ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
Эксперименты по исследованию этого вопроса пока зали, что пи миогорядпость, пп многословность заметно го влияния на уменьшение количества ледебурита в зоне сплавления не оказывают. По-видимому, это можно объ яснить тем, что при сварке чугуна применяются сравни тельно небольшие значения силы тока. Поэтому при на ложении последующего валика температура нагрева в зоне сплавления поднимается не очень высоко и держит ся кратковременно. Но для распада ледебурита нужны нагрев 900—950 °С и выдержка около часа. Поэтому при наплавке заметного распада ледебурита не наблюдается даже при таких режимах, которые явно способны на греть предыдущий валик. Например, первый валик на кладывался при нормальном режиме, а последующие — при повышенной силе тока или при меньшей скорости. При этом предыдущий валик разогревался до красного каления, и все же это не дало заметных результатов по снижению ледебурита. По-видимому, трудно ускорить распад ледебурита, хотя сама по себе карбидная фаза термодинамически не устойчива.
С и л а тока. |
Выше отмечалось, что при сварке чу |
||||||
гуна следует |
применять |
возможно |
меньшие |
значения |
|||
силы тока. Это вызвано |
тем, что |
с повышением тока |
|||||
увеличивается |
глубина |
проплавления, |
соотношение |
||||
h\/h2 становится неблагоприятным и в зоне |
сплавления |
||||||
увеличивается |
содержание ледебурита. |
Надо |
иметь в |
||||
виду, что повышение силы тока — это |
увеличение коли |
||||||
чества вносимого |
тепла, |
способствующее |
замедлению |
охлаждения. Но этот благоприятный фактор менее эф фективен, чем глубина проплавления, поэтому и реко мендуют применять меньшую силу тока.
С к о р |
о с т ь с в а р к и . Влияние этого параметра |
связано с |
количеством вносимого тепла. При больших |
скоростях сварки несколько снижается глубина проплав ления, сварочная ванна подвергается более интенсивно му силовому воздействию со стороны сварочного пла мени и процессы взаимодействия углерода и кислорода происходят в кинетическом режиме. Все это создает благоприятные условия для окисления углерода, пере мешивания металла ванны и почти полного устранения диффузионного слоя. Однако большая скорость охлаж дения, получающаяся при высокой скорости сварки, спо собствует закалке высокоуглеродистого сплава. Ледебу
153
рит в нем практически отсутствует, но в большом коли честве появляется структура закалки (см. табл. 9, 10).
При малых скоростях сварки несколько увеличива ется глубина проплавления, сварочная ванна имеет боль ший размер, металл ванны более спокоен. Это способст вует четкому выявлению диффузионного слоя, и в процессах окисления углерода важное значение приобре тает молекулярная диффузия. При этом охлаждение ме талла шва идет медленно, в нем не образуется закалоч ных структур. Однако из зоны сплавления углерода уда ляется недостаточно и там образуется ледебурит. Таким образом, большая скорость* сварки хотя и способствует устранению ледебурита, но в шве получаются структу ры закалки, шов склонен к образованию трещин. Малая скорость сварки способствует получению мягкого метал ла шва, но в зоне сплавления возможно образование ле дебурита. Следовательно, должна существовать опти мальная скорость сварки чугуна, при которой нежела тельные структурные составляющие металла шва будут минимальными. По-видимому, такой скоростью при ма лых значениях тока будет 1 мм/с (3—4 м/ч), при кото рой, как показали исследования, ледебурита в зоне сплавления появляется немного и чаще всего в виде мелких, разрозненных колонии тонких дендритов, не образуя сплошной полоски по зоне сплавления. Ме талл шва при этом может получть несколько повышен ную твердость, однако последующее наложение валиков снижает ее. Поэтому сварку целесообразно выполнять по крайней мере в два слоя.
Глава IV
СВОЙСТВА МЕТАЛЛА СВАРНОГО ШВА
10. НАПРЯЖ ЕНИЯ И Д Е Ф О РМ А Ц И И ПРИ СВАРКЕ ЧУГУНА
Виды напряжений
Возникающие в сварном шве внутренние напряжения являются результатом неравномерного и неодновремен ного нагрева и особенно охлаждения отдельных объ емов металла смежных областей. Это сопровождается неодинаковыми изменениями этих объемов, вызывая появление внутренних сил или напряжений. Причины, вызывающие появление внутренних напряжений, связа ны с нагревом и охлаждением металла, но природа их разнообразна. В соответствии с этим в сварном шве раз личают напряжения: термические, фазовые и усадочные.
Термические напряжения образуются в результате нагрева до разных температур и охлаждения с разными скоростями при наложении данного шва отдельных эле ментов свариваемого изделия. Например, II участок зо ны термического влияния площадью F2 нагревается до более высокой температуры Т2, чем последующие, рядом расположенные участки площадью Fі с температурой Ть меньшей Т2. Естественно, от нагревания II участок рас ширяется (удлиняется), но этому препятствуют последу ющие участки, с которыми он связан. В результате оба смежных участка будут оказывать взаимное торможение, что и является причиной появления термических напря жений. Величину их можно выразить уравнениями:
напряжения в более нагретом участке шва
а ^ Е - ^ - а і Т . - Т , ) , |
( 1 1 7 ) |
“ l I |
|
напряжения в менее нагретом участке шва
ог = - Е |
( 1 1 8) |
Fi + Fг
155
где £ — модуль упругости металла |
околошовиой зоны; |
а — коэффициент линейного, теплового расширения. |
|
Как видим, в более нагретом |
участке появляются |
растягивающие напряжения, а в менее нагретом — сжи мающие. Растягивающие напряжения могут вызвать образование трещин в металле. Если температура на грева металла более 600 °С, то возникающие напряже ния будут вызывать пластическую деформацию нагре того металла, так как металл и даже чугун при этой температуре приобретают способность к деформации, хотя и не очень большую. Такая пластическая деформа ция ведет к снижению внутренних напряжений. При тем пературах металла ниже 600 °С пластичность металла, и особенно чугуна, очень мала, внутренние напряжения могут возрастать, достигая значительных величин. При превышении ими предела прочности металла внутренние напряжения могут разрушить металл, образуя трещины.
Величина возникающих внутренних термических на
пряжений существенно зависит от физических |
свойств |
|
металла, что определяется |
значениями Е и а. |
Так как |
возникающие напряжения |
пропорциональны |
модулю |
упругости, то в стальном шве (£ = 20 000—22 000 кГ/мм2) они будут больше, чем в чугунном (£ = 8000— 10 000 кГ/мм2). Однако при этом надо иметь в виду, что
предел прочности |
при |
растяжении стали |
(ав = 42— |
60 кГ/мм2) больше, |
чем |
чугуна (ов = 18—28 |
кГ/мм2), и, |
кроме того, сталь более пластична. Поэтому образование трещин скорее может произойти в чугуне, чем в стали. Значению а также пропорциональны возникающие на пряжения. Для чугуна и стали этот коэффициент прибли зительно одинаков— (13—14) ■10~6, по для отдельных структурных составляющих металла он имеет разные значения: феррит — 12,5-10-6, перлит — 11,6 • ІО-6, аусте нит (18—20) • 10-6, мартенсит— 12-ІО-6, графит —
8 -10-6. Поэтому наличие в сварном шве различных струк тур может оказать влияние на величину напряжений.
Фазовые или структурные напряжения в металле приобретают особое значение при охлаждении его. В стали они связаны с превращением yFe-nxFe, а в чугунах, кроме того,— и с процессом графитизации. Фазовые напряжения возникают вследствие того, что различные структурные составляющие имеют разные удельный объем и механические свойства (табл. 14).
156
Т а б л и ц а 14
Плотность и объем структурных составляющих
Структурные составляю щ ие
Параметры
феррит аустенит перлит цементит мартенсит
Плотность, |
г/см3 |
7,864 |
7,843 |
7,778 |
7,670 |
7,633 |
Удельный |
объем, |
0,1271 |
0,1275 |
0,1286 |
0,1304 |
0,1310 |
см3/г |
|
|||||
Нормально почти все фазовые превращения проис |
||||||
ходят при довольно |
высоких |
температурах — около |
||||
700—750 °С и выше. При этом металл |
обладает доста |
точной пластичностью и изменение объема при превра щениях не вызывает напряжений. Однако при быстром охлаждении, свойственном сварке без подогрева и сварке на больших скоростях или малых токах, фазовые превращения происходят при более низких температу рах, что способствует появлению внутренних напряже ний. Особое значение при этом приобретают мартенсит ные превращения, происходящие при сравнительно низ ких температурах — около 300 °С и сопровождающиеся заметным увеличением объема. Поэтому мартенситные превращения часто являются причиной образования не только больших внутренних напряжений, но и трещин. Графитизацня чугуна также происходит с еще большим увеличением объема, но при высоких температурах. Та кое увеличение объема способствует снижению возни кающих напряжений.
Усадочные напряжения происходят при охлаждении жидкого металла и переходе его в твердое состояние. В результате изменяется объем металла, что можно ха
рактеризовать линейной усадкой |
металла, которая оп |
|
ределяется по уравнению |
|
|
г = а ( Т 1- Т 0), |
(119) |
|
где а — коэффициент линейного |
расширения |
металла; |
Т1 и Т0— соответственно начальная (большая) |
и конеч |
|
ная (меньшая) температуры. |
|
|
Практически величину усадки определяют по началь ной /1 и конечной /о длине образца в заданном интервале
157
температур. При этом абсолютная величина линейной усадки
е = — 10 мм,
а относительная
е = І1~ 1° -100%. h
Усадка считается положительной (+ е) при 1\>Ій и отрицательной (—е) при / < / 0. Величина линейной усад-
Рис. 38. Линейная свободная усадка металла во времени: 1 — чугун с шаровидным графитом; 2 — чугун с пластинчатым графитом; 3 — белый чугун; 4 — сталь углеродистая
ки и характер ее изменения при охлаждении |
различны, |
||
что определяется |
условиями |
охлаждения |
и составом |
металла (рис. 38). |
В разные |
интервалы |
температур |
усадка различна для одного и того же металла. В соот ветствии с этим анализ усадки производят по отдельным периодам охлаждения [77].
Н а ч а л ь н а я у с а д к а . Рассматривается период снижения температуры до линии солидуса — до образо вания прочного металлического каркаса. Для большин ства металлов при этом наблюдается уменьшение линей ных размеров, а для серого чугуна, наоборот, увеличе ние из-за графитизации его и частично из-за выделения газов.
Д о п е р л и т н а я у с а д к а . Она охватывает ин тервал температур от линии солидуса до начала перлит ного превращения — около 700 °С. Изменение линейных размеров металла при этом происходит плавно, но вели*
158
чина усадки зависит от состава металла. При большом содержании в чугуне фосфора затвердевание фосфиднон эвтектики (1000—900 °С), сопровождающееся умень шением объема, может нарушить плавный ход кривой
усадки.
П е р л и т н а я у с а д к а . Эта усадка происходит при перлитном превращении в интервале 750—650 °С. Здесь может наблюдаться задержка ее, иногда даже отрица тельная усадка.
П о с л е п е р л и т и а я у с а д к а . При дальнейшем охлаждении происходит плавное уменьшение размеров. Для всех углеродистых сплавов величина послеперлит-
ной усадки |
почти одинакова — в пределах 0,9— 1,0%. |
О б щ а я |
у с а д к а . За весь период охлаждения она |
представляет собой алгебраическую |
сумму всех перечис |
ленных составляющих. Средние |
значения линейной |
усадки серых чугунов равны около |
1,1—1,3%. |
Втом случае, когда усадка встречает затруднения или препятствия (форм отливки, конфигурация шва при сварке), в отличие от свободной усадки рассматривают «заторможенную». Величина ее во всех случаях меньше свободной на 10—15%.
Всварном соединении в процессе сварки одновре
менно могут возникать напряжения всех трех видов. Знак напряжений их может совпадать, что нежелательно, так как, суммируясь, напряжения могут достигать боль ших значений. Изменяя порядок наложения швов, мож но в известных пределах регулировать знак и величину возникающих напряжений, что находит практическое применение.
Из всех видов напряжений при сварке чугуна наи большее значение имеют усадочные. Именно они и явля ются основной причиной деформаций и образования трещин в сварном соединении. Особое значение это име ет для стального шва, так как усадка стали больше, чем чугуна. Поэтому представляет интерес изучить возника ющие внутренние напряжения и вызываемые ими дефор мации свариваемого изделия, а также трещины в свар ном шве. Величина возникающих напряжений определя ется многими факторами, поэтому трудно поддается математическому обобщению. В связи с этим для изуче ния вопросов, связанных с деформациями и их проявле ниями, чаще всего прибегают к экспериментированию.
159