Файл: Спектор, В. А. Организация и планирование деятельности управлений производственно-технологической комплектации в новых условиях хозяйствования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
Это диктуется сложившейся системой материально-тех нического обеспечения. Увязав с этапами строительства, можно определить объем ресурсов в комплектах по каж дой номенклатурной группе в планах обеспечения треста на месяц, квартал, год.
Разработка КТК ведется по основным номенклатур ным группам материальных ресурсов. Так, КТК по эта пам разрабатываются на основные группы конструктив ных изделий (железобетонные и бетонные конструкции), металл и металлоизделия, столярные изделия, строи тельные материалы для работ генерального подрядчика, материалы, передаваемые субподрядчику.
Разработка комплектовочно-технологических карт на железобетонные и бетонные изделия основывается на монтажных схемах и чертежах марки КЖ- В КТК дает ся полная номенклатура всех изделий от работ нулевого цикла до завершения строительства объекта. В случае, если стоимость объекта превышает 1 млн. руб., КТК разрабатываются на части сооружения, разделяемые по температурным швам.
На основе детальных комплектовочно-технологичес ких карт составляется сводная КТК, которая служит для годового и квартального планирования.
Разработанная комплектовочно-технологическая кар та является документом для линейных работников СУ и УПТК и используется при составлении месячных пла- , нов и графиков на поставку конструкций с промышлен ных предприятий главстроя и треста (УПТК).
В жилнщмо-гражданском строительстве заслуживает широкого распространения опыт треста Яргоржилстрой, который совместно с институтом ОМТПС Минстроя СССР разработал нормативно-техно логическую документацию на строительство кирпичных жилых до мов по совмещенной технологии с комплектацией материалами и из делиями по суточно-часовому графику.
В нормативно-технологическую документацию для строительства надземной части жилых домов по совмещенной технологии с ком плектацией материалами и изделиями по суточно-часовому графику включались:
технологическая схема и циклограмма кирпичной кладки; пообъектная нормативная карта на материалы; сводный суточный график потребности материалов и изделий на
объект;
сводный суточно-часовой график комплектации объекта материа лами и изделиями (табл. 14);
125
Т а б л и ц а 14
Сводный суточно-часовой график комплектации материалами 70-квартирного жилого дома № 2 по ул. Кудрявцева (серия 1-447С-40) в тресте Яргоржилстрой__________________________________
П е р в а я с м е н а
Ч а с ы |
р а б о т ы |
£ |
1 0 - 1 2 |
8 — 10 |
0Кирпич силикатный 1340 шт.
АМ-1 — 38 шт. АМ-2 — 15 шт. С-2а К-1 — 18 шт.
С-За Ерши С-1а Пробки деревянные С-7
С-8
Раствор 1,5 ai3
1Кирпич силикатный 1340 шт.
Кирпич красный 1800 шт.
2Раствор 1,5 м3 Лестничные площадки'ЛП-22-16
8 шт.
Кирпич силикатный 1340 шт.
3Раствор 1,5 м 3
Перемычки Б1-ЗМ 7 шт.
»Б1-5М 15 шт.
Кирпич силикатный 1340 шт.
Ит. д.
Кирпич силикатный, два рейса по 1340 шт.
Кирпич силикатный 1340 шт.
Кирпич красный 900 шт.
Кирпич силикатный 1340 шт.
Лестничный марш ЛМ-28-11 8 шт.
Козырьки ПБ-32-69 4 шт.
Кирпич силикатный 1340 шт.
БУ 27АМ 10 шт. БУ 19М 16 шт. БУ 28 1 шт.
В т о р а я с м е н а
Ч а с ы |
р а б о т ы |
1 7 — 21 |
2 1 зо— 1^0 |
|
|
Кирпич силикатный, два |
Кирпич силикатный 1340 |
рейса по 1340 шт. |
шт. |
Раствор |
1,5 я 3 |
два |
Раствор 1,5 Л13 |
670 |
|
Кирпич силикатный, |
Кирпич |
. силикатный |
|||
рейса по 1340 шт. |
|
шт. |
|
|
|
Раствор |
1,5 м3 |
два |
Раствор |
1,5 м 3 |
|
Кирпич силикатный, |
Кирпич силикатный670шт. |
||||
рейса по 1340 шт. |
|
|
|
|
|
Раствор |
1,5 м3 |
два |
Раствор |
1,5 ж3 |
1340 |
Кирпич |
силикатный, |
Кирпич |
силикатный, |
||
рейса по 1340 шт. |
|
шт. |
|
|
|
|
|
|
Кирпич силикатный 670 шт. |
суточно-часовые графики комплектации объекта по отдельным видам изделии и поставщикам (завод ЖБК, база УПТК треста, комбинат строительных материалов, заводы силикатного и красного кирпича);
карты раскроя досок для пола; карты раскладки материалов и контейнеров па этаж.
Как видно из приведенного перечня нормативно-технологической документации для жилищного строительства, в ее состав, в отличие от КТК промышленных объектов, включены даже типовые гра фики обеспечения объектов поставочными (заводскими) комплекта ми по каждому заводу-изготовителю и производственно-комплекто вочной базе.
В последнее время большое развитие получила раз работка комплекса нормативно-технологической доку ментации в крупнопанельном домостроении. Так, в тре сте Ачинскстрой Главкрасноярсктяжстроя и в тресте № 3 Главсочиспецстроя разрабатываются типовые су точно-часовые графики комплектации сборных конструк ций по транспортным рейсам. По материалам даже ука зываются контейнеры и пакеты, перевозимые в каждом рейсе (рейс-комплекты).
В домостроительных комбинатах наиболее полно от работана и широко применяется единая нормативно технологическая документация. Все комплектуемые де тали, материалы и изделия доставляют на объекты стро ительства по типовым плановым документам комплекта ции: железобетонные конструкции и детали — по часо вым транспортно-монтажным графикам, а материалы и полуфабрикаты для монтажных и отделочных работ — по суточным транспортно-комплектовочным графикам. На основании таких графиков успешно работают ДСК Москвы, Ленинграда, Минска и других городов.
В управлении Зеленоградстрой Главмосстроя комп лексная бригада Героя Социалистического Труда Н. А. Злобина впервые применила метод бригадного подряда, доказав значительные его преимущества. Согласно усло виям бригадного подряда, одной из главных задач стро ительного управления (генерального подрядчика) яв ляется технологическая комплектация строящегося объ екта всеми конструкциями, изделиями и материалами. Управлением Зеленоградстрой совместно с трестом Мосоргстрой и управлением АСУС Главмосстроя разработан проект комплектации дома серии 4 И-209А (надземная часть) железобетонными изделиями по часовым графи кам и комплектовочным картам с учетом оптимальной
127
загрузки автотранспорта. В состав такого проекта вхо дят: комплектовочные карточки изделий для каждого за- вода-поставщика (табл. 15); часовые графики отгрузки изделий по комплектовочным карточкам для каждого
|
|
|
|
|
■ Т а б л и ц а |
15 |
|
|
Комплектовочная карточка изделий №2 |
|
|
||||
|
ЖБИ-21 |
|
Склад № |
1 |
|
|
|
|
ЗИЛ-130 «В» с полуприцепом ОДАЗ-885 |
|
|
||||
|
Серия И-209 |
«А» (2-я редакция) |
|
|
|||
|
|
простеночные и перемычные |
|
|
|
||
|
|
блоки 1 этаж |
|
|
|
||
|
|
К о л и ч е |
М а с с а б л о к а в т |
О б ъ е м б л о к а в м 3 |
|||
№ |
|
|
|
|
|
|
|
|
ст во |
|
|
|
|
|
|
п.п. |
М а р к а б л о к а |
б л о к о в в |
1 ш т . |
о б щ а я |
1 ш т . |
о б щ и й |
|
|
|
а в т о м а ш и н е |
|
||||
1 |
42 Н |
2 |
1,182 |
2,364 |
0,791 |
1,582 |
|
' 2 |
42 НФ |
2 |
1,244 |
2,488 |
0,791 |
1,582 |
|
3 |
54 НФ |
1 |
1,503 |
1,503 |
0,977 |
0,977 |
|
4 |
35 НУИ |
1 |
1,057 |
1,057 |
0,717 |
0,717 |
|
5 |
35 НУФ/14 |
1 |
0,861 |
0,861 |
0,525 |
0,525 |
|
|
|
7 |
— |
8,273 |
— |
5,383 |
|
завода (исходя |
из различных темпов |
работ |
— этаж |
в |
5 дней, в 4 дня, в 3 дня); сводный часовой график от грузки изделий с головного завода по комплектовочным карточкам с учетом оптимальной загрузки автотранс порта (табл. 16); сводная таблица для определения по номеру рейса марки автомашин для доставки продук ции, выпускаемой любым .заводом. В таблице указаны: завод-поставщик; номер рейса; количество рейсов опре деленного номера; марка автомашины (автопоезда); автобаза, обслуживающая завод; номера телефонов диспетчерских служб; схема складирования изделий на приобъектном складе и ряд технических чертежей, при меняемых при новых методах комплектации и монтажа.
Вся нормативно-технологическая документация по комплектации основывается на сетевом графике произ водства строительно-монтажных работ при сооружении этой серии крупноблочных домов; сетевой график согла сован с членами бригады и со всеми субподрядными ор ганизациями. Основой этой документации является ком-
1 2 8
Т а б л и ц а 16
Сводный часовой график комплектации жилого дома № 3 серии И-209 А (2-я редакция) железобетонными изделиями по комплектовочным карточкам с учетом оптимальной загрузки автотранспорта
Адрес: Новые Химки, 1-й микрорайон, Юбилейный проспект СУ-7 Управления Зелеиоградстрой
М арка автомашины
ЗИЛ-130 «В» с полу-
прицепом ................
ОДАЗ-885 ................
Тоннаж
4 мая
9,685
8,533
Номер рейса |
Время от бытия ав томашины с завода |
Время прибытия на объект |
1972 Г.
1 7—10 8—30
4 7—20 8—40
Номер Этаж завода
I |
ЖБИ-21 |
I |
ЖБИ-21 |
Свод по заводам-поставщикам
№ |
Завод- |
Номер комплектовочных карточек (рейсов) |
п.п. |
поставщик |
|
1 |
ЖБИ-21 |
1—32 , 32А (головной) |
2 |
ЖБИ-7 |
33—42 |
3 |
ЖБИ-3 |
43—60 |
плектовочная карточка, где помещается вся информа ция, необходимая УПТК строительного треста, диспет черским службам поставщика (тресту Моссбытстройматериалы и заводам-изготовителям Главмоспромстройматериалов), транспортной организации (тресту Мосстройтранс), рабочим-такелажникам заводов-поставщиков и строительной комплексной бригаде, производителю ра бот и строительному управлению. Так, для такелажни ков и диспетчеров в карточке приведены: завод-постав щик, номер склада на этом заводе, марка автомашины или автопоезда, наименование изделий по этой серии до ма (И-209А), номер этажа, спецификация изделий, схе ма раскладки изделий в кузове автомашины. Эта типо вая карточка используется для строительства всех домов данной серии.
Система комплектации крупноблочных домов по ча совым графикам и комплектовочным карточкам позво ляет в общестроительных трестах внедрить опыт ДСК
129
по монтажу конструкций с транспортных средств и со кратить в связи с этим сроки монтажа изделий на 15— 20%. При этой системе резко уменьшается объем ин формации и значительно упрощается работа диспетчер ской службы на заводах-поставщиках, автобазах, в ком плектующих и общестроительных организациях. Совер шенствуется планирование производства изделий по маркам и организация складов готовой продукции на заводах-поставщиках в соответствии с технологией мон тажа, уменьшается время на погрузочно-разгрузочные работы.
Таким образом, передовой опыт разработки норма тивно-технологической документации для жилищного строительства показывает, что практически возможно и необходимо разрабатывать типовые проекты производ ственно-технологической комплектации для любой серии кирпичных, крупноблочных и крупнопанельных домов, сооружаемых ДСК и строительно-монтажными треста ми. Этот вывод вполне правомерен и для типовых объ ектов промышленного, гражданского и сельского строи тельства.
Однако, учитывая трудоемкость разработки нормц- тивно-технологической документации по материальнотехническому снабжению и комплектации, целесообраз но привлечь для этой работы тресты Оргтехстрой, от ко торых эти проекты поступали бы в комплекте с осталь ной документацией по производству работ на объекте.
Если возникнет необходимость в разработке норма тивно-технологической документации по МТС и комп лектации непосредственно в строительной организации, эту работу должны выполнять производственные отделы или группы подготовки производства треста или СМУ, являющихся генеральным подрядчиком.
Нормативно-технологическая документация должна стать единой нормативной базой при функционировании автоматизированной подсистемы управления материаль но-техническим снабжением и комплектацией в строи тельно-монтажных трестах.
3. Планирование развития и. повышения экономической эффективности системы производственно-технологической комплектации в строительно-монтажных трестах
В период подготовки УПТК к работе в новых усло виях хозяйствования большое внимание уделяется раз работке организационно-технических и экономических мероприятий, повышающих эффективность работы УПТК.
Все разрабатываемые мероприятия должны основы ваться на технико-экономических расчетах, которые не обходимо вести на базе специальных методов анализа, планирования и прогнозирования влияния внедряемой в тресте системы производственно-технологической ком плектации на экономическую эффективность строитель ного производства.
НИИЭС Госстроя СССР и НИИСП Госстроя УССР совместно с трестом Белоцерковсельстрой были разра ботаны и внедрены методы определения экономической эффективности ПТК для планирования и оценки ее влияния на показатели деятельности строительно-мон тажных организаций.
Применение этих методов особенно важно при работе треста в новых условиях планирования и экономичес кого стимулирования, когда деятельность УПТК оказы вает значительное влияние на конечные результаты дея тельности треста.
Для расчетов предлагается использовать комбиниро ванный метод моделирования, предусматривающий оп ределение экономической эффективности по существую щим нормативам для перспективного периода (прини маемого за эталон) и по расчетным коэффициентам для оценки ее в текущем периоде.
Сравнительная экономическая эффективность произ водственно-технологической комплектации определяется на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтаж-. ных работ как разность приведенных затрат при внедре нии или развитии ПТК и при действующей системе ма териально-технического обеспечения. Эффективность ис числяется в зависимости от комплексного влияния фак торов системы комплектации на снижение себестоимости строительно-монтажных работ и дополнительных капи тальных вложений в основные средства УПТК.
131
Расчет эффективности ведется в соответствии с «Ин струкцией по определению экономической эффективно сти капитальных вложений» (СН 423-71).
Годовой экономический эффект Э определяется по формуле
|
|
3=Q[(C1- C 2) - £ Il(7(2—iQ], |
|
(1) |
||
где |
|
Q — годовой |
объем строительно-монтажных |
|||
С| |
и |
работ; |
по обеспечению материальными |
|||
С2 — затраты |
||||||
|
|
ресурсами на 1 млн. руб. сметной |
стои |
|||
|
|
мости строительно-монтажных работ |
по |
|||
|
|
исходному уровню и после внедрения но |
||||
|
|
вой системы |
комплектации; |
|
|
|
|
|
Е п— нормативный |
коэффициент эффективно |
|||
/\] |
и |
сти капитальных вложений; |
по |
ис |
||
/<2 — удельные капитальные вложения |
||||||
|
|
ходному уровню и после внедрения новой |
||||
|
|
системы комплектации. |
|
|
||
Расчет экономической эффективности системы |
ПТК |
|||||
производится методом |
«на |
разность». |
|
|
В первой части расчета определяется экономическая эффективность ПТК на перспективный период. Эти рас четы, основываясь на намеченном организационном и техническом развитии системы ПТК, например на пяти летку, принимаются за эталон для УПТК данного треста.
Во второй части расчета — на плановый период — определяется экономическая эффективность развития системы ПТК на текущий год, а также фактические ре зультаты ее внедрения.
Расчеты в каждой части состоят из трех этапов. На первом этапе рассматривают влияние отдельных факто ров комплектации на статьи себестоимости строительно монтажных работ в зависимости от экономии текущих затрат С1] и дополнительных текущих затрат СД. На втором этапе определяют размер дополнительных капи тальных вложений /<д в основные средства УПТК (где КЯ= К 2 —Ki) . На третьем этапе рассчитывают сравни тельную экономическую эффективность производственнотехнологической комплектации:
Э1= (Сj —С))—£,Д д |
(2) |
и годовой экономический эффект 3 — Q 31.
132