Файл: Спектор, В. А. Организация и планирование деятельности управлений производственно-технологической комплектации в новых условиях хозяйствования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
Производственно-технологическая комплектация со кращает трудовые затраты и приводит к росту произво дительности труда на строительно-монтажных работах. При получении соответствующих материально-техничес ких ресурсов сокращение трудовых затрат Д в чел.-днях обеспечивает рост объема строительно-монтажных ра бот (2д в тыс. руб., который зависит от размера выработ ки одного работающего W в тыс. руб. и количества ра бочих дней в году V, т. е. (Зд = УРД: V тыс. руб.
Рост объема строительно-монтажных работ оказыва ет влияние на удельное снижение себестоимости в раз мере 0,001 Qn(C'i—С'2) и на размер дополнительных ка питальных вложений на 0,001 (3ДКД (где 0,001 —• коэффи циент пересчета дополнительного объема работ в млн. руб.). В связи с этим рекомендуемая для расчетов фор мула разности приведенных затрат принимает вид:
3=Q [(C ,'-C j) (H-0,001Qfl) - £ 11/<fl(l-0,001Q fl)]. |
(3) |
Д л я р а с ч е т а э к о н о м и и т е к у щ и х з а т р а т
установлены следующие основные факторы:
повышение строительной готовности материальных ресурсов, получаемых от поставщиков, и подготовка их к непосредственному потреблению на рабочих местах;
комплектование (на этаж, секцию, захватку и т. п.), контейнеризация, пакетирование и централизованная до ставка материалов и изделий на строительную площад ку;
оптимизация транспортных схем перевозки от ком плектовочных баз УПТК до объектов строительства;
оптимизация соотношения транзитной и складской форм поставок материальных ресурсов на пункты по требления;
ликвидация промежуточных складов строительномонтажных организ аций;
повышение коэффициента оборачиваемости оборотных средств УПТК;
применение вычислительной техники в управлении снабжением и комплектацией.
Рассмотрим ряд из них на примере треста Белоцерковсельстрой Минсельстроя УССР, работающего по но вой системе планирования и экономического стимулиро вания.
Повышение строительной готовности материальных ресурсов, получаемых от поставщиков. Для сравнения
133
Э т а л о н I |
. ( фр а г ме н т ) |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Влияние повышения строительной готовности материалов |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
(данные |
||
Состав работ |
|
Материлы |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
количест |
твмасса |
группа |
среднегодо количествовое |
меКоличество работысяцев |
||
на строитель |
в производ |
|
во в нату |
|||||||
ственных |
наимено |
ральных |
|
|
|
|
|
|||
ной |
цехах н |
единицах |
|
|
|
|
|
|||
площадке |
мастерских |
вание |
измерения |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
! |
|
! |
Покрытие |
Резка руло- |
Линолеум |
1160 |
ж2 |
3,4 |
ш |
773 ж2 |
8 |
||
полов |
нов, разметка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
линолеумом |
и |
сварка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
полотнищ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
линолеума |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приготов- |
Приготов- |
Краски |
1 1 , 2 |
т |
1 1 , 2 |
IV. I |
2 , 6 |
7 , |
10 |
|
ление |
ление |
масляные, |
|
|
|
|
9,3 |
т |
|
|
малярного |
масляного |
белила, |
|
|
|
|
|
|
|
|
колера |
колера |
олифа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И т о г о по эталону |
— |
2 2 2 , 6 |
— |
||||
Всего |
1) |
экономия денежных средств — 3500 |
руб; |
|
|
|
||||
2) |
экономия трудовых |
затрат — 300 чел.-дней; |
|
|
||||||
по эталону |
3) дополнительный объем строительно-монтажных ра |
|||||||||
|
|
дительности труда |
при внедрении |
производств, |
по |
* Все расчеты ведутся на 1 млнруб- сметной стоимости етроительно-моптаж
степени повышения строительной готовности материалов и изделий в различные периоды трестом Белоцерковсельстрой разработан специальный эталон 1, где содер жатся данные, планируемые на перспективный период (табл. 17). Экономия затрат при повышении строитель ной готовности материалов и изделий достигается за счет снижения отходов материалов при производстве ра бот в заводских условиях (в цехах или мастерских УПТК), уменьшения затрат на основную заработную плату рабочих и экономии трудовых затрат на площад ках.
Комплектование (на этаж, секцию, захватку и т. п.), контейнеризация, пакетирование и централизованная до ставка материалов и изделий на строительную площад ку. Для сопоставления показателя контейнеризации в
Т а б л и ц а 17
( и изделий на экономию текущих затрат по тресту Белоцерковсельстрой
на 1972 г.)*
|
|
|
|
Частные факторы |
|
|
|
|
|
Сокращение основной зара- |
|
Нормативные отходы материалов |
|
||||||
. Сотной платы рабочих |
|
|
|
|
|
|
|||
п разм ера трудовых затрат |
процент нормативных |
экономия |
|||||||
<Ц |
я |
t ( |
.— |
|
отходов |
|
|
|
|
по норме В] мени в чел.' часах |
ЕНиР, расщ ка в руб. |
затраты вре мени в чел. часах |
заработная плата в р у б коп. |
на строи тельной площадке |
в промыш ленных цехах |
разница в % |
количество |
цепа в руб .—коп. |
сумма в ру б .—коп. |
0,015 0,0062 |
п,б |
4—79 |
2 |
1 |
1 |
7,73 ж2 |
3— |
25—28 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
27 |
|
29 |
18,1 |
169,7 |
168— |
5 |
3 |
2 |
0,279 г |
555 |
154— |
|
|
|
33 |
|
|
|
|
|
85 |
— |
— |
2403 |
1248— |
— |
— |
— |
— |
1 3 - |
573— |
|
|
90 |
48 |
||||||
|
|
|
65 |
|
|
|
|
|
|
бот — 6 тыс. руб. (выполняемый трестом |
за счет |
повышения |
произво- |
||||||
выщающих строительную готовность), |
|
|
|
|
пых работ.
различные периоды трестом Белоцерковсельстрой также
разработан специальный эталон.
Экономия затрат в результате контейнеризации ма териальных ресурсов достигается за счет повышения уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ, со кращения расстояния при перемещении материалов и изделий внутри рабочей зоны и снижения потерь мате риалов при хранении, погрузочно-разгрузочных работах
иавтомобильных перевозках '.1
1В результате'разработки эталона на 1972 г. для УПТК треста Белоцерковсельстрой в расчете на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ экономия денежных средств состави
ла 2707 руб., экономия трудовых затрат — 341 чел.-день, а допол нительный объем работ, выполняемый трестом ^за счет повышения производительности труда при внедрении контейнеризации и пакети
134 |
рования, — 6,8 тыс. руб. |
|
135 |
||
|
Важнейшими |
факторами, влияющими |
на |
экономию |
|
текущих затрат, |
является |
оптимизация |
транспортных |
|
схем перевозок |
грузов от |
комплектовочных |
баз УПТК |
до объектов строительства, оптимизация форм поставок материальных ресурсов, рациональное их соотношение между транзитными и складскими, ликвидация проме жуточных складов в строительно-монтажных организа циях, что сокращает расходы по содержанию складов, по погрузочно-разгрузочным работам, перевозке и хра нению материальных ресурсов.
В результате комплексного воздействия факторов си стемы ПТК повышается коэффициент оборачиваемости оборотных средств УПТК, что обеспечивает рост объема строительно-монтажных работ без выделения дополни тельных финансовых ресурсов. Это в свою очередь сни жает себестоимость строительно-монтажных работ по статье «Накладные расходы» и сокращает удельные из держки производственно-технологической комплектации за счет их условно-постоянной части.
В результате рациональной организации материаль но-технического обеспечения строительного производства улучшается ряд технико-экономических показателей дея тельности треста:
уменьшаются виутрисменные простои рабочих и по вышается ритмичность строительно-монтажных работ;
сокращается продолжительность строительства и со ответственно уменьшается условно-постоянная часть на кладных расходов;
снижаются трудовые затраты на производстве, увели чивается производительность труда и соответственно возрастает объем строительно-монтажных работ.
Зависимость экономических показателей треста от результатов деятельности УПТК отражена в блок-схеме, представленной на рис. 8. Это делает возможным оп ределение в текущем и перспективном периодах степени влияния каждого из факторов на снижение затрат по статьям себестоимости и в целом от внедрения системы производственно-технологической комплектации. Для получения общей экономии текущих затрат экономия от внедрения перечисленных выше факторов суммируется.
Далее выявляются д о п о л н и т е л ь н ы е т е к у щ и е
з а т р а т ы С\, связанные с внедрением производствен но-технологической комплектации, которые также рас-
136
Рис. 8. Схема влияния факторов производственно-технологической комплектации на экономию текущих затрат
137
считывают по статьям себестоимости строительио-м'оМ- тажных работ. Так, учитывают разницу в заработной плате административно-хозяйственного персонала УПТК и конторы материально-технического снабжения, средст ва на содержание контейнеров, оборудования, машин и механизмов на базах УПТК и т. д.
Разница в сумме экономии текущих затрат и допол
нительных текущих затрат (C l—С2) характеризует влияние системы комплектации на себестоимость строи тельно-монтажных работ.
В условиях новой системы планирования и экономи ческого стимулирования при повышении роли прибыли это дает возможность определить рост прибыли, полу чаемой при снижении себестоимости строительно-мон тажных работ, в результате воздействия ПТК, а также анализировать, планировать и прогнозировать размер прибыли при различных вариантах системы.
При |
внедрении системы ■ производственно-технологи |
ческой |
комплектации определяются также д о п о л н и |
т е л ь н ы е к а п и т а л ь н ы е в л о ж е н и я Кд в о с н о в н ы е с р е д с т в а У ПТ К .
Для оценки результатов внедрения системы произ водственно-технологической комплектации разработана математическая модель экономической эффективности '. Она представляет собой матрицу, в которой рассматри вается экономическая эффективность производственно технологической комплектации на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ как в целом, так и по отдельным статьям себестоимости, видам за трат и факторам. Модель построена на основании фор мулы приведенных затрат (2) и состоит из четырех рас четных квадрантов (табл. 18).
Квадрант 1 характеризует снижение себестоимости по статьям и видам затрат в зависимости от влияющих иа нее факторов (Сп.м; Сп-3; С0.п...; Х21\ Х22).
Так, экономия текущих затрат за счет повышения строительной готовности изделий определяется по ста тье «Материалы» за счет снижения отходов при произ-1
1 Математическая |
модель экономической |
эффективности систе |
|
мы производственно-технологической комплектации |
разработана |
||
канд. экой, паук К. |
Я. Карасевой (НИИЭС |
Госстроя |
СССР). |
138
Т а б л и ц а 18
Модель экономической эффективности производственно-технологической комплектации
Статьи себестоимости и факторы, влияющие на ее снижение
|
« М а т е р и а л ы » , в с е г о |
..................... |
|
|
|
Повышение |
строительной |
готовности |
|
|
материалов и изделий ......................... |
|
|
|
|
Контейнеризация материальных ресур- |
|||
|
с о в .......................................................... |
|
|
|
|
Оптимизация |
транспортных |
схем и |
|
|
строительство опорных пунктов УПТК |
|||
|
Оптимизация форм поставок................. |
|
||
|
Рост объема выполняемых |
строитель |
||
|
но-монтажных работ ......................... |
|
п л а |
|
|
« ■ Ос нов на я ' з а р а б о т н а я |
|||
|
т а » , в с е г о ] ......................................... |
|
|
|
__ |
Повышение |
строительной |
готовности |
|
•о |
материалов |
и изделий ......................... |
|
|
Снижение себестоимости по видам затрат |
|
|||
|
|
Эксплуатацияма имеханизмовшин . прямыеПрочие затраты |
|
Общее |
|
Основная |
|
Накладные |
снижение |
Материалы |
|
себестои |
||
заработная |
|
расходы |
мости |
|
|
плата |
|
|
|
i |
|
|
|
п |
V1 |
у 1• |
* ! з |
* м |
С1 |
Л 11 |
Л 12 |
|||
Сп.м |
— |
— |
_ |
Сп.м |
Г — |
р —^22 |
—^23 |
— |
Ск.М1+Ск.М2“ |
С<к.М2 21 |
С-к.М2 |
|
—У^21— —
—Х ,з "
|
|
о |
|
|
£П |
Дополнитель |
• |
иС |
ные капиталь |
|
CJ |
ные вложения |
|
S’ л |
|
|
1 Б |
|
|
1§ |
|
|
5 S |
|
|
Й Ё |
ш |
|
|
|
|
Э[ |
- Е ПК1 |
|
_ |
-С н к 1 |
|
|
Са.п |
|
—^33 |
—х ы |
Са.п—Х 3 3 — |
~ Е< |
|
|
|
|
_ |
—Кз-i |
_ |
|
|
— |
|
|
|||
£у-Р1 |
— |
Cy.pi |
|
|||
|
|
|
|
|
||
Су.Р2 |
— |
— |
_ |
Су.ро |
_ |
_ |
*21 |
*22- |
*2 3 |
*2 4 |
с 11 |
—£ц/(д |
Э 2 |
— |
Сп.з |
-_. |
— |
Сп.з |
— |
— |
о
Статьи себестоимости и факторы, влияющие на ее снижение
К о н тей н ер и зац и я м атер и ал ьн ы х |
ресур - |
|||
с о |
в ...................................................................... |
|
|
* |
П о вы ш ен и е ри тм и чности |
р а б о т . . . |
|||
« Э к с п л у а т а ц и я |
|
м а ш и н |
и |
|
м е х а н и з м о в » |
и |
« П р о ч и е |
||
п р я м ы е з а т р а т ы » , в с е г о |
||||
К он тей н ер и зац и я м атер и ал ьн ы х |
ресур - |
|||
со в |
' ............................................................................ |
|
|
|
« Н а к л а д н ы е р а с х о д ы » , в с е г о
П о вы ш ен и е |
стр ои тел ьн ой |
го то вн о сти |
|
м а т е р и а л о в и |
издели й ................................. |
|
|
К о н тей н ер и зац и я |
м ате р и ал ь н ы х ресур - |
||
c o b ’ s ............................................................................ |
|
|
|
П о вы ш ен и е |
к оэф ф и ц и ен та о б о р ач и вае- |
||
м о сти об о р о тн ы х с р е д с т в |
...................... |
||
П ри м ен ени е |
вы ч и сл и тел ьн ой |
техни ки |
|
П о вы ш ен и е |
ри тм и ч н ости п р о и зво д ства |
Снижение себестоимости по видам затрат
|
сплуатацня; маимеханизмовш , рочиепрямые |
траты |
Накладные |
Материалы |
Основная |
|
|
заработная |
|
расходы |
|
|
плата |
|
|
|
m з с |
S |
|
|
- * „ |
з |
|
|
Ср.з |
“ |
|
|
У 1 |
* 3 1 |
Л 32 |
___ |
Ск.П.р |
|
|
*41 |
* 4 2 |
— |
|
___ |
— |
—'
—
* з з
—Х 83
* 4 3
—
*3 4
—
*4 3
Сп.н
Ск.н
*Сф.н См.Н Ср.н
Продолокение табл. 18
|
|
эффе |
Общее |
Дополнитель |
Экономическая ПТКктивность |
снижение |
|
|
ные капиталь |
|
|
себестои |
|
|
ные вложения |
|
|
мости |
|
|
|
|
|
- * « 3 |
— |
|
|
|
|
Ср.з |
|
|
С1" |
- £ „ / С |
|
Сц п.P ---Xg'd |
— |
|
CIV |
- c „ / c ' v |
|
Сп.н |
- £ „ К д “ |
|
Ск.н |
С |
|
Сф.н |
|
|
Ом. II |
|
|
Ср.н |
|
|