Файл: Сыркин, А. М. Соединения нефти и методы ее переработки учебное пособие для студентов нехимических специальностей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
ют больший коэффициент расширения. Величина коэффициента расширения очищенных нефтепродуктов зависит от содержания твердого парафина и церезина.
Р а с т в о р и м о с т ь и р а с т в о р я ю щ а я с п о с о б н о с т ь . Нефть и нефтяные фракции плохо растворяются в воде. В отли чие от нафтеновых и парафиновых ароматические углеводороды в ней растворяются лучше. Несмотря на то, что нефтепродукты плохо растворяются в воде, последняя создает известные затруд нения при использовании. Это особенно относится к топливам и смазочным маслам. С повышением температуры растворимость нефтепродукта увеличивается. Если вода — плохой раствори тель нефтепродуктов, то последние, наоборот, хорошо растворя ются во всех органических растворителях и особенно в бензоле, хлороформе, сероуглероде, этиловом эфире и др. Для техноло гии разделения углеводородных смесей, а также для очистки нефтепродуктов большое практическое значение получили так называемые селективные (избирательные) растворители, такие как фурфурол, фенол, крезол, ацетон, нитробензол и др. С их помощью можно выделять из смеси определенные компоненты, например, ароматические углеводороды.
С повышением температуры растворимость нефтепродуктов улучшается. Температура, при которой наступает полное взаим ное растворение нефтепродукта и растворителя, называется кри тической температурой растворения (КТР). Если в смеси нахо дятся вещества, растворяющиеся в данном растворителе при разных температурах, то появляется возможность их количест венного разделения. На этом основано применение селективных растворителей для очистки смазочных масел.
Т е м п е р а т у р а з а с т ы в а н и я и п л а в л е н и я . При обычной температуре нефть чаще всего жидкая. В таком виде она встречается в природе. Однако при известных условиях она может сгущаться и затвердевать. Это зависит от химической природы нефти и от температуры. Застывание нефти вызывается содержащимися в ней парафином и церезином.
Плавление — процесс, обратный застыванию. Температура плавления определяется для некоторых нефтепродуктов (пара фин, церезин, озокерит). Понижение температуры приводит к застыванию нефтепродуктов, повышение — к плавлению. Раз личные виды нефтей и нефтепродуктов характеризуются раз личными температурами застывания и плавления.
Г Л А В А II
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕФТЕПРОДУКТОВ
Современная нефтяная технология производит большое число нефтепродуктов и их производных, которые употребляются для самых различных целей.
Основными нефтепродуктами являются: нефтяной газ, авто мобильный и авиационный бензины, дизельные, реактивные и ко тельные топлива, смазочные масла, парафин, битумы, церезин и электродный кокс.
§ 1. Нефтяной газ
Нефтяной газ может иметь различный химический состав. В большинстве случаев он состоит из низкомолекулярных парафи новых углеводородов: метана, этана, бутана, пропана, а иногда содержит и высококипящие углеводороды, такие как гексан, геп тан и даже октан, характерный для бензина. Нефтяные газы, со путствующие ароматическим и нафтеновым нефтям, содержат в виде паров наиболее легкие ароматические и нафтеновые углево дороды. В нефтяных газах не найдены ненасыщенные углеводо роды, окись углерода, которые являются характерными продук тами термического разложения нефти. С другой стороны, уста новлено присутствие двуокиси углерода, азота, сероводорода и гелия. В зависимости от химического состава нефтяные газы де лятся на бедные, или сухие, и богатые, или жирные. Сухие неф тяные газы состоят преимущественно из метана, двуокиси угле рода и иногда гелия. Жирные газы, кроме метана, содержат этан, пропан, бутан, в различных количествах некоторые жидкие лег кие углеводороды типа пентана и более тяжелые углеводороды. Последние находятся в нем в газообразном состоянии. В зависи мости от характера нефтяных месторождений, в природе встре чаются самые различные сухие н жирные газы. Состав некоторых нефтяных газов представлен в табл. 13.
37
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а IS |
|
Состав некоторых нефтяных газов, |
добываемых |
в СССР |
|
||||||
|
|
|
|
Состав газа , |
°б объем ы . |
|
|
||
Месторождение |
|
|
|
|
|
|
N, + |
С,Н1Г |
|
|
|
СН, |
С2н» |
С,н„ |
С,н10 |
со, |
H,S |
редкие |
и бо |
|
|
газы |
лее |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
слож. |
Апшеронекий |
полу |
|
|
|
|
1 -8 |
|
|
0,3— |
остров .................... |
90-94 |
|
|
|
___ |
|
2,0 |
||
|
|
|
|
|
|||||
Западный Кум-даг |
86,8 |
4,5 |
3,0 |
2,0 |
0,4 |
— |
0,1 |
3,2 |
|
(Туркмения) . . . |
|||||||||
Анастасиевско-Троиц- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
кое (Краснодарский |
85,1 |
5,0 |
1,0 |
1,0 |
5,0 |
|
0,1 |
2,8 |
|
край )................• . |
|
||||||||
Соколово-Горское (Са- |
53,0 |
9,0 |
11,2 |
10,2 |
1,0 |
|
10 |
5,8 |
|
ратовск. обл.) . . . |
— |
||||||||
Ишимбайское |
|
53,6 |
14,9 |
12,7 |
7,7 |
0,8 |
4,0 |
3,7 |
2,6 |
(БА С С р)................ |
|||||||||
Шкаповское (БАССр) |
41,2 |
15,0 |
15,8 |
6,9 |
0,1 |
— |
17 |
4,0 |
|
Ромашкинское |
(Тат. |
40,0 |
19,5 |
18,0 |
7,5 |
0.1 |
— |
10 |
4,9 |
А С С Р ).................... |
|||||||||
Туймази некое |
|
32,0 |
14,0 |
12,0 |
7,5 |
0,7 |
0,8 |
27,5 |
5,5 |
(БА ССР)................ |
Из таблицы видно, что жирные газы являются наиболее ценны ми, так как содержат самые легкие жидкие парафиновые угле водороды. Последние извлекают в виде легкого газового бензи на, а также получают сжатые жидкие газы, используемые в ка честве горючего.
Успехи, достигнутые химией, превратили газообразные угле водороды в дешевое и ценное сырье для нефтехимического син теза.
§ 2. Газовый бензин
Газовый бензин по химическому и фракционному составу су щественно отличается от всех видов других бензинов. Отличие от последних состоит в том, что газовый бензин содержит преиму щественно парафиновые углеводороды и имеет полностью уста новленный химический состав. Он содержит следующие парафи новые углеводороды: пропан, бутан, изобутан, изопентан, нор мальный пентан, 2—метилпентан, нормальный гексан, 2 — метилгексан, нормальный гептан, октан. В отдельных случаях газовый бензин может содержать в незначительном количестве низкомо лекулярные нафтеновые и ароматические углеводороды. Харак
38
терной особенностью этого вида бензина является его сильная летучесть, он кипит при значительно более низкой температуре по сравнению с другими видами бензинов.
§ 3. Бензин
Обычный бензин является первой фракцией, получаемой при атмосферной перегонке нефти. Он может иметь различный хи мический состав в зависимости от природы нефти. В табл. 14 приводятся примеры нескольких видов обычного бензина с пре обладанием характерных для них групп углеводородов.
Т а б л и ц а 14
Бензиновая фракция до 175° |
Преобладающая группа углеводородов, % |
|
Грозненский парафиновый бензин .
Балаханскц й нафтеновый бензин . .
Пенсильванский парафиновый бен
зин (С Ш А )...........................
Калифорнийский нафтеновый бензин
(США) ..............................................
Ароматический бензин (Индонезия)
парафиновых углеводородов — 81
нафтеновых углеводородов — СО
парафиновых углеводородов— 91
нафтеновых углеводородов — 41, 2
ароматических углеводородов—40
Обычный бензин изучен наиболее полно по сравнению с дру гими более высококипящими фракциями. Это объясняется срав нительной легкостью его анализа и большим практическим зна чением, особенно после того, как была установлена взаимосвязь между его химическим составом и октановым числом.
Наиболее важным свойством хорошего карбюраторного топ лива является его испаряемость. Необходимо, чтобы топливо ис парялось достаточно, так, чтобы мотор хорошо запускался и при низких температурах. Однако чрезмерно высокая испаряемость можег привести к большим потерям при хранении и использова нии топлив. Нормальная испаряемость должна обеспечивать легкий запуск двигателя, быстрый прогрев его и хорошую при емистость к переменам режима. С другой стороны, в бензинах не должно быть много высококипящих, трудноиспаряемых соедине ний, поскольку они приводят к разбавлению смазочных масел.
Одним из главных показателей качества бензинов является их антидетонациснная стойкость.
Детонацией называется ненормальный характер сгорания топлив, когда после воспламенения от искры горючая смесь мгно венно самовоспламеняется и скорость распространения пламени возрастает до 1500—2500 м/сек. В результате такого воспламене ния возникает детонационная волна, которая, ударяясь о стенки цилиндра, создает вибрацию и характерный стук, происходит
дымный выхлоп отработанных газов и перегрев двигателя, т. к. количество тепла, отдаваемое стенкам цилиндра двигателя, уве личивается. Кроме того, детонация приводит к более быстрому износу частей двигателя — поршней, стенок камеры сгорания, выхлопных клапанов и др.
Появление детонации зависит как от конструкции двигате ля, так и от качества топлива. При высокой степени сжатия дви гателя он работает более рационально и имеет большую мощ ность. Поэтому сейчас моторы конструируют с высокой степенью сжатия. Однако для них требуется топливо с высокими антидетонационными свойствами. Антидетонационные свойства топли» оцениваются на специальных установках, представляющих собой одноцилиндровый двигатель с приспособлениями для получения детонационных характеристик топлив путем сравнения с эталон ными смесями. ' В качестве эталонного топлива используется смесь изооктана (2,3, 4—триметилпентан), обладающего высоки ми антидетонационными свойствами, и сильно детонирующего нормального гептана; октановое число первого принимается равным 100, а второго—0. Октановым числом называется показа тель детонационной стойкости, численно равный такому процент ному (по объему) содержанию изооктана в смеси с н-гептаном, при котором детонационная стойкость этой смеси и сравниваемо го с ней испытуемого топлива одинакова.
Оценка антидетонационных свойств авиационных бензинов, производится не только октановым числом, но и сортностью. Сортностью бензина называется число, которое показывает в процентном отношении, какую мощность может развивать дви гатель при работе на богатой смеси данного топлива по сравне нию с нзооктаном, сортность которого принимается за 100.
Например, имеется авиационный бензин Б-100/130. Обозна чение 100/130 соответствует топливу с октановым числом 100 » сортностью 130, и двигатель на этом бензине развивает мощность, на 30% больше, чем на изооктане.
Антидетонационные свойства углеводородов различных клас сов с одинаковым строением зависят с одной стороны от разме ра молекул (температуры кипения), а с другой (особенно для парафинов и олефинов) от изомерии и принадлежности к тому или другому классу углеводородов. Наибольшими детонирующи ми свойствами обладают нормальные парафины, наименьшими — нафтеновые, олефиновые и ароматические и особенно разветвлен ные изопарафиновые углеводороды.
Бензин, получаемый при первичной переработке нефти, имеет обычно невысокое октановое число, от 50 до 70. Октановое чис ло бензина, получаемого при деструктивной переработке нефти, чаще бывает выше 70. Для того, чтобы повысить антидетонационную стойкость бензина, получаемого из нефти при ее перегон ке, смешивают этот бензин с высокооктановым бензином деструк тивной переработки нефти, производят облагораживание бензина
40