Файл: Попсуенко, К. В. Техника безопасности и производственная санитария на заводах железобетонных изделий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

физического взрыва в рабочую зону выделяется боль­ шое количество энергии, пара, газов, создающих опас­ ные травматические ситуации. При взрыве сосуда ем­ костью 1 м3, находящегося под давлением 10 ат, раз­ вивается мощность 13164 кет. Поэтому проектирование и эксплуатация установок, сосудов и коммуникаций, находящихся под давлением, должны обеспечивать их безопасность. Контроль за эксплуатацией сосудов под давлением осуществляют органы Госгортехнад­ зора.

К сосудам и коммуникациям, находящимся под дав­ лением и применяемым на предприятиях сборных же­ лезобетонных конструкций, относятся котельные и компрессорные установки, гіаропроводы, сосуды и ком­ муникации для сжатого воздуха и кислорода, кисло­

родные и газовые баллоны,

ацетиленовые генераторы

и автоклавы.

и арматура, применяемые

Материалы, электроды

для ремонта и изготовления сосудов и коммуникаций, работающих под давлением, должны соответствовать требованиям Госгортехнадзора, иметь паспорта и сер­ тификаты.

Паровые котлы

Разрушения паровых котлов могут происходить изза низкого уровня воды в котле, при образовании тол­ стого слоя накипи на его стенках и в случае превыше­ ния рабочего давления пара.

При недостаче воды стены котла перегреваются, так как уменьшается отбор тепла водой, прочность пере­ гретых участков котла уменьшается, что приводит к разрывам котла в ослабленных местах. Вода, подан­ ная в перегретый паровой котел, мгновенно превраща­ ется в пар, вследствие чего в котле резко повышается давление.

200

Отложение накипи на внутренней поверхности сте­ нок котла и накопление шлака на наружных уменьша­ ет отвод тепла от стенок, что тоже ведет к их пере­ греву.

Взрывы котлов возможны также в связи с примене­ нием дефектных материалов (металлов) и электродов для их изготовления и ремонта. В процессе эксплуа­ тации котлов, а также при неправильной технологии обработки металл котлов изменяет свою структуру, его механическая прочность снижается.

Установка и эксплуатация паровых котлов и их ком­ муникаций производится в строгом соответствии с пра­ вилами Госгортехнадзора СССР Указанные прави­ ла обязательны для паровых котлов, пароперегревате­ лей и экономайзеров с давлением выше 0,7 атм, а так­ же для водогрейных котлов с подогревом воды до

115°С.

На котлах устанавливают приборы и устройства, обеспечивающие безопасность их эксплуатации (ука­ затели уровня воды в котле, давления пара, температу­ ры воды и пара, предохранители и др.).

На каждом котле устанавливают не менее двух во­ доуказательных приборов прямого действия (рис. 44). Для защиты от разрыва стекла приборы ограждают. Кроме водоуказателей прямого действия, на котлах устанавливают сигнализацию для звукового или свето­ вого оповещения о предельном уровне воды в котле.

В верхней части котла предусматривается установ­ ка легкоплавкой предохранительной пробки. В том случае, когда верхняя часть котла окажется без воды, пробка расплавится и пар из котла через образовав­ шееся отверстие будет выпускаться.

Котлы снабжаются водой при помощи двух насосов, один из которых является резервным.1

1 Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов. М., «Недра», 1968.

201


Термопары устанавливаются на питающем водопро­ воде и на выходящем из котла паропроводе, соответ­ ственно для замеров температуры воды и пара.

Для контроля давления на котле устанавливается манометр с нанесенной на шкалу красной линией пре-

Рис. 44. Измерительные приборы и предохранительные устройства паровых котлов:

/ — в о д о м ер н ы е с т е к л а ; 2 — м ан о м е тр ; 3 — п р ед о х р ан и т ел ь н ы й к л а п а н ; 4 — л е г к о п л а в к и й п р е д о х р а н и т е л ь ; 5 и 6 — те р м о м етр ы или т е р м о п ар ы .

дельно допускаемого давления пара. Манометры под­ лежат периодической проверке в лаборатории Комите­ та мер и измерительных приборов — один раз в год и администрацией предприятия — не реже одного раза в 6 месяцев. Проверенные манометры пломбируют. Ма­ нометры систематически проверяют сообщением их с атмосферой поворотом трехходового крана. Стрелка манометра при этом должна возвращаться на нулевую отметку.

При превышении рабочего давления в котле предо­ хранительный клапан стравливает пар, доводя давле­ ние в котле до заданного рабочего. На котлах произво­ дительностью больше 100 кг/ч устанавливают не менее

202

двух клапанов. Каждый предохранительный клапан должен быть снабжен приспособлением для принуди­ тельного открывания.

Котлы с камерным сжиганием топлива должны иметь автоматические устройства для прекращения подачи топлива в случае снижения уровня воды в кот­ ле. При работе на газообразном топливе котлы обору­ дуются устройством автоматики горения, прекращаю­ щей подачу топлива при падении давления воздуха.

Регистрация и технические освидетельствования кот­ лов производятся в соответствии с правилами Госгор­ технадзора. Самовольный ввод котлов в действие без. разрешения Госгортехнадзора категорически запре­ щается.

Кочегары, обслуживающие котельные с твердым топливом, для удаления золы должны обеспечиваться брезентовыми костюмами, кожаными сапогами, рука­ вицами, очками и респираторами. Тушение золы и шлака производится в вагонетках или бункерах.

Освещение газоходов при их ремонте или

осмотре

должно быть только

электрическим, напряжением

до 12

в.

предусматривать

не менее

Из

котельной следует

двух эвакуационных выходов, кроме того, она должна быть снабжена огнетушителями.

Для освещения котельной необходимо иметь ава­ рийный источник электроснабжения в виде аккумуля­ торных батарей.

Ответственные лица предприятий должны осущест­

влять

внутренний осмотр котлов не реже,

чем

через

2 года, контролер Госгортехнадзора — не реже,

чем

через

4

года, а гидравлическое испытание

проводят

через

8

лет.

 

 

Лица, ответственные за эксплуатацию котлов, наз­ начаются приказом директора предприятия. Этим же приказом назначаются лица, ответственные за надзор и техническое освидетельствование.

203


Автоклавы

На заводах бетонных и железобетонных конструк­ ций автоклавы применяют для термовлажностной об­ работки минеральных утеплителей (газосиликат, пено­ бетон и др.), силикатных материалов и конструкций, а также цементобетонных конструкций.

Рис. 45. Система автоматической блокировки впус­ ка пара в автоклав:

/ — х р а п о в о е ко л ес о ; 2 — сто п о р ; 3 — п р у ж и н а ; 4 — э л е к ­ т р о м а гн и т ; 5 — в е н т и л ь ; 5 — а в т о к л а в ; 7 — к р ы ш к а ; 5 — ко н еч н ы й в ы к л ю ч а т е л ь .

Аварии автоклавов чаще всего происходят в резуль­ тате срыва и выброса ненадежно запертых торцовых крышек, находящихся под внутренним давлением па­ ра. Усилия, действующие на крышки, измеряются сот­ нями тонн, поэтому в случае аварии крышки с огром­ ной скоростью отбрасываются на сотни метров. Осо­

204

бое внимание обслуживающий персонал должен сосре­ дотачивать на том, чтобы при закрытии крышек их зубья полностью заходили в пазы байонетного венца.

Для обеспечения безаварийной работы автоклавы оборудуют тремя системами автоматических блокиро-

Рис. 46. Система авто­ блокировки открывания крышек автоклавов:

/ — д и а ф р а г м е н н ы й к л а п а н ;

2 — а в т о к л а в ;

3 — п р у ж и н а ;

4 — м агн и тн ы й

з а м о к ; 5 —

стоп ор ; 6 — ручн ой п р и во д о тк р ы в а н и я а в т о к л а в а .

вок, которые должны исключать выпуск пара в автоклав при неполностью закрытой крышке (рис. 45), открывание крышек при наличии внутреннего давле­ ния пара (рис. 46) и третья система блокировки, осно­ вания на непосредственном воздействии подаваемого в автоклав пара (рис. 47).

Принцип срабатывания первой системы блокировки (см. рис. 45) заключается в том, что при неполностью закрытой крышке размыкается электрическая цепь, удерживающая стопор на маховике задвижки пароот­ вода; при этом опущенный стопор не даст возможнос­ ти открыть задвижку для подачи пара в незапертый или плохо запертый автоклав.

Задачей второй системы блокировки (см. рис. 46) является исключение возможности открывания кры­ шек автоклава, находящегося под давлением. При на­ личии внутреннего давления диафрагма клапана под­ нимется и выключит магнитный замок, удерживающий

205


стопор. При этом стопор запрет ручной привод, пред­ назначенный для открывания крышки.

В третьей системе блокировки рабочий импульс соз­ дается давлением пара (см. рис. 47). При полностью запертом замке открывается клапан и пар поступает

Рис. 47. Система авто­ блокировки впуска пара в автоклав, работающая непосредственно от пара:

1 — и м п у л ьсн ы й к л а п а н ; 2 —

м ем б р ан н ы й з а м о к ;

3 — а в ­

т о к л а в ; 4 — в ен т и л ь

н а п а ­

р о п р о во д е.

 

в диафрагменный клапан, а от него — к замкам, кото­ рые запрут крышки и пар начнет поступать в авто­ клав.

На время загрузки, очистки и разгрузки автоклавов маховики паровых вентилей необходимо запирать на замки, ключи от которых хранятся у мастера или у сменного инженера. На задвижках в таких случаях вывешивают запрещающую надпись: «Не включать, в автоклаве люди».

Автоклавы нумеруют, их запорную арматуру окра­ шивают в отличительные цвета, разные для каждого из автоклавов.

При перемещении вагонеток и при обслуживании пе­ реводных путей необходимо соблюдать меры безопас­ ности, исключающие попадание под колеса транспорта

206

или защемление вагонетками и формами внутри авто­ клавов. Подавать вагонетки в автоклавы, если там находятся люди, запрещается.

Газовые баллоны

Сжатые и сжиженные газы на заводах железобетон­ ных изделий используют для газопламенной обработки металлов (сварка и резка, наплавление, металлизация

ипорошковое напыление и др.).

Вслучае взрыва осколки баллонов с большими уси­ лиями разбрасываются на значительные расстояния (в некоторых случаях до 150 м). При взрыве баллонов

сгорючими газами авария усложняется созданием пожарной опасности в связи с выбросом в атмосферу значительного количества горючих. В определенных

условиях могут создаваться и взрывоопасные смеси таких газов с воздухом.

Взрывы баллонов происходят в результате перепол­ нения их углеводородными газами, повышения давле­ ния в баллонах со сжатыми газами, механических уда­ ров по баллону, нагрева их или переохлаждения, на­ хождения в баллонах металлических предметов, попа­ дания на вентиль жиров, а также длительного хране­ ния газов без употребления.

Увеличение температуры баллонов приводит к уве­ личению давления хранимого газа. Так, при нагреве на 1°С давление в баллоне увеличивается в среднем на 0,5 атм. Углеводородные сжиженные газы при нагреве увеличиваются в объеме, поэтому не допускается их перенаполнение. Над хранимым продуктом следует ос­ тавлять незаполненным примерно 10% объема балло­ на. Способ хранения должен исключать нагрев балло­ нов солнцем или от приборов отопления. Помещения, в которых хранятся баллоны, необходимо хорошо про­ ветривать, осветительную арматуру и светильники ре­

207


комендуется располагать вне складов баллонов. При быстром стравливании газов в вентилях баллонов про­ исходит интенсивный разогрев до температуры более 400°С. Ржавчина или окалина штуцеров или стружка при такой температуре может сгореть в струе кисло­ рода.

Ацетилен следует хранить в баллонах, заполненных пористыми материалами, пропитанными ацетоном. Эти меры принимаются с целью предотвращения поли­ меризации ацетилена, сопровождающейся взрывом.

При длительном хранении горючие газы могут реаги­ ровать с накопившейся в баллонах водой. Это ведет к увеличению объема нового продукта, то есть к увели­ чению давления внутри баллонов.

Наполнение, транспортировку, хранение и использо­ вание баллонов со сжатыми и сжиженными газами выполняют соответственно правилам безопасности1;12.

Компрессоры

Взрывы компрессоров чаще всего происходят в ре­ зультате перегрева цилиндра, загорания и взрыва смазочных материалов, превышения расчетного давле­ ния, в результате засасывания загрязненного воздуха, а также из-за неисправности устройств и приборов бе­

зопасности.

Давление в компрессорных установках регулируется автоматически с помощью регулятора давления, пере­ водящего компрессор на холостой ход в случае превы­ шения давления. Этой же цели служат предохрани­ тельные клапаны, выпускающие избыток воздуха в атмосферу.

1 Правила безопасности при транспортировке и хранении сжи­ женных газов. М., Гостоптехиздат, 1955.

2 Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, ра­ ботающих под давлением. М., 1960 (Госгортехнадзор СССР).

208

Температура воздуха тоже контролируется. Воздух и конструкции компрессора нагреваются в результате сжатия воздуха. Так, увеличение давления воздуха на 10 атм сопровождается нагревом компрессора до 290°С. При такой температуре масла в компрессоре разлагаются, выделяя водород и углеводороды, спо­ собные давать взрывоопасные смеси с воздухом. Кро­ ме того, на стенках цилиндров откладывается нагар в виде сажи, смол и кокса, который при известных ус­ ловиях тоже может сгорать. Отложение нагара увели­ чивает сопротивление в работе поршневой группы компрессоров, а иногда приводит и к заклиниванию поршней.

С целью предотвращения аварий нагреваемые конст­ рукции компрессоров охлаждают водой или воздухом. Контроль температуры воды, поступающей в систему охлаждения и удаляемой, осуществляется с помощью термопар или термометров. Компрессоры оснащают устройствами, автоматически сигнализирующими о прекращении поступления воды в системы охлажде­ ния.

Для безопасной эксплуатации компрессоров большое значение имеет качество масел для смазки цилиндров. Масла, применяемые для компрессоров, должны иметь заводские сертификаты и перед употреблением их не­ обходимо проверять в лаборатории. Температура вспышки компрессорных масел должна быть не менее 216—240°С, то есть она должна быть выше максималь­ но допустимой температуры сжатого воздуха на 55— 75°С. Температура воспламенения масел должна быть более 400°С. Совершенно не допускается попадание в компрессорное масло керосина или бензина, так как их пары образуют с воздухом взрывоопасные смеси.

Воздухосборники, применяемые для выравнивания давления в сети сжатого воздуха, следует устанавли­ вать за пределами помещений, в связи с тем, что существует опасность их взрыва. Воздухосборники,

209