Файл: Меерович, В. Г. Оборот средств и эффективность производства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

требность в собственных оборотных средствах. Поэтому нет оснований при финансовых затруднениях задержи­ вать в обороте предприятия суммы, подлежащие взносу в бюджет. В этом случае необходимая помощь в соот­ ветствии с действующими правилами должна оказы­ ваться за счет кредита банка.

Чтобы обеспечить непрерывное планомерное осуще­ ствление процессов производства и обмена, своевремен­ но совершать все расчеты с бюджетом и между пред­ приятиями, вовремя вносить амортизационные отчисле­ ния, надо выполнять планы производства и реализации продукции, все количественные и качественные показа­ тели, особенно по получению прибыли и сохранности соб­ ственных оборотных средств.

Кроме того, нельзя забывать о кредите для расчетов со всеми поставщиками, переведенными на новые усло­ вия ¡планирования и экономического стимулирования, при возникновении у них временных финансовых затруд­ нений, который выдается покупателям на срок до 30 дней. Платежные кредиты выдавались покупателям и раньше. Без «их вообще невозможно осуществлять кругооборот с минимумом авансированных средств, так как из-за несоответствия между ¡поступлением сырья и материалов и отгрузкой готовой продукции, между платежами и выручкой потребность в оборотных сред­ ствах постоянно отклоняется от их норматива. В совре­ менных условиях при выдаче платежных кредитов могут также приниматься во внимание временные финансовые затруднения. В связи с этим, как отмечалось выше, про­ цент за кредит по разовым зачетам следовало бы повы­ сить. Таким образом, в соответствии с экономически обоснованными методами авансирования оборотных средств более правильно и теоретически и практически предупреждать возникновение цепочки неплатежей ¡по­ средством кредита. В некоторых случаях целесообразно по требованию банка провести организационно-техни­ ческие мероприятия по улучшению организации произ­ водства, ускорению реализации продукции, улучшению

снабжения

предприятий, что

и делается на практике.

Напротив,

задерживать распределение

чистого дохода

и допускать дополнительное

временное

авансирование

денежных средств в оборот предприятия

за счет задол­

женности бюджету было бы необоснованно. Отсюда сле­

320


дует, что платежи в бюджет при недостаточности свобод­ ных денег у предприятия на счетах в банке должны про­ изводиться в первую очередь. Это обусловлено также тем, что платежи в бюджет не кредитуются и не могут кре­ дитоваться. Даже в том случае, когда платежи в бюд­ жет производятся со специальных ссудных счетов, их источником является соответствующая часть выручки,, поступающая на эти счета.

Аналогичное положение складывается и со взносами в банк амортизационных отчислений. Амортизация от­ ражает оборот основных производственных фондов. По­ скольку амортизационные отчисления имеют целевое назначение, они не кредитуются банком (кроме креди­ тов на временный недостаток амортизационных отчисле­ ний на капитальный ремонт, когда плановые сроки про­ ведения этого ремонта установлены раньше, чем долж­ ны быть накоплены соответствующие амортизационные отчисления). Поэтому амортизационные отчисления при недостаточности средств для осуществления всех пла­ тежей должны вслед за взносами в бюджет произво­ диться вне очереди.

Ряд платежей предприятия производят при форми­ ровании централизованных фондов министерств и по внутрипромышленному перераспределению прибыли и средств за счет начислений на себестоимость продукции. Такие платежи имеют строго целевой характер, перево­ димые в порядке этих платежей средства, как правило,, если нет встречных перечислений, в течение более или менее продолжительного времени выбывают из оборота предприятия. Указанные платежи при недостаточности средств можно производить вне очереди — вслед за пла­ тежами в бюджет.

Остальные платежи предприятиям при недостаточно­ сти платежных средств целесообразно производить в хронологической очередности. Календарный хроноло­ гический порядок очередности следует использовать для платежей за счет средств, остающихся у предприятий после распределения чистого дохода, и амортизационных отчислений, так как нет никаких оснований создавать преимущества по платежам из этих средств.

Предлагаемый порядок очередности направлен на более быстрое и бесперебойное поступление платежей в государственный бюджет, своевременное осуществление

121

внутрипромышленного перераспределения, на усиление контроля банка за использованием авансированных оборотных средств в процессе 'Кредитования и расчетов. Государственный банк может и должен кредитовать обоснованную потребность в дополнительных ресурсах сверх собственных оборотных средств, требовать свое­ временного возврата выданных ссуд, используя при этом проценты за кредит.

При предложенном порядке отпадает первоочеред­ ность платежей на заработную плату при недостаточ­ ности платежных средств. Но в этом нет ничего осо­ бенного. В новых условиях хозяйствования заработная плата кредитуется по обороту материальных ценностей наряду с другими затратами производства. Кроме того, по действующему порядку могут выдаваться ссуды на выплату' заработной платы. Таким образом, своевремен­ ность выплаты трудящимся заработной платы не ста­ вится под угрозу, а с администрации іпредприяпия не снимается ответственность за правильное использование

.авансированных оборотных средств и бесперебойное осуществление платежного оборота.

Как уже отмечалось, на планомерность платежного оборота оказывает влияние соотношение между плате­ жами и выручкой от реализации, от чего зависит тип платежного оборота. Теоретически можно выделить два основных типа платежного оборота: с систематическими (ежедневными) равномерными поступлениями и такими же платежами; с периодическими (через различное ко­ личество дней) поступлениями выручки и такими же платежами. На практике встречаются и смешанные ва­ рианты. В отраслях с поточным производством выручка может поступать каждый день, в мелкосерийном и еди­ ничном производстве выручка поступает периодически. Отрасли с единичным производством получают выручку периодически, по мере частичной готовности изделия. Оплата по частичной готовности в этом случае необ­ ходима для того, чтобы не увеличивать размер собствен­ ных оборотных средств.

Сроки платежей в бюджет непосредственно не свя­ заны с типом платежного оборота отдельных предприя­ тий, хотя по платежам в бюджет в зависимости от их видов установлены неодинаковые сроки. По более круп­ ным платежам, как правило, предусматриваются более

322


частые сроки взносов. Так, по налогу с оборота сроки дифференцируются в зависимости от объема следующим образом. Ежедневно по каждому счету вносит налог спиртовая промышленность, уплачивающая наиболеекрупные суммы. Выходные базы в текстильной промыш­ ленности, как правило, уплачивают налог с оборота ежедневно на третий день после совершения оборота. Более частые сроки взимания платежей в бюджет боль­ ше соответствуют типу платежного оборота в отраслях

смассовым выпуском продукции и равномерным по­ ступлением выручки.

Промышленные предприятия часто уплачивают налог

соборота раз в декаду. Для промышленных предприя­ тий дифференцируются отчисления от прибыли и взносы в бюджет свободного остатка прибыли (10, 20, 28-го чис­ ла в размере '/s квартальной суммы). В отдельных слу­ чаях число взносов отчислений от прибыли по согласо­ ванию финансовых органов с промышленностью может быть увеличено с 3 до 6 раз. Взносы платы за фонды предусматриваются два раза в месяц, рентных (фикси­ рованных) платежей — в основном в те же сроки, что и налога с оборота (в зависимости от сумм взносов).

Для планомерного осуществления платежей в бюд­ жет и соблюдения установленной очередности платежей наряду со сроками взносов существенное значение имеет,

скакого счета производятся платежи. Наличие несколь­ ких счетов предприятия в банке ведет к расщеплению платежного оборота и влияет на условия взносов плате­ жей из чистого дохода предприятий. Платежи в бюджет за счет чистого дохода производятся в основном с расчет­ ного счета. При децентрализованных зачетах такой ме­ тод неудобен для бюджета, так как фактически нару­ шает установленную очередность платежей в бюджет.. На расчетный счет в этом Случае поступает только саль­ до— превышение выручки над платежами поставщику.

При взносах платежей в бюджет с расчетного счета

вболее благоприятные условия ставятся предприятия, имеющие специальные ссудные счета. Со спецссудного счета часть выручки в доле нематериальных затрат и прибыли поступает на расчетный счет. При децентра­ лизованных зачетах на расчетный счет поступает только сальдо между выручкой и платежами за товарно-мате­

риальные ценности.

123

Из вышеизложенного видно, что наметилась опреде­ ленная тенденция отсечения части выручки, из которой производятся платежи в бюджет, путем уплаты фикси­ рованной части платежей в цене товара с лицевого счета по децентрализованным зачетам или перечисления со спецссудного на расчетный счет, практически без учета финансового состояния предприятий. Платежи в бюд­ жет, которые изменяются в зависимости от суммы чис­ того дохода предприятия, перечисляются с расчетного счета из соответствующей доли выручки вместе со сред­ ствами для других нематериальных расходов. В этом случае создается большая, но не полная зависимость от финансового состояния предприятия.

В решении вопроса о выделении из платежного обо­ рота средств, предназначенных для взносов в бюджет, нет последовательности. Наличие тех или иных счетов предприятия в банке, неодинаковые режимы этих счетов значительно увеличивают различия в организации пла­ тежного оборота. Тем не менее новая тенденция ха­ рактерна и, очевидно, прогрессивна, поскольку пред­ приятия могут маневрировать авансированными оборот­ ными средствами как за счет собственных оборотных средств, так и кредитов банка, а чистый доход (в на­ правляемой в бюджет части) изымается исходя из поступления выручки и прямо не связан с финансовым состоянием предприятия (если уровень платежей обу­ словлен уровнем дохода, зависимость платежей от фи­ нансового состояния увеличивается). Наметившаяся тен­ денция способствует рациональному использованию обо­ ротных средств и своевременному поступлению плате­ жей в бюджет. Тем не менее в худшем положении пока оказывается бюджет как из-за фактического нарушения очередности платежей, втягивания доли доходов, предна­ значенных бюджету, в неплановые расходы, так и из-за недостаточно дифференцированного подхода к перио­ дичности платежей в зависимости от типа платежного оборота. Поэтому необходимо провести мероприятия, направленные на совершенствование организации пла­ тежного оборота и системы платежей ів бюджет за счет чистой продукции.

При решении вопросов о сроках и методах изъятия доли накоплений, содержащейся в выручке от реализа­ ции готовой продукции и направляемой в государствен­

124


ный бюджет, по нашему мнению,, следует исходить из следующих взаимно обусловливающих и дополняющих друг друга положений.

Поскольку платежи в бюджет осуществляются за счет части чистого дохода, содержащейся в выручке от реализации продукции, бюджетные средства и другие платежи из чистого дохода предприятия, а также амор­ тизационные отчисления, отражающие оборот основных средств, не должны длительное время находиться в пла­ тежном обороте предприятия. Вследствие этого для пла­ тежей в бюджет, взносов амортизационных отчислений, а, возможно, для перечислений-по внутрипромышлен­ ному перераспределению следовало бы установить вне­ очередной порядок расчетов при недостаточности средств на счетах предприятий, а для других платежей — хро­ нологическую (календарную) очередность.

Однако в современных условиях было бы недоста­ точно только декретировать первоочередность платежей в бюджет. Необходимо установить соответствующий по­ рядок расчетов. Открывать какие-либо счета в Госбанке

СССР, отражающие отдельно кругооборот собственных оборотных средств и движение накоплений и амортиза­ ционных отчислений, в условиях огромного платежного оборота, проходящего через банк, на наш взгляд, было бы неправомерно.

Платежи в бюджет, когда их объем определяется установленными количественными показателями по об­ лагаемому обороту (налог с оборота, часть фиксиро­ ванных платежей), могут вноситься строго по мере поступления выручки, без какой-либо зависимости от типа и характера расщепления платежного оборота ввиду наличия нескольких счетов предприятия в обслу­ живающем его учреждении банка. Но такой порядок невозможен, если платежи в бюджет производятся с расчетного счета, а выручка поступает на другой счет. Поэтому целесообразно, чтобы платежи в бюджет пере­ числялись с тех же счетов, на которые 'поступает выруч­ ка, в порядке, аналогичном перечислению нематериаль­ ных затрат и прибыли со спецссудного на расчетный счет. При этом долю платежей в бюджет из выручки надо перечислять не на расчетный счет, а непосредствен­ но в доход бюджета.

Сроки взносов платежей в бюджет, по которым опре-

125

деляется отсутствие или наличие недоимки, на наш взгляд, следовало бы дифференцировать с учетом типа платежного оборота, т. е. исходя из различий в объеме и периодичности поступления выручки от реализации продукции. Это можно сделать путем предоставления права финансовым органам самим устанавливать пред­ приятиям сроки взносов платежей в бюджет с учетом типов их платежных оборотов и соответствующих им оперативных финансовых планов (платежных календа­ рей). Такие сроки необходимы для обеспечения ответ­ ственности предприятия перед бюджетом. Их надо опре­ делять без опережения сроков поступления выручки от реализации продукции.

Платежи в бюджет планируются по суммам и срокам взносов. Заранее установленная доля платежей должна вноситься в бюджет по мере поступления выручки в пределах плановой суммы платежей. Если фактический объем выручки ведет к превышению платежей в бюджет против плана по установленным срокам, то по достиже­ нии плановой суммы их следовало бы приостанавливать до того, как будет произведен расчет платежей исходя нз соответствующих отчетных данных. И, наоборот, если объем выручки не обеспечивает поступления платежей

вбюджет в пределах плана, в установленный срок пла­ тежа предприятие должно внести недостающую сумму. Для этого предприятие накануне срока платежа, как принято и по действующему порядку, должно направить

вучреждение банка платежное поручение, но теперь только на недовнесенную сумму платежей. Платежи по амортизационным отчислениям, как уже отмечалось, при недостаточности средств следовало бы вносить вслед за платежами в бюджет, перечисляя их по назначению тем же методом, что и платежи в бюджет.

Целесообразность предлагаемого нами порядка пере­ числения платежей в бюджет по мере поступления вы­ ручки от реализации продукции 1 методом, аналогичным многолетней практике Госбанка по перечислению доли нематериальных затрат и прибыли со спецссудного на

расчетный

счет, производимому при кредитовании по

1 См. М e е р о в и ч В. Платежный оборот и организация взносов

в бюджет

на

промышленных предприятиях. — «Финансы СССР»,

1968, № 12,

с.

45—49.

126