Файл: Павлов, Б. В. Диагностика болезней машин. (Как инженеры овладевают языком машин).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
более правильно подойти к выбору рабочего частотного
диапазона диагностической аппаратуры. Знание частоты,
на которую приходится максимальная интенсивность сиг нала, генерируемого данной кинематической парой, позво ляет использовать частотную фильтрацию для выделения
ее сигнала. Перемножение Q (со) и Я(со) дает следующие
формулы для vB и vmax:
т
_ |
0 ,7 |
^тах |
• |
Таким образом, оба параметра спектра зависят от дли
тельности соударения деталей. А поскольку длительность
для различных кинематических пар неодинакова, то будут
различными и указанные параметры спектров сигналов,
генерируемых различными кинематическими парами. Чтобы закончить рассказ о спектрах, остается указать
на одну неточность, которую мы допустили при рассмотре нии частотной характеристики механизмов. В упругом те ле неограниченных размеров могут возникать колебания
любой частоты. Это мы и предполагали, представив аку
стический канал как набор осцилляторов всевозможных частот. В действительности механизм — упругое тело огра
ниченных размеров. В таких телах, согласно теории коле
баний, могут возбуждаться волны только вполне опреде
ленных частот. Поэтому частотные характеристики аку
стических каналов имеют форму не наклонной прямой
линии, а волнообразной кривой, высота гребней которой
возрастает с частотой. Ее гребни называют спектральными выбросами или резонансами. Такой вид реальных частот
ных характеристик несколько усложняет форму спектров
сигналов, но не изменяет полученный вывод о зависимости их основных параметров vB и vmax от длительности удара
деталей в кинематической паре.
ИЗ
СИСТЕМА АКУСТИЧЕСКОМ ДИАГНОСТИКИ
Мы установили, что в акустическом
сигнале механизма есть признаки, позво
ляющие разложить его на составляющие,
каждая из которых посылается только
одной кинематической парой. Кроме того,
составляющие сигнала содержат парамет
ры, значения которых однозначно связа
ны с состоянием отправившей их пары.
Это позволяет, измерив параметры сигна
ла, оценить состояние кинематической па
ры. Теперь остается только реализовать
имеющиеся возможности в конкретной ап
паратуре.
114
Рис. Hi. Блок-схема системы акустической диагностики.
На международной выставке «Автоматизация-69» де
монстрировалась система акустической диагностики
(САД), разработанная сотрудниками СибИМЭ. Это устрой
ство универсально в том смысле, что с его помощью можно ставить диагноз широкому классу машин. Расскажем, как
работают элементы устройства, но прежде дадим общее
представление о его структуре.
Любая система акустической диагностики состоит из пяти основных элементов: а) двух датчиков ( датчик коле баний и датчик опорного сигнала); б) блока разделения
сигнала на составляющие; в) блока измерения параметров
сигнала; г) блока управления; д) блока индикации, кото
рый позволяет считывать результат диагноза со светового
табло или получать его напечатанным на специальном бланке. Наиболее сложным устройством системы диагно стики является блок разделения сигнала, в котором сиг
нал, принятый датчиком от механизма, подвергается мно
гократной фильтрации для очищения от искажающих его
помех.
Регистрация сигнала
Существенный элемент диагностической системы — датчик колебаний. От его выбора зависит точность и на дежность диагноза. При распространении по механизму
упругой волны в каждой его точке происходят изменения
состояния материала. Во-первых, частицы механизма сме
щаются на определенную величину из положения равнове
сия, во-вторых, они приобретают определенную скорость
движения, и, в-третьих, перемещаются с определенным
ускорением. Существуют датчики, которые способны реги стрировать каждый из трех указанных параметров колеба
тельного движения. Их называют соответственно датчиком перемещения, датчиком скорости и датчиком ускорения.
Выбор типа датчика для регистрации акустического
сигнала — первое мероприятие по очищению сигнала от
116
помех. Дело в том, что колебания механизма во время его
работы вызываются многими причинами. Мы сосредоточи
ли внимание на колебаниях, возбуждаемых соударением деталей. Это связано со спецификой задачи диагностики.
Но, кроме ударов, механизм заставляют колебаться и дру
гие причины, например неуравновешенность деталей. Если
на одном из валов механизма имеется несбалансированная
масса, то силы инерции раскачивают механизм как единое целое в такт с движением неуравновешенной массы. Дат чик, установленный на корпусе механизма, будет одновре
менно воспринимать и колебания, возбуждаемые ударами
деталей, и его колебания из-за неуравновешенности дви жущихся масс. Последний вид колебаний следует считать
помехой *, поскольку в них не содержится информация о
состоянии кинематических пар. Но как очистить полезный
сигнал от этой помехи?
Следуя общему правилу, прежде всего выясним, чем различаются оба вида колебаний. Начнем с рассмотрения их частоты. Выше было показано, что частота, на которую приходится максимальная интенсивность колебаний, вы званных соударением деталей, определяется формулой:
_ |
0 ,7 |
''’m ax — |
т |
|
Длительность соударения деталей т имеет порядок 50—200 миллионных долей секунды. Приняв последнее значение длительности удара, найдем, что vmax имеет порядок 3500 герц. А теперь определим, чему равна частота колеба
|
* П онятия «полезный сигнал» и «помеха» относительны . Боль |
|||
ш ая |
неуравновеш енность деталей |
часто сама явл яется сущ ествен |
||
ным |
дефектом, и поэтому ее определение м ож ет |
служ ить целью |
||
диагностики. Н еуравновеш енность |
м еханизм а оцениваю т с помо |
|||
щ ью |
специальных |
приборов — виброметров, для которы х помехой |
||
служ ат колебания, |
возбуж денные |
в механизм е |
соударением де |
талей. Для этого случая остается справедливым все сказанное в данном параграф е.
117
ний механизма из-за его неуравновешенности. Пусть вал с
несбалансированной массой вращается со скоростью 1500
оборотов в минуту, или 25 оборотов в секунду. Такая ско
рость, например, у коленчатого вала трактора «Беларусь».
Частота колебаний механизма будет равна 25 герц.
При дисбалансе у некоторых механизмов, например у дви гателей, кроме основной частоты, наблюдается также ее вторая гармоника. Частота гармоники для нашего случая равна 2-25 = 50 герц. Мы видим, что порядок частот у обо их видов колебаний разный.
А теперь вспомншм формулу, устанавливающую связь
между амплитудами смещения S и ускорения /: j = ш25.
Обозначим амплитуды смещения и ускорения, а также
частоту колебаний из-за неуравновешенности S u /i,coi. Со ответствующие величины для колебаний, вызываемых уда
рами деталей, пусть будут 5г, /г, сог. Если принять, что
амплитуды смещения обоих видов колебаний равны (S i= S 2 ), то можно определить, во сколько раз колебатель
ное ускорение, вызываемое соударением деталей, больше
ускорения из-за неуравновешенности:
7г
U
Проделав эти вычисления, видим, как можно восприни мать колебания механизма, возбуждаемые ударами дета лей, и практически не воспринимать при этом движение механизма из-за неуравновешенности его частей. Для это
го нужно регистрировать колебания механизма датчиком
ускорений. И наоборот, при регистрации колебаний дат
чиком смещений мы не будет воспринимать результат со
ударения деталей, а только неуравновешенность меха низма.
И 8
Сказанное вполне объясняет, по
чему в акустической диагностике сиг
нал с механизма всегда снимается
датчиком ускорений. Особенно удоб
ны датчики, построенные на исполь
зовании пьезоэффекта. Ряд кристал лов (кварц, турмалин, сегнетовая
соль) обладают тем свойством, что если вырезанную из них пластинку сжать или, наоборот, растянуть, то на ее поверх ности появляется электрический заряд: на одной стороне положительный, на другой — отрицательный. Это явление
называют пьезоэффектом («пьезо» по-гречески означает
давление). Разность потенциалов, возникшую между сто
ронами пьезопластинки, можно усилить до нужной вели
чины и использовать в качестве акустического сигнала.
В заключение следует сказать несколько слов о монта
же датчика на механизм. Металлические тела — хорошие
проводники звука, поэтому удары деталей можно воспри нимать в любой точке механизма. Выбор места съема сиг
нала обычно обусловливается его доступностью, удобством
монтажа датчика. Но когда место съема сигнала на меха низме выбрано, датчик следует устанавливать с большой точностью. Ошибка в монтаже датчика приводит к ошибке
вдиагнозе.
Кошибкам ведет и отклонение оси датчика от принято го направления. Дело в том, что упругие волны в твердых телах обладают определенной поляризацией, т. е. их части цы колеблются в одних направлениях сильнее, чем в дру
гих. При монтаже датчика следует также выдерживать
определенное усилие его затяжки, потому что оно влияет
на акустический сигнал.
Полосовой фильтр
Электрический сигнал на выходе датчика имеет малую величину, и прежде чем подать его в анализирующее уст ройство, сигнал усиливают. Пьезодатчик требует использо
> |
119 |
|
вания двух усилителей: предусилителя и основного усили
теля. Предусилитель устанавливают непосредственно вбли
зи датчика так, чтобы соединяющий их кабель имел как
можно меньшую длину. Это связано с тем, что пьезодатчик
работает в электрической схеме как конденсатор. Поэтому
для расширения частотного диапазона необходимо, чтобы
входное сопротивление усилителя имело как можно боль шую величину. Оно обычно измеряется миллионами ом.
Если пьезодатчик будет соединен с усилителем длинным
кабелем, то при большом входном сопротивлении усилителя
кабель начнет шунтовать его вход для высокочастотных
составляющих сигнала. Длинный кабель обладает большой
емкостью и, как всякий конденсатор, является хорошим
проводником для высокочастотных колебаний.
После прохождения предусилителя сигнал может пере даваться на большие расстояния, поэтому диагностическую
аппаратуру не обязательно располагать вблизи обследуемо го механизма.
Чтобы усилить сигнал и в то же время не исказить его форму, усилитель должен обладать равномерной частотной характеристикой, т. е. он должен усиливать все частотные составляющие сигнала в одинаковое число раз. Этому тре бованию, например, должен удовлетворять предусилитель. Акустические сигналы механизмов занимают довольно ши
рокий диапазон частот, примерно от 1 тысячи герц до 10—
15 тысяч герц. В такой полосе должна быть равномерной
частотная характеристика предусилителя.
Требования к основному усилителю несколько иные.
Мы знаем, что сигнал, генерируемый каждой кинематиче
ской парой, имеет свой спектр. Наибольшая интенсивность
колебаний, возбуждаемых разными кинематическими па рами, приходится на различные частоты. Поэтому, чтобы
увеличить сигнал интересующей кинематической пары и в
то же время ослабить сигналы от других пар, усилитель должен иметь большой коэффициент усиления для тех ча стот, которые соответствуют максимуму спектра полезного
120
сигнала, а все остальные колебания ему пропускать не сле
дует. Усилитель должен выполнять роль полосового филь
тра. Чтобы более наглядно показать роль частотной филь
трации в акустической диагностике, расскажем о работе
прибора, предназначенного для измерения угла опереже
ния впрыска топлива форсункой дизеля. Несвоевременный впрыск топлива в цилиндр служит частой причиной плохой
работы двигателя. В СибИМЭ создан прибор, который позволяет измерять опережение (запаздывание) впрыс ка. Основным элементом прибора служит полосовой
фильтр.
Прибор имеет два датчика. Один из них устанавливают
на колпачке форсунки. Он должен улавливать удары иглы
форсунки при ее подъеме в момент впрыска топлива. Вто
рой датчик устанавливают на картер маховика и в момент
прохождения мимо него отверстия, которое высверлено в
маховике, датчик выдает импульс. Момент времени появ ления этого импульса соответствует прохождению порш-
Латчик шееаний
Рис. 32. Блок-схема прибора для измерения угла опережения впрыска топлива форсункой.
121
Рис. 33. Два спектра колебаний двигателя.
нем первого цилиндра верхней мертвой точки (в. м. т.). Интервал времени между импульсами, вырабатываемыми обоими датчиками, соответствует величине опережения
(запаздывания) впрыска топлива форсункой. Прибор его должен измерить. Но дело усложняется тем, что датчик, установленный на колпачке форсунки, улавливает не толь ко удары иглы, но и удары в других кинематических парах
двигателя (перекладку поршней, удары в подшипниках
и т. д.). Как сделать так, чтобы датчик принимал только
удары иглы форсунки и «не слышал» остальных стуков?
Эту задачу полностью решает полосовой фильтр.
На рисунке изображены два спектра колебаний двига теля. Один из них (красная линия) соответствует сигналу, посылаемому всеми кинематическими парами дизеля, за
исключением форсунки. Другой спектр (черная линия)
принадлежит сигналу, генерируемому ударами всех дета лей двигателя, в том числе и иглой форсунки. Спектры занимают неодинаковый диапазон частот. Первый спектр простирается только до частоты 7 тысяч герц. Кинематиче
ские пары двигателя не возбуждают колебаний выше этой
частоты. Спектр сигнала форсунки лежит в интервале от
нуля до 16 тысяч герц. Таким образом, между 7 и 16 тыся чами герц колебания вызываются только ударами иглы форсунки. Если после датчика сигнал пропустить через
122