Файл: Воронихина, Л. Н. Эдинбург.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

107

спусков, что делает ее особенно эффектной. Восточную сторону двора занимает корпус под куполом, являющийся главной доми­ нантой всей композиции. Он соединен с боковыми корпусами слегка закругленными двухъярусными лоджиями. Их нижний ярус представляет собой аркаду, верхний — галерею, карниз ко­ торой несут четыре ионические колонны. Такие же лоджии укра­ шают и противоположные углы двора.

Дворовый фасад корпуса под куполом и обращенный к нему фасад западного корпуса, так же как и лоджии, сохраняют облик, близкий проекту Адама. Но боковые фасады и решение террасы принадлежат уже руке Плейфера и отмечены свойственной ему большей пышностью классических форм.

К числу наиболее примечательных относятся интерьеры уни­ верситетского музея и библиотеки. Последняя является не только большой творческой удачей Уильяма Плейфера, но принадлежит к числу шедевров архитектуры позднего классицизма Британии.

108

Эдинбургский университет. Зал Верхней библиотеки. Деталь

 

Грейфреарз Бобби

Библиотека расположена в двух этажах, занимая всю ширину одного из университетских корпусов. Широкую известность ей принесла Верхняя библиотека, решенная просто и оригинально. Она представляет собой трехнефный зал, длиной около 60 мет­ ров. Отделяя средний неф от боковых, по всей длине зала выстроились на равных расстояниях опорные столбы, покрытые каннелюрами. Эти опоры несут широкий фриз, украшенный леп­ ными листьями аканта, и, в среднем нефе, — высокий кессонированный свод. Средний неф используется для экспозиционных целей. Что касается боковых нефов, то они разделены на секции книжными стеллажами, расположенными за каждым опорным столбом перпендикулярно к центральному пространству зала. Занимающие всю высоту помещения, застекленные и затянутые нарядной сеткой, они составляют масть архитектурного замысла

 

Школа Хериота

 

 

111

 

ние которой украшает питьевой фонтан. В 1858 году Бобби про­

 

водил останки своего хозяина на близлежащее кладбище Грей­

 

фреарз. С тех пор, в течение четырнадцати лет, до самой смерти

 

Бобби, его постоянно видели около могилы. Памятник Бобби

 

поставила филантропическая баронесса Бердетт-Коутс. Благодаря

 

верному псу стал известен и его хозяин, могилу которого амери­

 

канские почитатели Бобби отметили гранитным надгробием. Бо­

 

лее того, само кладбище туристы вспоминают чаще в связи с

 

Бобби, чем с теми важными историческими событиями, которые

 

имели здесь место. Так, в восточной части кладбищенской церкви

 

Грейфреарз, сохранившейся еще от начала XVII века, был под­

 

писан знаменитый Ковенант, документ, свидетельствовавший о

 

готовности шотландцев отстаивать завоевания Реформации от

 

посягательств английского абсолютизма. В северо-восточном

 

углу кладбища Грейфреарз стоит монументальный памятник

Плейфера. Освещается же Верхняя библиотека окнами, располо­

приверженцам Ковенанта, казненным в эпоху реставрации монар­

женными по обеим сторонам зала, в торце каждой из секций.

хии Стюартов. Он известен как памятник мученикам. И сколько

Замыслом и решением этого великолепного интерьера уни­

же трагедий скрывается за простой и несколько неуклюже со­

верситет целиком обязан Плейферу. В первоначальном проекте

ставленной надгробной

надписью, повествующей о

том,

что с

подобное помещение не предусматривалось.

27 мая 1661 года по 17

февраля 1688 года было казнено и

заму­

Совсем рядом с университетом, в южной части Эдинбурга,—

чено в одном только Эдинбурге 18 000 человек!

 

 

лабиринт улиц, то узких и вьющихся, оставшихся от старого Эдин­

Неподалеку находится и место, где были казнены многие ко-

бурга, то прямых и широких, родившихся уже в XIX столетии.

венантеры. Это широкая улица Грассмаркет, бывшая площадь

Здесь можно обнаружить немало интересных и любопытных исто­

сенного рынка в старом Эдинбурге и один из давнишних центров

рических и архитектурных памятников разных эпох. На Чеймберс-

общественной жизни города. Памятью о трагических событиях

стрит с университетом соседствует Королевский шотландский му­

того времени служит крест, обозначенный на мостовой розовой

зей, монументальное здание, выстроенное в 60-е годы XIX века

брусчаткой.

 

 

 

в «ренессансном» стиле. Чуть дальше, у пересечения Чеймберс-

Одной из важнейших архитектурных достопримечательностей

стрит и моста Георга IV, стоит очень популярный в Эдинбурге

южных кварталов Эдинбурга является находящееся

поблизости

памятник, известный под названием Грейфреарз Бобби, памятник

от улицы Грассмаркет здание, известное под названием госпи­

верности и преданности. Бобби — маленькая собачка, изображе­

таль, или школа Хериота. По сути дела, это был сиротский приют,


Школа Хериота. Внутренний двор

выстроенный в 1628—1650 годах на средства Джорджа Хериота,

ювелира и банкира короля Якова I. Нынче это одна из ведущих школ города, насчитывающая около 1500 учеников. Стоящее на склоне южной гряды огромное, с квадратными павильонами-

башнями на всех четырех углах, с высокой часовой и одновре­ менно надвратной башней здание очень приметно. Оно является лучшим в Шотландии образцом ренессансной архитектуры. Дру­ гого, подобного ему нет в Эдинбурге. Но творения шотландского Ренессанса, запоздавшего к тому же в своем развитии, еще гораздо ближе к сооружениям поздней готики, чем к гармонич­ ным и стройным зданиям итальянского Возрождения. Угловые павильоны школы Хериота не только сами по себе напоминают башни неприступных замков, но каждый из них еще несет на углах маленькие круглые нависающие башенки, что в еще боль­

113

шей мере придает зданию крепостной характер. Подобные ба­

шенки были постоянным декоративным элементом в так называе­

мом «баронском» стиле шотландской архитектуры, процветавшем во второй половине XVI века после Реформации. Ими очень

любили украшать свои замки и поместья разбогатевшие в ту пору

за счет церковных земель шотландские бароны.

В первой половине XVII века ренессансная архитектура Шот­ ландии еще не отказывается от этого мотива, чему пример — школа Хериота. Очень характерны для зданий этого периода и целые обоймы высоких каменных печных труб. Вместе с башен­ ками они придают зданию своеобразную живописность. Наряду с этим, каменный купол, венчающий часовую башню, и аркады, которыми обнесен внутренний просторный двор, говорят о зна­ комстве с приемами архитектуры итальянского Ренессанса. Ров­ ными рядами выстроились и окна, хотя на фасаде еще и немно­ гочисленные. Ренессансной архитектуре Шотландии, развивавшей­ ся после соединения английского и шотландского королевств в 1603 году, свойственно широкое применение декоративных при­ емов, пришедших из соседней, более развитой страны. В школе Хериота об этом напоминает отделка из белого камня, оформ­ ляющая углы здания. А фантазия местных мастеров проявилась в разнообразии, как говорит молва, нигде не повторяющихся,

затейливых орнаментов наличников. Может быть, в этом смеше­ нии различных стилей, принимающем подчас самые фантастиче­ ские формы, и состоит главная прелесть этих ренессансных шот­ ландских зданий, далеко не всегда даже возводившихся каким-то одним мастером. В создании школы Хериота, например, после­ довательно принимали участие Уильям Уоллас, Уильям Айртон и наиболее известный Джон Милн. Ко всему сказанному следует еще добавить, что первоначально школа Хериота была сложена из «дикого» камня, то есть поверхность стен была шероховатой,


114

План Нового города

 

что еще более усиливало живописность здания. Позднее оно было облицовано каменными плитами.

Достопримечательностью южных кварталов Эдинбурга до по­ следних, лет была и площадь Георга. Застроенная жилыми дома­ ми еще в 1760-е годы, то есть созданная до того как возник проект Крейга, она являлась связующим звеном между историей Старого и Нового города. Первоначальный облик площадь почти без изменений сохраняла до 1960 года, когда на этой территории началось строительство новых университетских зданий.

Северные кварталы Эдинбурга

„Второй Новый город“

На плане Эдинбурга четко выделяется Новый город-Крейга — прямоугольник, окаймленный садами Принсес-стрит с юга и ши­ рокой полосой зелени с севера, за Куин-стрит. За этим зеленым пространством находится уже другой Эдинбург — «второй Новый город», как его иногда называют в Шотландии. Он начинается улицей Хериот-роу, параллельной Принсес-стрит и Куин-стрит.


Площадь Ройал-серкус

116

Экн-стрит

Дом на Энн-стрит

Так же как на этих улицах, дома на Хериот-роу находятся лишь на одной стороне и обращены окнами к парку. Далее квар­ талы «второго Нового города» спускаются к северу по склону холма, по направлению к извилистой речке Лит, в XVIII веке еще не загрязненной и очень живописной. (В Эдинбурге эту речку на­

зывают Уотер-оф-Лит — «вода Лит».)

В целом планировка этой части города, авторами которой были архитекторы Роберт Рид (1776—1856) и Уильям Сиббальд, как бы вторила той, что была предложена Крейгом для «первого Нового города». Улицы пересекаются под прямым углом. Цент­ ральная улица — Грейт Кинг-стрит — соединяет две площади: Драммонд-плейс и Ройал-серкус. Однако форма площади иная, чем в более раннем проекте Крейга. Ее особенности выявляют­ ся уже в самом названии: Ройал-сёркус — Королевская круглая

Источник св. Бернарда

119

 

іП’.Н

Старый Мельничий мост у

бывшей деревни Дин

121

 

Виадук над рекой Лит

122

Панорама площадей Рэндолф-кресент, Эйнсли-плейс и Морей-плейс

 

площадь. Тем самым Эдинбург получил давно желанный тип круглой площади, разработанной на полвека раньше при строи­ тельстве английского города Бат. Впервые в Эдинбурге не только

площадь, но и улицы застраивались унифицированно, так, что создавалось впечатление, будто на всю длину квартала тянется

одно здание. Каждый подъезд — вход в отдельный дом, имею­ щий свой номер. Фасады отличаются простотой и сдержанностью. Сверкают ряды узких высоких окон под прямыми плитами на­ личников, иногда — треугольных фронтончиков. Непременный подвальный и первый этажи покрыты рустовкой. Выше поверх­ ность стены гладкая. Согласно правилам, установленным в 1806 го­ ду властями Эдинбурга и владельцами земли, на которой шло строительство, крыши везде низкие, без слуховых окон. Подваль­ ный этаж отделен от тротуара небольшим пространством, через которое переброшены лестницы, ведущие к входным дверям. Решетки лестничных перил находят себе продолжение в решет­ ках, которыми обнесен вдоль домов тротуар. Таков в основном вид улиц этой части Нового города, строительство которой шло

с 1802 по 1825 год.

Суровая дисциплина почерневших от времени жилых кварта­ лов «первого» и «второго» Нового города неожиданно уступает место совсем иным впечатлениям, если пройти по улицам, лежа­ щим несколько западнее по холмистым берегам узкой речки Лит. Этот район Эдинбурга очень живописен. Здесь много зелени, иногда почти скрывающей здания. Улицы, находящиеся непосред­ ственно за мостом Стокбридж, на левом берегу реки, представ­ ляют отдельную страницу в истории Эдинбурга. Они застраива­ лись в 1813—1825 годах, одновременно с «вторым Новым горо­ дом», но сама планировка кварталов отличается большей сво­ бодой и разнообразием. Строительство шло на землях, при­ надлежавших прославленному шотландскому живописцу Генри

ѵ,»

1


124

Дорожка над берегом реки Лит

 

Морей-плейс

126

Реберну, при его непосредственном участии. Одна из улиц но­ сит его имя — Реберн-плейс. Возможно, в честь жены художника названа Энн-стрит, пожалуй, самая привлекательная жилая улица

города. Дома здесь отделены от тротуара довольно глубокими и узкими палисадниками с раскидистыми деревьями на зеленых лужайках и клумбами, полными благоухающих цветов. Улица не­ велика, и дома невысоки, но по своей изысканности эти жилые

дома на Энн-стрит не уступят иному дворцу или богатому особ­ няку. Все они объединены единым фасадом, в центральной своей части трехэтажным, украшенным фронтоном и пилястрами во втором и третьем этажах и дорическими колоннами в первом этаже. От центра в обе стороны расходятся, расположенные сту­ пенчато, здания пониже и поскромнее. У начала и у конца улицы здания несколько выдвинуты вперед, чем достигается завершен­

ность всей композиции.

От моста Стокбридж, по правому берегу реки, вверх по ее течению идет дорожка. Она проходит мимо небольшой, живо­ писно расположенной ротонды, построенной в 1789 году Алек­ сандром Нэсмитом и известной под названием Источник св. Бер­ нарда, ныряет под виадук, сооруженный инженером Томасом Телфордом в 1829—1831 годах. Каким маленьким, почти прижа­ тым к воде кажется расположенный поблизости старый Мельни­ чий мост у бывшей деревни Дин по сравнению с виадуком Тел­ форда, гордо вознесшимся на 30-метровую высоту над камени­ стым руслом реки! Дорожка пробегает то по совсем как будто сельской местности, то, поднятая на каменные опорные стенки, вьется над обрывистыми берегами, на которых еще в начале XIX века был разбит великолепный густой парк.

Над этими живописными склонами, за стеной зелени находит­ ся еще один отрезок Нового города, который требует специаль­ ного внимания. На плане Эдинбурга он хорошо различим. Между

Одно из зданий на Морей-плейс

127

 

128

Дома на Эйнсли-плейс

129

рекой Лит на западе и площадями Шарлотты и Ройал-сёркус на востоке в начале XIX века еще оставался свободный участок земли, принадлежавший графу Морею. На нем в 1824—1827 годах развернулось строительство последнего из крупных архитектур­ ных ансамблей, охватывавших жилые кварталы Эдинбурга. Архи­ тектором был Гиллеспай Грэм (ок. ѴГП—1855), представитель последней фазы шотландского классицизма, отмеченной пыш­ ностью и широким размахом архитектурных замыслов. Грэм соз­ дал здесь эффектную цепь площадей, соединенных короткими улицами. Ансамбль начинается полукруглой площадью Рэндолфкресент, за которой следует овальная Эйнсли-плейс, затем, самая богатая из них, круглая площадь Морей-плейс, от которой изящ­ но ответвляется широкий полукруг улицы Даун-террас. Посредине каждой площади находится огороженный тенистый сад. К тому же из окон задних фасадов домов, обращенных к реке Лит, от­ крывается дивный вид на парк и отдаленное море. В каждом отрезке этого ансамбля дома оформлены едиными фасадами. Кульминационной точкой всего ансамбля является Морей-плейс. Общий характер фасадов свидетельствует о дальнейшем разви­ тии принципов, принятых при строительстве «второго Нового го­ рода». Сохраняется подвальный этаж с непременными решетками ограды, рустованный первый этаж, гладкая поверхность стен вы­ шележащих этажей. Но по сравнению с улицами, созданными Сиббальдом и Ридом, суровыми и сдержанными, площади Грэма обращают на себя внимание пышным, но вместе с тем и строгим великолепием. Дорические портики с фронтонами и пилястры обогащают фасады; подвальные этажи обработаны «рваным» кам­ нем, рустовка первых этажей сочная и выпуклая, верхние этажи облицованы полированными плитами известняка лучших мест­ ных сортов. Нижняя часть окон украшена металлическими ре­ шетками, кажущимися кружевными. Особенно хороши решетки