Файл: Спектор, В. А. Организация и планирование деятельности управлений производственно-технологической комплектации в новых условиях хозяйствования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
По данным межотраслевого баланса, |
предприятия |
71 отрасли материального производства |
являются по |
ставщиками материалов, изделий, оборудования и машин
для строительства.
Для выполнения программы капитального строитель ства ежегодно расходуется более 1 млрд, т материалов, конструкций, изделий, более 13 тыс. типоразмеров раз личных наименований стоимостью около 30 млрд. руб.
Под влиянием технического прогресса непрерывно повышается материалоемкость строительства. В 1965 г. расход материальных ресурсов на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ составлял 569,3 тыс. руб., а в 1970 г. он повысился примерно до 620 тыс. руб. (в сопоставимых ценах).
Тенденция к повышению материалоемкости строи тельно-монтажных работ, выражающаяся в повышении удельного веса материальных затрат в сметной стои мости СМР, обусловлена главным образом перенесением операций по подготовке материалов к производственно му потреблению в заводские условия, а также внедре нием изделий повышенной готовности и укрупненных узлов.
Проведенный анализ показал, что объем материало емкости строительства в 1960—1970 гг. ежегодно повы шался в среднем на 1,4%.
Наряду с увеличением стоимости материальных ре сурсов, расходуемых на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ, происходят существен ные изменения в их материально-вещественной структу ре. Непрерывно повышается уровень применения в строи тельстве готовых конструкций, изделий, узлов при соот ветствующем уменьшении-ттсйользования на строитель ных площадках исходных материалов.
Анализ деятельности многочисленных строительно монтажных организаций показывает, что задания по вводу в действие объектов, снижению себестоимости и росту производительности труда не выполняются в зна чительной степени вследствие существенных"недостатков в системе материально-технического снабжения строи тельства. Эти недостатки обусловлены в первую очередь диспропорцией в развитии отдельных отраслей народно го хозяйства, обслуживающих строительство.
Серьезным недостатком в снабжении капитального строительства является несоответствие существующей
9
еще системы управления и организации материалопотоков требованиям новой индустриальной технологии строительного производства, что в свою очередь приво дит к нерациональному использованию имеющихся ма териально-техиических ресурсов.
При дефиците отдельных видов продукции остатки материально-технических ресурсов в ряде строительных министерств СССР в целом продолжают расти и значи тельно превышают норматив. В то же время из-за не своевременной и некомплектной поставки строительных конструкций, изделий и материалов простои рабочих со ставляют 8—-10% общего количества рабочего времени, простои машин и механизмов исчисляются в размере
20%.
Результаты исследований, проведенных Институтом экономики строительства Госстроя СССР, дали возмож ность установить основные причины недостаточной эф фективности действующей системы снабжения в капи тальном строительстве:
отсутствие увязки плана строительства с планом ма териально-технического снабжения, несбалансирован ность их по металлу, цементу, трубам и другим важ нейшим материалам;
чрезмерная централизация распределения и плани рования поступления материальных ресурсов;
многоступенчатость, системы органов управления ма териально-техническим снабжением строительства;
рассредоточенность функций управления между раз личными структурными и хозяйственными подразделе ниями в главстроях, территориальных управлениях по строительству (комбинатах, объединениях), республикан ских министерствах строительства, строительно-монтаж ных трестах;
сложность и многоканальность хозяйственных и функ циональных связей между органами управления мате риальным обеспечением на различных уровнях управ ления строительством;
дублирование органами материально-технического снабжения строительства функций территориальных ор ганов Госснаба СССР при отсутствии рациональных взаимосвязей между ними;
неблагополучие в большинстве строительных органи заций с концентрацией материальных ресурсов на важ нейших и пусковых объектах,
10
Кроме того, большинство органов управления мате риально-техническим обеспечением па уровне республи канского министерства и главстроя (УМТС, ПРУ, тресты промышленности строительных конструкций и материа лов) не являются хозрасчетными и экономически не за интересованы в результатах своей деятельности. Отсут ствие единого экономического стимула, направленного на ввод объектов в эксплуатацию, а также на сокраще ние совокупных издержек у организаций, участвующих в производстве, распределении, комплектации (транс портировании) и потреблении материальных ресурсов, препятствует повышению эффективности строительного производства.
Значительные недостатки в системе материально-тех нического снабжения имеются и на уровне строительного треста. Один из главных недостатков — раздробленность функций управления единым технологическим процессом обеспечения объектов между различными подразделе ниями строительных организаций. Как правило, в осу ществлении этого процесса прямо или косвенно участ вуют производственные отделы, конторы и отделы снаб жения, производственные предприятия строительных организаций, транспортные организации, диспетчерские службы и другие подразделения. Деятельность много численных участников процесса не координируется еди ным органом управления и ответственности за конечные результаты совместной работы каждое из этих подраз делений не несет.
На строительные площадки материалы и изделия часто поступают в некомплектном виде—и—требуют дополнительной доработки, сортировки, раскроя или уст ранения дефектов. Эти операции в условиях строитель ной площадки вызывают дополнительные затраты труда и денежных средств, отрицательно сказываются на ка честве выполняемых работ.
Некомплектная и несвоевременная поставка на объ екты строительных изделий и материалов^, вынуждает переключать бригады с одних работ на другие, снижая тем самым производительность их труда.
Нередко поставка основных изделий и материалов не увязывается с поставкой вспомогательных ресурсов. Это часто приводит к нарушению ритма работ, к срыву' технологических графиков строительного производства.
Эти и другие недостатки свидетельствуют о том, что
И
дальнейшее улучшение техмико-экономическйх показате лей строительного производства зависит от коренной ре организации традиционной системы материально-техни ческого снабжения строительных объектов, не соответ ствующей современному уровню организации строитель но-монтажных работ и не позволяющей в полной мере использовать преимущества индустриализации' и специа лизации строительства.
Одним из главных факторов, определяющих совре менные требования к организации снабжения объектов материальными ресурсами, является развитие индуст риализации строительства.
Индустриализация строительства — непрерывно уве личивающаяся сборность, доходящая в полносборных сооружениях до 78—80%, и развитие заводского способа производства — привела к тому, что на строительный объект завозят в основном не первичные материалы, а сотни и тысячи сборных деталей, конструкций, узлов.
В настоящее время из поставляемого для строитель ных организаций металлопроката примерно 73% направ ляют на изготовление стальных конструкций (33%) и сборных железобетонных изделий (40%) и лишь 27% — на строительные площадки (в том числе 12% иа изго товление монолитного железобетона).
Использование цемента в строительном производстве характеризуется следующими данными:
41% направляют на производство сборного железобе тона и бетона, 9% — на изготовление изделий из легких бетонов, 3 4 %— на производство монолитного бетона и железобетона и 16% — на изготовление растворов.
Из всего количества лесоматериалов, отпускаемых для выполнения производственной программы в строи тельстве, около 29% расходуют на изготовление столяр ных изделий и деталей, 44%-— на производство дере вянных конструкций, 27% лесоматериалов потребляют на строительной площадке.
Все это в корне изменило процесс организации снаб жения строительства. Если прежде органы снабжения стремились выполнить план по валу, поставляя первич ные материалы в основном на склады в запас, без учета технологической последовательности процессов строи тельства, то сейчас объекты строительства следует обес печивать всеми материальными ресурсами в соответст-
12
вии с технологией и темпом строительного производст ва в сроки, увязанные с графиком возведения объекта.
Таким образом, индустриализация строительства пре вращает процесс снабжения в комплектацию строек сборными конструкциями, деталями, изделиями и мате риалами.
Технический прогресс в строительстве неразрывно связан с дальнейшим расширением и углублением спе циализации. Предприятия по производству строительных конструкций и материалов выделяются из трестов и СМУ; этот процесс сопровождается их укрупнением и специализацией. Так, в комплектации железобетонными деталями полносборных домов серии П-18-01, строитель ство которых осуществляют тресты Главмосстроя, уча ствуют 17—20 специализированных заводов Главмоспромстройматериалов, поставляющих 28—33 наименова ний изделий 67—70 типоразмеров в количестве 3400 на один дом. Те же явления наблюдаются и в промышлен ном строительстве.
Специализация вызывает быстрое развитие коопери рованных связей, так как теперь на объект должны по ступать комплектно и синхронно десятки и сотни наиме нований изделий, тысячи типоразмеров с многочислен ных специализированных заводов-изготовителей, часто находящихся на значительном расстоянии от объекта строительства. Все это преобразует структуру и харак тер взаимосвязей строек и заводов как внутри строи тельной организации, так и с внешними предприятиями, участвующими в обеспечении строительных объектов сборными конструкциями, столярными изделиями, ма териалами, заготовками и укрупненными узлами, при меняемыми для выполнения санитарно-теХнйческих и электромонтажных работ.
В этих условиях перед органами обеспечения строи тельства ставятся такие важные задачи, как оптималь ное использование производственных мощностей про мышленных предприятий, изготовляющих строительные конструкции и детали, организация своевременного и комплектного изготовления и поставки продукции этих предприятий на строящиеся объекты, а также значи тельное улучшение обеспечения самих промышленных предприятий первичными материалами.
В соответствии с этим органы обеспечения должны устанавливать экономичные внутриотраслевые и межот
13
раслевые хозяйственные связи с заводами, снабженческосбытовыми и транспортными организациями и эффек тивные связи со строительно-монтажными подразделе ниями.
Таким образом, индустриализация и специализация потребовали развития новой формы связей — комплек тации. В настоящее время кооперированные производ ственно-хозяйственные связи настолько усложнились, что при отсутствии научно обоснованной системы комплек тации значительно снижаются преимущества изготовле ния деталей на специализированных заводах.
Интенсификация строительного производства, связан ная с широким внедрением новых прогрессивных форм организации и управления строительным процессом (АСУ, поточно-скоростных методов, монтажа с транс портных средств, совмещения процессов монтажа строи тельных конструкций с монтажом оборудования и т. д.), предъявляет еще более жесткие требования к комплект ности, своевременности и синхронности поставок конст рукций и материалов на объекты.
Данные анализа позволяют сделать вывод о том, что действующая система снабжения пришла в противоре чие с требованиями новой индустриальной политики в строительстве.
Таким образом, возникла объективная необходимость внедрения во всех строительно-монтажных организациях
системы производственно-технологической комплекта ции — наиболее прогрессивной и экономически эффек тивной формы отраслевого снабжения, позволяющей осуществлять с минимальными издержками централизо ванную поставку в рабочую зону комплектов сборных конструкций, изделий и материалов с высокой степенью готовности к производственному потреблению в строгом соответствии с технологией и графиком выполнения строительно-монтажных работ на каждом объекте.
В современных условиях строительства система про изводственно-технологической комплектации представля ет собой оптимальную форму организации кооперирован ных производственно-хозяйственных связей, обеспечи вающих единство процессов комплектного изготовления сборных конструкций, поставки и транспортирования в рабочую зону объекта всех материальных ресурсов в соответствии с технологическими параметрами строи тельного производства, а также наиболее рациональное
14
производственное потребление этих ресурсов при мини мальных издержках.
В условиях этой системы действующим в строитель ных организациях конторам, управлениям и отделам ма териально-технического снабжения практически не удает ся увязать работу многочисленных заводов-изготовите- лей, участвующих в кооперированных поставках, с тре буемым темпом и технологической последовательностью поступления конструкций, изделий и материалов на строительные объекты. В результате этого конструкции, изделия и материалы доставляются на стройки без уче та сроков, сортамента и количества, что вызывает не оправданно большие запасы на одних стройках при од новременном недостатке их на других и приводит к искусственному созданию дефицита по многим видам ма териальных ресурсов.
С целью совершенствования организационных форм материально-технического снабжения впервые в Совет ском Союзе Министерством промышленного строитель ства Белорусской ССР в 1963 г. была внедрена новая форма обеспечения строительных объектов: в трестах были созданы управления производственно-технологиче ской комплектации (УПТК). Однако это не единственная организационная форма производственно-технологиче-. ской комплектации, получившей за последние годы большое развитие.
Исследования НИИ экономики строительства Гос строя СССР показали, что при всем разнообразии раз вития форм этой прогрессивной системы материальнотехнического снабжения определился ряд основных на правлений, складывающихся в зависимости от степени концентрации и вида строительства в республике (эко номическом районе, узле, городе), уровня индустриали зации, специализации, организации производственной базы строительной индустрии, существующих хозяйст венных связей.
В с т р о и т е л ь н о - м о н т а ж н ы х о р г а н и з а ц и ях (у п о т р е б и т е л е й ) на разных уровнях управле ния (республиканское министерство или главстрой, тер риториальное управление по строительству или комби нат, трест) создаются органы управления комплектацией всеми видами материальных ресурсов (УПТК, КТК, трест комплектации). В специализированных территори альных трестах (особенно в трестах, выполняющих мон
15