Файл: Дубинский, И. М. Электроснабжение передвижного оборудования при открытой добыче угля [практ. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
|
|
|
|
Т а б л и ц а 14 |
||
Допустимые длительные токовые нагрузки |
на голые алюминиевые |
|||||
|
|
и сталеалюминиевые провода |
|
|||
Марка |
Токопая |
Марка |
Токовая |
Марка |
Токовая |
|
нагрузка, |
нагрузка, |
нагрузка, |
||||
провода |
провода |
провода |
||||
а |
а |
а |
||||
|
|
|
||||
А-16 |
105 |
А-185 |
500 |
АС-120 |
380 |
|
А-25 |
135 |
АС-10 |
80 |
АС-150 |
445 |
|
А-35 |
170 |
АС-16 |
105 |
АС-185 |
510 |
|
А-50 |
215 |
АС-25 |
130 |
АСО-150 |
450 |
|
А-70 |
265 |
АС-35 |
175 |
АСО-185 |
505 |
|
А-95 |
320 |
АС-50 |
210 |
АСУ-120 |
375 |
|
А-120 |
375 |
АС-70 |
265 |
АСУ-150 |
450 |
|
А -150 |
440 |
АС-95 |
330 |
АСУ-185 |
515 |
Потерю напряжения в нагруженной на одном конце трех фазной ЛЭП определяют по выражению
|
АU |
/ 3 /рі |
(г cos cp + |
л: sin ф) 100, %, |
(25) |
|
|
|
|||||
|
~~й~п |
|
|
|
|
|
где / р — расчетный |
ток |
нагрузки, |
a; |
L — длина линии, км; |
||
Ua — номинальное |
напряжение, в; г — активное сопротивление |
|||||
провода, |
ом/км; |
х — реактивное |
сопротивление |
прово |
||
да, ом/км; |
cos ер — расчетный коэффициент мощности |
в конце |
||||
линии; эіпф — значение |
синуса, |
соответствующее |
величине |
|||
cos ф. |
|
|
|
|
|
|
Активное сопротивление алюминиевого провода находят из выражения
|
2 8 ,6 + 0,12/ |
ом/км, |
|
(26) |
|
S |
|
|
|
где / — температура |
окружающего |
воздуха, |
°С; |
s — сечение |
провода, мм2. |
|
|
|
|
Индуктивное сопротивление вычисляют по формуле |
||||
X = 0,145 lg |
V D»D*Dn |
+ 0,0157, |
ом/км, |
(27) |
где Dі2, D2з, Оз. — расстояния между осями каждых двух про водов трехфазной линии, мм; d — расчетный диаметр прово да, мм.
Если к линии подключено несколько потребителей, распре деленных по ее длине, то используют то же выражение, толь ко вместо фактической длины линии используют средневзве шенную длину магистрали:
58
У1 Pp^i
I = |
_____ |
(28) |
CB |
n |
|
|
У, PPi |
|
|
i=1 |
|
где /і —длина линии от источника питания до |
/-го токоприем |
|
ника. |
|
|
В нормальном режиме эксплуатации потеря напряжения в линии от шин подстанции до наиболее удаленного токоприем ника не должна превышать ±5% номинального значения на пряжения.
При пусках и самозапусках электродвигателей потеря на пряжения в сетях намного возрастает, поэтому необходима проверка его отклонения и в этих режимах. Должны быть обеспечены также достаточные пусковые моменты электро приводов и должно отсутствовать мигание электрических ламп.
Практикой установлено, что потеря напряжения в карьер ной распределительной сети при пуске для экскаваторов, пи тающихся от общих ЛЭП 6 кв, может быть допущена равной 10—15% номинальной величины, а при питании от индивидуаль ной подстанции 35/6 кв — соответственно 20—25%.
Потерю напряжения в пусковой период определяют по при веденным выше формулам, но за расчетное значение нагрузки принимают величину пускового тока электродвигателя, если он является единственным токоприемником линии. При груп пе электродвигателей, которые по технологии могут вклю чаться одновременно, необходимо использовать в расчетах сумму пусковых токов. Если же они пускаются не одновремен
но, |
то |
величина пускового тока |
может |
быть |
вычислена по |
выражению |
|
|
|
||
|
|
Ір— /С„/н.м + /п.ы, |
(29) |
||
где |
Iр — расчетный ток нагрузки |
всей |
группы |
токоприемни |
|
ков, |
а; |
Ін.м, Іп. м — соответственно номинальный |
и пусковой |
токи электродвигателя, имеющего наибольший пусковой ток, а; Кп — коэффициент использования этого электродвигателя.
Для экскаваторов, создающих наибольшие нагрузки, пико вое значение тока может быть найдено приближенно умно жением величины номинального тока на пиковый коэффициент
1,6-1,8.
В результате расчетов за окончательную величину сечения принимают ее наибольшее значение с учетом стандартных се чений. Однако при этом необходимо учитывать, что для пере движных линий 6(10) кв сечение сталеалюминиевых и алюми ниевых проводов должно быть не более 120 и не менее (по условиям механической прочности) 35 мм2.
59
§ 5. Разрядники
Используемые для защиты от перенапряжений разрядни ки позволяют осуществить разряд опасной волны перенапря жения на землю с последующим немедленным восстановле нием нормальной изоляции сети. Для защиты оборудования закрытых подстанций применяют вентильные и трубчатые
разрядники, а для изоляции |
линий электропередач — трубча |
тые и защитные промежутки. |
их напряжение должно соответ |
При выборе разрядников |
ствовать напряжению сети. Верхний предел отключаемого то ка должен быть
а нижнии |
|
к.з.шах» |
|
|
(30) |
||
|
|
|
|
|
|
(31) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/ к. з. max— действующее |
значение |
симметричного |
тока трех |
||||
полюсного к. з. в первый |
полупериод; |
/к. 3. гащ — действующее |
|||||
значение симметричного тока двухполюсного |
к. |
з. в |
первый |
||||
полупериод без учета апериодической составляющей; |
К — ко |
||||||
эффициент, учитывающий |
апериодическую составляющую то |
||||||
ка, равен 1,3. |
|
состоит |
из искровых |
промежутков |
|||
Вентильный разрядник |
|||||||
и сопротивления, величина |
которого зависит |
от |
напряжения. |
||||
Трубчатый разрядник |
представляет |
собой |
последовательно |
||||
соединенные внешний (отделительный) |
искровой |
промежуток |
|||||
и внутренний однократный или многократный |
|
(дугогаситель |
|||||
ный) искровой промежуток. Искровой |
промежуток |
располо |
жен в камере из газогенерирующего под воздействием сило вой дуги материала.
При осмотре элементов разрядника проверяют целость фарфора и армировки. На поверхности фарфорового чехла не должно быть сколов и трещин, в швах армировки — раковин и трещин. Щупом определяют отсутствие сползания уплотняю щей резиновой прокладки и ее зажатие. Исправность внутрен них частей элементов разрядника проверяют легким встряхи
ванием и покачиванием его на |
угол |
до 30° от |
вертикальной |
оси. Отсутствие при этом шума |
или |
позванивания свидетель |
|
ствует об исправном состоянии |
внутренних |
частей. После |
осмотра наружные контактные поверхности зачищают сталь ной щеткой и смазывают вазелином.
Вентильные разрядники монтируют в строго вертикальном положении. Разрядники подвешивают за ушко и укрепляют хомутом из полосовой стали 30X3 мм или крепят к опорной конструкции хомутообразной скобой из стали размером 60x6 мм. Токоподводящий провод присоединяют к болту, рас положенному в верхней части разрядника, а провод заземле ния — к шпильке, находящейся в его нижней части.
60
Во избежание накопления влаги внутри трубчатого разряд ника его ось должна быть наклонена под углом к горизонта ли не менее 30°, а открытый конец обращен вниз. Электроды внешнего искрового промежутка выполняют из прутка диамет ром не менее 10 мм. Расположение электродов внешнего промежутка должно быть таким, чтобы вода, стекающая с
Вид А
Заземляющий спуск
Рис. 21. Установка трубчатого разрядника |
на деревянной |
стационарной |
|
опоре ВЛ 6 |
(10) |
кв: |
|
1 — разрядник РТ-6; 2 — электрод подвижный; |
3 — изолятор; 4 — спуск |
к заземлится» |
верхнего электрода, не перекрывала их. Зоны выхлопа разряд
ников не должны касаться друг друга и |
частей аппаратуры. |
На рис. 21 показана установка разрядника |
на опоре. |
Если разрядники отсутствуют или не могут быть использо ваны по своим параметрам, то применяют защитные проме жутки, позволяющие осуществить разряд опасной для защи щаемой изоляции волны перенапряжения на землю, но не имеющие специального дугогасительиого устройства. Устрой ство таких промежутков допускается лишь на линиях, обору дованных АПВ или допускающих кратковременное отключе ние. Для предотвращения закорачивания промежутков птица
61
ми |
в заземляющих |
спусках на расстоянии 2—3 м от |
|||
основного устраивают |
дополнительные защитные |
искровые |
|||
промежутки (табл. 15). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 15 |
|
|
Защитные искровые промежутки |
|
|||
|
Величина промежутка |
(мм) при поминальном напряжении |
|||
|
Промежуток |
|
|
сети, кв |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
6 |
10 |
35 |
Основной |
20 |
40 |
60 |
250 |
|
Дополнительный . . . . |
5 |
10 |
15 |
30 |
|
Максимальный . . . . |
10 |
20 |
30 |
120 |
|
|
§ |
6. Кабельные линии |
|
||
Распределительные сети на разрезах в виде кабельных ли |
|||||
ний |
выполняют редко, |
когда |
имеются |
убедительные |
технико |
экономические обоснования, и в местах, где этого требуют при
родные условия. Например, на |
ряде заполярных |
карьеров |
из-за постоянных сильных ветров |
выполнение сети |
кабелями |
предпочтительнее воздушных линии, которые очень часто вы ходят из строя. Но, независимо от вида распределительной се ти, непосредственное подключение к ней практически всего используемого на разрезах передвижного оборудования произ водят гибкими силовыми кабелями, что обеспечивает необхо димую маневренность машин. Исключение составляют агрега ты, которые, перемещаясь по рельсам, получают питание от контактной сети.
Отечественной |
промышленностью |
для электроснабжения |
|||
высоковольтного |
оборудования, эксплуатируемого |
на |
карье |
||
рах, выпускаются по ГОСТ |
9388—69 |
гибкие силовые |
кабели |
||
на напряжение 3 |
и 6 кв марки КШВГ, КШВГМ |
(морозостой |
|||
кий до —60° С), |
КШВГС |
(со сталемедными |
жилами) и |
КШВГ-10 на напряжение 10 кв. Кабель марки КШВГ (рис. 22) состоит из скрученных вокруг сердечника трех изолированных токопроводящих и одной заземляющей жил, заключенных в об щую шланговую защитную оболочку.
Токопроводящие жилы скручивают из стренг, которые сви вают из медных проволок диаметром 0,3—0,7 мм. Механиче ские характеристики жилы зависят от ее сечения, числа про волок, их диаметра и шага скрутки. Медные проволоки жилы кабеля марки КШВГС для повышения механической прочно сти скручивают вокруг сердечника из стальных проволок. Сер дечник жилы сечением 6 мм2 свивают из семи стальных про
волок, |
а жил сечением 10—25 мм2 — из 19. Для удобства мон |
тажа |
основные жилы кабелей отличаются расцветкой. |
62