует сказать, что он приемлем и достаточно надежен на первом этапе работ. Четырехлетний опыт позволяет нам сравнительно легко подобрать состав группы испытателей и акванавтов из числа проверенных в раз-

2 0 2


ных ситуациях ихтиандровцев, При отборе

учитывают­

ся стаж

подводного плавания и работ, состояние здо­

ровья,

тренированность — общефизическая

и подвод­

ная, специальность и профессиональная квалификация, разнообразие практических навыков, прежний опыт работы в нашем коллективе, положительные черты характера — как индивидуума и как члена коллекти­ ва, уровень мотивации.

В экспериментах участвовали 15 акванавтов в возра­ сте от 20 до 42 лет с 3—9-годичным легководолазным стажем. Большинство имели высокие спортивные раз­ ряды, как правило, по нескольким видам спорта. Аква­ навты владели медицинскими и техническими специ­ альностями, каждый был причастен к созданию, обслу­ живанию подводных дрмов или медицинским исследо­ ваниям. Пятерым из них приходилось работать в слож­

ных шахтных

условиях.

Шестеро

водят

автомашины

и мотоциклы.

Почти все

акванавты

знают

друг друга

не менее двух лет.

Акванавтам, участвовавшим в подводных эксперимен­ тах, была предложена анкета, в которой перечислялись двадцать четыре личных качества, необходимых испы­ тателям (они упоминаются в литературе), с просьбой расположить их по степени важности для групповой жизни и деятельности и для одиночной работы под водой. Результаты обработки анкет приведены ниже.

Групповая жизнь и работа

 

Одиночная работа

1.

Чувство

ответственности.

1.

Подводная практика.

2. Стремление морально под­

2.

Хладнокровие,

быст­

держивать

товарищей,

стара­

рота

восприятия и

решений.

тельность в

выполнении

своей

3.

Чувство ответственно­

доли общего труда.

 

3.

Внимание.

 

сти.

 

 

 

4.

Внимание.

 

4 .

Исполнительность.

 

 

5.

Подводная практика, бы­

5.,

Мужество.

 

строта восприятия и решений,

 

 

 

собранность.

 

 

 

 

 

6.

Хладнокровие.

 

 

 

 

203


7.

Тактичность.

 

 

 

 

6.

Собранность,

умение

8.

Компетентность

в

своей

не тратить понапрасну вре­

профессии.

 

 

 

 

мя и силы.

 

 

 

 

9.

Сдержанность

в проявле­

 

7.

Исполнительность.

 

нии своего характера.

 

 

 

8. Компетентность в сво­

10.

Умение

заниматься

своим

ей профессии.

 

 

 

 

делом, мужество.

 

 

 

 

9.

Хорошее

 

физическое

11. Умение не тратить пона­

состояние.

 

 

 

 

прасну время и силы.

 

 

 

10.

Умение

 

заниматься

12.

Хорошее

физическое

со­

своим делом,

старательность

стояние. Чувство юмора.

 

 

в

выполнении

своей

доли

13.

Деловой

склад

ума.

 

 

общего труда.

 

 

 

 

 

 

 

11.

Деловой

склад

ума.

14.

Прежний опыт

работы

в

 

 

12.

Наличие

 

воображения.

данном коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.

Чувство

юмора.

 

 

15.

Способность

располагать

 

 

 

к откровенности.

 

 

 

 

14.

Сдержанность

в

про­

16. Образ жизни такой же в

явлении своего

характера.

целом, как у

других. .

 

 

в

15.

Прежний

 

опыт

работы

17.

Наличие

воображения.

 

данном коллективе.

 

 

 

16.

Возраст.

 

 

 

 

18.

Возраст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Акванавтам „Ихтиандра-67" был задан вопрос: „Если бы предстояло жить в доме вдвоем, кого бы ты выбрал

внапарники?"

Сделанный выбор определялся в основном жела­

нием быть рядом с близким товарищем, интересным, общительным и веселым человеком, надежным и опытным испытателем-подв'одником. Среди набрав­ ших наибольшее число голосов оказались командиры первого и второго экипажей.

А вот несколько мнений акванавтов об отборе под­ водных экипажей,

...Люди должны быть попроще. Нужна взаимная прямота, доброжелательность, нельзя ничего скрывать от товарищей.

...Желательно подбирать близких по возрасту людей. С более молодыми, чем ты, проще, но менее инте­ ресно.

204


...У женщин-акванавтов важна деловитость, отсутст­ вие излишних эмоций, мягкость. Должны быть отбро­ шены некоторые привычки, заботы о туалете, поболь­ ше аскетизма.

Итальянский врач Гиацинто Татарелли считает, что основные качества, необходимые для занятий подвод­ ным спортом, развиваются и стабилизируются у чело­ века к 18 год$м. Верхним возрастным пределом Тата­ релли считает 50 лет.

Для акванавта важны способность к симультанному мышлению — рассмотрению объекта, ситуации одно­ временно с разных сторон, умение заранее мысленно „проигрывать" предстоящую программу действий, рас­ слабиться в нужный момент.

Интересны критерии, которыми пользуются амери­ канцы при подборе экспедиций в Антарктиду. Вот ос­ новные из них — побудительная причина, анкетные данные и действительное призвание, психологическая устойчивость и проявление инстинкта самозащиты, со­ ответствие нормам взаимоотношений в коллективе. Установлено, что наиболее важными оказываются не крепкое здоровье и гармоничное развитие, а призва­ ние, личные наклонности и жизненный опыт.

Препятствием к подводной деятельности, по мне­ нию Шарля Акадро1, являются: уровень интеллектуаль­ ного развития ниже среднего, противоестественные наклонности, нездоровые причины, побудившие к ра­ боте под водой, неудачи биографического характера в прошлом, осложнения во взаимоотношениях с кол­

лективом,

недостаточная

приспособляемость

к

окру­

жающим условиям.

 

 

 

 

Ш а р л ь

Ф. А к а д р о .

Проверка

и подбор

персонала

для

работы

под водой. Сб.

„Нефть и

море“ , т.

I.

Изд-во

„Недра“ , М„ 1967, стр. 115.

 

 

 

 

15

к иклевич

 

205