Файл: Попсуенко, К. В. Техника безопасности и производственная санитария на заводах железобетонных изделий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
ң. В.ПОПСУЕННО
ТЕХНИНА
БЕЗОПАСНОСТИ
ИПРОИЗВОДСТВЕННАЯ
САНИТАРИЯ НА ЗАВОДАХ
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫ Х ИЗДЕЛИЙ
Н И Е В -І9 7 4
К. В. ПОПСУЕНКО
ТЕХНИНА БЕЗОПАСНОСТИ
И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ САНИТАРИЯ НА ЗАВОДАХ
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ „ИЗДЕЛИЙ
ИЗДАТЕЛЬСТВО «БУДІВЕЛЬНИК:
Кие в — 1974
л? м-мт
Попсуенко К. В. Техника безопасности и производственная сани тария на заводах железобетонных изделий. К-, «Будівельник», 1974, стр. 214.
В книге освещены материалы по охране труда, вопросы безопас ности труда при изготовлении сборных бетонных и железобетон ных конструкций, изложены основные положения трудового за конодательства в области охраны труда, а также сформулирова ны основные решения в области производственной санита рии, эргономики и технической эстетики на предприятиях сборных железобетонных конструкций. Описаны методы и средства оздо ровления условий труда и устранения опасности в производствен ных помещениях предприятий сборного железобетона, требования техники безопасности и производственной санитарии к основному технологическому и вспомогательному оборудованию, основные правила безопасной эксплуатации машин, механизмов, электроси ловых установок.
Книга предназначена для инженерно-технических работников заво дов и полигонов железобетонных конструкций, а также может быть использована студентами и преподавателями учебных заве дений.
Рисунков 47, таблиц 16, библиография из 7 позиций.
© Издательство «Будівельник», 1974 г.
п |
0317-072 |
16-74 |
М203(04)—74
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ СБОРНОГО ЖЕЛЕЗОБЕТОНА
Г л а ■ а I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Задачи и содержание охраны труда в процессе производства
В нашей стране созданы объективные условия для полной ликвидации несчастных случаев и профессио нальных заболеваний на производстве, что стало воз можным вследствие разработки и проведения в жизнь комплекса мероприятий в области охраны труда.
Охрана труда включает четыре группы мероприя тий: правовые — трудовое законодательство; производ ственная санитария и гигиена труда; технические — техника безопасности (безопасная техника); пожарная профилактика.
Трудовое законодательство в нашей стране базиру ется на Конституции СССР, Основах трудового зако нодательства іі выработанных на их основе специаль ных постановлениях, правилах, нормах и инструк циях.
Техника безопасности включает меры по устранению опасности в технологических процессах, а также по созданию и применению безопасной техники.
Санитарно-гигиенические мероприятия предусматри вают создание безвредных условий производства (бла гоприятные метеорологические условия производства, очистка.воздушной среды, улучшение освещенности, уменьшение шумов и вибраций).
Меры пожарной профилактики направлены да пре дупреждение пожаров, их локализацию в случае воз никновения и создание возможностей для эффективно го пожаротушения.
1* |
з |
На практике решение задач охраны труда осущест вляется в два этапа. На первом этапе в процессе ана лиза условий производства выявляются причины воз никновения производственных травм, профессиональ ных заболеваний и пожаров. На втором — разрабаты ваются инженерные, организационные и законодатель ные решения, направленные на устранение выявленных на предыдущем этап.е производственных вредностей и опасностей.
Для создания и поддерживания безопасных и без вредных условий производства в СССР создана госу дарственная система охраны труда, включающая науч но-исследовательские организации, ведомственные сис темы охраны труда, а также органы контроля и надзо ра за соблюдением условий труда и трудового законо дательства. Научные исследования в области охраны труда проводятся отраслевыми научно-исследователь скими институтами охраны труда ВЦСПС, Централь ным научно-исследовательским институтом противопо жарной охраны МВД СССР, научно-исследователь скими институтами Министерства здравоохранения, кафедрами охраны труда вузов и другими организаци ями. Результаты исследований указанных институтов служат базой для создания научно обоснованного тру дового законодательства, санитарных и противопо жарных норм и правил, стандартов и инструкций по созданию безопасного и безвредного производства работ.
Ведомственные системы охраны труда создаются с учетом специфических особенностей производства. Они включают структурные схемы организации охраны тру да, четкое определение обязанностей и ответственность служебных лиц за соблюдение трудового законода тельства, за создание безопасных и безвредных усло вий работы.
В условиях научно-технического прогресса, когда возрастает роль организационных производственных
4
факторов, задачи охраны труда приобретают первосте пенное значение. В процессе производства для созда ния безопасных и безвредных условий труда необходи мы предохранение и защита рабочих от травматизма; устранение из технологических процессов производ ственных факторов, вредно влияющих на здоровье ра ботающих; комплексная механизация и автоматизация производственных процессов с целью облегчения труда и снижения утомляемости рабочих.
Мероприятия по охране труда направлены, главным образом, на профилактику травматизма, профессио нальных заболеваний и пожаров на производстве. Для создания безопасных и безвредных условий производ ства необходимо строго соблюдать правила техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной профилактики, которые следует широко пропагандиро вать, а также обучать производственный персонал этим правилам. В центре внимания охраны труда на ходятся задачи по сохранению в процессе производства жизни и здоровья работающих.
Охрана труда в СССР
XXIV съездом КПСС в девятой пятилетке преду смотрены значительный подъем жизненного уровня трудящихся и улучшение условий для высокопроизво дительного творческого труда советских людей.
При Государственном комитете Совета Министров
СССР по науке и технике и ВЦСПС создан научный совет по проблемам охраны труда. Расширились ком плексные исследования институтов охраны труда, кото рые позволили усовершенствовать методы устранения производственной вредности. По сравнению с предыду щей пятилеткой число рабочих, получающих бесплатно спецодежду и обувь, увеличилось на 10 млн. чел., уро вень травматизма снизился почти вдвое, а в некоторых
5
отраслях промышленности в три раза и более. Совет ский Союз — страна с самым низким уровнем произ водственного травматизма.
Для повышения жизненного уровня и улучшения ус ловий работы советских людей XXIV съездом КПСС предусмотрены всемерное повышение технического уровня производства, комплексная механизация и ав томатизация процессов, что позволит сократить приме нение тяжелого ручного труда.
Применение новых технологических решений и ис пользование научных достижений в технике требует разработки и внедрения новых методов и средств за щиты работающих. Поэтому, наряду с работами по техническому и технологическому перевооружению предприятий, необходимо разрабатывать и внедрять соответствующие средства безопасности и повышать уровень подготовки производственного персонала. Комплексное решение задач научно-технического про гресса с учетом охраны труда позволит еще более сни зить уровень травматизма и профессиональных забо леваний. XI пленум ВЦСПС, обсудивший задачи проф союзов в связи с решениями XXIV съезда КПСС, по требовал от министерств и ведомств составить перспек тивные комплексные планы по улучшению условий труда на производствах.
По инициативе ВЦСПС проводились Всесоюзные об щественные смотры культуры производства, в которых приняло участие около 93% предприятий и организа ций страны.
Выполнение решений партии, правительства и ВЦСПС позволили в 1970 г., по сравнению с 1969 г., снизить уровень производственного травматизма в
СССР на 11%.
6
Г л а 6 а II. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
Состав и содержание законодательства о труде
Законодательство о труде в СССР регулирует отно шения рабочих, колхозников и служащих в процессе производства. Основные законодательные акты о тру де сосредоточены в Конституции СССР, Основах зако нодательства СССР и союзных республик о труде, в кодексах законов о труде, постановлениях и решениях Совета Министров СССР и союзных республик, в дей ствующих постановлениях Народного комиссариата труда СССР, в Типовых правилах внутреннего трудо вого распорядка, в нормах и правилах техники безо пасности, а также в коллективных договорах между профсоюзной организацией и администрацией пред приятия.
Правила и нормы техники безопасности и производ ственной санитарии составляются Государственными комитетами Совета Министров СССР, министерствами и ведомствами и утверждаются после согласования с отраслевыми комитетами профсоюзов. На их основе составляются типовые инструкции по технике безопас ности и производственной санитарии по профессиям и производствам, положения о должностных обязаннос тях служебных лиц в области охраны, труда, которые приобретают силу закона после согласования с комите тами профсоюзов и утверждения соответствующими административными органами.
На предприятиях и в учреждениях составляются местные инструкции по технике безопасности с учетом специфических условий производства. Их утверждает руководитель предприятия или учреждения после со гласования с ФЗМК.
Указанные инструкции систематически пересматри ваются, изменяются в зависимости от условий труда
7
с таким расчетом, чтобы выполнение правил, инструк ций и трудового законодательства по охране труда полностью обеспечивали безопасные и безвредные ус ловия работы.
Ежегодно заключаемые коллективные договора меж ду администрацией и ФЗМК регулируют отношения между администрацией предприятия и коллективом трудящихся на протяжении договорного срока.
Условия коллективного договора разрабатываются с привлечением широкой общественности и утвержда ются на общем собрании коллектива предприятия. Трудовые права граждан СССР охраняются законом.
Орежиме рабочего времени
ивремени отдыха
Рабочее время. Это норма продолжительности труда работающих, установленная законом. На протяжении рабочего времени трудящийся обязан выполнять рабо ты согласно сменности, графику или особому распоря жению администрации, находясь на указанном ему ра бочем месте.
Трудовым законодательством установлена продол жительность рабочего времени как мера обязательного труда 1и мера его охраны 21.
Законодательное ограничение максимальной продол жительности рабочего дня является важным элемен том охраны труда. В настоящее время установлена пя тидневная рабочая неделя суммарной продолжитель ностью 41 ч. Средняя продолжительность рабочего дня при этом составляет 8 ч 12 мин. При утверждении ре жима работы предприятий устанавливается график сменности, обеспечивающий отработку трудящимся
1 КЗоТ УССР. К., Політвидав Украіни, 1972. 2 Там же, статья 119.
41 ч за расчетную неделю рабочего времени1. Чаще всего основная продолжительность рабочего дня уста навливается равной 8 ч, доработка 12 мин обычно вхо дит в девятичасовой рабочий день каждую пятую пят ницу. Для персонала, осуществляющего погрузочноразгрузочные и ремонтно-наладочные работы, могут устанавливаться скользящие графики выходных дней. Продолжительность рабочего времени не может быть изменена администрацией даже по согласованию с трудящимися. Графики сменности и режим работы ад министрация согласует с заводскими профсоюзами.
Для отдельных категорий работников предприятий сборных бетонных и железобетонных конструкций ус танавливается сокращенный, неполный и ненормиро ванный рабочий день. Сокращенный рабочий день ус танавливается для работников, занятых в производ ствах с вредными условиями труда. Их перечень при веден в списке производственных цехов и профессий, работа в которых дает право на сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск. Для работников с вред ными условиями труда на заводах» бетонйых и же лезобетонных изделий установлена 36-часовая рабочая неделя. В счет времени, проработанного в производ ствах с вредными условиями труда, внесенными в спи сок, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее поло вины рабочего дня, установленного для работника дан ного производства, цеха, профессии, должности. Про должительность дополнительного отпуска для данной категории работников устанавливается в соответствии со списком. Сокращенный рабочий день и сокращенная рабочая неделя устанавливаются также для лиц, ус
1 Разъяснение Государственного комитета Совета Министров
СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 8 апреля 1967 г., № 2/П-10. Справочник профсоюзного работника. М., Профиздат, 1969.
9