Файл: Павлов, Б. В. Диагностика болезней машин. (Как инженеры овладевают языком машин).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассказ о технической
диагностике подходит к кон
цу. Чтобы познакомить чита
теля с тем, как решается эта
проблема, нам пришлось за тронуть обширный круг вопросов, относящихся к различ
ным научным отраслям. И вместе с тем мы, конечно, не ис
черпали предмет, даже если иметь в виду популяризатор
скую цель книги.
Нужно учитывать молодость технической диагностики
как науки — ей меньше десяти лет. Поэтому на многие во
просы, которые могли возникнуть у читателя, ответов пока
нет — их предстоит найти в результате напряженных ис
следований. «Верьте тем, кто ищет правду, и сомневайтесь
втех, кто ее нашел», — эти слова французского мыслителя Ж. Руссо можно отнести к любой развивающейся науке, в которой всегда больше вопросов, чем ответов.
Мы закончим эту книгу обращением к тем читателям,
которым изложенные методы диагностики показались
слишком мудреными и сложными, которым больше по душе компрессиметры, максиметры и подобные им приспособле
ния. Причем, мы не будем повторять того, что говорили раньше, что десятки подобных приборов, много лет постав
ляемые совхозам и колхозам, не могут решить проблему
диагностики. Мы также не будем разъяснять разницу меж
ду сложностью понимания, как устроен тот или иной при
бор, машина, и сложностью их использования. Не очень
многие знают во всех подробностях, как устроен телевизор или холодильник и какое назначение той или иной их час
ти, а пользуются ими все. Причем часто наблюдается такая зависимость: чем хитрее принцип, заложенный в устройст
133
во, тем проще с ним работать. Примером может служить
сравнение тормозного стенда с электронным прибором для
измерения мощности двигателей, который мы описали в
данной книге.
Мы хотим указать на социологический аспект рассмот
ренной нами проблемы. В последнее время социологи мно го сделали, чтобы осветить различные стороны нашей жиз
ни. В частности, они изучили вопрос о привлекательности
различных профессий, особенно для молодежи. Наиболее
привлекательными профессиями оказались те, что идут в
ногу с веком, те, в которых приходится иметь дело с элект
роникой, с вычислительными машинами, с достижениями
атомной физики, квантовыми генераторами и т. д. Сельские профессии по привлекательности стоят на одном из послед
них мест, и важнейшей причиной этого является отстава ние сельского хозяйства в использовании новейших дости жений науки и техники. Тракторы, комбайны — это, ко нечно, совершенные машины, но на службу сельскому
хозяйству все белее смело идет та техника, которая харак
теризует современность, прежде всего вычислительные ма
шины и другое электронное оборудование. Техническая
диагностика, нам представляется, могла бы стать удобным объектом для начала очередного перевооружения сельско го хозяйства. И с ее помощью может быть заложен фунда мент для социологических преобразований на селе. Сель ские юноши и девушки, встав за пульт электронной уста
новки или вычислительной машины, будут испытывать
такое же удовлетворение от труда, как и их сверстники,
запускающие космические корабли. Престиж сельских
профессий значительно повысится, и они станут такими
же «модными», как космонавтика, авиация, работа в на
учных учреждениях.
С о д е р ж а н и е
От стихии аварий к их прогнозу и предупреждению . . .
Н адежность |
м а ш и н ы |
................................................................... |
Можно ли |
предсказать |
а в а р и ю ? ............................................. |
«И деальный м еханизм », |
состояние м еханизм а . . . . |
Функции состояния . .....................................................................
Ди а г н о с т и к а ..........................................................................................
Диагностика |
и |
э л е к т р о н и к а |
................................................... |
|
|
||||
Информация, |
логика, |
д и а г н о з ........................................................ |
|
|
|
||||
Элементы |
диагностического процесса .................................. |
|
|
||||||
И нформация |
.......................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
||
С и г н а л ..................................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сигнал |
— помеха |
............................................................................... |
|
|
|
|
|||
К анал |
с в я з и .......................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
||
М ногоканальные |
|
системы |
........................................................ |
|
|
|
|||
Л огика . ................................................................................................ |
|||||||||
Основной |
закон |
диагностики ................................................... |
|
|
|
||||
Рождение |
с и г н а л а .................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
||
Об акустических |
м етодах |
диагностики ............................ |
|
|
|||||
«П аразитны е» |
степени свободы |
механизма . |
. . |
. , |
|||||
Соударение деталей ................................................................... |
|
|
|
|
|||||
Модуляция |
акустического |
с и г н а л а ....................... |
1 |
|
|||||
Волны |
.................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
’ |
' |
Акустический |
с и г н а л ........................................ |
|
|
|
|
||||
Система акустической |
диагностики |
'. . . |
' |
' |
|||||
С труктура |
с и с т е м ы ....................................... |
|
|
||||||
Регистрация |
сигнала ....................... |
|
! . ! ............................ |
|
|
||||
Полосовой |
ф и л ь т р ............................ |
|
’ ............................. |
|
|
5
6
15
16
20
25
26
35
35
39
46
56
59
65
70
80
84
84
88
95
97
101
105
114
114
116
119
135
С тробатор |
...................................................................................................... |
|
123 |
Д етектор |
..................................................................................................... |
|
124 |
Пороговое |
устройство |
......................................................................... |
124 |
И змерение |
амплитуды |
и м п у л ь с о в .............................................. |
125 |
И змерение |
интервалов |
в р е м е н и ................................................... |
129 |
Усреднение |
................................................................................................ |
|
130 |
Выбор реж им а работы |
м ехани зм а при диагностировании |
131 |
|
З а к л ю ч е н и е ............................................. |
|
..... ....................................................... |
133 |
ф
П а в л о в Б о р и с В а с и л ь е в и ч * |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Д И А ГН О С ТИ К А «Б О Л Е З Н Е Й * |
М АШ И Н . |
(К ак инженеры овлад еваю т языком |
||||||||||
м аш ин ). М ., |
«К о л о с ». 1971. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
136 с илл. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
У Д К 631.3— 192 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Редактор Л. А. Трепцова. |
Худож ник |
И. М. |
Оффенгенден. Худож ественны й |
|||||||||
редактор |
В. |
С. Елизавепгский. |
Технический |
редактор |
Jl. М. Володченкова. |
|||||||
Корректор |
В. В. Тумарева. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сдано в набор |
2 4 /III 1971 г . |
Подписано к печати 30/IX 1971 г . |
Т |
13493. |
Ф ормат |
|||||||
70ХЮ 8Уз2* |
Бум агати п . 2.П еч. л. |
4,25 (5 ,9 5 ). |
|
Уч. *изд . л . 5,72. |
И зд . |
№ |
265. |
|||||
Т . п. 1971 |
г . |
Jve 168. Т и раж |
50 000 |
экз. |
З ак аз |
№ |
207. Ц ена |
15 |
коп. |
|
|
|
И зд ател ьство |
«К о л о с », М осква, К -31, |
ул . Д зерж и н ского , |
д. |
1/19. |
|
|
|
|||||
Я рославский полиграфкомбинат |
Главполиграфпрома Комитета |
по печати |
при |
|||||||||
С овете Министров СССР. Я р о сл ав л ь , у л . С вободы , 97. |
|
|
|
|
|