Файл: Меерович, В. Г. Оборот средств и эффективность производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
ные ценности, учреждения Госбанка должны принять меры к погашению соответствующей части кредита, вы данного сверх 'контрольной цифры.
Структура источников формирования оборотных средств за последние годы характеризуется повышением удельного веса кредитов банка и привлеченных средств (последние в опубликованных отчетных данных об обо ротных средствах указаны в прочих источниках, см. табл. 23 на стр. 111). В таблице собственные средства и кредиты банка показаны двояко — с учетом и без учета средств, изъятых при кредитовании по обороту товарно материальных ценностей (в пределах контрольной цифры).
Рассматривая режим использования источников фор мирования оборотных средств, из кредитов Госбанка не следует исключать средства, изъятые при кредитовании по обороту, так как изъятыми средствами предприятия могут пользоваться только в форме кредита. При рас чете же объема отдельных источников формирования оборотных средств собственные средства, изъятые при кредитовании по обороту, следует считать в составе нормативов собственных оборотных средств.
В источниках формирования оборотных средств доля собственных средств предприятий, изымаемых в преде лах контрольной цифры кредитования по обороту, уве личилась с 4% на начало 1959 г. до 11,5% на начало 1972 г. Наибольшее увеличение доли изъятия собствен ных средств произошло в 1967 г., а наибольшее увеличе ние доли кредитов Госбанка — в 1968 г. Начиная с этого года, весь прирост оборотных средств в легкой и пищевой промышленности формируется за счет кредитов банка. Таким образом, часть постоянных потребностей в нор мируемых оборотных средствах стала объектом банков ского кредитования.
В настоящее время возникло определенное несоответ ствие между порядком утверждения нормативов собст венных оборотных средств и планированием источников их прироста. Нормируют оборотные средства предприя тия и объединения самостоятельно. Источники же фи нансирования прироста норматива оборотных средств, направления распределения прибыли, за счет которой в основном покрывается этот прирост, определяются в централизованном порядке. Устранение этого несоот-
110
>1
o E-
S
»
|
r- |
|
a |
Cs |
|
03 |
|
|
t=I |
|
|
О |
о |
|
(_ |
||
г» |
||
о |
Os |
|
|
||
2 |
|
|
>> |
|
|
CQ |
|
03 a
|
З |
|
н |
|
о |
|
ex |
|
о |
|
■о |
|
о |
co |
|
c\j |
|
S3 |
|
S' |
|
s |
|
LQ |
о |
s |
-& |
Е~ч |
|
|
и |
|
5 |
|
о |
Оз LO
O
LO
04 CO
O
LO Т-Ч
Ю
,_r »-Г
ЮT—<
Th
o"
O
LO
CO Th
o" oc LO
Th h- оз" ю"
■^h
e'
er LO
LO
LO 00
ri
Tf
LO
O)D)
O?
Th
LO
|
Th |
|
|
|
|
Г-Г |
|
Th |
|
|
Ю |
|
||
|
|
|
||
« |
”. |
à . |
||
|
|
a |
• |
|
CL) |
|
о |
||
’ |
h- . |
|||
3 |
||||
5 |
’ |
|||
|
|
|||
X |
» |
O |
• |
|
CL |
, |
|||
g. |
• |
CX |
* |
|
s |
• |
|||
|
|
|||
CL |
• |
|
|
|
G |
f |
O |
|
|
|
|
3 |
>» |
|
3 |
|
E- |
||
|
K H |
|||
|
ce |
fQ |
O |
|
<и |
£ |
|
|
|
з |
5 |
|
|
|
а c=í |
a |
|
||
а <ц |
|
|||
а о |
2 о |
|||
О |
СХ |
Ö с |
||
н |
|
|||
а _ |
tí |
в |
||
ld |
~ |
о 5 |
||
о £ |
сх S |
|||
U 55 |
а ~ |
|||
|
|
04 |
|
|
|
Th |
CO |
|
|
|
03 |
Di |
|
|
|
CO |
CO |
|
|
|
03 |
CO |
|
|
|
CO |
D? |
|
|
|
со |
CO |
|
|
|
CD |
OÌ |
|
|
|
O? |
O? |
|
|
|
CO |
CO |
|
|
|
CD |
Оз |
|
|
|
Оз" |
CO |
|
|
|
CO |
||
|
|
CO |
||
|
|
Th |
|
|
|
|
Oi |
CD |
|
|
|
Th |
CO |
|
|
|
t"- |
CD |
|
|
|
со |
b." |
|
|
|
CO |
||
|
|
Th |
||
|
|
t> |
CD |
|
|
|
LO |
ь." |
|
|
|
CO |
||
|
|
Th |
||
|
|
|
t"- |
CO |
|
|
CD |
CD |
|
|
|
Th |
со |
|
|
|
|
|
CD |
|
|
|
CO |
lo" |
|
|
|
Th |
CO |
|
|
|
Th |
CD |
|
|
|
ь." |
Th |
|
|
|
Th |
|
|
|
|
со |
|
a ES |
¿ . |
|
||
|
h* |
|
|
|
|
а \o |
|
|
|
a> |
»=( |
о |
• |
|
3 о |
о |
• |
|
|
3 CJCL |
c . |
|
||
a |
|
|
|
|
<u |
S |
|
|
|
a |
a |
* |
|
|
a |
O |
a |
|
|
a |
E- |
|
|
|
CL |
<ü |
a |
• |
|
|
a |
O |
, |
|
|
a |
|
||
|
|
|
|
|
s a |
t{ |
, |
ce |
|
|
a eu . |
a |
||
|
a CX |
* |
a |
a
a \o
оa з
З о с |
о |
J-, |
|
a rh a |
|
S ° н |
s |
S {û fH |
Ci |
<u |
|
a со о |
Cl |
aso. |
|
|
|
CO |
03 |
оз |
|
|
CO |
b- |
oo |
|
|
Th |
|
|
|
|
CD |
|
LO |
|
|
C0 |
O> |
oc |
|
|
Th |
|
|
|
|
h- |
O) |
LO |
|
|
со" |
00 |
OC |
|
|
Th |
||
|
|
|
|
|
|
|
CO |
Th |
h- |
|
|
Th" |
00 |
t'-" |
|
|
Th |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Th |
Г- |
LO |
|
|
Th* |
b-." |
LO |
|
|
Th |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
со |
00 |
D4 |
|
|
CO |
oc" |
Th |
|
|
|
||
|
|
Th |
|
|
|
|
CD |
CD |
! |
|
|
|
||
|
|
O? |
oc |
co |
|
|
Th |
||
|
|
|
|
|
|
|
T—. |
00 |
Th |
|
|
|
Оз" |
O? |
|
|
Th |
|
|
|
|
ce |
04 |
|
|
|
o? |
o" |
Di |
|
|
CO |
T—1 |
|
|
|
|
||
|
|
CD |
LO |
LO |
|
|
CG |
Г-Г |
DI |
|
|
T— |
||
|
|
CG |
|
|
tí |
s |
; |
|
|
|
|
|
|
|
O |
|
|
|
|
CL ce |
|
|
|
|
CJ |
a |
• |
|
|
K |
O |
, |
|
|
a |
6- |
• |
|
|
a 5 |
|
|
||
2 eu . |
|
|
||
5 CL |
|
|
||
a |
a |
» |
|
|
|
|
|
|
|
a" s |
• |
|
|
|
a h ; |
|
a |
||
a |
|
|
|
|
о |
• |
|
G |
|
VD |
3 |
|
|
a |
O H |
|
|
|
|
X K C1 |
a |
|
||
|
a |
f" |
|
|
_ Й |
g |
CL |
|
|
a я eu |
O |
|
||
ь |
|
о |
t- |
3 |
3 |
„\Э |
s |
||
ci |
a о |
t=c |
a |
|
«u |
a A |
<L> |
о |
|
cl ь о |
|
CL |
||
Js< |
о з |
|
C |
LO
о
O
O
O
O
O
O
O
O
O
O
O
O
O
O
O
b-
+
CD
+
Th
Í+
CD
&+
+
осо u .
оP*
H U
111
ветствия позволило бы последовательнее использовать методы экономического регулирования для обеспечения оптимального сочетания собственных и заемных оборот ных средств, что в значительной мере зависит от обосно ванного повышения уровня платы за фонды и процен тов за кредит, их доли в прибыли и соответствующего воздействия на начисление фондов экономического сти мулирования.
Одной из мер децентрализации источников прироста норматива оборотных средств может быть, например, предоставление кредитов на эту цель с последующим погашением его из прибыли предприятий или пополнение оборотных средств за счет фонда развития производства. В современных условиях преимущество имеет первый метод, особенно для отраслей легкой и пищевой про мышленности, поскольку прирост потребности в норми руемых оборотных средствах в этих отраслях дости гается за счет кредитов. Теперь только следовало бы присоединить кредиты на прирост норматива к оборот ной части уставного фонда и погасить их стоимость из прибыли следующего года, включив это погашение в финансовый план предприятия. При этом можно преду смотреть контроль банка и финансовых органов за нор мированием оборотных средств, предоставлять кредиты на их плановый прирост только в меру заполнения нор матива.
За годы, прошедшие с момента перевода промыш ленных предприятий на новые условия планирования и экономического стимулирования, в несколько раз уве личился удельный вес прочих источников, т. е. привле ченных средств. Это в значительной степени обусловлено ростом средств фондов материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строи тельства, хранящихся на расчетном счете. В результате у предприятий стали возрастать денежные резервы. За счет этих резервов практически восполнялся недостаток собственных оборотных средств. Это в некоторых слу чаях позволяло предприятиям осуществлять производ ственную деятельность при наличии собственных оборот ных средств в объеме ниже норматива.
С 1968 г. часть фондов материального поощрения стала учитываться в составе устойчивых пассивов, на правляемых на покрытие нормативов собственных обо
J12
ротных средств. Вначале учитывались только ресурсы, предназначенные на выплату вознаграждения по итогам
года, |
затем |
часть ресурсов по |
текущим выплатам. |
С 1971 |
г. в |
устойчивые пассивы |
засчитывается также |
часть фонда социально-культурных мероприятий и жи лищного строительства.
С 1972 г. в источниках прироста нормативов учиты вается определенная доля отчислений в фонд развития производства. Часть этих отчислений ежегодно плани руется в составе средств, приравненных к собственным.
Однако увеличение доли фондов экономического сти мулирования, приравниваемой ,к собственным оборотным средствам, имеет определенные пределы, сверх которых оно может привести к замораживанию части фондов экономического стимулирования либо (при уменьшении остатков фондов экономическогостимулирования по сравнению с их ожидаемыми размерами) к искусствен ному созданию недостатка собственных оборотных средств.
Значительным остается удельный вес кредиторской задолженности. С 1971 г. часть кредиторской задолжен ности поставщикам стала засчитываться в устойчивые пассивы. Однако доля кредиторской задолженности по ставщикам, которая может быть зачтена в устойчивые пассивы, ограничена, так как кредиторская задолжен ность не является устойчивой величиной. Выборочные проверки показывают, что в течение года максимальная кредиторская, задолженность поставщикам на отдельные отчетные даты может быть в несколько раз больше ми нимальной.
Кредиторская задолженность поставщикам возни кает в связи с тем, что при акцептной форме расчетов оплата товарно-материальных ценностей производится после их отгрузки. Кредиторская задолженность постав щикам больше при внутригородских расчетах. В этом случае при акцептной форме расчетов, несмотря на ис пользование последующего акцепта, между поступле нием и оплатой часто проходит 4—5 дней. У поставщика источником возмещения не оплаченных покупателем товарно-материальных ценностей фактически являются кредиты под расчетные документы в пути.
Чтобы исключить или ослабить влияние кредитор ской задолженности на финансовое положение предприя-
113
тип, есть несколько способов, например свести к мини муму или ликвидировать кредиторскую задолженность поставщикам. Однако пока этого сделать нельзя. Для ликвидации кредиторской задолженности поставщикам нужно, чтобы передача товаров от поставщика к покупа телю и совершение расчетов совпадали во времени. Иначе говоря, надо найти такую форму расчетов, кото рая не требовала бы перераспределения оборотных средств между предприятиями. Предварительная опла та счетов вряд ли решила бы этот вопрос, так как потребовала бы дополнительных средств на выставление аккредитива. Кроме того, это усложнило бы систему расчетов и замедлило отгрузку продукции.
Наименьшую кредиторскую задолженность обеспечи вают плановые расчеты. Использование плановых рас четов может быть несколько расширено ввиду развития постоянных длительных хозяйственных связей между предприятиями по поставке материалов и полуфабрика тов. Но плановые расчеты не могут охватить всех пла тежей за товары и услуги и все же не исключают пол ностью временного перераспределения оборотных средств между поставщиком и покупателем.
Большую роль в сокращении кредиторской задолжен ности в случаях, когда длительность транспортировки продукции не превышает одних суток, должны сыграть расчеты платежными поручениями, в том числе с ино городними покупателями, выписываемыми не позднее следующего дня после получения грузов. За задержку представления в банк платежного поручения с грузо получателей взыскивается пеня в таком же размере, как за просрочку платежа.
Одним из путей совершенствования расчетов с целью уменьшения в обороте привлеченных ресурсов за счет снижения кредиторской задолженности многие эконо мисты считали ограничение применения акцептной фор мы расчетов по местным поставкам на основе развития чекового оборота. В настоящее время удельный вес рас четов чеками в платежном обороте промышленных пред приятий невелик. Внедрение расчетов чеками тормози лось организационными -предпосылками (для их исполь зования нужно доверенное лицо покупателя, требуется быстрая таксировка счета, чтобы не задержать авто транспорт). Иногда чеки выписываются поставщиками,
114
когда покупатели передают им свои чековые книжки. Это ¡позволяет несколько расширить применение чеков.
После того как всем предприятиям, работающим в новых условиях хозяйствования, стал выдаваться кре дит для расчетов с поставщиками с единым предельным сроком погашения до 30 дней (независимо от того, кре дитуется предприятие по спецссудному счету или нет, является или не является участником децентрализован ных зачетов), некоторые работники предприятий и Госу дарственного банка СССР стали вновь говорить о целе сообразности замены ныне действующей акцептной фор мы расчетов. Вместо акцептной формы расчетов они предлагают оплачивать расчетные документы на отгру женную продукцию за счет средств банка с последую щим взысканием соответствующих средств с покупателя в филиале, обслуживающем поставщика. Это предложе ние вызывает возражения, так как на ряде предприятий еще значительно число отказов от оплаты счетов. Но если бы оно и было принято в будущем, у покупателей все равно останется кредиторская задолженность по постав ляемым товарам, только кредитором тогда будет Госу дарственный банк СССР.
Следующий возможный путь ¡решения рассматривае мой нами проблемы — повсеместное распространение кредитования по специальным ссудным счетам, когда все товарно-материальные ценности оплачиваются с этого счета. Такое кредитование может производиться при долевом участии собственных средств ¡предприятия (кредитование по обороту материальных ценностей и затрат на заработную плату) и без него (кредитование сельскохозяйственного сырья по специальным ссудным счетам).
В последние годы в результате развития кредитова ния по обороту товарно-материальных ценностей раз мер не* зачтенной банком кредиторской задолженности поставщикам понизился по сравнению с ее размером, который был до перехода на новые условия хозяйство вания. Кредит по обороту материальных ценностей со здает предпосылки для ¡предоставления средств в меру потребности с целью осуществления бесперебойного пла тежного оборота и для контроля за своевременным воз вратом кредитных ресурсов. Расширяются возможности Госбанка принимать меры к сокращению и ликвидации
115
сверхнормативных остатков и других непланируемых активов, мешающих планомерному осуществлению пла тежного оборота. По предприятиям, кредитуемым по обороту, устраняются необоснованные различия в фи нансовом положении из-за неравномерности возникно вения кредиторской задолженности поставщикам. Ио положительные стороны кредитования по обороту то варно-материальных ценностей не могут проявиться автоматически. Работники банка должны выявить при чины роста потребности в кредите, особенно в случаях длительного превышения контрольной цифры кредито вания, и при необходимости применить соответствующие санкции.
Таким образом, планомерная работа по совершен ствованию кредитования и расчетов, ограничение вовле чения средств фондов экономического стимулирования во внеплановые активы, меры по сокращению кредитор ской задолженности должны способствовать ограниче нию привлеченных средств в обороте. Однако некоторые экономисты считают целесообразным оставить в обо роте предприятий и объединений привлеченные сред ства, в том числе неиспользованные фонды экономиче ского стимулирования, хранящиеся на расчетных счетах предприятий, и тем самым расширить их возможности в маневрировании оборотными средствами. Такое реше ние вопроса противоречит экономической сущности ис пользования краткосрочного кредита как источника средств, потребность в которых является временной, и снижает заинтересованность предприятий в своевремен ном пополнении нормативов собственных оборотных средств, а также экономическое значение деления обо ротных средств на собственные и заемные.
Кроме пропорций между источниками формирования оборотных средств, важное значение имеет изменение структуры такого источника, как банковский кредит. После проведения кредитной реформы в связи с ростом промышленного производства понизился удельный вес сезонных кредитов. За последние годы резко повысился удельный вес кредитования по обороту материальных ценностей. При этом темпы роста платежных кредитов обгоняли темпы роста кредитных вложений Государст венного банка СССР.
Потребность в платежных кредитах еще больше воз
116
растет, если у предприятий будут изъяты внеплановые привлеченные денежные средства. В свете рассматривае мых предложений остро встает вопрос о размерах выдачи платежного кредита. Платежный кредит позволяет вос препятствовать возникновению цепочки неплатежей. В то же время возможна выдача платежного кредита сверх кассовых разрывов между наличными денежными ресур сами и суммой платежей. Платежные кредиты, выданные в объеме, превышающем дополнительную потребность в платежных средствах, могут стать источником формиро вания излишних и ненужных запасов на предприятиях, их иммобилизации в другие ненормируемые активы. Сле довательно, нужен метод, который позволил бы пра вильно определить потребность в платежных кредитах с учетом типов платежных оборотов предприятий. Боль шую роль в решении этого вопроса имеет хорошо поставленное оперативное финансовое планирование на каждом предприятии или в объединении.
Планированию платежных кредитов способствовало бы более широкое использование оперативных финан совых планов (платежных календарей) и контроль за их выполнением. Весьма существенно, что теперь в соот ветствии с Типовым положением об организации финан совой работы оперативные финансовые планы каждого предприятия должны представляться в обслуживающее учреждение Государственного банка СССР. Последую щие уточнения месячных оперативных финансовых пла нов на каждую декаду или другой внутримесячный срок, исходя из типа платежного оборота, целесообразно пред ставлять ів учреждение банка. В этом случае учреждения банка могли бы контролировать эффективность меро приятий, направленных на улучшение финансового со стояния предприятий и объединений, и оказывать им не обходимую помощь в совершенствовании оперативной финансовой работы.
2.Распределение чистого дохода
иорганизация платежного оборота
Экономическая реформа создала предпосылки для планомерного осуществления платежного оборота с ми нимальными оборотными средствами. Предприятия, ра
117
ботающие в новых условиях хозяйствования, заинтере сованы в более планомерной отгрузке и (реализации продукции. Усилены экономические стимулы к сокраще нию излишних запасов. Однако в обороте продолжают оставаться привлеченные средства за счет нераспреде ленного чистого дохода предприятий ввиду периодичности платежей в бюджет и взносов средств, направляемых вышестоящей организации. Регулировать соотношение между платежами предприятия и выручкой, за счет кото рой они производятся, в том числе между платежами
вгосударственный бюджет и взносами вышестоящей организации, невозможно без учета расщепления пла тежного оборота вследствие наличия у предприятия не скольких счетов в обслуживающем его отделении банка и существующей очередности платежей при недостаточ ности средств.
Остановимся на оценке установленной очередности и сроков платежей в государственный бюджет. Платежи
вбюджет производятся за счет реализованного чистого дохода, полученного на данном предприятии. Процесс создания и реализации чистого дохода не совпадает, как правило, со сроками взносов платежей в бюджет. Пла тежи в бюджет производятся периодически, а чистый доход предприятия поступает на его счета в банке по мере реализации продукции. В результате авансирован ные оборотные средства, необходимые для поддержания непрерывности кругооборота, пополняются временно не распределенными суммами чистого дохода. Это умень шает потребность в оборотных средствах, ослабляет фи нансовое напряжение.
Если допустить, что предприятие свободно может изменять сроки платежей с учетом поступления выруч ки, то наличие временно не распределенного чистого до хода станет постоянным фактором сокращения потреб ности в оборотных средствах. Однако полной свободы в маневрировании оборотными средствами нет, так как платежи имеют установленные сроки, а отгрузка продук ции покупателям и сроки ее оплаты зависят от условий производства, транспортировки и интервалов поставки. Следовательно, сокращение потребности в оборотных средствах при участии в обороте предприятия временно не распределенного чистого дохода имеет в большей или меньшей степени временный характер.
118
При недостаточности денежных средств устанавли вается регламентированная очередность платежей. В этом случае предприятия по действующей очередности платежей производят взносы в бюджет после выплаты заработной платы. Затем оплачивают счета поставщиковза сырье и материалы и далее вносят платежи по обя зательствам Государственному банку.
Существующую очередность платежей не все эконо мисты признают рациональной. Ряд экономистов пред лагает установить свободную очередность платежей, определяемую распорядителями кредитов. Такой поря док ставит кредиторов предприятия в зависимость от воли его руководства. Но в условиях социализма при наличии развитого товарного хозяйства все предприя тия-кредиторы должны иметь равные по закону возмож ности по отношению к своим должникам. Свободная очередность погашения задолженности по просроченным платежам при недостаточности средств противоречит этому требованию, хотя может показаться, что при этом создаются условия для свободного маневрирования обо ротными средствами. Предлагалось установить кален дарную очередность платежей. Это ставит должников предприятия в равное положение. Однако, как показано дальше, такое решение вопроса не учитывает особен ностей платежей в бюджет.
Отдельные экономисты считают, что нужно частично изменить действующую очередность платежей. Платежи в бюджет предлагается вносить после платежей постав щикам и взносов амортизационных отчислений. Аргумен тируется это так. Поскольку непрерывность производ ства требует постоянного возмещения потребленных средств, прежде всего надо пополнить средства, необхо димые для этого возмещения. Первоначальная оплата поставщикам может привести к задержке платежей в бюджет на данном предприятии, но не -будет нарушен кругооборот средств по цепочке неплатежей со смеж ными по кооперации предприятиями. Последние свое временно внесут платежи в бюджет.
Однако денежные средства, за счет которых произ водятся платежи в бюджет, не относятся к собственным или заемным оборотным средствам, которые аванси руются, чтобы поддержать нормальный кругооборот. Они только временно могут несколько уменьшить ПО-
119