Файл: Воронихина, Л. Н. Эдинбург.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Генри Реберн. Портрет миссис Скотт Монкрифф

227

 

228

«Рекомендательное письмо» (1813) и «Туалет невесты» (1838) можно отнести к тому типу картин, который обычно и ассоции­ руется с именем этого художника. Уилки акцентирует в них сю­ жетную сторону изображения, обыгрывая множество забавных деталей. Подобные небольшие жанровые сценки пользовались большим успехом и в буржуазных салонах, и у широких кругов зрителя. Давая высокую оценку демократической направленно­ сти лучших из ранних работ художника, В. В. Стасов в то же вре­ мя отмечал, что у Уилки «. . .при всей его талантливости, мужчи­ ны и женщины, старики и дети, все у него милы и изящны, спо­ койны и добры, приятны и естественны, наконец, иногда полны маленького, милого, простодушного лукавства и насмешки...— они довольны и благополучны, как на самом деле слишком редко это бывает с людьми. . .» 18 Вместе с тем Уилки несомненно сме­ лый и талантливый портретист, о чем говорит его «Автопортрет», исполненный, очевидно, около 1805 года, после переезда худож­ ника в Лондон.

Путешествие в Италию и в Испанию в 1825—1828 годах обога­ щает живописную манеру мастера и расширяет тематику его картин. «Ирландская винокурня», исполненная в 1840 году, и уже упомянутое полотно «Туалет невесты» свидетельствуют о возрос­ шем интересе Уилки к проблемам цвета. Среди самых поздних его работ, хранящихся в галерее, обращают на себя внимание две незаконченные композиции, посвященные знаменитому дея­ телю шотландской Реформации Джону Ноксу.

Помимо произведений Уилки, в залах, отведенных шотланд­ скому искусству XIX века, выделяются полотна Дэвида Скотта (1806—1849), также воспитанника Академии попечителей. В твор­ честве Скотта звучат отголоски и творений Уильяма Блейка, и французской романтической школы. Его запоминающиеся ком­ позиции на литературные и исторические сюжеты отличаются

Дэвид Уилки. Рекомендательное письмо

229

230

несколько мрачной таинственностью; он охотно черпает сюжеты из произведений Гомера, Шекспира, Мильтона, английских ро­ мантиков начала XIX века, выбирая в них аспекты, соответствую­ щие его романтической фантазии.

Характерным примером композиций Скотта на исторические сюжеты является большое полотно «Ворота изменников». Сюжет взят из английской средневековой истории: герцога Глостерского по распоряжению Ричарда II тайком вывезли из Англии в Кале, где он был затем убит. Можно предположить, что ладья покидает водяные ворота лондонского Тауэра, известные под названием «Ворота изменников» (через них в крепость привозили узников). Но в глубине видна не Темза, а открытое море. Скотта интере­ сует не столько точность исторической обстановки, сколько эмо­ циональная окраска события.

В заключительной части экспозиции привлекают внимание пейзажи одного из самых значительных шотландских художни­ ков второй половины XIX века — Уильяма Мак Таггарта (1835— 1910). Его творчество связано с художественной школой Глазго, получившей известность в 1880-х годах и развивавшейся в тесном контакте с искусством Франции, что не помешало, однако, ма­ стерам этой школы сохранить свой оригинальный почерк.

Согласно веяниям эпохи, Мак Таггарт много работает на пле­ нэре, и его особенно интересует передача света. Примером его ранних произведений в Национальной галерее является «Весна» (1864): двое крестьянских детей отдыхают на залитом солнцем, заросшем цветами берегу реки. Некоторая сентиментальность в изображении детей — дань салонному искусству середины века.

Мак Таггарт бывал во Франции; творчество его набирало силу в годы расцвета импрессионизма, и живописная манера худож­ ника до некоторой степени родственна этому важнейшему тече­ нию второй половины XIX века. Однако, если импрессионисты


Дэвид Уилки. Автопортрет

231

стремились к максимально объективной передаче на полотне зрительных впечатлений, Мак Таггарт дает волю своим эмоциям. «Шторм» 1890 года в полную меру позволяет судить о своеобра­ зии творчества мастера. От этой картины, кажется, веет свежим ветром. Штормовое море накатывает кипучие волны на скалы; все смешалось: и низкое небо в бегущих по нему тучах, и вода, и берег с почти неразличимыми фигурами людей — все тонет в шторме мазков, которые художник обрушивает на полотно.

Картины художников XX века экспонируются отдельно, в не­ большом здании Шотландской Национальной галереи современ­ ного искусства, в северных кварталах города. Этот музей возник сравнительно недавно — в 1960 году, его коллекции еще не очень велики и не вполне сложились. В начале своего пути музей на­ считывал лишь около сотни памятников скульптуры, картин, про­

Уильям Мак Таггарт. Весна

233

изведений графики. По замыслу современному искусству

Шот­

ландии в галерее должно быть оказано предпочтение по сравне­ нию с искусством других стран. Однако акцент делается пока на произведения западноевропейских школ, поскольку считается,

что в самой Шотландии с новинками в ее современном искусстве можно познакомиться не только в стенах галереи. Каждый ху­ дожник представлен в галерее одним-двумя произведениями, для его манеры характерными, но не всегда относящимися к числу самых знаменитых творений. Впрочем, вопрос комплекто­ вания этого музея представляет особые сложности, поскольку критерии художественности, особенно для произведений после­ военных десятилетий, оказываются подчас весьма спорными. Стараясь избегать произведений случайных, снискавших извест­ ность только благодаря рекламной шумихе, галерея пытается отбирать работы, представляющие определенное явление, тен­ денцию в современном искусстве, при этом под понятием «совре­ менное искусство» имеются в виду прежде всего течения, назы­ ваемые модернистскими.

Среди наиболее ранних полотен галереи — выразительный мужской портрет кисти Уолтера Сиккерта, одного из ведущих художников Англии конца XIX — начала XX века, пропагандиро­ вавшего в своей стране искусство импрессионистов и ранних постимпрессионистов.

Об экспериментаторских началах в живописи накануне первой мировой войны напоминают несколько произведений Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой.

Обращают на себя внимание: «Циркачка», картина английско­ го художника первой половины XX века Мэтью Смита, творчество которого складывалось под воздействием искусства Матисса и Сезанна; «Рельф», композиция, исполненная «патриархом» ан­ глийского абстракционизма Беном Никольсоном (1962); картина


234

австралийского художника Сиднея Нолана «Леда с лебедем» (1958), полыхающая поливинилацетоновыми красками; акварель швейцарского сюрреалиста Клее (1927); живописно-напряженное полотно «Лето в разгаре», написанное австрийским экспрессиони­ стом Оскаром Кокошкой (1938—1942), и ряд других.

Среди произведений шотландской школы выделяется соч­ ностью и силой мазка «Натюрморт с черной бутылкой», кисти художника Пепло, исполненный в начале XX столетия.

Несомненной удачей галереи является экспозиция скульпту­ ры, устроенная под открытым небом, в саду, окружающем зда­ ние. Зеленая лужайка перед домом отдана произведениям крупнейшего английского скульптора Генри Мура. Его произве­ дения рассчитаны на восприятие прежде всего в природном окру­ жении. В экспозиции музея фоном для больших бронзовых фи­ гур, которые Мур уподобляет громадам выветренных скал, слу­ жат плотные кущи кустарника и вдали — гряды холмов, нависших над Эдинбургом. По другую сторону здания, в круглом бассейне, заросшем кувшинками и тростником, как бы готовясь войти в воду, стоит неуклюжая бронзовая «Девочка» английского скульп­ тора Pera Батлера.

Само музейное здание и сад представляют интерес. Здание, выстроенное в XVIII веке, с 1877 года принадлежало Королев­ скому ботаническому саду. После передачи в 1959 году Нацио­ нальной галерее современного искусства, интерьеры его были модернизированы, а сад приспособлен для экспозиционных це­ лей. Снаружи строгое каменное здание сохранило свой облик, типичный для сурового шотландского классицизма XVIII столе­ тия. А великолепный вид, открывающийся из сада на просторы Эдинбурга, доставит удовольствие любому и вознаградит за поездку на окраину города тех посетителей музея, которые пред­ почитают искусство старых мастеров искусству современному.

Скульптура Генри Мура

в саду перед зданием Шотландской

235

национальной

галереи

современного искусства

 

В Эдинбурге есть еще несколько музеев, заслуживающих вни­ мания. Один из них — Шотландская национальная портретная га­ лерея, музей, по своему типу характерный, пожалуй, именно для Британских островов. Такие портретные галереи есть и в Лондоне и в Ирландии. В этом музее, занимающем часть громоздкого ложноготического здания на Куин-стрит, хранятся портреты лю­ дей, игравших ту или иную роль в истории и культуре Шотлан­ дии от древнейших времен до наших дней. Портреты людей, ныне здравствующих, за редким исключением, в музее не поме­ щают; его экспозиции посвящены тем, чей жизненный путь уже пройден. Многие портреты представляют не только исторический, но и художественный интерес. Здесь есть работы кисти извест­ ного итальянского живописца XVIII века Помпео Батони, в свое время любимца английской знати; представлены редкие портреты мастера английской школы XVII столетия Уильяма Добсона и полотна прославленного Ван Дейка; есть изображения, создан­ ные резцом крупного английского скульптора второй половины XVIII века Джона Флаксмана; среди лучших можно назвать и портреты, исполненные шотландскими живописцами XVIII—XIX ве-



ков Алланом Рэмзи и Генри Реберном, Эндрю Геддесом и Дэ­

видом Уилки. Конечно же, в галерее представлены и портреты кисти Джошуа Рейнольдса, создавшего изображения стольких своих знаменитых современников.

Однако не художественная ценность является основным кри­ терием при формировании коллекций этого музея, хотя, конечно, полотно, исполненное крупным мастером, всегда будет желанным на его экспозициях. Главный принцип отбора — исторический. Портрет может быть написан второстепенным художником, но изображенный на нем человек должен был как-то проявить себя в истории или культуре страны. Естественно, что при этом особый интерес представляют портреты, исполнявшиеся в те века, когда еще не существовало фотографий.

Своеобразные ощущения рождает посещение этого музея,

где оживает прошлое Шотландии, где знакомые имена как бы обретают плоть и кровь.

Скульптура Pera Батлера

в интерьере

Шотландской

237

национальной галереи современного искусства

 

На стенах — сотни

портретов:

короли и королевы, члены пар­

ламента, духовные лица и государственные деятели, ученые и изобретатели, путешественники, философы, писатели и поэты, издатели, актеры и музыканты, инженеры и архитекторы, худож­ ники и граверы. . . Обращает на себя внимание обилие портретов юристов, врачей. На некоторых этикетках читаешь: филантроп, антиквар, автор и острослов. . . Есть и такие характеристики: убийца, авантюрист. За каждым из этих портретов — человече­ ские судьбы, сложные и простые, оставившие в истории страны яркий след или только промелькнувшие.

Есть среди экспонатов изображения человека, о котором в Шотландии сохранилась на редкость мрачная память, — это гер­ цог Камберленд, сын короля Георга II, зверски подавивший роялистское восстание 1745 года и заслуживший прозвище «мяс­

ник Камберленд».

В галерее имеются различные по своим художественным до­ стоинствам и иконографической достоверности редкие прижиз­ ненные изображения Марии Стюарт.

Большой интерес, естественно, представляют произведения,

запечатлевшие

облик

шотландцев, внесших созидательный вклад

в ее историю.

Среди

них — портреты Джеймса Босуэлла, про­

славленного биографа английского лингвиста доктора Джонсона, портреты знаменитого историка и философа Давида Юма, хирур­ гов и анатомов XVIII века братьев Хантер. Многочисленные изо­ бражения Вальтера Скотта и Роберта Стивенсона; дороги сердцу каждого портреты Роберта Бернса, его друзей, членов его семьи. Интересны портреты тех, чьи творения и поныне украшают улицы и окрестности Эдинбурга: каменщика-строителя Джона Милна, архитекторов братьев Адам, Джона Фоулера, строителя гигант­ ского моста через залив Ферт-оф-Форт. Есть здесь и портрет инициатора создания Шотландской Национальной портретной