Файл: Павлов, Б. В. Диагностика болезней машин. (Как инженеры овладевают языком машин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассказ о технической

диагностике подходит к кон­

цу. Чтобы познакомить чита­

теля с тем, как решается эта

проблема, нам пришлось за­ тронуть обширный круг вопросов, относящихся к различ­

ным научным отраслям. И вместе с тем мы, конечно, не ис­

черпали предмет, даже если иметь в виду популяризатор­

скую цель книги.

Нужно учитывать молодость технической диагностики

как науки — ей меньше десяти лет. Поэтому на многие во­

просы, которые могли возникнуть у читателя, ответов пока

нет — их предстоит найти в результате напряженных ис­

следований. «Верьте тем, кто ищет правду, и сомневайтесь

втех, кто ее нашел», — эти слова французского мыслителя Ж. Руссо можно отнести к любой развивающейся науке, в которой всегда больше вопросов, чем ответов.

Мы закончим эту книгу обращением к тем читателям,

которым изложенные методы диагностики показались

слишком мудреными и сложными, которым больше по душе компрессиметры, максиметры и подобные им приспособле­

ния. Причем, мы не будем повторять того, что говорили раньше, что десятки подобных приборов, много лет постав­

ляемые совхозам и колхозам, не могут решить проблему

диагностики. Мы также не будем разъяснять разницу меж­

ду сложностью понимания, как устроен тот или иной при­

бор, машина, и сложностью их использования. Не очень

многие знают во всех подробностях, как устроен телевизор или холодильник и какое назначение той или иной их час­

ти, а пользуются ими все. Причем часто наблюдается такая зависимость: чем хитрее принцип, заложенный в устройст­

133

во, тем проще с ним работать. Примером может служить

сравнение тормозного стенда с электронным прибором для

измерения мощности двигателей, который мы описали в

данной книге.

Мы хотим указать на социологический аспект рассмот­

ренной нами проблемы. В последнее время социологи мно­ го сделали, чтобы осветить различные стороны нашей жиз­

ни. В частности, они изучили вопрос о привлекательности

различных профессий, особенно для молодежи. Наиболее

привлекательными профессиями оказались те, что идут в

ногу с веком, те, в которых приходится иметь дело с элект­

роникой, с вычислительными машинами, с достижениями

атомной физики, квантовыми генераторами и т. д. Сельские профессии по привлекательности стоят на одном из послед­

них мест, и важнейшей причиной этого является отстава­ ние сельского хозяйства в использовании новейших дости­ жений науки и техники. Тракторы, комбайны — это, ко­ нечно, совершенные машины, но на службу сельскому

хозяйству все белее смело идет та техника, которая харак­

теризует современность, прежде всего вычислительные ма­

шины и другое электронное оборудование. Техническая

диагностика, нам представляется, могла бы стать удобным объектом для начала очередного перевооружения сельско­ го хозяйства. И с ее помощью может быть заложен фунда­ мент для социологических преобразований на селе. Сель­ ские юноши и девушки, встав за пульт электронной уста­

новки или вычислительной машины, будут испытывать

такое же удовлетворение от труда, как и их сверстники,

запускающие космические корабли. Престиж сельских

профессий значительно повысится, и они станут такими

же «модными», как космонавтика, авиация, работа в на­

учных учреждениях.


С о д е р ж а н и е

От стихии аварий к их прогнозу и предупреждению . . .

Н адежность

м а ш и н ы

...................................................................

Можно ли

предсказать

а в а р и ю ? .............................................

«И деальный м еханизм »,

состояние м еханизм а . . . .

Функции состояния . .....................................................................

Ди а г н о с т и к а ..........................................................................................

Диагностика

и

э л е к т р о н и к а

...................................................

 

 

Информация,

логика,

д и а г н о з ........................................................

 

 

 

Элементы

диагностического процесса ..................................

 

 

И нформация

..........................................................................................

 

 

 

 

 

 

С и г н а л .....................................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

Сигнал

— помеха

...............................................................................

 

 

 

 

К анал

с в я з и ..........................................................................................

 

 

 

 

 

 

М ногоканальные

 

системы

........................................................

 

 

 

Л огика . ................................................................................................

Основной

закон

диагностики ...................................................

 

 

 

Рождение

с и г н а л а ....................................................................................

 

 

 

 

 

 

Об акустических

м етодах

диагностики ............................

 

 

«П аразитны е»

степени свободы

механизма .

. .

. ,

Соударение деталей ...................................................................

 

 

 

 

Модуляция

акустического

с и г н а л а .......................

1

 

Волны

....................................................................................

 

 

 

 

 

 

'

Акустический

с и г н а л ........................................

 

 

 

 

Система акустической

диагностики

'. . .

'

'

С труктура

с и с т е м ы .......................................

 

 

Регистрация

сигнала .......................

 

! . ! ............................

 

 

Полосовой

ф и л ь т р ............................

 

’ .............................

 

 

5

6

15

16

20

25

26

35

35

39

46

56

59

65

70

80

84

84

88

95

97

101

105

114

114

116

119

135


С тробатор

......................................................................................................

 

123

Д етектор

.....................................................................................................

 

124

Пороговое

устройство

.........................................................................

124

И змерение

амплитуды

и м п у л ь с о в ..............................................

125

И змерение

интервалов

в р е м е н и ...................................................

129

Усреднение

................................................................................................

 

130

Выбор реж им а работы

м ехани зм а при диагностировании

131

З а к л ю ч е н и е .............................................

 

..... .......................................................

133

ф

П а в л о в Б о р и с В а с и л ь е в и ч *

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д И А ГН О С ТИ К А «Б О Л Е З Н Е Й *

М АШ И Н .

(К ак инженеры овлад еваю т языком

м аш ин ). М .,

«К о л о с ». 1971.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

136 с илл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У Д К 631.3— 192

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Редактор Л. А. Трепцова.

Худож ник

И. М.

Оффенгенден. Худож ественны й

редактор

В.

С. Елизавепгский.

Технический

редактор

Jl. М. Володченкова.

Корректор

В. В. Тумарева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сдано в набор

2 4 /III 1971 г .

Подписано к печати 30/IX 1971 г .

Т

13493.

Ф ормат

70ХЮ 8Уз2*

Бум агати п . 2.П еч. л.

4,25 (5 ,9 5 ).

 

Уч. *изд . л . 5,72.

И зд .

265.

Т . п. 1971

г .

Jve 168. Т и раж

50 000

экз.

З ак аз

207. Ц ена

15

коп.

 

 

 

И зд ател ьство

«К о л о с », М осква, К -31,

ул . Д зерж и н ского ,

д.

1/19.

 

 

 

Я рославский полиграфкомбинат

Главполиграфпрома Комитета

по печати

при

С овете Министров СССР. Я р о сл ав л ь , у л . С вободы , 97.