Файл: Дубинский, И. М. Электроснабжение передвижного оборудования при открытой добыче угля [практ. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 14

Допустимые длительные токовые нагрузки

на голые алюминиевые

 

 

и сталеалюминиевые провода

 

Марка

Токопая

Марка

Токовая

Марка

Токовая

нагрузка,

нагрузка,

нагрузка,

провода

провода

провода

а

а

а

 

 

 

А-16

105

А-185

500

АС-120

380

А-25

135

АС-10

80

АС-150

445

А-35

170

АС-16

105

АС-185

510

А-50

215

АС-25

130

АСО-150

450

А-70

265

АС-35

175

АСО-185

505

А-95

320

АС-50

210

АСУ-120

375

А-120

375

АС-70

265

АСУ-150

450

А -150

440

АС-95

330

АСУ-185

515

Потерю напряжения в нагруженной на одном конце трех­ фазной ЛЭП определяют по выражению

 

АU

/ 3 /рі

cos cp +

л: sin ф) 100, %,

(25)

 

 

 

~~й~п

 

 

 

 

где / р — расчетный

ток

нагрузки,

a;

L — длина линии, км;

Ua — номинальное

напряжение, в; г — активное сопротивление

провода,

ом/км;

х — реактивное

сопротивление

прово­

да, ом/км;

cos ер — расчетный коэффициент мощности

в конце

линии; эіпф — значение

синуса,

соответствующее

величине

cos ф.

 

 

 

 

 

 

Активное сопротивление алюминиевого провода находят из выражения

 

2 8 ,6 + 0,12/

ом/км,

 

(26)

 

S

 

 

 

где / — температура

окружающего

воздуха,

°С;

s — сечение

провода, мм2.

 

 

 

 

Индуктивное сопротивление вычисляют по формуле

X = 0,145 lg

V D»D*Dn

+ 0,0157,

ом/км,

(27)

где Dі2, D2з, Оз. — расстояния между осями каждых двух про­ водов трехфазной линии, мм; d — расчетный диаметр прово­ да, мм.

Если к линии подключено несколько потребителей, распре­ деленных по ее длине, то используют то же выражение, толь­ ко вместо фактической длины линии используют средневзве­ шенную длину магистрали:

58


У1 Pp^i

I =

_____

(28)

CB

n

 

 

У, PPi

 

 

i=1

 

где /і —длина линии от источника питания до

/-го токоприем­

ника.

 

 

В нормальном режиме эксплуатации потеря напряжения в линии от шин подстанции до наиболее удаленного токоприем­ ника не должна превышать ±5% номинального значения на­ пряжения.

При пусках и самозапусках электродвигателей потеря на­ пряжения в сетях намного возрастает, поэтому необходима проверка его отклонения и в этих режимах. Должны быть обеспечены также достаточные пусковые моменты электро­ приводов и должно отсутствовать мигание электрических ламп.

Практикой установлено, что потеря напряжения в карьер­ ной распределительной сети при пуске для экскаваторов, пи­ тающихся от общих ЛЭП 6 кв, может быть допущена равной 10—15% номинальной величины, а при питании от индивидуаль­ ной подстанции 35/6 кв — соответственно 20—25%.

Потерю напряжения в пусковой период определяют по при­ веденным выше формулам, но за расчетное значение нагрузки принимают величину пускового тока электродвигателя, если он является единственным токоприемником линии. При груп­ пе электродвигателей, которые по технологии могут вклю­ чаться одновременно, необходимо использовать в расчетах сумму пусковых токов. Если же они пускаются не одновремен­

но,

то

величина пускового тока

может

быть

вычислена по

выражению

 

 

 

 

 

Ір— /С„/н.м + /п.ы,

(29)

где

Iр — расчетный ток нагрузки

всей

группы

токоприемни­

ков,

а;

Ін.м, Іп. м — соответственно номинальный

и пусковой

токи электродвигателя, имеющего наибольший пусковой ток, а; Кп — коэффициент использования этого электродвигателя.

Для экскаваторов, создающих наибольшие нагрузки, пико­ вое значение тока может быть найдено приближенно умно­ жением величины номинального тока на пиковый коэффициент

1,6-1,8.

В результате расчетов за окончательную величину сечения принимают ее наибольшее значение с учетом стандартных се­ чений. Однако при этом необходимо учитывать, что для пере­ движных линий 6(10) кв сечение сталеалюминиевых и алюми­ ниевых проводов должно быть не более 120 и не менее (по условиям механической прочности) 35 мм2.

59



§ 5. Разрядники

Используемые для защиты от перенапряжений разрядни­ ки позволяют осуществить разряд опасной волны перенапря­ жения на землю с последующим немедленным восстановле­ нием нормальной изоляции сети. Для защиты оборудования закрытых подстанций применяют вентильные и трубчатые

разрядники, а для изоляции

линий электропередач — трубча­

тые и защитные промежутки.

их напряжение должно соответ­

При выборе разрядников

ствовать напряжению сети. Верхний предел отключаемого то­ ка должен быть

а нижнии

 

к.з.шах»

 

 

(30)

 

 

 

 

 

 

(31)

 

 

 

 

 

 

 

/ к. з. max— действующее

значение

симметричного

тока трех­

полюсного к. з. в первый

полупериод;

/к. 3. гащ — действующее

значение симметричного тока двухполюсного

к.

з. в

первый

полупериод без учета апериодической составляющей;

К — ко­

эффициент, учитывающий

апериодическую составляющую то­

ка, равен 1,3.

 

состоит

из искровых

промежутков

Вентильный разрядник

и сопротивления, величина

которого зависит

от

напряжения.

Трубчатый разрядник

представляет

собой

последовательно

соединенные внешний (отделительный)

искровой

промежуток

и внутренний однократный или многократный

 

(дугогаситель­

ный) искровой промежуток. Искровой

промежуток

располо­

жен в камере из газогенерирующего под воздействием сило­ вой дуги материала.

При осмотре элементов разрядника проверяют целость фарфора и армировки. На поверхности фарфорового чехла не должно быть сколов и трещин, в швах армировки — раковин и трещин. Щупом определяют отсутствие сползания уплотняю­ щей резиновой прокладки и ее зажатие. Исправность внутрен­ них частей элементов разрядника проверяют легким встряхи­

ванием и покачиванием его на

угол

до 30° от

вертикальной

оси. Отсутствие при этом шума

или

позванивания свидетель­

ствует об исправном состоянии

внутренних

частей. После

осмотра наружные контактные поверхности зачищают сталь­ ной щеткой и смазывают вазелином.

Вентильные разрядники монтируют в строго вертикальном положении. Разрядники подвешивают за ушко и укрепляют хомутом из полосовой стали 30X3 мм или крепят к опорной конструкции хомутообразной скобой из стали размером 60x6 мм. Токоподводящий провод присоединяют к болту, рас­ положенному в верхней части разрядника, а провод заземле­ ния — к шпильке, находящейся в его нижней части.

60


Во избежание накопления влаги внутри трубчатого разряд­ ника его ось должна быть наклонена под углом к горизонта­ ли не менее 30°, а открытый конец обращен вниз. Электроды внешнего искрового промежутка выполняют из прутка диамет­ ром не менее 10 мм. Расположение электродов внешнего промежутка должно быть таким, чтобы вода, стекающая с

Вид А

Заземляющий спуск

Рис. 21. Установка трубчатого разрядника

на деревянной

стационарной

опоре ВЛ 6

(10)

кв:

 

1 — разрядник РТ-6; 2 — электрод подвижный;

3 — изолятор; 4 — спуск

к заземлится»

верхнего электрода, не перекрывала их. Зоны выхлопа разряд­

ников не должны касаться друг друга и

частей аппаратуры.

На рис. 21 показана установка разрядника

на опоре.

Если разрядники отсутствуют или не могут быть использо­ ваны по своим параметрам, то применяют защитные проме­ жутки, позволяющие осуществить разряд опасной для защи­ щаемой изоляции волны перенапряжения на землю, но не имеющие специального дугогасительиого устройства. Устрой­ ство таких промежутков допускается лишь на линиях, обору­ дованных АПВ или допускающих кратковременное отключе­ ние. Для предотвращения закорачивания промежутков птица­

61

ми

в заземляющих

спусках на расстоянии 2—3 м от

основного устраивают

дополнительные защитные

искровые

промежутки (табл. 15).

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 15

 

Защитные искровые промежутки

 

 

Величина промежутка

(мм) при поминальном напряжении

 

Промежуток

 

 

сети, кв

 

 

 

 

 

 

 

 

3

6

10

35

Основной

20

40

60

250

Дополнительный . . . .

5

10

15

30

Максимальный . . . .

10

20

30

120

 

§

6. Кабельные линии

 

Распределительные сети на разрезах в виде кабельных ли­

ний

выполняют редко,

когда

имеются

убедительные

технико­

экономические обоснования, и в местах, где этого требуют при­

родные условия. Например, на

ряде заполярных

карьеров

из-за постоянных сильных ветров

выполнение сети

кабелями

предпочтительнее воздушных линии, которые очень часто вы­ ходят из строя. Но, независимо от вида распределительной се­ ти, непосредственное подключение к ней практически всего используемого на разрезах передвижного оборудования произ­ водят гибкими силовыми кабелями, что обеспечивает необхо­ димую маневренность машин. Исключение составляют агрега­ ты, которые, перемещаясь по рельсам, получают питание от контактной сети.

Отечественной

промышленностью

для электроснабжения

высоковольтного

оборудования, эксплуатируемого

на

карье­

рах, выпускаются по ГОСТ

9388—69

гибкие силовые

кабели

на напряжение 3

и 6 кв марки КШВГ, КШВГМ

(морозостой­

кий до —60° С),

КШВГС

(со сталемедными

жилами) и

КШВГ-10 на напряжение 10 кв. Кабель марки КШВГ (рис. 22) состоит из скрученных вокруг сердечника трех изолированных токопроводящих и одной заземляющей жил, заключенных в об­ щую шланговую защитную оболочку.

Токопроводящие жилы скручивают из стренг, которые сви­ вают из медных проволок диаметром 0,3—0,7 мм. Механиче­ ские характеристики жилы зависят от ее сечения, числа про­ волок, их диаметра и шага скрутки. Медные проволоки жилы кабеля марки КШВГС для повышения механической прочно­ сти скручивают вокруг сердечника из стальных проволок. Сер­ дечник жилы сечением 6 мм2 свивают из семи стальных про­

волок,

а жил сечением 10—25 мм2 — из 19. Для удобства мон­

тажа

основные жилы кабелей отличаются расцветкой.

62