Файл: Спектор, В. А. Организация и планирование деятельности управлений производственно-технологической комплектации в новых условиях хозяйствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это диктуется сложившейся системой материально-тех­ нического обеспечения. Увязав с этапами строительства, можно определить объем ресурсов в комплектах по каж­ дой номенклатурной группе в планах обеспечения треста на месяц, квартал, год.

Разработка КТК ведется по основным номенклатур­ ным группам материальных ресурсов. Так, КТК по эта­ пам разрабатываются на основные группы конструктив­ ных изделий (железобетонные и бетонные конструкции), металл и металлоизделия, столярные изделия, строи­ тельные материалы для работ генерального подрядчика, материалы, передаваемые субподрядчику.

Разработка комплектовочно-технологических карт на железобетонные и бетонные изделия основывается на монтажных схемах и чертежах марки КЖ- В КТК дает­ ся полная номенклатура всех изделий от работ нулевого цикла до завершения строительства объекта. В случае, если стоимость объекта превышает 1 млн. руб., КТК разрабатываются на части сооружения, разделяемые по температурным швам.

На основе детальных комплектовочно-технологичес­ ких карт составляется сводная КТК, которая служит для годового и квартального планирования.

Разработанная комплектовочно-технологическая кар­ та является документом для линейных работников СУ и УПТК и используется при составлении месячных пла- , нов и графиков на поставку конструкций с промышлен­ ных предприятий главстроя и треста (УПТК).

В жилнщмо-гражданском строительстве заслуживает широкого распространения опыт треста Яргоржилстрой, который совместно с институтом ОМТПС Минстроя СССР разработал нормативно-техно­ логическую документацию на строительство кирпичных жилых до­ мов по совмещенной технологии с комплектацией материалами и из­ делиями по суточно-часовому графику.

В нормативно-технологическую документацию для строительства надземной части жилых домов по совмещенной технологии с ком­ плектацией материалами и изделиями по суточно-часовому графику включались:

технологическая схема и циклограмма кирпичной кладки; пообъектная нормативная карта на материалы; сводный суточный график потребности материалов и изделий на

объект;

сводный суточно-часовой график комплектации объекта материа­ лами и изделиями (табл. 14);

125

Т а б л и ц а 14

Сводный суточно-часовой график комплектации материалами 70-квартирного жилого дома № 2 по ул. Кудрявцева (серия 1-447С-40) в тресте Яргоржилстрой__________________________________

П е р в а я с м е н а

Ч а с ы

р а б о т ы

£

1 0 - 1 2

8 — 10

0Кирпич силикатный 1340 шт.

АМ-1 — 38 шт. АМ-2 — 15 шт. С-2а К-1 — 18 шт.

С-За Ерши С-1а Пробки деревянные С-7

С-8

Раствор 1,5 ai3

1Кирпич силикатный 1340 шт.

Кирпич красный 1800 шт.

2Раствор 1,5 м3 Лестничные площадки'ЛП-22-16

8 шт.

Кирпич силикатный 1340 шт.

3Раствор 1,5 м 3

Перемычки Б1-ЗМ 7 шт.

»Б1-5М 15 шт.

Кирпич силикатный 1340 шт.

Ит. д.

Кирпич силикатный, два рейса по 1340 шт.

Кирпич силикатный 1340 шт.

Кирпич красный 900 шт.

Кирпич силикатный 1340 шт.

Лестничный марш ЛМ-28-11 8 шт.

Козырьки ПБ-32-69 4 шт.

Кирпич силикатный 1340 шт.

БУ 27АМ 10 шт. БУ 19М 16 шт. БУ 28 1 шт.

В т о р а я с м е н а

Ч а с ы

р а б о т ы

1 7 — 21

2 1 зо— 1^0

 

Кирпич силикатный, два

Кирпич силикатный 1340

рейса по 1340 шт.

шт.

Раствор

1,5 я 3

два

Раствор 1,5 Л13

670

Кирпич силикатный,

Кирпич

. силикатный

рейса по 1340 шт.

 

шт.

 

 

Раствор

1,5 м3

два

Раствор

1,5 м 3

 

Кирпич силикатный,

Кирпич силикатный670шт.

рейса по 1340 шт.

 

 

 

 

Раствор

1,5 м3

два

Раствор

1,5 ж3

1340

Кирпич

силикатный,

Кирпич

силикатный,

рейса по 1340 шт.

 

шт.

 

 

 

 

 

Кирпич силикатный 670 шт.


суточно-часовые графики комплектации объекта по отдельным видам изделии и поставщикам (завод ЖБК, база УПТК треста, комбинат строительных материалов, заводы силикатного и красного кирпича);

карты раскроя досок для пола; карты раскладки материалов и контейнеров па этаж.

Как видно из приведенного перечня нормативно-технологической документации для жилищного строительства, в ее состав, в отличие от КТК промышленных объектов, включены даже типовые гра­ фики обеспечения объектов поставочными (заводскими) комплекта­ ми по каждому заводу-изготовителю и производственно-комплекто­ вочной базе.

В последнее время большое развитие получила раз­ работка комплекса нормативно-технологической доку­ ментации в крупнопанельном домостроении. Так, в тре­ сте Ачинскстрой Главкрасноярсктяжстроя и в тресте № 3 Главсочиспецстроя разрабатываются типовые су­ точно-часовые графики комплектации сборных конструк­ ций по транспортным рейсам. По материалам даже ука­ зываются контейнеры и пакеты, перевозимые в каждом рейсе (рейс-комплекты).

В домостроительных комбинатах наиболее полно от­ работана и широко применяется единая нормативно­ технологическая документация. Все комплектуемые де­ тали, материалы и изделия доставляют на объекты стро­ ительства по типовым плановым документам комплекта­ ции: железобетонные конструкции и детали — по часо­ вым транспортно-монтажным графикам, а материалы и полуфабрикаты для монтажных и отделочных работ — по суточным транспортно-комплектовочным графикам. На основании таких графиков успешно работают ДСК Москвы, Ленинграда, Минска и других городов.

В управлении Зеленоградстрой Главмосстроя комп­ лексная бригада Героя Социалистического Труда Н. А. Злобина впервые применила метод бригадного подряда, доказав значительные его преимущества. Согласно усло­ виям бригадного подряда, одной из главных задач стро­ ительного управления (генерального подрядчика) яв­ ляется технологическая комплектация строящегося объ­ екта всеми конструкциями, изделиями и материалами. Управлением Зеленоградстрой совместно с трестом Мосоргстрой и управлением АСУС Главмосстроя разработан проект комплектации дома серии 4 И-209А (надземная часть) железобетонными изделиями по часовым графи­ кам и комплектовочным картам с учетом оптимальной

127

загрузки автотранспорта. В состав такого проекта вхо­ дят: комплектовочные карточки изделий для каждого за- вода-поставщика (табл. 15); часовые графики отгрузки изделий по комплектовочным карточкам для каждого

 

 

 

 

 

■ Т а б л и ц а

15

 

Комплектовочная карточка изделий №2

 

 

 

ЖБИ-21

 

Склад №

1

 

 

 

ЗИЛ-130 «В» с полуприцепом ОДАЗ-885

 

 

 

Серия И-209

«А» (2-я редакция)

 

 

 

 

простеночные и перемычные

 

 

 

 

 

блоки 1 этаж

 

 

 

 

 

К о л и ч е ­

М а с с а б л о к а в т

О б ъ е м б л о к а в м 3

 

 

 

 

 

 

 

ст во

 

 

 

 

 

п.п.

М а р к а б л о к а

б л о к о в в

1 ш т .

о б щ а я

1 ш т .

о б щ и й

 

 

 

а в т о м а ш и н е

 

1

42 Н

2

1,182

2,364

0,791

1,582

 

' 2

42 НФ

2

1,244

2,488

0,791

1,582

 

3

54 НФ

1

1,503

1,503

0,977

0,977

 

4

35 НУИ

1

1,057

1,057

0,717

0,717

 

5

35 НУФ/14

1

0,861

0,861

0,525

0,525

 

 

 

7

8,273

5,383

 

завода (исходя

из различных темпов

работ

— этаж

в

5 дней, в 4 дня, в 3 дня); сводный часовой график от­ грузки изделий с головного завода по комплектовочным карточкам с учетом оптимальной загрузки автотранс­ порта (табл. 16); сводная таблица для определения по номеру рейса марки автомашин для доставки продук­ ции, выпускаемой любым .заводом. В таблице указаны: завод-поставщик; номер рейса; количество рейсов опре­ деленного номера; марка автомашины (автопоезда); автобаза, обслуживающая завод; номера телефонов диспетчерских служб; схема складирования изделий на приобъектном складе и ряд технических чертежей, при­ меняемых при новых методах комплектации и монтажа.

Вся нормативно-технологическая документация по комплектации основывается на сетевом графике произ­ водства строительно-монтажных работ при сооружении этой серии крупноблочных домов; сетевой график согла­ сован с членами бригады и со всеми субподрядными ор­ ганизациями. Основой этой документации является ком-

1 2 8


Т а б л и ц а 16

Сводный часовой график комплектации жилого дома № 3 серии И-209 А (2-я редакция) железобетонными изделиями по комплектовочным карточкам с учетом оптимальной загрузки автотранспорта

Адрес: Новые Химки, 1-й микрорайон, Юбилейный проспект СУ-7 Управления Зелеиоградстрой

М арка автомашины

ЗИЛ-130 «В» с полу-

прицепом ................

ОДАЗ-885 ................

Тоннаж

4 мая

9,685

8,533

Номер рейса

Время от­ бытия ав­ томашины с завода

Время прибытия на объект

1972 Г.

1 7—10 8—30

4 7—20 8—40

Номер Этаж завода

I

ЖБИ-21

I

ЖБИ-21

Свод по заводам-поставщикам

Завод-

Номер комплектовочных карточек (рейсов)

п.п.

поставщик

1

ЖБИ-21

1—32 , 32А (головной)

2

ЖБИ-7

33—42

3

ЖБИ-3

43—60

плектовочная карточка, где помещается вся информа­ ция, необходимая УПТК строительного треста, диспет­ черским службам поставщика (тресту Моссбытстройматериалы и заводам-изготовителям Главмоспромстройматериалов), транспортной организации (тресту Мосстройтранс), рабочим-такелажникам заводов-поставщиков и строительной комплексной бригаде, производителю ра­ бот и строительному управлению. Так, для такелажни­ ков и диспетчеров в карточке приведены: завод-постав­ щик, номер склада на этом заводе, марка автомашины или автопоезда, наименование изделий по этой серии до­ ма (И-209А), номер этажа, спецификация изделий, схе­ ма раскладки изделий в кузове автомашины. Эта типо­ вая карточка используется для строительства всех домов данной серии.

Система комплектации крупноблочных домов по ча­ совым графикам и комплектовочным карточкам позво­ ляет в общестроительных трестах внедрить опыт ДСК

129


по монтажу конструкций с транспортных средств и со­ кратить в связи с этим сроки монтажа изделий на 15— 20%. При этой системе резко уменьшается объем ин­ формации и значительно упрощается работа диспетчер­ ской службы на заводах-поставщиках, автобазах, в ком­ плектующих и общестроительных организациях. Совер­ шенствуется планирование производства изделий по маркам и организация складов готовой продукции на заводах-поставщиках в соответствии с технологией мон­ тажа, уменьшается время на погрузочно-разгрузочные работы.

Таким образом, передовой опыт разработки норма­ тивно-технологической документации для жилищного строительства показывает, что практически возможно и необходимо разрабатывать типовые проекты производ­ ственно-технологической комплектации для любой серии кирпичных, крупноблочных и крупнопанельных домов, сооружаемых ДСК и строительно-монтажными треста­ ми. Этот вывод вполне правомерен и для типовых объ­ ектов промышленного, гражданского и сельского строи­ тельства.

Однако, учитывая трудоемкость разработки нормц- тивно-технологической документации по материальнотехническому снабжению и комплектации, целесообраз­ но привлечь для этой работы тресты Оргтехстрой, от ко­ торых эти проекты поступали бы в комплекте с осталь­ ной документацией по производству работ на объекте.

Если возникнет необходимость в разработке норма­ тивно-технологической документации по МТС и комп­ лектации непосредственно в строительной организации, эту работу должны выполнять производственные отделы или группы подготовки производства треста или СМУ, являющихся генеральным подрядчиком.

Нормативно-технологическая документация должна стать единой нормативной базой при функционировании автоматизированной подсистемы управления материаль­ но-техническим снабжением и комплектацией в строи­ тельно-монтажных трестах.


3. Планирование развития и. повышения экономической эффективности системы производственно-технологической комплектации в строительно-монтажных трестах

В период подготовки УПТК к работе в новых усло­ виях хозяйствования большое внимание уделяется раз­ работке организационно-технических и экономических мероприятий, повышающих эффективность работы УПТК.

Все разрабатываемые мероприятия должны основы­ ваться на технико-экономических расчетах, которые не­ обходимо вести на базе специальных методов анализа, планирования и прогнозирования влияния внедряемой в тресте системы производственно-технологической ком­ плектации на экономическую эффективность строитель­ ного производства.

НИИЭС Госстроя СССР и НИИСП Госстроя УССР совместно с трестом Белоцерковсельстрой были разра­ ботаны и внедрены методы определения экономической эффективности ПТК для планирования и оценки ее влияния на показатели деятельности строительно-мон­ тажных организаций.

Применение этих методов особенно важно при работе треста в новых условиях планирования и экономичес­ кого стимулирования, когда деятельность УПТК оказы­ вает значительное влияние на конечные результаты дея­ тельности треста.

Для расчетов предлагается использовать комбиниро­ ванный метод моделирования, предусматривающий оп­ ределение экономической эффективности по существую­ щим нормативам для перспективного периода (прини­ маемого за эталон) и по расчетным коэффициентам для оценки ее в текущем периоде.

Сравнительная экономическая эффективность произ­ водственно-технологической комплектации определяется на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтаж-. ных работ как разность приведенных затрат при внедре­ нии или развитии ПТК и при действующей системе ма­ териально-технического обеспечения. Эффективность ис­ числяется в зависимости от комплексного влияния фак­ торов системы комплектации на снижение себестоимости строительно-монтажных работ и дополнительных капи­ тальных вложений в основные средства УПТК.

131

Расчет эффективности ведется в соответствии с «Ин­ струкцией по определению экономической эффективно­ сти капитальных вложений» (СН 423-71).

Годовой экономический эффект Э определяется по формуле

 

 

3=Q[(C1- C 2) - £ Il(7(2—iQ],

 

(1)

где

 

Q — годовой

объем строительно-монтажных

С|

и

работ;

по обеспечению материальными

С2 — затраты

 

 

ресурсами на 1 млн. руб. сметной

стои­

 

 

мости строительно-монтажных работ

по

 

 

исходному уровню и после внедрения но­

 

 

вой системы

комплектации;

 

 

 

 

Е п— нормативный

коэффициент эффективно­

/\]

и

сти капитальных вложений;

по

ис­

/<2 — удельные капитальные вложения

 

 

ходному уровню и после внедрения новой

 

 

системы комплектации.

 

 

Расчет экономической эффективности системы

ПТК

производится методом

«на

разность».

 

 

В первой части расчета определяется экономическая эффективность ПТК на перспективный период. Эти рас­ четы, основываясь на намеченном организационном и техническом развитии системы ПТК, например на пяти­ летку, принимаются за эталон для УПТК данного треста.

Во второй части расчета — на плановый период — определяется экономическая эффективность развития системы ПТК на текущий год, а также фактические ре­ зультаты ее внедрения.

Расчеты в каждой части состоят из трех этапов. На первом этапе рассматривают влияние отдельных факто­ ров комплектации на статьи себестоимости строительно­ монтажных работ в зависимости от экономии текущих затрат С1] и дополнительных текущих затрат СД. На втором этапе определяют размер дополнительных капи­ тальных вложений /<д в основные средства УПТК (где КЯ= К 2 —Ki) . На третьем этапе рассчитывают сравни­ тельную экономическую эффективность производственнотехнологической комплектации:

Э1= (Сj —С))—£,Д д

(2)

и годовой экономический эффект 3 — Q 31.

132