Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
“известия
Авторы этой книги — журна листы-известинцы Михаил Да видович Гарин и Анатолий Ива нович Друзенко. Книга их в известном смысле эксперимен тальная, сочетающая приемы публицистики и социологии. Со многими героями своих очер ков авторы лично не встреча лись. Интервью брали... анке ты, которые «беседовали» с молодыми рабочими Луганска, школьниками Смоленщины, за водскими инженерами Брянска. В такой «беседе» было свое преимущество: люди могли в уединении поразмышлять над предложенными вопросами и ответить на них полно, откро
венно. |
Из этих |
своеобразных |
|
монологов |
и вырисовывается |
||
портрет |
нашего |
современника, |
|
круг его интересов. |
|||
Несколько |
слов об авторах. |
||
М. Д. |
Гарин — |
старейший со |
ветский журналист, ему 71 год,
А. Д рузенко — 31. |
Так |
что |
||
книга |
эта — |
совместные |
раз |
|
думья |
людей |
разных |
поколе |
ний о нашем времени, о явле ниях нашей кипучей жизни.
М. Гарин, член партии с июня 1917 года, более полуве ка работает в печати. Его ж ур налистская юность началась в гражданскую войну, в газете одесских большевиков, кото рая печаталась в катакомбах. После окончания Коммунисти ческого университета имени Свердлова он сотрудничал в центральной и местной печати, последние шестнадцать лет ра ботает в «Известиях».
А. Д рузенко — журналист молодой, в «Известия» он при шел десять лет назад, окончив факультет журналистики МГУ имени Ломоносова. Был специ альным корреспондентом , те перь он — заместитель редак тора отдела права и морали. Интересные очерки А. Друзен ко об опыте экономической реформы на первом москов ском автокомбинате легли в основу книги «Эксперимент»,
выпущенной |
издательством |
«Экономика». |
|
М. ГАРИН, А. ДРУЗЕНКО
2608
СОБЕСЕДНИК«
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ
ОЧЕРКИ
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ИЗВЕСТИЯ»
МОСКВА 1971 ГОД
ЗКС М
Г20
V Г
* |
<1 |
Я - 1/5~Ье1
0 3
Художник И. БРОННИКОВ
1-4-3
4/Г
НЕСКОЛЬКО ПРЕДВАРЯЮЩИХ ЗАМЕЧАНИЙ
елико искушение и столь же велика трудность для журналиста собрать в книгу свои газетные публика
ции. |
Как ни суди ни ряди, а ведь не зря говорят, |
что |
газета живет один день. Это верно, но лишь с |
Втой точки зрения, что газета выходит день за днем. |
|
Однако |
и вчерашний номер оставляет след в сознании |
и чувствах людей, чем-то обогащает их, кому-то помо гает. А порою проходят годы, десятилетия, и не только историки, но и люди практических действий роются в комплектах газет, и не ради того лишь, чтобы ощутить запах прошлого...
И все-таки в сложное положение попадает журналист, собирая в книгу свои статьи, очерки, корреспонденции. Вроде бы и злободневны они, и важны, но объединить все каким-то общим ключом, очистить от налета однодневности трудно.
Нисколько не претендуя на исключительность наших очерков, мы предлагаем их вниманию читателей глав ным образом по трем причинам.
Все они — о людях. Причем мы стремились не делать зарисовки с отдельных личностей, а дать в какой-то мере социальные портреты современников и, по возможности, социальные портреты коллективов, показать общность людей, которые строят коммунистическое общество, пре творяют в настоящее время в жизнь предначертания X X IV съезда партии.
В книге этой наши собственные мысли и выводы за нимают отнюдь не решающее место. Она рассказывает о думах и чаяниях большого числа людей и делает это
не только опосредствованно, через |
наше восприятие, но |
и прямо, являясь как бы слепком |
коллективной мысли. |
Наконец, очерки объединяются и методами их созда ния. В основу их положены социологические исследова ния. Хотя уже сами социологи поругивают анкеты, кото рые стали чуть ли не «модой» и которые порой исполь зуют не к месту, тем не менее мы, готовя очерки к пуб ликации, прибегали к анкетному опросу, ибо считаем его для нас, журналистов, весьма эффективным. Ведь одно дело брать интервью у одного человека, и другое — гово
рить с сотнями людей.
Суть здесь вовсе не в каком-то социологическом «по ветрии» в печати. В этом отразилась не мода, а требо вание самой жизни. Ускорение и углубление социальных процессов наряду с ускорением научно-технической рево люции повысили всюду внимание к человеку, к его инте ресам и положению в производстве и обществе. Напом ним о некоторых фактах, относящихся к тому вре мени, когда создавались эти очерки. Именно в эти годы, в период восьмой пятилетки, широко распространилось на предприятиях страны социальное планирование. Именно в эти годы становилась все более привычной фигура заводского социолога. Именно в эти годы воз никли в стране институты конкретных социальных иссле дований. Наконец, в эти годы сами газеты начали с по мощью социологов изучать мнение читателей о своей собственной работе. Можно указать и на возникший ши рокий поток социологической литературы.
Но анкеты наши, пожалуй, нельзя назвать чисто социологическими, которые обычно состоят по преимуще ству из закрытых вопросов, требующих односложного ответа: «да» или «нет». Мы задавали много открытых вопросов, потому что хотели услышать не только лако ничные ответы, но и деловые объяснения: а почему, соб ственно, «да» или «нет». В преобладании таких'открытых вопросов и заключено, на наш взгляд, одно из отли чий социологической «технологии» применительно к газете.
6
Анкеты наши — безымянны. Обстоятельство немало важное, помогающей, с одной стороны, поднять коэффи циент искренности, а с другой — оградить наших коррес пондентов от возможных неприятностей «местного» свой ства. Однако, обрабатывая анкеты, мы легко представ ляли своих собеседников — рабочих, служащих, инжене ров, школьников. Одни были немногословны, другие — разговорчивы, одни выражались откровенно, горячо, даже запальчиво, другие осторожничали. Но вместе, в сумме — и это главное — они дают нам картину реальной жизни, такой, как она есть, без прикрас и без очерни тельства.
Помимо анкетного опроса мы, естественно, пользова лись и обычными журналистскими приемами: встречи с героями, сбор статистических данных, непосредственное знакомство с производством, бытом, культурой. Без этого нельзя увидеть достоверную картину. Нет, мы нисколько не сомневались в правдивости и честности ответов, со державшихся в анкетах. Люди могут указывать на какието обстоятельства, искренне волнующие их. Но перед нами вставал вопрос: а не локально ли это явление — неважно, положительное оно или отрицательное. Мнение опрошенных надо было непременно проверять на данных, в одном случае, целого завода, в другом— района, в третьем — отрасли промышленности. С другой стороны, те данные, которые нам давали в учреждениях, мы срав нивали с результатами опроса. Говоря откровенно, не всегда цифры совпадали. Тут уж нам приходилось вни кать во все дотошно, чтобы выявить истину.
Заинтересовавшись какой-то проблемой, мы, понятно, не могли рассматривать ее в масштабах всей страны. Всякий раз приходилось избирать конкретный объект исследования. При этом мы стремились найти такой объ ект, на котором проблема представлялась в наиболее типической форме.
7
Если задавались, скажем, вопросом, почему ребята уходят из деревни, то отправлялись с этим вопросом туда, где он стоит наиболее остро: так мы и познакомились с выпускниками сельских школ Починковского района Смоленской области.
Если исследовали проблемы, волнующие произ водственников, то обращались к большим коллективам машиностроителей. На предприятиях этой отрасли скон центрированы разнохарактерные производства, здесь ра ботают люди множества профессий — сталевары и тока ри, химики и энергетики, транспортники и экономисты. Все это помогает увидеть типичное, дает право делать более широкие обобщения.
Все наши очерки, естественно, в более сжатом виде, были опубликованы на страницах «Известий» в 1968— 1970 гг. Работая над рукописью книги, мы их расширили, дополнили, попытались в возможной мере сделать по правку на время.
Авторы считают своим долгом сообщить, что в подго товке газетных публикаций о рабочей молодежи Вороши ловграда принимал участие М. Овчаров, а в первой части очерка о сельских школьниках Смоленщины — А. Алек сандров и И. Штанько.
РАБОЧАЯ
ЮНОСТЬ
ОЧЕРК ПЕРВЫЙ,
в котором авторы вместе с молодыми рабо чими Ворошиловградского тепловозострои тельного завода имени Октябрьской револю
ции хотят ответить на вопрос, какая же нынче
пошла молодежь.
КОЛЛЕКТИВНЫЙ
ПОРТРЕТ
II поговорки иные стареют, потому что время способ но изменить их смысл. Издавна, к примеру, говорят: «Молодо — зелено». Сейчас мы бы расшифровали пого ворку иначе, осторожнее, с гораздо меньшей долей кате горичности. Что же, в ней есть правда, но именно в гом, что зеленый цвет — это цвет жизни, а молодежь — луч шее доказательство вечности жизни, это будущее наше, наша радость, а иногда и боль. Первородный же смысл поговорки — дескать, незрела, инфантильна, безответ ственна молодежь — явно устарел, что мы и хотим дока зать этим очерком.
Приступая к социологическому исследованию, мы прежде всего задумались, а до какого же возраста мож но считать рабочих молодыми. Общепринятое мнение до 28—30 лет. Многие социологи именно эти годы счи тают «крайним сроком» молодежного возраста. Думаем, что здесь есть определенное смещение понятий. Конечно, в физическом отношении тридцатилетний человек молод. Ну, а если взять в расчет его трудовую и общественную деятельность? Рабочий в этом возрасте может иметь пятнадцатилетний трудовой стаж, а инженер заканчивает институт и лет восемь работает на производстве. Нема ловажно и то, что к этому времени люди уже воспиты вают детей. Вот почему логичнее, на наш взгляд, считать молодежным рубежом — четверть века. 25 лет — вот та
11
возрастная черта, до которой человека с полным правом можно считать молодым.
Если освободить от частностей вечный, волнующий одно поколение за другим, вопрос о том, какая же нынче пошла молодежь, останется то главное, что будоражит умы: с чем вступает в жизнь юность, какую меру ответ ственности за судьбу мира она принимает на себя, какие заботы взваливает на свои плечи? Пытаясь ответить на эти вопросы, старшие иногда увлекаются настолько, что забывают спросить, а какие же мысли есть на сей счет у самих молодых. Но выяснить истину можно, только пре доставив слово юному поколению, что мы и хотим сделать.
Если бы мы задались целью услышать ответ молодых на языке поэзии (она ведь сгусток чувств и мыслей), то, пожалуй, лучшего свидетельства, чем стихотворение восемнадцатилегней латвийской поэтессы Мары Гриезане «Совершеннолетие», не нашли. Вот эти строки — чистые,* честные, серьезные:
Что такое — восемнадцать лет?
Это значит — сплю не так уж сладко. Это значит — сказки нет как нет посреди вселенского порядка. Ощущаю вздохи лошадей
ивинтовки пристальное дуло,
ищемящий отсвет площадей...
По сердцу внезапно резануло Совершеннолетие мое:
до свиданья, радужное детство!
Все земное трудное житье мне природой отдано в наследство.
Но мы ведем разговор на языке прозы, журналистики, социологии, которая с большим почтением отнЬсится к массовым, а не единичным (пусть даже стихотворным) свидетельствам. Прежде чем перейти к коллективным свидетельствам, сообщим, что мы распространили среди
12