Файл: Молдустанов, Т. Специализация промышленного производства Киргизии и развитие ее экономических связей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

спорт, являющийся важнейшим средством осуществления межреспубликанских и внутриреспубликанских экономи­ ческих связей. Характеризуя роль железных дорог, В. И. Ленин указывал, что они представляют собой одно из проявлений самой яркой связи между городом и де­ ревней, между промышленностью и земледелием, на ко­ торой основывается целиком социализм1. Транспорт вы­ ступает не только как важное средство осуществления экономических связей, но и как важнейший фактор, ока­ зывающий существенное влияние на организацию произ­ водственной специализации отдельных промышленных предприятий и их кооперирование, а также на установ­ ление их оптимальных размеров.

Степень его влияния определяется своеобразием про­ изводства и потребления продукции отдельных отраслей промышленности, природными и экономическими усло­ виями республики.

Экономическое значение транспортного фактора ха­ рактеризуется не только величиной затрат на перевозки. Прокладки новых железнодорожных линий и развитие других средств сообщения способствуют вовлечению в хозяйственное использование новых природных ресурсов, создают благоприятные условия для возникновения в районе их тяготения промышленных предприятий, рас­ ширения сельскохозяйственного производства, роста го­ родов и повышения культуры населения.

Удешевление перевозок приводит к размещению од­ них отраслей промышленности вне зависимости от мест? ных условий и создает предпосылки для рассредоточения их по территории района, а другие больше концентри­ рует вблизи сырьевых и топливно-энергетических райо­ нов, определяя производственную специализацию по­ следних.

Хотя прогресс транспорта и удешевление перевозок создают возможность индустриализации всех без исклю­ чения районов и зон и обеспечивают более равномерное размещение промышленности в целом, однако влияние их на размещение отдельных отраслей промышленности весьма различно. Поэтому различные виды отраслей промышленности, в зависимости от транспортных факто­ ров, размещаются одни — поблизости источников сырья1

1 В. И. Л ен ин. ПСС, т. 36, стр. 271—272.

23

и топлива, другие — вблизи районов потребления их про­ дукции.

Конкретный учет затрат па транспортировку сырья, топлива и готовой продукции для правильного решения вопросов развития и размещения промышленности имеет очень большое значение, так как эти затраты составляют но многим важнейшим видам продукции значительную долю образования себестоимости продукции.

Так, например, доля транспортных издержек в себе­ стоимости продукции составляет: в черной металлур­ гии — 25—30%, в производстве цемента — 30—35%. дру­ гих строительных материалов — 20—40%, серной кисло­ ты — 25—35%, в целлюлозно-бумажной — 15—20%, в мясной промышленности — 5— 18%1.

В отраслях промышленности, выпускающих высоко­ ценную продукцию, таких как машиностроительная, тек­ стильная, обувная, доля транспортных издержек в себе­ стоимости продукции сравнительно невелика, но и при этом абсолютные размеры затрат на перевозку во мно­ гих случаях достигают значительных величин.

Транспортный фактор оказывает свое влияние на спе­ циализацию района и через установление рациональных зон реализации продукции. Дальность межрайонного об­ мена продукции зависит от экономичности производства и от транспортных условий района. Если издержки про­ изводства в результате оптимальных условий специали­ зации весьма низки и продукция экономически выдержи­ вает длительные перевозки, то зона реализации такой продукции может быть весьма значительной, а общие затраты на перевозки составят большую долю. Сниже­ ние издержек на перевозку грузов в этом случае, с точки зрения народного хозяйства, выступает в качестве под­ чиненной задачи2*.

Транспортный фактор по-разному влияет на специа­ лизацию районов и формирование их хозяйственного комплекса. Если специализация районов в значительной степени способствует развитию магистральных видов транспорта, то хозяйственный комплекс района зависит

*

А. Е. П р о б с т .

Размещение социалистической промышленно­

сти. М„ Экопомиздат, 1962, стр. 144.

2

Закономерности

и факторы развития экономических районов.

М., Изд-во «Наука», 1965 г., стр. 246.

24


от развития как магистральных, так и местных видов транспорта. В настоящее время для комплексного, разви­ тия хозяйства районов особое значение приобретает сеть местных внутрирайонных дорог. Известное отставание развития внутрирайонных видов транспорта (автомо­ бильного и железнодорожного) в Киргизии до некоторой степени тормозит комплексное развитие хозяйства глу­ бинных районов республики, освоение имеющихся там природно-сырьевых ресурсов, вынуждает ввозить из дру­ гих, дальних, районов массовые виды продукции, произ­ водство которой возможно в пределах этих районов рес­ публики.

Объемы межрайонных перевозок непосредственно за­ висят от наличия и пропускной способности путей сооб­ щения, связывающих районы. Вместе с тем, качество пу­ тей, их конфигурация оказывают косвенное воздействие и на структуру отраслей специализации. Возможность экономически эффективного (себестоимость перевозок) вывоза продукции благоприятствует развитию в районе отраслей, дающих массовую, многотоннажную про­ дукцию.

Благоприятное транспортно-географическое положе­ ние способствует углублению специализации района, так как дает возможность вовлечь в народнохозяйственный оборот природные ресурсы районов и служит одним из факторов, определяющих масштабы развития отраслей специализации с точки зрения потребностей в их про­ дукции окружающих районов и с точки зрения удобства транспортирования этой продукции.

Влияние транспорта на ограничение степени специа­ лизации. производства должно быть значительно сильнее в отраслях, отличающихся более высокими удельными расходами сырья и топлива, к тому же при невысокой стоимости тонны последних и при менее сложной и тру­ доемкой переработке сырья. Наоборот, чем более сложна и трудоемка переработка сырья, тем, при прочих равных .условиях, должен быть большим экономический эффект специализации производства и меньшим ограниничивающее влияние транспорта.

Транспортно-географическое положение Киргизии приобретает особое значение для специализации. Из-за сравнительно неблагоприятных транспортных условий (слабого развития железнодорожной сети, в стороне от

25

главных магистральных путей, вдали от важнейших хо­ зяйственных центров страны, преобладание автомобиль­ ного транспорта) специализация Киргизии должна идти по пути вывоза лишь транспортабельных видов продук­ ции. Неблагоприятное транспортно-географическое по­ ложение ограничивает развитие здесь отраслей, для ко­ торых имеются весьма благоприятные природные пред­ посылки. Поэтому до сих пор не освоены многие мине­ рально-сырьевые ресурсы.

Так, до сих пор не осваиваются Узгенское (коксую­ щиеся угли) и Тегенекское каменноугольные месторож­ дения Южной Киргизии, Каракечинское буроугольное —

вНарынской области.

Сразвитием технического прогресса на транспорте удельный вес транспортных издержек в стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов в пункте их потребления будет все более снижаться. Тем самым роль транспорт­ ного фактора при выборе оптимального варианта разме­ щения производства, рациональной специализации райо­

нов независимо от его неблагоприятного транспортногеографического положения, организации наиболее эффективных межрайонных и внутрирайонных производ­ ственных связей, будет относительно уменьшаться. «Об­ щество, освобожденное от пути капиталистического про­ изводства, — указывал Ф. Энгельс, — ...создает новую производственную силу, которая с избытков перевесит труд по перевозке сырья и топлива из более отдаленных пунктов»1.

Дореволюционная Киргизия была краем почти пол­ ного бездорожья. Перевозка грузов производилась вьюч­ ным и гужевым транспортом. В настоящее время в Кир­ гизии представлены все виды транспорта. Теперь все го­ рода и районы республики связаны современными доро­

гами. Общая протяженность

автомобильных

дорог в

Киргизии составляет свыше

20 тыс. км,

из них

11,8 тыс. — с твердым покрытием.

 

Индустриальное развитие народного хозяйства и со­ циалистическая реконструкция сельского хозяйства Кир­ гизии были непосредственно связаны с развитием совре­ менного железнодорожного и автомобильного тран­

спорта. Без

них

невозможно было

бы

осуществить

’ К. М а р к с

и

Ф. Э н г е л ь с Соч., т. 20,

стр.

308.

26


подъем производительных сил самых отдаленных райо­ нов республики, комплексное развитие экономики Кирги­ зии и установить прочные экономические связи с про­ мышленно развитыми районами страны.

С развитием железнодорожного строительства в Кир­ гизии были созданы металлообрабатывающие и машино­ строительные заводы на базе привозного сырья с Урала, Украины, Западной Сибири, продукция которых в виде разнообразных машин, приборов вывозится за пределы республики.

Железная дорога обеспечила экономические связи се­ вера и юга республики. После проведения железной до­ роги г. Фрунзе превратился в один из крупных тран­ спортных центров, где сосредоточены снабженческие базы, откуда идет перераспределение товаров по различ­ ным районам потребления. Железная дорога, проведен­ ная через Боомское ущелье в Иссык-Кульскую котло­ вину до г. Рыбачье (1950 г.), способствует быстрому развитию производительных сил Иссык-Кульской и Нарынской областей, обеспечивая ввоз промышленной про­ дукции, лесоматериалов и др. и вывоз разнообразного сельскохозяйственного сырья из этих районов для пере­ работки на промышленных предприятиях Чуйской доли­ ны. Создание удобной транспортной сети способствовало быстрому развитию экономики этих подрайонов.

В интересах.развития горнодобывающей промышлен­ ности в 1928 г. была построена ветка Кувасай — КызылКия, в 1930 г. — Карасу—Ош, в 1932 г. — Джалал- Абад—Кок-Янгак, в 1935 г. — Уч-Курган—Таш-Кумыр и узкоколейная Пролетарск—Сулюкта. Это позволило рез­ ко увеличить добычу угля и превратить Южную Кирги­ зию в кочегарку Средней Азии.

Проведение железнодорожных веток к угольным месторождениям и крупным населенным пунктам спо­ собствовало также быстрому развитию промышленности по переработке сельскохозяйственного сырья.

В настоящее время в Ошской области на базе мест­ ного сырья работает 5 хлопкоочистительных заводов, маслоэкстракционный завод, шелкокомбинат, текстиль­ ный комбинат, созданы машиностроительные, электро­ технические, горнорудные, металлургические и многие другие промышленные предпрития. Все это убедительно показывает, что строительство железной дороги на юге

27

Киргизии сыграло огромную роль в развитии произво­ дительных, сил этого района. Южная Киргизия из отста­ лой аграрной превратилась в один из важных индуст­ риальных районов республики.

Киргизия — горная страна, многие ее районы распо­ ложены в глубинных частях Центрального Тянь-Шаня и Приферганской горной части. Проведение железных дорог в республике, особенно во внутренних ее частях, сопряжено со значительными трудностями и большими капитальными вложениями.

В настоящее время лишь равнинные части респуб­ лики охвачены железнодорожным транспортом, внутрен­ ние же районы — автомобильным. При горном рельефе огромная роль в развитии производительных сил при­ надлежит автомобильному транспорту. Создание дорож­ ной сети в горных районах требует меньших капиталь­ ных затрат, чем строительство железных дорог.

Основными магистралями, играющими исключитель­ но большую роль в развитии производительных сил Кир­ гизии, является автомагистраль, соединяющая 'Чуйский подрайон с Иссык-Кульской и Нарынской областями, Фрунзе—Рыбачье—Торугарт, Ошской областью — Фрун­ зе—Ош, а также Фрунзе—Калининское—Джамбул—Та­ лас, Ош—Хорог и др.

Развитие автотранспорта дало возможность колхо­ зам и совхозам республики, расположенным в ИссыкКульской и Нарынской областях и горных частях Ош­ ской области, вывозить промышленным предприятиям для дальнейшей переработки продукцию земледелия и животноводства, ввозить машины, удобрения, нефтепро­ дукты, промышленные товары. С развитием дорожного строительства и автомобильных перевозок созданы пред­ посылки для увеличения продукции сельского хозяйства и бесперебойного снабжения перерабатывающей про­ мышленности местным сырьем.

Единственным водоемом Киргизии, по которому осу­ ществляются транспортные перевозки, является озеро Иссык-Куль. Значительно увеличились перевозки по озеру за последнее время: в 1970 г. — в 2,8 раза по сравнению с 1960 г. Подведение к озеру железнодорож­ ной ветки создало возможность отправки грузов со стан­ ции Рыбачье в другие районы, обслуживаемые водным транспортом.

28


Киргизская ССР связана с другими районами страны и авиалиниями. Только за последнее десятилетие кир­ гизские авиаторы перевезли свыше 80 тыс. т народнохо­ зяйственных грузов.

Транспортная сеть не остается неизменной, она раз­ вивается в тесной связи с развитием хозяйства экономи­

ческих районов.

Большое влияние на специализацию промышленного производства оказывает технический прогресс, от кото­ рого зависят качество и количество сырьевых, топливноэнергетических и водных ресурсов, развитие транспорта.

Технический прогресс в добывающей промышлен­ ности, изменяя технику добычи полезных ископаемых и методы обогащения, расширяет рамки их добычи и по­ зволяет разрабатывать новые месторождения (высоко­ горные, глубокого залегания и т. д.), которые ранее счи­ тались недоступными.

В обрабатывающей промышленности технический прогресс снижает индивидуальные затраты овеществлен­ ного и живого труда, сокращает металлоемкость и тру­ доемкость продукции, позволяет применять более деше­ вые и прогрессивные материалы, взаимозаменяемое топливо, расширяет рамки территориального размеще­ ния обрабатывающих предприятий (за счет прогресса на транспорте).

Технический прогресс осуществляется в трех основ­ ных направлениях: электрификации, комплексной меха­ низации и автоматизации, химизации отраслей народ­ ного хозяйства.

Развитие технического прогресса приводит к измене­ нию сырьевой и энергетической базы, способствует фор­ мированию эффективной структуры производства, обе­ спечивающей создание продуктов с наименьшими затра­ тами труда и средств.

Технический прогресс на современном этапе развития производительных сил немыслим без широкого примене­ ния электрической энергии. Она позволила технически перевооружить промышленность и сельское хозяйство, транспорт и сферу обслуживания.

Наряду с электрификацией народного хозяйства важ­ нейшим направлением технического прогресса является его химизация.

29


Химия оказывает влияние на совершенствование и расширение сырьевого баланса промышленности. Здесь происходит процесс вытеснения продуктов растительного и животного происхождения, а также полезных ископае­ мых продукцией современной химии. Это имеет огром­ ное экономическое значение, так как ведет к удешевле­ нию сырья и вырабатываемых из него изделий, высво­ бождает много дефицитного и дорогого пищевого сырья от использования его в технических целях.

Таким образом, в настоящее время в экономике рес­ публики, имеются самые широкие возможности для дальнейшей специализации производства. Причем дейст­ вие закона планомерного развития народного хозяйства позволяет осуществить специализацию производства в плановом порядке во всех звеньях общественного про­ изводства, эффективно сочетая ее с кооперированием предприятий и в масштабе отраслей и по административ­ ным районам.

Только специализация всего общественного производ­ ства республики создает реальные возможности непре­ рывного роста эффективности производства и неуклон­ ного роста производительности общественного труда.

И. ПРОФИЛЬ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ В МЕЖРАЙОННОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА

1. Место Киргизской ССР в межрайонном территориальном разделении труда

Территориальное разделение труда — это та эконо­ мическая сила, которая, по определению К. Маркса, закрепляет «определенные отрасли производства за оп­ ределенными районами страны»1.

Территориальное разделение труда между районами и республиками основано на рациональном использова­ нии их природных, экономических и других особен­ ностей, позволяющих достигнуть в производстве того или иного продукта наиболее высокой производитель­ ности общественного труда. Различия природных условий служат естественной предпосылкой территориального разделения труда.

Именно на использовании наиболее благоприятных природных и экономических условий основывается целе­ сообразность развития в отдельных районах и республи­ ках производства определенных продуктов для обеспе­ чения потребностей других районов и республик.

Территориальное разделение труда развивается вместе с развитием способа производства материальных благ. Его развитие приводит к углублению специализа­ ции районов и республик и в связи с этим — росту об­ мена деятельностью между ними.

Территориальное разделение труда требует использо­ вания наиболее экономически эффективных источников сырья, топлива, энергии межрайонного значения или уникальных ресурсов различных районов.

Межрайонные экномические связи создают возмож­ ность взаимно пополнять недостающие звенья производ-

1 К. М а р к с. К а п и т а л, т. 1, М., 1969, стр. 366.

31