Файл: Дубинский, И. М. Электроснабжение передвижного оборудования при открытой добыче угля [практ. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
0,5
0,5
0,5
0,8
10
10
12
15
10
іб
25
35
5,0
6,5
7,5
9,0
мм2
длина
внутренний
диаметр
толщина
стенки
Сечение
жилы,
трубок,
Размеры
мм
Т а б л и ц а 22
Размеры медных трубок для сварки жил

(НИКИ). Особенностью этого метода является по­ лучение короткой длины свариваемого участка благодаря использованию калиброванной трубки и подкрутки жил с обеих сторон.

Соединение этим мето­ дом выполняют в следую­ щей последовательности. На токоведущую часть жилы после удаления изо­

ляции накладывают бандаж. Стренги каждой жилы разводят, а наружный и внутренний повив стренг подкручивают. Под­ крученные стренги вновь скручивают раздельно по повнвам с возможно минимальным шагом. Затем па конец жилы накла­ дывают второй бандаж, после чего жилу ровно обрезают. Второй ■бандаж сдвигают, конец жилы тщательно обжимают, запили­ вают и на него надевают медную трубку (табл. 22), в которую с другой стороны вставляют вторую таким же образом обра­ ботанную жилу.

Сварку жил производят в медной трубке при расположении жил в ее центре. После сварки бандажи снимают, заусенцы и неровности тщательно зачищают напильником.

При выборе конкретного способа соединения жил необхо­ димо исходить из того, что место сростки не должно иметь повышенного электрического сопротивления во избежание ло­ кального перегрева, а механическая прочность должна быть не ниже 0,7 прочности целой жилы. При механизированных способах перемещения кабеля его эластичность после ремонта должна снижаться ненамного, чтобы сохранилась возможность его навивки на барабан.

После соединения жил изоляцию восстанавливают так же, как при концевой заделке.

Сплетенные в косы экраны скручивают попарно, скрепляют дополнительно медной проволокой и укладывают между жи­ лами. На срощенную заземляющую жилу изоляцию не накла­ дывают.

После восстановления внутреннего заполнения места сростки обматывают одним слоем миткалевой ленты. Конусную часть шланга смазывают резиновым клеем из смеси ПИ-35 и через 10—15 мин накладывают ленту из смеси ШВП-50. Ленту по спирали накладывают ровными рядами с небольшим натяже­ нием и с перекрытием 20—30 мм, последний слой ленты за­ водят на шланг дальше конуса на 10—15 мм. Диаметр по шлангу в месте соединения не должен превышать диаметр ка­ беля в целом месте больше чем на 3—4 мм. Окончательно ка-

89



бель обрабатывают с помощью вулканизаторов в соответствии с инструкциями.

На рис. 31 показам электровулканизатор ЭВГК-133-1, пред­ назначенный для вулканизации гибких кабелей в условиях мастерских. Электровулканизатор состоит из вкладышей, на­ гревательных элементов, шамотных плит, винта, штурвала и других деталей. Напряжение питания 220/380 в. Кабели с диа­ метрами 25, 35, 40 и 50 мм вулканизуют в течение 2—2,5 ч.

При повреждении только шланговой оболочки (например взрыв куска с оголением изоляции) ее удаляют на всю длину

Рис. 31. Электровулкаиизатор ЭВГК-133-1

повреждения и концы шланга срезают на

конус длиной 60—

65 мм. Последующий ремонт производят,

как описано выше.

На многих разрезах для соединения отдельных отрезков гибких кабелей используют муфты различных конструкций местного изготовления, представляющие собой металлическую оболочку с крышкой и двумя вводами, в которые вставляют разделанные концы кабелей. Жилы соединяют путем попарного их присоединения к штырям трех изоляторов, закрепленных жестко внутри муфты. Жилы заземления подключают к болту заземления, приваренному к корпусу.

На рис. 32 показана муфта конструкции Центрогипрошахт, рекомендуемая для соединения кабелей 6 кв.

Применение муфт позволяет соединять кабели в полевых условиях более быстро, чем с применением вулканизации, что особенно важно для ликвидации аварии при повреждении ка­ бельной линии. Однако оголение жильной изоляции при таком способе создает лишний очаг возможного повреждения, а боль­ шие габариты и масса муфт затрудняют перенос кабельных линий. Невозможна также навивка на барабаны кабелей с муф­ тами и, следовательно, использование оборудования для меха­ низации перемещения кабельных линий. Поэтому применение муфт молено рекомендовать лишь для быстрой ликвидации по­ вреждений кабеля. При первой же достаточной по времени

90

Рис. 3 2 . Муфта для соединения гибких высоковольтных кабелей:

J — корпус; 2 — крышка; 3 — клемма для

присоединения кабеля; 4 — изолятор;

5 — клемма

заземления


остановке горной машины муфты следует заменить на непо­ средственное соединение жил, с восстановлением шланговой оболочки вулканизацией.

§ 3. Транспортирование, прокладка и перемещение кабелей

Вес 1 м используемых в настоящее время гибких сило­ вых кабелей составляет от 0,3 до 14,4 кг, а длина ответвления, подающего электроэнергию к передвижной горной машине, может быть равна нескольким сотням метров. Общий вес одной кабельной линии может достигать нескольких тонн. При сред­ ней навеске на одну машину 250 м вес кабеля для экскаватора

ЭКГ-4,6

составляет 949 кг, ЭШ-10/60— 1397 кг, ЭШ-15/90 —

2420 кг,

а ЭШ-80/100 (ориентировочно при навеске 1200 м) -—

50 000 кг.

Транспортирование, прокладка и подборка таких тяжелых кабельных линий являются весьма трудоемкими процессами, усугубляющимися необходимостью постоянного перемещения отдельных участков кабеля вслед за передвигающимися горнотраиспортнымн машинами, а при удалении машин от приклгочательного пункта на полную длину кабеля — переноса всей ка­ бельной линии для подключения к очередному пункту питания. На современных угольных разрезах, где работает большое число мощных экскаваторов и других гориотранспортиых ма­ шин, суммарная длина кабельных линий достигает двух десят­ ков километров. Поэтому общая длина перемещаемых кабелей за год превышает сотню километров. Например, на Ирша-Боро- дпнском разрезе она равна 116, а на Назаровском — 124 км. Всего же по комбинату Красноярскуголь длина перемещаемых кабелей за год достигает 350 км, масса которых более 3500 т. "Учитывая также, что перемещения производят под открытым небом, зачастую при неблагоприятных метеорологических усло­ виях (дождь, снег, мороз, ветер) с перемещением по естествен­ ной почве и с большими перепадами высот между уступами, для выполнения этих операций задалживают большое число обслуживающего персонала и затрачивают много рабочего времени. Для снижения трудоемкости вспомогательных процес­ сов при эксплуатации систем электроснабжения передвижного оборудования большое значение имеет механизация перемеще­ ния гибких кабелей.

Гибкие кабели хранят на установленных в вертикальное положение деревянных транспортных барабанах или в бухтах, что менее желательно. Важно, чтобы кабели хранились в склад­ ском помещении или хотя бы под навесом, предохраняющим от воздействия атмосферных осадков и солнечной радиации. При хранении на открытом воздухе резина старится и при включении такого кабеля под нагрузку ослабленные места изоляции становятся очагами повреждения кабелей.

92


Транспортирование кабелей по разрезу производят различ­ ными, выбираемыми в соответствии с массой и габаритами бара­ бана, транспортными средствами (автомашины, тракторы) в- кузовах и на прицепах заводского и местного изготовления, на колесном ходу и санях, а также волоком на металлическом

листе.

Удобным для этой цели средством передвижения является кабельный транспортер ТКБ-5 (рис. 33), ходовой частью кото­ рого служит двухосный каркас с четырьмя сдвоенными автомо­ бильными колесами. На каркасе установлены две стойки для

Рис. 33. Кабельный транспортер ТКБ-5:

/ — передняя тележка; 2— ле ­

бедка:

Я— тормоз

барабана:

4 —- каретка

барабана; 5 —

задній!

мост

н

платформа;

6 — консоль

для

направле­

 

ния

кабеля

закрепления и вращения барабана с каоелем и две ручные лебедки для подкатки и подъема барабана на транспортер. Для торможения барабана при раскатке кабеля предусмотренрычажный тормоз. Максимальная грузоподъемность транспор­ тера ТКБ-5 равна 4 т, а допустимые размеры перемещаемого, барабана— 1000X2000 мм (ширинаXдиаметр). У транспортера ТКБ-10, имеющего принципиально ту же конструкцию, грузо­ подъемность и допустимые размеры соответственно равны 10 т

и 1800X3000 мы.

непосредственно

Раскатывать кабель можно или размоткой

с барабана, установленного на движущемся

по намеченной

трассе транспортном средстве, или с барабана кабельноготранспортера. Для раскатки кабеля и подборки при необхо­ димости его перемещения к другому прпключателъному пункту или в мастерскую для ремонта на некоторых разрезах пере­ оборудуют тракторы (бульдозеры), устанавливая на них соот­ ветствующие механизмы, благодаря которым снижается трудо­ емкость операций. Так, на Красногорском разрезе комбината Кемеровѵголь используют установку для подборки и транспор­ тирования кабеля, смонтированную на базе трелевочного тракг топа ТДТ-75 Барабан, футерованный деревом и прорезиненной конвейерной лентой, и его каркас закреплены на раме трактора. Вращение барабана осуществляется лебедкой с помощью цеп-

9.3