ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
Генри Реберн. Портрет миссис Скотт Монкрифф |
227 |
|
228
«Рекомендательное письмо» (1813) и «Туалет невесты» (1838) можно отнести к тому типу картин, который обычно и ассоции руется с именем этого художника. Уилки акцентирует в них сю жетную сторону изображения, обыгрывая множество забавных деталей. Подобные небольшие жанровые сценки пользовались большим успехом и в буржуазных салонах, и у широких кругов зрителя. Давая высокую оценку демократической направленно сти лучших из ранних работ художника, В. В. Стасов в то же вре мя отмечал, что у Уилки «. . .при всей его талантливости, мужчи ны и женщины, старики и дети, все у него милы и изящны, спо койны и добры, приятны и естественны, наконец, иногда полны маленького, милого, простодушного лукавства и насмешки...— они довольны и благополучны, как на самом деле слишком редко это бывает с людьми. . .» 18 Вместе с тем Уилки несомненно сме лый и талантливый портретист, о чем говорит его «Автопортрет», исполненный, очевидно, около 1805 года, после переезда худож ника в Лондон.
Путешествие в Италию и в Испанию в 1825—1828 годах обога щает живописную манеру мастера и расширяет тематику его картин. «Ирландская винокурня», исполненная в 1840 году, и уже упомянутое полотно «Туалет невесты» свидетельствуют о возрос шем интересе Уилки к проблемам цвета. Среди самых поздних его работ, хранящихся в галерее, обращают на себя внимание две незаконченные композиции, посвященные знаменитому дея телю шотландской Реформации Джону Ноксу.
Помимо произведений Уилки, в залах, отведенных шотланд скому искусству XIX века, выделяются полотна Дэвида Скотта (1806—1849), также воспитанника Академии попечителей. В твор честве Скотта звучат отголоски и творений Уильяма Блейка, и французской романтической школы. Его запоминающиеся ком позиции на литературные и исторические сюжеты отличаются
Дэвид Уилки. Рекомендательное письмо |
229 |
230
несколько мрачной таинственностью; он охотно черпает сюжеты из произведений Гомера, Шекспира, Мильтона, английских ро мантиков начала XIX века, выбирая в них аспекты, соответствую щие его романтической фантазии.
Характерным примером композиций Скотта на исторические сюжеты является большое полотно «Ворота изменников». Сюжет взят из английской средневековой истории: герцога Глостерского по распоряжению Ричарда II тайком вывезли из Англии в Кале, где он был затем убит. Можно предположить, что ладья покидает водяные ворота лондонского Тауэра, известные под названием «Ворота изменников» (через них в крепость привозили узников). Но в глубине видна не Темза, а открытое море. Скотта интере сует не столько точность исторической обстановки, сколько эмо циональная окраска события.
В заключительной части экспозиции привлекают внимание пейзажи одного из самых значительных шотландских художни ков второй половины XIX века — Уильяма Мак Таггарта (1835— 1910). Его творчество связано с художественной школой Глазго, получившей известность в 1880-х годах и развивавшейся в тесном контакте с искусством Франции, что не помешало, однако, ма стерам этой школы сохранить свой оригинальный почерк.
Согласно веяниям эпохи, Мак Таггарт много работает на пле нэре, и его особенно интересует передача света. Примером его ранних произведений в Национальной галерее является «Весна» (1864): двое крестьянских детей отдыхают на залитом солнцем, заросшем цветами берегу реки. Некоторая сентиментальность в изображении детей — дань салонному искусству середины века.
Мак Таггарт бывал во Франции; творчество его набирало силу в годы расцвета импрессионизма, и живописная манера худож ника до некоторой степени родственна этому важнейшему тече нию второй половины XIX века. Однако, если импрессионисты
Дэвид Уилки. Автопортрет |
231 |
стремились к максимально объективной передаче на полотне зрительных впечатлений, Мак Таггарт дает волю своим эмоциям. «Шторм» 1890 года в полную меру позволяет судить о своеобра зии творчества мастера. От этой картины, кажется, веет свежим ветром. Штормовое море накатывает кипучие волны на скалы; все смешалось: и низкое небо в бегущих по нему тучах, и вода, и берег с почти неразличимыми фигурами людей — все тонет в шторме мазков, которые художник обрушивает на полотно.
Картины художников XX века экспонируются отдельно, в не большом здании Шотландской Национальной галереи современ ного искусства, в северных кварталах города. Этот музей возник сравнительно недавно — в 1960 году, его коллекции еще не очень велики и не вполне сложились. В начале своего пути музей на считывал лишь около сотни памятников скульптуры, картин, про
Уильям Мак Таггарт. Весна |
233 |
изведений графики. По замыслу современному искусству |
Шот |
ландии в галерее должно быть оказано предпочтение по сравне нию с искусством других стран. Однако акцент делается пока на произведения западноевропейских школ, поскольку считается,
что в самой Шотландии с новинками в ее современном искусстве можно познакомиться не только в стенах галереи. Каждый ху дожник представлен в галерее одним-двумя произведениями, для его манеры характерными, но не всегда относящимися к числу самых знаменитых творений. Впрочем, вопрос комплекто вания этого музея представляет особые сложности, поскольку критерии художественности, особенно для произведений после военных десятилетий, оказываются подчас весьма спорными. Стараясь избегать произведений случайных, снискавших извест ность только благодаря рекламной шумихе, галерея пытается отбирать работы, представляющие определенное явление, тен денцию в современном искусстве, при этом под понятием «совре менное искусство» имеются в виду прежде всего течения, назы ваемые модернистскими.
Среди наиболее ранних полотен галереи — выразительный мужской портрет кисти Уолтера Сиккерта, одного из ведущих художников Англии конца XIX — начала XX века, пропагандиро вавшего в своей стране искусство импрессионистов и ранних постимпрессионистов.
Об экспериментаторских началах в живописи накануне первой мировой войны напоминают несколько произведений Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой.
Обращают на себя внимание: «Циркачка», картина английско го художника первой половины XX века Мэтью Смита, творчество которого складывалось под воздействием искусства Матисса и Сезанна; «Рельф», композиция, исполненная «патриархом» ан глийского абстракционизма Беном Никольсоном (1962); картина
234
австралийского художника Сиднея Нолана «Леда с лебедем» (1958), полыхающая поливинилацетоновыми красками; акварель швейцарского сюрреалиста Клее (1927); живописно-напряженное полотно «Лето в разгаре», написанное австрийским экспрессиони стом Оскаром Кокошкой (1938—1942), и ряд других.
Среди произведений шотландской школы выделяется соч ностью и силой мазка «Натюрморт с черной бутылкой», кисти художника Пепло, исполненный в начале XX столетия.
Несомненной удачей галереи является экспозиция скульпту ры, устроенная под открытым небом, в саду, окружающем зда ние. Зеленая лужайка перед домом отдана произведениям крупнейшего английского скульптора Генри Мура. Его произве дения рассчитаны на восприятие прежде всего в природном окру жении. В экспозиции музея фоном для больших бронзовых фи гур, которые Мур уподобляет громадам выветренных скал, слу жат плотные кущи кустарника и вдали — гряды холмов, нависших над Эдинбургом. По другую сторону здания, в круглом бассейне, заросшем кувшинками и тростником, как бы готовясь войти в воду, стоит неуклюжая бронзовая «Девочка» английского скульп тора Pera Батлера.
Само музейное здание и сад представляют интерес. Здание, выстроенное в XVIII веке, с 1877 года принадлежало Королев скому ботаническому саду. После передачи в 1959 году Нацио нальной галерее современного искусства, интерьеры его были модернизированы, а сад приспособлен для экспозиционных це лей. Снаружи строгое каменное здание сохранило свой облик, типичный для сурового шотландского классицизма XVIII столе тия. А великолепный вид, открывающийся из сада на просторы Эдинбурга, доставит удовольствие любому и вознаградит за поездку на окраину города тех посетителей музея, которые пред почитают искусство старых мастеров искусству современному.
Скульптура Генри Мура |
в саду перед зданием Шотландской |
235 |
||
национальной |
галереи |
современного искусства |
||
|
В Эдинбурге есть еще несколько музеев, заслуживающих вни мания. Один из них — Шотландская национальная портретная га лерея, музей, по своему типу характерный, пожалуй, именно для Британских островов. Такие портретные галереи есть и в Лондоне и в Ирландии. В этом музее, занимающем часть громоздкого ложноготического здания на Куин-стрит, хранятся портреты лю дей, игравших ту или иную роль в истории и культуре Шотлан дии от древнейших времен до наших дней. Портреты людей, ныне здравствующих, за редким исключением, в музее не поме щают; его экспозиции посвящены тем, чей жизненный путь уже пройден. Многие портреты представляют не только исторический, но и художественный интерес. Здесь есть работы кисти извест ного итальянского живописца XVIII века Помпео Батони, в свое время любимца английской знати; представлены редкие портреты мастера английской школы XVII столетия Уильяма Добсона и полотна прославленного Ван Дейка; есть изображения, создан ные резцом крупного английского скульптора второй половины XVIII века Джона Флаксмана; среди лучших можно назвать и портреты, исполненные шотландскими живописцами XVIII—XIX ве-
ков Алланом Рэмзи и Генри Реберном, Эндрю Геддесом и Дэ
видом Уилки. Конечно же, в галерее представлены и портреты кисти Джошуа Рейнольдса, создавшего изображения стольких своих знаменитых современников.
Однако не художественная ценность является основным кри терием при формировании коллекций этого музея, хотя, конечно, полотно, исполненное крупным мастером, всегда будет желанным на его экспозициях. Главный принцип отбора — исторический. Портрет может быть написан второстепенным художником, но изображенный на нем человек должен был как-то проявить себя в истории или культуре страны. Естественно, что при этом особый интерес представляют портреты, исполнявшиеся в те века, когда еще не существовало фотографий.
Своеобразные ощущения рождает посещение этого музея,
где оживает прошлое Шотландии, где знакомые имена как бы обретают плоть и кровь.
Скульптура Pera Батлера |
в интерьере |
Шотландской |
237 |
национальной галереи современного искусства |
|
||
На стенах — сотни |
портретов: |
короли и королевы, члены пар |
ламента, духовные лица и государственные деятели, ученые и изобретатели, путешественники, философы, писатели и поэты, издатели, актеры и музыканты, инженеры и архитекторы, худож ники и граверы. . . Обращает на себя внимание обилие портретов юристов, врачей. На некоторых этикетках читаешь: филантроп, антиквар, автор и острослов. . . Есть и такие характеристики: убийца, авантюрист. За каждым из этих портретов — человече ские судьбы, сложные и простые, оставившие в истории страны яркий след или только промелькнувшие.
Есть среди экспонатов изображения человека, о котором в Шотландии сохранилась на редкость мрачная память, — это гер цог Камберленд, сын короля Георга II, зверски подавивший роялистское восстание 1745 года и заслуживший прозвище «мяс
ник Камберленд».
В галерее имеются различные по своим художественным до стоинствам и иконографической достоверности редкие прижиз ненные изображения Марии Стюарт.
Большой интерес, естественно, представляют произведения,
запечатлевшие |
облик |
шотландцев, внесших созидательный вклад |
в ее историю. |
Среди |
них — портреты Джеймса Босуэлла, про |
славленного биографа английского лингвиста доктора Джонсона, портреты знаменитого историка и философа Давида Юма, хирур гов и анатомов XVIII века братьев Хантер. Многочисленные изо бражения Вальтера Скотта и Роберта Стивенсона; дороги сердцу каждого портреты Роберта Бернса, его друзей, членов его семьи. Интересны портреты тех, чьи творения и поныне украшают улицы и окрестности Эдинбурга: каменщика-строителя Джона Милна, архитекторов братьев Адам, Джона Фоулера, строителя гигант ского моста через залив Ферт-оф-Форт. Есть здесь и портрет инициатора создания Шотландской Национальной портретной