Файл: Елистратов, П. С. Сварка чугуна сталью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эксперименты по исследованию этого вопроса пока­ зали, что пи миогорядпость, пп многословность заметно­ го влияния на уменьшение количества ледебурита в зоне сплавления не оказывают. По-видимому, это можно объ­ яснить тем, что при сварке чугуна применяются сравни­ тельно небольшие значения силы тока. Поэтому при на­ ложении последующего валика температура нагрева в зоне сплавления поднимается не очень высоко и держит­ ся кратковременно. Но для распада ледебурита нужны нагрев 900—950 °С и выдержка около часа. Поэтому при наплавке заметного распада ледебурита не наблюдается даже при таких режимах, которые явно способны на­ греть предыдущий валик. Например, первый валик на­ кладывался при нормальном режиме, а последующие — при повышенной силе тока или при меньшей скорости. При этом предыдущий валик разогревался до красного каления, и все же это не дало заметных результатов по снижению ледебурита. По-видимому, трудно ускорить распад ледебурита, хотя сама по себе карбидная фаза термодинамически не устойчива.

С и л а тока.

Выше отмечалось, что при сварке чу­

гуна следует

применять

возможно

меньшие

значения

силы тока. Это вызвано

тем, что

с повышением тока

увеличивается

глубина

проплавления,

соотношение

h\/h2 становится неблагоприятным и в зоне

сплавления

увеличивается

содержание ледебурита.

Надо

иметь в

виду, что повышение силы тока — это

увеличение коли­

чества вносимого

тепла,

способствующее

замедлению

охлаждения. Но этот благоприятный фактор менее эф­ фективен, чем глубина проплавления, поэтому и реко­ мендуют применять меньшую силу тока.

С к о р

о с т ь с в а р к и . Влияние этого параметра

связано с

количеством вносимого тепла. При больших

скоростях сварки несколько снижается глубина проплав­ ления, сварочная ванна подвергается более интенсивно­ му силовому воздействию со стороны сварочного пла­ мени и процессы взаимодействия углерода и кислорода происходят в кинетическом режиме. Все это создает благоприятные условия для окисления углерода, пере­ мешивания металла ванны и почти полного устранения диффузионного слоя. Однако большая скорость охлаж­ дения, получающаяся при высокой скорости сварки, спо­ собствует закалке высокоуглеродистого сплава. Ледебу­

153


рит в нем практически отсутствует, но в большом коли­ честве появляется структура закалки (см. табл. 9, 10).

При малых скоростях сварки несколько увеличива­ ется глубина проплавления, сварочная ванна имеет боль­ ший размер, металл ванны более спокоен. Это способст­ вует четкому выявлению диффузионного слоя, и в процессах окисления углерода важное значение приобре­ тает молекулярная диффузия. При этом охлаждение ме­ талла шва идет медленно, в нем не образуется закалоч­ ных структур. Однако из зоны сплавления углерода уда­ ляется недостаточно и там образуется ледебурит. Таким образом, большая скорость* сварки хотя и способствует устранению ледебурита, но в шве получаются структу­ ры закалки, шов склонен к образованию трещин. Малая скорость сварки способствует получению мягкого метал­ ла шва, но в зоне сплавления возможно образование ле­ дебурита. Следовательно, должна существовать опти­ мальная скорость сварки чугуна, при которой нежела­ тельные структурные составляющие металла шва будут минимальными. По-видимому, такой скоростью при ма­ лых значениях тока будет 1 мм/с (3—4 м/ч), при кото­ рой, как показали исследования, ледебурита в зоне сплавления появляется немного и чаще всего в виде мелких, разрозненных колонии тонких дендритов, не образуя сплошной полоски по зоне сплавления. Ме­ талл шва при этом может получть несколько повышен­ ную твердость, однако последующее наложение валиков снижает ее. Поэтому сварку целесообразно выполнять по крайней мере в два слоя.

Глава IV

СВОЙСТВА МЕТАЛЛА СВАРНОГО ШВА

10. НАПРЯЖ ЕНИЯ И Д Е Ф О РМ А Ц И И ПРИ СВАРКЕ ЧУГУНА

Виды напряжений

Возникающие в сварном шве внутренние напряжения являются результатом неравномерного и неодновремен­ ного нагрева и особенно охлаждения отдельных объ­ емов металла смежных областей. Это сопровождается неодинаковыми изменениями этих объемов, вызывая появление внутренних сил или напряжений. Причины, вызывающие появление внутренних напряжений, связа­ ны с нагревом и охлаждением металла, но природа их разнообразна. В соответствии с этим в сварном шве раз­ личают напряжения: термические, фазовые и усадочные.

Термические напряжения образуются в результате нагрева до разных температур и охлаждения с разными скоростями при наложении данного шва отдельных эле­ ментов свариваемого изделия. Например, II участок зо­ ны термического влияния площадью F2 нагревается до более высокой температуры Т2, чем последующие, рядом расположенные участки площадью Fі с температурой Ть меньшей Т2. Естественно, от нагревания II участок рас­ ширяется (удлиняется), но этому препятствуют последу­ ющие участки, с которыми он связан. В результате оба смежных участка будут оказывать взаимное торможение, что и является причиной появления термических напря­ жений. Величину их можно выразить уравнениями:

напряжения в более нагретом участке шва

а ^ Е - ^ - а і Т . - Т , ) ,

( 1 1 7 )

“ l I

 

напряжения в менее нагретом участке шва

ог = - Е

( 1 1 8)

Fi + Fг

155


где £ — модуль упругости металла

околошовиой зоны;

а — коэффициент линейного, теплового расширения.

Как видим, в более нагретом

участке появляются

растягивающие напряжения, а в менее нагретом — сжи­ мающие. Растягивающие напряжения могут вызвать образование трещин в металле. Если температура на­ грева металла более 600 °С, то возникающие напряже­ ния будут вызывать пластическую деформацию нагре­ того металла, так как металл и даже чугун при этой температуре приобретают способность к деформации, хотя и не очень большую. Такая пластическая деформа­ ция ведет к снижению внутренних напряжений. При тем­ пературах металла ниже 600 °С пластичность металла, и особенно чугуна, очень мала, внутренние напряжения могут возрастать, достигая значительных величин. При превышении ими предела прочности металла внутренние напряжения могут разрушить металл, образуя трещины.

Величина возникающих внутренних термических на­

пряжений существенно зависит от физических

свойств

металла, что определяется

значениями Е и а.

Так как

возникающие напряжения

пропорциональны

модулю

упругости, то в стальном шве (£ = 20 000—22 000 кГ/мм2) они будут больше, чем в чугунном (£ = 8000— 10 000 кГ/мм2). Однако при этом надо иметь в виду, что

предел прочности

при

растяжении стали

(ав = 42—

60 кГ/мм2) больше,

чем

чугуна (ов = 18—28

кГ/мм2), и,

кроме того, сталь более пластична. Поэтому образование трещин скорее может произойти в чугуне, чем в стали. Значению а также пропорциональны возникающие на­ пряжения. Для чугуна и стали этот коэффициент прибли­ зительно одинаков— (13—14) ■10~6, по для отдельных структурных составляющих металла он имеет разные значения: феррит — 12,5-10-6, перлит — 11,6 • ІО-6, аусте­ нит (18—20) • 10-6, мартенсит— 12-ІО-6, графит —

8 -10-6. Поэтому наличие в сварном шве различных струк­ тур может оказать влияние на величину напряжений.

Фазовые или структурные напряжения в металле приобретают особое значение при охлаждении его. В стали они связаны с превращением yFe-nxFe, а в чугунах, кроме того,— и с процессом графитизации. Фазовые напряжения возникают вследствие того, что различные структурные составляющие имеют разные удельный объем и механические свойства (табл. 14).

156


Т а б л и ц а 14

Плотность и объем структурных составляющих

Структурные составляю щ ие

Параметры

феррит аустенит перлит цементит мартенсит

Плотность,

г/см3

7,864

7,843

7,778

7,670

7,633

Удельный

объем,

0,1271

0,1275

0,1286

0,1304

0,1310

см3/г

 

Нормально почти все фазовые превращения проис­

ходят при довольно

высоких

температурах — около

700—750 °С и выше. При этом металл

обладает доста­

точной пластичностью и изменение объема при превра­ щениях не вызывает напряжений. Однако при быстром охлаждении, свойственном сварке без подогрева и сварке на больших скоростях или малых токах, фазовые превращения происходят при более низких температу­ рах, что способствует появлению внутренних напряже­ ний. Особое значение при этом приобретают мартенсит­ ные превращения, происходящие при сравнительно низ­ ких температурах — около 300 °С и сопровождающиеся заметным увеличением объема. Поэтому мартенситные превращения часто являются причиной образования не только больших внутренних напряжений, но и трещин. Графитизацня чугуна также происходит с еще большим увеличением объема, но при высоких температурах. Та­ кое увеличение объема способствует снижению возни­ кающих напряжений.

Усадочные напряжения происходят при охлаждении жидкого металла и переходе его в твердое состояние. В результате изменяется объем металла, что можно ха­

рактеризовать линейной усадкой

металла, которая оп­

ределяется по уравнению

 

 

г = а ( Т 1- Т 0),

(119)

где а — коэффициент линейного

расширения

металла;

Т1 и Т0— соответственно начальная (большая)

и конеч­

ная (меньшая) температуры.

 

 

Практически величину усадки определяют по началь­ ной /1 и конечной /о длине образца в заданном интервале

157


температур. При этом абсолютная величина линейной усадки

е = — 10 мм,

а относительная

е = І1~ 1° -100%. h

Усадка считается положительной (+ е) при 1\>Ій и отрицательной (—е) при / < / 0. Величина линейной усад-

Рис. 38. Линейная свободная усадка металла во времени: 1 — чугун с шаровидным графитом; 2 — чугун с пластинчатым графитом; 3 — белый чугун; 4 — сталь углеродистая

ки и характер ее изменения при охлаждении

различны,

что определяется

условиями

охлаждения

и составом

металла (рис. 38).

В разные

интервалы

температур

усадка различна для одного и того же металла. В соот­ ветствии с этим анализ усадки производят по отдельным периодам охлаждения [77].

Н а ч а л ь н а я у с а д к а . Рассматривается период снижения температуры до линии солидуса — до образо­ вания прочного металлического каркаса. Для большин­ ства металлов при этом наблюдается уменьшение линей­ ных размеров, а для серого чугуна, наоборот, увеличе­ ние из-за графитизации его и частично из-за выделения газов.

Д о п е р л и т н а я у с а д к а . Она охватывает ин­ тервал температур от линии солидуса до начала перлит­ ного превращения — около 700 °С. Изменение линейных размеров металла при этом происходит плавно, но вели*

158

чина усадки зависит от состава металла. При большом содержании в чугуне фосфора затвердевание фосфиднон эвтектики (1000—900 °С), сопровождающееся умень­ шением объема, может нарушить плавный ход кривой

усадки.

П е р л и т н а я у с а д к а . Эта усадка происходит при перлитном превращении в интервале 750—650 °С. Здесь может наблюдаться задержка ее, иногда даже отрица­ тельная усадка.

П о с л е п е р л и т и а я у с а д к а . При дальнейшем охлаждении происходит плавное уменьшение размеров. Для всех углеродистых сплавов величина послеперлит-

ной усадки

почти одинакова — в пределах 0,9— 1,0%.

О б щ а я

у с а д к а . За весь период охлаждения она

представляет собой алгебраическую

сумму всех перечис­

ленных составляющих. Средние

значения линейной

усадки серых чугунов равны около

1,1—1,3%.

Втом случае, когда усадка встречает затруднения или препятствия (форм отливки, конфигурация шва при сварке), в отличие от свободной усадки рассматривают «заторможенную». Величина ее во всех случаях меньше свободной на 10—15%.

Всварном соединении в процессе сварки одновре­

менно могут возникать напряжения всех трех видов. Знак напряжений их может совпадать, что нежелательно, так как, суммируясь, напряжения могут достигать боль­ ших значений. Изменяя порядок наложения швов, мож­ но в известных пределах регулировать знак и величину возникающих напряжений, что находит практическое применение.

Из всех видов напряжений при сварке чугуна наи­ большее значение имеют усадочные. Именно они и явля­ ются основной причиной деформаций и образования трещин в сварном соединении. Особое значение это име­ ет для стального шва, так как усадка стали больше, чем чугуна. Поэтому представляет интерес изучить возника­ ющие внутренние напряжения и вызываемые ими дефор­ мации свариваемого изделия, а также трещины в свар­ ном шве. Величина возникающих напряжений определя­ ется многими факторами, поэтому трудно поддается математическому обобщению. В связи с этим для изуче­ ния вопросов, связанных с деформациями и их проявле­ ниями, чаще всего прибегают к экспериментированию.

159