Файл: Кикин, А. И. Конструкции из стальных труб, заполненных бетоном.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
Отыскиваем условие максимума функции Р4.
Г Оо) + |
|
|
|
1 = О |
(15) |
|
|
V Р2 °і — З а 0 |
|
|
|||
или |
|
|
|
|
дЩ |
|
|
,, |
2 / 0 аЛ 2 |
6|.ГСГ(. стс |
|
||
22 |
а‘ ( да0) |
|
|
|||
|
|
|
|
|||
И °7 = 1 |
|
[ 1 - Г К)]3 |
|
|
||
, |
|
|
|
|||
2 |
9 |
|
+ 3 . |
|
(16) |
|
+ |
а 0 |
[1 - Г Ы ] 3 |
|
|||
|
|
Таким образом, продольная сила Я4 по формуле (14) будет наибольшей не всегда, а только в том случае, ког да удовлетворяется условие (16).
Аналитическое значение Р3 можно получить из выра жения (14), подставляя в него (12), при Сті= ат:
Если считать материал трубы имеющим протяжен ную площадку текучести (т. е. оі = стт), то из ( 1 1 ) следу ет, что продольные напряжения в трубе отсутствуют, когда поперечные напряжения достигают предела теку чести.
Общность структуры выражений (14) и (17) указы вает, что при некоторых условиях не исключается сов падение1 величин Р4 и Рз. Допустим, Oj= aT, тогда (16) приобретает вид
Р2 О |
(18) |
Но зависимость (18) соблюдается, если выражение в фи гурных скобках равно 4; для этого необходимо, чтобы
Г(ст0 = ^ ) = 4 . |
(19) |
Выполнимость этого условия зависит от закона (9) и от соотношения прочностных и геометрических характери-
40
стик трубы и ядра. Предположим, что уравнение (9) ли нейно относительно Сто:
/((То) = koo + с. |
(20) |
Для того чтобы выполнялось условие (19), k должно быть равно 4. В этом случае Я3 = Рмакс, т. е. предельному состоянию (5) соответствует наибольшая нагрузка на стержень. Если же к ф 4, то в момент наивысшей нагруз ки труба не работает как обойма и Р^тксфРъ- Послед нее является основным случаем, ибо при объемном на пряженном состоянии уравнение (2 0 ) весьма прибли женно описывает в действительности нелинейный за кон (9).
Экспериментальные данные [8 , 153] о прочности гид ростатически обжатого бетона, подтверждающие изло женные выше теоретические положения, показывают су щественную нелинейность зависимости (9) и особенно при небольших значениях стоПоэтому, принимая любой нелинейный закон для (9), нельзя утверждать, что во всех случаях наибольшая нагрузка соответствует дости жению поперечными напряжениями предела текучести. Следует отметить сложность теоретической оценки вели чин сил, полученных экспериментально, при которых по перечные напряжения оболочек достигают предел-ов те кучести, так как современные теории пластичности позво ляют оценивать напряженное состояние стали лишь при небольших значениях (е,-^0,03) интенсивности дефор маций.
Наличие вариантов предельного состояния трубобе тонных стержней по прочности при центральном сжатии является существенной особенностью их работы.
Из рассмотренных четырех вариантов первого пре дельного состояния трубобетонного стержня по прочно сти следует остановиться на втором, так как первый ва риант не исключает неполное использование несущей способности стержня, а третий и четвертый игнорируют его большие необратимые деформации.
Выбор второго варианта особенно важен не только потому, что позволяет правильно, с позиций метода пре дельных состояний, оценить величину несущей способ ности трубобетониого стержня по прочности при цен тральном сжатии, но и потому, что дает правильную оценку несущей способности гибких трубобетонных стержней по устойчивости в том же режиме загружения.
41
Практически такая оценка сводится к определению ко эффициента продольного изгиба ср, который теоретиче ски определяется как отношение
ф = |
Рнр '■Рп'І, |
(21) |
где Ркр— критическая |
сила |
центрально-сжатого |
стержня; Рпч— сила, характеризующая прочность централь
но-сжатого стержня.
При одном и том же значении Ркѵ можно получить различные значения ср в зависимости от того, какой выб ран вариант предельного состояния стержня по прочно сти при центральном сжатии:
Чз |
1 Л |
РцЧ= Ф2;
Рпч = Фз;
Рпч = Ф*.
(22)
(23)
(241
(25)
До разработки и внедрения метода расчета конст
рукций по предельным |
состояниям не |
было понятия |
о предельном состоянии |
конструкции |
и существовала |
возможность произвольного выбора величины Рпч в пре делах указанных выше четырех величин. С появлением метода предельных состояний предельная сила одно значно определяется как Ф2. Используя литературные источники, следует иметь в виду это варьирование пре дельных сил и делать выводы лишь после установления варианта, которым пользовался автор.
Коэффициент ср в выражении (21) зависит и от Ркр, которое может быть найдено теоретическим путем, если имеется возможность оценить напряженное состояние трубы при работе ее в упругопластической стадии.
Известны зарубежные исследования последних лет [122—124, 127, 128, 135], в которых рассматривается в основном упругая стадия работы стальных труб, за полненных бетоном, так как многие авторы считают не возможным оценить напряженное состояние трубобетон ного стержня при работе материала трубы за пределом пропорциональности [134, 149].
Используя теорию малых упругопластических дефор маций, можно оценить напряженно-деформированное со стояние оболочки и бетонного ядра и построить критиче ские зависимости при работе материала оболочки за пре делом упругости [109, 83]..
42
В отечественных исследованиях для определения ус тойчивости трубобетонных стержней при центральном сжатии нередко используется классическая теория ус тойчивости (теория приведенно-модульной нагрузки) [13]. По данной теории, волокна лежащие на вогнутой стороне (при выпучивании), испытывают дополнительное сжатие с касательным модулем £*; волокна, лежащие на выпуклой стороне, разгружаются с упругим моду лем Е. Исследования, проводимые с использованием тео рии двойного модуля, довольно сложны, особенно тогда, когда возникает необходимость интегрирования в связи
со сложной |
формой |
поперечного сечения, в |
частности |
|
с круговой, характерной для |
трубобетонных |
стержней. |
||
Нагрузка |
по приведенному |
модулю, основанная на |
||
классической |
теории |
устойчивости (раздвоение форм |
равновесия), относится к тем системам, на которые уже действуют заданные силы. Загружение реальных конст рукций в соответствии со схемой системы, на которую уже действуют заданные силы, оказывается в большин стве случаев невозможным. Практически заданное зна чение нагрузки достигается в результате постепенного увеличения ее интенсивности. В этом отношении приве денная модульная нагрузка принципиально отличается от критической силы, которая определяется в процессе испытания возрастающей нагрузкой. Обычно значения критических сил, полученных по теории двойного моду ля, больше значений сил, найденных эксперименталь но [15].
Исследовать устойчивость трубобетонных стержней можно, пользуясь более простой (в математическом от ношении) теорией, в которой за критическую принима ется касательно-модульная сила по Шенли [152].
В 1946—1947 гг. Ф. Р. Шенли доказал, что процесс монотонного отклонения центрально-загруженной стойки начинается уже при Р = Р*:
n-E *J
Р *= — J J - |
• |
- |
( 26) |
где Р*— касательно-модульная нагрузка; |
|
«напряже |
|
Е* — касательный модуль |
диаграммы |
||
ние — деформация». |
|
|
|
По этой теории эффект разгрузки не |
учитывается, |
а принимается, что по всему сечению соотношение меж ду приращениями напряжений и деформаций определя
43
ется касательным модулем. Касательно-модульная и при- веденно-модульная нагрузки имеют вполне определенный физический смысл. При касателыю-модулы-юй нагрузке начинается выпучивание стержня. С выпуклой стороны постепенно увеличивается зона разгрузки. При приведен- но-модульной нагрузке перемещения стержня становят ся неограниченными. Вполне очевидно, что касательно модульная нагрузка меньше прпведенно-модулыюй, так как при нагрузках, больших касательно-модульной, по являются зоны разгрузки, что делает стержень более жестким. Различие между касательно-модульной и при- веденно-модульной нагрузками невелико, и выбор любой
из них существенного влияния |
на результаты расчета |
не оказывает. |
продольного изгиба тру |
Найденные коэффициенты |
бобетонных стержней следует давать в виде ряда кривых Ф—к в зависимости от марок сталей и бетонов, сочета ющихся в трубобетонных стержнях [74]. В прошлом предлагалась единая кривая [13, 26, 71, 85 и др.]
Следует уточнить понятие гибкости к. Чисто габарит ное представление гибкости как отношения длины стерж ня к его наружному диаметру надо заменить понятием приведенной гибкости, в которое войдут более широкая геометрическая характеристика поперечного сечения стержня и некоторые физические данные о прочности II жесткости материалов, из которых он изготовлен. Это теоретически строгое понятие гибкости выражается пуч ком кривых ф—к.
Учитывая изложенное, получаем новую методику рас чета трубобетонных стержней по первому предельному состоянию по устойчивости, сохраняющую стандартную форму общепринятого метода, но применяемую для раз личных сочетаний стали и бетона.
2. Напряженное состояние
Методика определения напряженного состояния тру бобетонного стержня при осевом сжатии основана на экспериментальном исследовании центрального сжатия коротких (L:D = 5) трубобетонных стержней. Зависи мости Р — ег, Р — si получаем опытным путем. По де формациям S2 и Si определяем напряжения в стальной оболочке, причем используем два известных допущения Кирхгофа — Лява.
44