Файл: Сыркин, А. М. Соединения нефти и методы ее переработки учебное пособие для студентов нехимических специальностей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
При повышении гидрирующей способн<2сти увеличивается рас ход водорода, а при усилении расщепляющей способности ката лизатор быстрее отравляется коксовыми отложениями.
Применение цеолитсодержащих катализаторов повышает кре кирующую и изомеризующую функцию, а также усиливает устой чивость против отравления сернистыми и азотистыми соедине ниями.
Цеолитный катализатор позволяет снизить температуру про цесса и уменьшить коксо- и газообразование.
Цеолиты для осушки и очистки газов характеризуются разме рами отверстий внутренных пор от 3 до 9 А и имеют мольное
отношение |
8Ю г: А120 3 в пределах |
1,9—2,8. |
К ним |
относятся |
NaA, СаА, КА, АдА, NaX, СаХ. |
|
окислов |
кремния и |
|
Цеолиты с повышенным соотношением |
||||
алюминия |
(2,8—6,0) имеют размеры входных отверстий пор от |
|||
9 до 13А° |
(цеолиты ЫаУ, СаУ, НУ) |
и отличаются высокой тер |
моустойчивостью и каталитической активностью в реакциях изо меризации, расщепления, алкилирования. Благодаря этому в ка честве носителей применяют цеолиты у-формы.
Цеолиты у-формы содержат от 0,5 до 14% вес окиси натрия. Для удаления окиси натрия до требуемого остаточного содер
жания применяют ионный обмен его на ионы аммония. Катализаторы гидрокрекинга являются многофункциональ
ными, что обеспечивается введением в состав катализаторов пу тем ионного обмена различных крекирующих, изомернзующих и гидрирующих элементов.
В качестве гидрирующих компонентов применяют: окислы молибдена и вольфрама, молибдаты кобальта и никеля, вольфра маты и хроматы никеля, их сульфидные производные, элементы восьмой группы периодической системы Д. И. Менделеева: пла тину, палладий, осмий.
Гидрокрекирующей способностью обладают кобальт, плати на, палладий, никель и др. Изомеризующая активность наиболее высока у платинового катализатора.
Содержание гидрокрекирующих элементов в катализаторах влияет на выход и качество продуктов и может изменяться в ши роких пределах (0,1—25% вес). Например, при содержании нике ля около 5% вес в алюмосиликатникелевом катализаторе наблю дается максимальный выход бензина с наибольшим октановым числом.
Для одноступенчатого гидрокрекинга катализаторы в основ ном такие же, как и для гидроочистки.
На второй ступени гидрокрекинга требуются катализаторы с высокой расщепляющей и изомеризующей способностью. К ним ■относятся: никелевый, платиновый и палладиевый на основе алю мосиликатов, главным образом в виде цеолитов. В системах гид рокрекинга с движущимся слоем катализаторов в состав послед них входит активная окись алюминия с добавками соединений
104
молибдена и никеля. Эти катализаторы делают в виде шариков диаметром 2,0—3,0 мм.
Для отечественных установок гидрокрекинга институтом ВНИИНП разработаны следующие катализаторы:
1.ГК-35 — алюмоникельмолибденовый катализатор с добав кой 5% цеолита у-формы.
2.ГК-4 — алюмоникельмолибденовый катализатор с добав кой 20% цеолита.
3.ГК-3— алюмоникельмолибденовый катализатор с добав
кой 30% цеолита.
Катализатор ГК-35 рекомендуется для первой ступени, а ка
тализатор ГК-4 — для второй ступени гидрокрекинга |
вакуумно |
го газойля. |
быстро де |
Следует подчеркнуть, что никелевый катализатор |
зактивируется азотистыми и сернистыми соединениями. Поэтому содержание азота в гидроочищенном сырье не должно превышать 1.104% вес, а содержание серы—4, 104% вес.
Катализатор ГК-3 предназначается для гидрокрекинга бен зина. При переработке нефтяных дистиллятов в бензиновые фрак ции широко применяются цеолитные катализаторы, содержащие благородный металл (платину, палладий) в количестве 0,1—2,0% вес на носителе с отношением окислов кремния и алюминия
4—6.
Палладиевый цеолитный катализатор лучше никелевого амор фного (сульфидного), т. к. обладает меньшей склонностью к от равлению азотистыми соединениями, например, при гидрокрекин ге каталитического газойля.
Алюмокобальтомолнбденовый катализатор предлагается ис1пользовать для получения дизельного топлива и в стадии гидро очистки сырья гидрокрекинга.
Для остаточного сырья обычно применяют алюмокобальтомолибденовый катализатор. Описанный в патенте США N° 3525684 катализатор для гидрокрекинга гудрона имеет основу из окислов алюминия и кремния в соотношении (вес.) 3:1 и включает до бавки: 1—5% вес фосфата бора, 5—20% молибдена, 0,1 — 10% никеля. Никель вводится пропиткой NiCl2 в растворе Ni(N03)2 с сульфидом или ацетатом никеля. Для придания катализатору термостойкости в его состав включают оксиды циркония, техне
ция, бора.
Отработанные катализаторы гидроочистки могут быть ис пользованы для получения вторичных катализаторов гидрокре кинга мазута и гудрона.
Температура ускоряет реакции гидрокрекинга и таким обра зом сильно влияет на глубину превращения, выход и качество продуктов. Увеличения степени'гидрирования достигают при низ кой температуре и малой объемной скорости. Большая степень изомеризации достигается при понижении температуры.
При повышении температуры наблюдается некоторое сниже ние выхода гидрогенизата, увеличение содержания в нем легких
105
Т а б л и ц а 22
Гидрокрекинг фракций 350—500ЭС ромашкинской |
нефти при 425°С и объемной |
||||||
|
|
скорости 1 ч а с—1 |
|
|
|
||
П о к а з а т е л и |
|
|
Сырье |
Продукты под давлением, атм |
|
||
|
|
50 |
100 |
150 |
250 |
||
|
|
|
|
||||
Содержание серы, % вес . |
2,2 |
0,26 |
0.10 |
0,08 |
0,06 |
||
Содержание азота, % вес . |
0,10 |
0,08 |
0,02 |
0,01 |
0,01 |
||
Плотность, р2° ................... |
0,9163 |
0,8765 |
0,8593 |
0,8471 |
0 83 |
||
Йодное число, г иода/Ю0г . |
13,6 |
5,3 |
4,1 |
1.5 |
0,6 |
||
Углеводородный состав, |
% |
|
|
|
|
|
|
вес ........................ |
. . . |
48,0 |
54,2 |
62,5 |
66,7 |
74,0 |
|
парафино-нафтенопые . |
|||||||
ароматические . |
. |
• . |
49,5 |
42,5 |
33,6 |
32,2 |
25,3 |
Содержание смол, % |
вес . |
2.5 |
1.5 |
12 |
1.1 |
0,7 |
|
Выход фракций, % вес на |
|
|
|
|
|
||
ги д р о ген и зат :................ |
10 |
2,7 |
4,3 |
5.0 |
6,2 |
||
н. к. —180СС ................ |
|||||||
180—350ГС ................... |
|
46,4 |
52,2 |
52,4 |
55,5 |
||
выше 350 С ................... |
90 |
50,9 |
43,5 |
42,6 |
38,3 |
||
фракций. Одновременно имеет место увеличение |
выхода |
газа, |
|||||
коксоотложений на катализаторе. |
|
|
температуры |
||||
На двухступенчатом гидрокрекинге с помощью |
можно изменять в широких пределах выход бензина, реактивно
го и дизельного топлива.
В большинстве случаев процесс гидрокрекинга проводят при
температуре 420—480°С.
Давление способствует протеканию реакций гидрирования у
гидрокрекинга (табл. 22).
Как видно из табл. 22, при повышении давления от 50 до 250 ат в гндрогеннзате снижается содержание серы, азота, доля ароматических углеводородов и смол. Одновременно увеличива ется выход бензина и дизельного топлива и сокращается выход
остатка.
Рост давления благоприятно сказывается на продолжитель ности цикла работы катализатора, т. к. при этом снижается коксоотложение. Давление зависит от кислотности и концентрации гидрирующего компонента катализатора.
Высокое давление (100—150 атм) необходимо поддерживать в тех случаях, когда сырье содержит много азота, непредельных углеводородов, асфальтосмолистых веществ.
Давление увеличивает эксплуатационные и капитальные за-
106
к» HjO 2.0 |
t o |
O.S |
Р и с . 17. Кинетика гидрокрекинга |
сернистого вакуумного дистиллята |
на АКМ катализаторе при 50 атм и температуре, °С: 1—450; 2—425; 3—400; 4—380; 5—350
траты. Поэтому выбор давления в каждом конкретном случае должен быть тщательно обоснован с учетом экономических по казателей.
Объемная скорость подачи сырья
Объемная скорость подачи сырья определяется как отноше ние объема подаваемого сырья в единицу времени к объему ка тализатора, находящегося в реакторе. Величина, обратная объем ной скорости, называется фиктивным временем реагирования. Обычно она составляет 0,2 — 4,0 час~'. За счет изменения ско рости можно увеличить выход бензина с 30 до 81% вес. Влияние объемной скорости на глубину гидрокрекинга сернистого ваку
умного дистиллята на АКМ |
катализаторе при температурах |
380 — 450°С показано на рис. |
17. |
При увеличении объемной скорости выход гидрогенизата уве личивается, снижается глубина процесса, образуется меньше га за и кокса.
Кратность циркуляции водородсодержащего газа
Кратность циркуляции водорода, или соотношение водорода и сырья (нм3/м3) в пределах от 600 до 1500 нм3/м3 при гидрокре кинге вакуумного газойля в условиях низкого давления (50 ат), мало влияет на качество получаемого дизельного топлива. При
107
снижении кратности до 300 нм3/м3 уменьшается глубина обессе ривания сырья и выход дизельной фракции.
На глубину гидрокрекинга влияет молярное соотношение (или парциальное давление) водорода и сырья. Это соотношение мо жет быть изменено кратностью циркуляции водорода, а также его чистотой.
Коэффициент рециркуляции
Коэффициент рециркуляции определяется как отношение ко личества возвращаемого на повторный крекинг остатка к свеже му сырью. При низкой степени превращения за проход увеличе ние коэффициента рециркуляции снижает производительность установки. Чрезмерное увеличение коэффициента рециркуляции может привести к повышению газообразования и увеличения7 расхода водорода.
Начало кипения рециркулята должно быть равно концу ки пения целевого продукта. В рециркуляторе обнаружены в неболь ших количествах трехкольчатые структуры (коронен и др.), кото рые следует рассматривать как промежуточные продукты коксообразования.
При рециркуляции глубина превращения за проход уменьша ется и снижается производительность установки. Но реццркулят увеличивает общую глубину превращения и улучшает качества дизельного топлива (меньше серы и больше цетановое число).
На практике коэффициент рециркуляции обычно достигает для легких и средних дистиллятов 0,01—0,03, а для тяжелых га зойлей может составлять 0,12—0,15 или несколько выше.
Длительность работы катализатора
При накоплении кокса на катализаторе, особенно выше 4%,, резко снижается активность его. К концу цикла работы катали затора несколько увеличивается выход газа и легкого бензина и уменьшается выход тяжелого бензина. Октановое число легкого бензина почти не снижается, а у тяжелого бензина заметно повы шается, что, по-видимому, объясняется увеличением содержания ароматических углеводородов.
На продолжительность цикла влияет природа сырья. Жела тельным является сернистое сырье с высоким содержанием наф теновых углеводородов. Малосернистое парафинистое сырье тре бует повышенной температуры, что ускоряет дезактивацию ката лизатора. Считается, что продолжительность рабочего цикла обеспечит рентабельность гидрокрекинга, если она будет состав лять несколько месяцев.
108