Файл: Спектор, В. А. Организация и планирование деятельности управлений производственно-технологической комплектации в новых условиях хозяйствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Производственно-технологическая комплектация со­ кращает трудовые затраты и приводит к росту произво­ дительности труда на строительно-монтажных работах. При получении соответствующих материально-техничес­ ких ресурсов сокращение трудовых затрат Д в чел.-днях обеспечивает рост объема строительно-монтажных ра­ бот (2д в тыс. руб., который зависит от размера выработ­ ки одного работающего W в тыс. руб. и количества ра­ бочих дней в году V, т. е. (Зд = УРД: V тыс. руб.

Рост объема строительно-монтажных работ оказыва­ ет влияние на удельное снижение себестоимости в раз­ мере 0,001 Qn(C'i—С'2) и на размер дополнительных ка­ питальных вложений на 0,001 (3ДКД (где 0,001 —• коэффи­ циент пересчета дополнительного объема работ в млн. руб.). В связи с этим рекомендуемая для расчетов фор­ мула разности приведенных затрат принимает вид:

3=Q [(C ,'-C j) (H-0,001Qfl) - £ 11/<fl(l-0,001Q fl)].

(3)

Д л я р а с ч е т а э к о н о м и и т е к у щ и х з а т р а т

установлены следующие основные факторы:

повышение строительной готовности материальных ресурсов, получаемых от поставщиков, и подготовка их к непосредственному потреблению на рабочих местах;

комплектование (на этаж, секцию, захватку и т. п.), контейнеризация, пакетирование и централизованная до­ ставка материалов и изделий на строительную площад­ ку;

оптимизация транспортных схем перевозки от ком­ плектовочных баз УПТК до объектов строительства;

оптимизация соотношения транзитной и складской форм поставок материальных ресурсов на пункты по­ требления;

ликвидация промежуточных складов строительномонтажных организ аций;

повышение коэффициента оборачиваемости оборотных средств УПТК;

применение вычислительной техники в управлении снабжением и комплектацией.

Рассмотрим ряд из них на примере треста Белоцерковсельстрой Минсельстроя УССР, работающего по но­ вой системе планирования и экономического стимулиро­ вания.

Повышение строительной готовности материальных ресурсов, получаемых от поставщиков. Для сравнения

133

Э т а л о н I

. ( фр а г ме н т )

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние повышения строительной готовности материалов

 

 

 

 

 

 

 

 

(данные

Состав работ

 

Материлы

 

 

 

 

 

 

 

 

количест­

твмасса

группа

­среднегодо количествовое

меКоличество­ работысяцев

на строитель­

в производ­

 

во в нату­

ственных

наимено­

ральных

 

 

 

 

 

ной

цехах н

единицах

 

 

 

 

 

площадке

мастерских

вание

измерения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

!

 

!

Покрытие

Резка руло-

Линолеум

1160

ж2

3,4

ш

773 ж2

8

полов

нов, разметка

 

 

 

 

 

 

 

 

линолеумом

и

сварка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

полотнищ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

линолеума

 

 

 

 

 

 

 

 

Приготов-

Приготов-

Краски

1 1 , 2

т

1 1 , 2

IV. I

2 , 6

7 ,

10

ление

ление

масляные,

 

 

 

 

9,3

т

 

малярного

масляного

белила,

 

 

 

 

 

 

 

колера

колера

олифа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И т о г о по эталону

2 2 2 , 6

Всего

1)

экономия денежных средств — 3500

руб;

 

 

 

2)

экономия трудовых

затрат — 300 чел.-дней;

 

 

по эталону

3) дополнительный объем строительно-монтажных ра

 

 

дительности труда

при внедрении

производств,

по

* Все расчеты ведутся на 1 млнруб- сметной стоимости етроительно-моптаж

степени повышения строительной готовности материалов и изделий в различные периоды трестом Белоцерковсельстрой разработан специальный эталон 1, где содер­ жатся данные, планируемые на перспективный период (табл. 17). Экономия затрат при повышении строитель­ ной готовности материалов и изделий достигается за счет снижения отходов материалов при производстве ра­ бот в заводских условиях (в цехах или мастерских УПТК), уменьшения затрат на основную заработную плату рабочих и экономии трудовых затрат на площад­ ках.

Комплектование (на этаж, секцию, захватку и т. п.), контейнеризация, пакетирование и централизованная до­ ставка материалов и изделий на строительную площад­ ку. Для сопоставления показателя контейнеризации в

Т а б л и ц а 17

( и изделий на экономию текущих затрат по тресту Белоцерковсельстрой

на 1972 г.)*

 

 

 

 

Частные факторы

 

 

 

 

Сокращение основной зара-

 

Нормативные отходы материалов

 

. Сотной платы рабочих

 

 

 

 

 

 

п разм ера трудовых затрат

процент нормативных

экономия

я

t (

.—

 

отходов

 

 

 

 

по норме В] мени в чел.' часах

ЕНиР, расщ ка в руб.

затраты вре мени в чел. часах

заработная плата в р у б коп.

на строи­ тельной площадке

в промыш­ ленных цехах

разница в %

количество

цепа в руб .—коп.

сумма в ру б .—коп.

0,015 0,0062

п,б

4—79

2

1

1

7,73 ж2

3—

25—28

 

 

 

 

 

 

 

 

27

 

29

18,1

169,7

168—

5

3

2

0,279 г

555

154—

 

 

 

33

 

 

 

 

 

85

2403

1248—

1 3 -

573—

 

 

90

48

 

 

 

65

 

 

 

 

 

 

бот — 6 тыс. руб. (выполняемый трестом

за счет

повышения

произво-

выщающих строительную готовность),

 

 

 

 

пых работ.

различные периоды трестом Белоцерковсельстрой также

разработан специальный эталон.

Экономия затрат в результате контейнеризации ма­ териальных ресурсов достигается за счет повышения уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ, со­ кращения расстояния при перемещении материалов и изделий внутри рабочей зоны и снижения потерь мате­ риалов при хранении, погрузочно-разгрузочных работах

иавтомобильных перевозках '.1

1В результате'разработки эталона на 1972 г. для УПТК треста Белоцерковсельстрой в расчете на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ экономия денежных средств состави­

ла 2707 руб., экономия трудовых затрат — 341 чел.-день, а допол­ нительный объем работ, выполняемый трестом ^за счет повышения производительности труда при внедрении контейнеризации и пакети­

134

рования, — 6,8 тыс. руб.

135

 


Важнейшими

факторами, влияющими

на

экономию

текущих затрат,

является

оптимизация

транспортных

схем перевозок

грузов от

комплектовочных

баз УПТК

до объектов строительства, оптимизация форм поставок материальных ресурсов, рациональное их соотношение между транзитными и складскими, ликвидация проме­ жуточных складов в строительно-монтажных организа­ циях, что сокращает расходы по содержанию складов, по погрузочно-разгрузочным работам, перевозке и хра­ нению материальных ресурсов.

В результате комплексного воздействия факторов си­ стемы ПТК повышается коэффициент оборачиваемости оборотных средств УПТК, что обеспечивает рост объема строительно-монтажных работ без выделения дополни­ тельных финансовых ресурсов. Это в свою очередь сни­ жает себестоимость строительно-монтажных работ по статье «Накладные расходы» и сокращает удельные из­ держки производственно-технологической комплектации за счет их условно-постоянной части.

В результате рациональной организации материаль­ но-технического обеспечения строительного производства улучшается ряд технико-экономических показателей дея­ тельности треста:

уменьшаются виутрисменные простои рабочих и по­ вышается ритмичность строительно-монтажных работ;

сокращается продолжительность строительства и со­ ответственно уменьшается условно-постоянная часть на­ кладных расходов;

снижаются трудовые затраты на производстве, увели­ чивается производительность труда и соответственно возрастает объем строительно-монтажных работ.

Зависимость экономических показателей треста от результатов деятельности УПТК отражена в блок-схеме, представленной на рис. 8. Это делает возможным оп­ ределение в текущем и перспективном периодах степени влияния каждого из факторов на снижение затрат по статьям себестоимости и в целом от внедрения системы производственно-технологической комплектации. Для получения общей экономии текущих затрат экономия от внедрения перечисленных выше факторов суммируется.

Далее выявляются д о п о л н и т е л ь н ы е т е к у щ и е

з а т р а т ы С\, связанные с внедрением производствен­ но-технологической комплектации, которые также рас-

136


Рис. 8. Схема влияния факторов производственно-технологической комплектации на экономию текущих затрат

137

считывают по статьям себестоимости строительио-м'оМ- тажных работ. Так, учитывают разницу в заработной плате административно-хозяйственного персонала УПТК и конторы материально-технического снабжения, средст­ ва на содержание контейнеров, оборудования, машин и механизмов на базах УПТК и т. д.

Разница в сумме экономии текущих затрат и допол­

нительных текущих затрат (C l—С2) характеризует влияние системы комплектации на себестоимость строи­ тельно-монтажных работ.

В условиях новой системы планирования и экономи­ ческого стимулирования при повышении роли прибыли это дает возможность определить рост прибыли, полу­ чаемой при снижении себестоимости строительно-мон­ тажных работ, в результате воздействия ПТК, а также анализировать, планировать и прогнозировать размер прибыли при различных вариантах системы.

При

внедрении системы ■ производственно-технологи­

ческой

комплектации определяются также д о п о л н и ­

т е л ь н ы е к а п и т а л ь н ы е в л о ж е н и я Кд в о с ­ н о в н ы е с р е д с т в а У ПТ К .

Для оценки результатов внедрения системы произ­ водственно-технологической комплектации разработана математическая модель экономической эффективности '. Она представляет собой матрицу, в которой рассматри­ вается экономическая эффективность производственно­ технологической комплектации на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ как в целом, так и по отдельным статьям себестоимости, видам за ­ трат и факторам. Модель построена на основании фор­ мулы приведенных затрат (2) и состоит из четырех рас­ четных квадрантов (табл. 18).

Квадрант 1 характеризует снижение себестоимости по статьям и видам затрат в зависимости от влияющих иа нее факторов (Сп.м; Сп-3; С0.п...; Х21\ Х22).

Так, экономия текущих затрат за счет повышения строительной готовности изделий определяется по ста­ тье «Материалы» за счет снижения отходов при произ-1

1 Математическая

модель экономической

эффективности систе­

мы производственно-технологической комплектации

разработана

канд. экой, паук К.

Я. Карасевой (НИИЭС

Госстроя

СССР).

138


Т а б л и ц а 18

Модель экономической эффективности производственно-технологической комплектации

Статьи себестоимости и факторы, влияющие на ее снижение

 

« М а т е р и а л ы » , в с е г о

.....................

 

 

Повышение

строительной

готовности

 

материалов и изделий .........................

 

 

 

Контейнеризация материальных ресур-

 

с о в ..........................................................

 

 

 

 

Оптимизация

транспортных

схем и

 

строительство опорных пунктов УПТК

 

Оптимизация форм поставок.................

 

 

Рост объема выполняемых

строитель ­

 

но-монтажных работ .........................

 

п л а ­

 

« ■ Ос нов на я ' з а р а б о т н а я

 

т а » , в с е г о ] .........................................

 

 

__

Повышение

строительной

готовности

•о

материалов

и изделий .........................

 

 

Снижение себестоимости по видам затрат

 

 

 

Эксплуатацияма­ имеханизмовшин . прямыеПрочие затраты

 

Общее

 

Основная

 

Накладные

снижение

Материалы

 

себестои­

заработная

 

расходы

мости

 

плата

 

 

 

i

 

 

 

п

V1

у 1•

* ! з

* м

С1

Л 11

Л 12

Сп.м

_

Сп.м

Г

р —^22

—^23

Ск.М1+Ск.М2“

С<к.М2 21

С-к.М2

 

—У^21— —

—Х ,з "

 

 

о

 

 

£П

Дополнитель­

иС

ные капиталь­

 

CJ

ные вложения

 

S’ л

 

 

1 Б

 

 

 

 

5 S

 

 

Й Ё

ш

 

 

 

 

Э[

- Е ПК1

 

_

-С н к 1

 

 

Са.п

 

—^33

х ы

Са.п—Х 3 3

~ Е<

 

 

 

 

_

—Кз-i

_

 

 

 

£у-Р1

Cy.pi

 

 

 

 

 

 

Су.Р2

_

Су.ро

_

_

*21

*22-

*2 3

*2 4

с 11

—£ц/(д

Э 2

Сп.з

-_.

Сп.з


о

Статьи себестоимости и факторы, влияющие на ее снижение

К о н тей н ер и зац и я м атер и ал ьн ы х

ресур -

с о

в ......................................................................

 

 

*

П о вы ш ен и е ри тм и чности

р а б о т . . .

« Э к с п л у а т а ц и я

 

м а ш и н

и

м е х а н и з м о в »

и

« П р о ч и е

п р я м ы е з а т р а т ы » , в с е г о

К он тей н ер и зац и я м атер и ал ьн ы х

ресур -

со в

' ............................................................................

 

 

 

« Н а к л а д н ы е р а с х о д ы » , в с е г о

П о вы ш ен и е

стр ои тел ьн ой

го то вн о сти

м а т е р и а л о в и

издели й .................................

 

К о н тей н ер и зац и я

м ате р и ал ь н ы х ресур -

c o b s ............................................................................

 

 

 

П о вы ш ен и е

к оэф ф и ц и ен та о б о р ач и вае-

м о сти об о р о тн ы х с р е д с т в

......................

П ри м ен ени е

вы ч и сл и тел ьн ой

техни ки

П о вы ш ен и е

ри тм и ч н ости п р о и зво д ства

Снижение себестоимости по видам затрат

 

сплуатацня; маимеханизмовш , рочиепрямые

траты

Накладные

Материалы

Основная

 

заработная

 

расходы

 

плата

 

 

 

m з с

S

 

 

- * „

з

 

 

Ср.з

 

 

У 1

* 3 1

Л 32

___

Ск.П.р

 

*41

* 4 2

 

___

'

* з з

—Х 83

* 4 3

*3 4

*4 3

Сп.н

Ск.н

*Сф.н См.Н Ср.н

Продолокение табл. 18

 

 

эффе­

Общее

Дополнитель­

Экономическая ПТКктивность

снижение

 

ные капиталь­

 

себестои­

 

ные вложения

 

мости

 

 

 

- * « 3

 

 

 

Ср.з

 

 

С1"

- £ „ / С

 

Сц п.P ---Xg'd

 

CIV

- c „ / c ' v

 

Сп.н

- £ „ К д “

 

Ск.н

С

 

Сф.н

 

 

Ом. II

 

 

Ср.н