Файл: Кикин, А. И. Конструкции из стальных труб, заполненных бетоном.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отыскиваем условие максимума функции Р4.

Г Оо) +

 

 

 

1 = О

(15)

 

V Р2 °і — З а 0

 

 

или

 

 

 

 

дЩ

 

 

,,

2 / 0 аЛ 2

6|.ГСГ(. стс

 

22

а‘ ( да0)

 

 

 

 

 

 

И °7 = 1

 

[ 1 - Г К)]3

 

 

,

 

 

 

2

9

 

+ 3 .

 

(16)

+

а 0

[1 - Г Ы ] 3

 

 

 

Таким образом, продольная сила Я4 по формуле (14) будет наибольшей не всегда, а только в том случае, ког­ да удовлетворяется условие (16).

Аналитическое значение Р3 можно получить из выра­ жения (14), подставляя в него (12), при Сті= ат:

Если считать материал трубы имеющим протяжен­ ную площадку текучести (т. е. оі = стт), то из ( 1 1 ) следу­ ет, что продольные напряжения в трубе отсутствуют, когда поперечные напряжения достигают предела теку­ чести.

Общность структуры выражений (14) и (17) указы­ вает, что при некоторых условиях не исключается сов­ падение1 величин Р4 и Рз. Допустим, Oj= aT, тогда (16) приобретает вид

Р2 О

(18)

Но зависимость (18) соблюдается, если выражение в фи­ гурных скобках равно 4; для этого необходимо, чтобы

Г(ст0 = ^ ) = 4 .

(19)

Выполнимость этого условия зависит от закона (9) и от соотношения прочностных и геометрических характери-

40


стик трубы и ядра. Предположим, что уравнение (9) ли­ нейно относительно Сто:

/((То) = koo + с.

(20)

Для того чтобы выполнялось условие (19), k должно быть равно 4. В этом случае Я3 = Рмакс, т. е. предельному состоянию (5) соответствует наибольшая нагрузка на стержень. Если же к ф 4, то в момент наивысшей нагруз­ ки труба не работает как обойма и Р^тксфРъ- Послед­ нее является основным случаем, ибо при объемном на­ пряженном состоянии уравнение (2 0 ) весьма прибли­ женно описывает в действительности нелинейный за­ кон (9).

Экспериментальные данные [8 , 153] о прочности гид­ ростатически обжатого бетона, подтверждающие изло­ женные выше теоретические положения, показывают су­ щественную нелинейность зависимости (9) и особенно при небольших значениях стоПоэтому, принимая любой нелинейный закон для (9), нельзя утверждать, что во всех случаях наибольшая нагрузка соответствует дости­ жению поперечными напряжениями предела текучести. Следует отметить сложность теоретической оценки вели­ чин сил, полученных экспериментально, при которых по­ перечные напряжения оболочек достигают предел-ов те­ кучести, так как современные теории пластичности позво­ ляют оценивать напряженное состояние стали лишь при небольших значениях (е,-^0,03) интенсивности дефор­ маций.

Наличие вариантов предельного состояния трубобе­ тонных стержней по прочности при центральном сжатии является существенной особенностью их работы.

Из рассмотренных четырех вариантов первого пре­ дельного состояния трубобетонного стержня по прочно­ сти следует остановиться на втором, так как первый ва­ риант не исключает неполное использование несущей способности стержня, а третий и четвертый игнорируют его большие необратимые деформации.

Выбор второго варианта особенно важен не только потому, что позволяет правильно, с позиций метода пре­ дельных состояний, оценить величину несущей способ­ ности трубобетониого стержня по прочности при цен­ тральном сжатии, но и потому, что дает правильную оценку несущей способности гибких трубобетонных стержней по устойчивости в том же режиме загружения.

41

Практически такая оценка сводится к определению ко­ эффициента продольного изгиба ср, который теоретиче­ ски определяется как отношение

ф =

Рнр '■Рп'І,

(21)

где Ркр— критическая

сила

центрально-сжатого

стержня; Рпч— сила, характеризующая прочность централь­

но-сжатого стержня.

При одном и том же значении Ркѵ можно получить различные значения ср в зависимости от того, какой выб­ ран вариант предельного состояния стержня по прочно­ сти при центральном сжатии:

Чз

1 Л

РцЧ= Ф2;

Рпч = Фз;

Рпч = Ф*.

(22)

(23)

(241

(25)

До разработки и внедрения метода расчета конст­

рукций по предельным

состояниям не

было понятия

о предельном состоянии

конструкции

и существовала

возможность произвольного выбора величины Рпч в пре­ делах указанных выше четырех величин. С появлением метода предельных состояний предельная сила одно­ значно определяется как Ф2. Используя литературные источники, следует иметь в виду это варьирование пре­ дельных сил и делать выводы лишь после установления варианта, которым пользовался автор.

Коэффициент ср в выражении (21) зависит и от Ркр, которое может быть найдено теоретическим путем, если имеется возможность оценить напряженное состояние трубы при работе ее в упругопластической стадии.

Известны зарубежные исследования последних лет [122—124, 127, 128, 135], в которых рассматривается в основном упругая стадия работы стальных труб, за­ полненных бетоном, так как многие авторы считают не­ возможным оценить напряженное состояние трубобетон­ ного стержня при работе материала трубы за пределом пропорциональности [134, 149].

Используя теорию малых упругопластических дефор­ маций, можно оценить напряженно-деформированное со­ стояние оболочки и бетонного ядра и построить критиче­ ские зависимости при работе материала оболочки за пре­ делом упругости [109, 83]..

42


В отечественных исследованиях для определения ус­ тойчивости трубобетонных стержней при центральном сжатии нередко используется классическая теория ус­ тойчивости (теория приведенно-модульной нагрузки) [13]. По данной теории, волокна лежащие на вогнутой стороне (при выпучивании), испытывают дополнительное сжатие с касательным модулем £*; волокна, лежащие на выпуклой стороне, разгружаются с упругим моду­ лем Е. Исследования, проводимые с использованием тео­ рии двойного модуля, довольно сложны, особенно тогда, когда возникает необходимость интегрирования в связи

со сложной

формой

поперечного сечения, в

частности

с круговой, характерной для

трубобетонных

стержней.

Нагрузка

по приведенному

модулю, основанная на

классической

теории

устойчивости (раздвоение форм

равновесия), относится к тем системам, на которые уже действуют заданные силы. Загружение реальных конст­ рукций в соответствии со схемой системы, на которую уже действуют заданные силы, оказывается в большин­ стве случаев невозможным. Практически заданное зна­ чение нагрузки достигается в результате постепенного увеличения ее интенсивности. В этом отношении приве­ денная модульная нагрузка принципиально отличается от критической силы, которая определяется в процессе испытания возрастающей нагрузкой. Обычно значения критических сил, полученных по теории двойного моду­ ля, больше значений сил, найденных эксперименталь­ но [15].

Исследовать устойчивость трубобетонных стержней можно, пользуясь более простой (в математическом от­ ношении) теорией, в которой за критическую принима­ ется касательно-модульная сила по Шенли [152].

В 1946—1947 гг. Ф. Р. Шенли доказал, что процесс монотонного отклонения центрально-загруженной стойки начинается уже при Р = Р*:

n-E *J

Р *= J J -

-

( 26)

где Р*— касательно-модульная нагрузка;

 

«напряже­

Е* — касательный модуль

диаграммы

ние — деформация».

 

 

 

По этой теории эффект разгрузки не

учитывается,

а принимается, что по всему сечению соотношение меж­ ду приращениями напряжений и деформаций определя­

43


ется касательным модулем. Касательно-модульная и при- веденно-модульная нагрузки имеют вполне определенный физический смысл. При касателыю-модулы-юй нагрузке начинается выпучивание стержня. С выпуклой стороны постепенно увеличивается зона разгрузки. При приведен- но-модульной нагрузке перемещения стержня становят­ ся неограниченными. Вполне очевидно, что касательно­ модульная нагрузка меньше прпведенно-модулыюй, так как при нагрузках, больших касательно-модульной, по­ являются зоны разгрузки, что делает стержень более жестким. Различие между касательно-модульной и при- веденно-модульной нагрузками невелико, и выбор любой

из них существенного влияния

на результаты расчета

не оказывает.

продольного изгиба тру­

Найденные коэффициенты

бобетонных стержней следует давать в виде ряда кривых Ф—к в зависимости от марок сталей и бетонов, сочета­ ющихся в трубобетонных стержнях [74]. В прошлом предлагалась единая кривая [13, 26, 71, 85 и др.]

Следует уточнить понятие гибкости к. Чисто габарит­ ное представление гибкости как отношения длины стерж­ ня к его наружному диаметру надо заменить понятием приведенной гибкости, в которое войдут более широкая геометрическая характеристика поперечного сечения стержня и некоторые физические данные о прочности II жесткости материалов, из которых он изготовлен. Это теоретически строгое понятие гибкости выражается пуч­ ком кривых ф—к.

Учитывая изложенное, получаем новую методику рас­ чета трубобетонных стержней по первому предельному состоянию по устойчивости, сохраняющую стандартную форму общепринятого метода, но применяемую для раз­ личных сочетаний стали и бетона.

2. Напряженное состояние

Методика определения напряженного состояния тру­ бобетонного стержня при осевом сжатии основана на экспериментальном исследовании центрального сжатия коротких (L:D = 5) трубобетонных стержней. Зависи­ мости Р — ег, Р — si получаем опытным путем. По де­ формациям S2 и Si определяем напряжения в стальной оболочке, причем используем два известных допущения Кирхгофа — Лява.

44