Файл: Меньшиков, Л. И. Деловая оценка работников в сфере управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
Л.И.Меньшиков
ДЕЛОВАЯ ОЦЕНКА РАБОТНИКОВ 1 СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ
'"ЦАТЕЛЬСТВО «ЭКОНОМИКА»
iOCKBА — 1974
ГОС. ПУБЛИ ЧН АЯ ^ |
/V / |
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ |
|
БИБЛИОТЕКА «ССР |
|
“ЗЗС |
|
М51
М |
10804—81 |
© Издательство «Экономика», 1974 г. |
-------------------54—73 |
||
|
011(01) —74 |
|
Введение
Совершенствование системы управления на родным хозяйством предъявляет повышенные требования к управленческим кадрам. От пра вильного подбора, расстановки и стимулиро вания труда кадров управления во многом зависят темпы технического прогресса, выпол нение производственных планов, улучшение технико-экономических показателей работы народного хозяйства в целом и каждого пред приятия в отдельности. «Характер социалисти ческого строя обусловливает возрастание роли работников в системе управления» [42].
Проблема объективной оценки, подбора и . расстановки управленческих кадров является не только хозяйственной, но и политической проблемой, поскольку определяющим в эконо мическом соревновании социализма с капита лизмом, самым важным для победы нового общественного строя является высшая по сравнению с капиталистической производи тельность общественного труда.
Социалистическая система хозяйствования обеспечивает более высокие экономические результаты, в частности, за счет подготовки лучших, чем при капиталистическом способе производства, кадров управления, лучшей расстановки и лучшего использования этих кадров. «Мы пришли к тому, — писал В. И. Ленин, — что гвоздь положения — в людях, в подборе людей» [2; 45; 10]. Этот ле нинский тезис приобрел особую актуальность в современных условиях хозяйствования
3
Вопросы объективной оценки, подбора и расстановки руководящих кадров всегда были в центре внимания Коммунистической партии и Советского правительства, всего нашего общества.
Однако никогда еще проблема управленческих кад ров не приобретала такого значения, как в настоящее время. Это произошло потому, что производительные силы социалистического общества резко возросли, а ме тоды управления ими менялись недостаточно быстро
Дальнейшее совершенствование системы подбора, расстановки и стимулирования труда управленческих кадров затруднено без объективной, построенной на на учной основе, деловой оценки работников. По мере разви тия социалистической системы хозяйствования роль объективной оценки в общей системе работы с кадрами все более возрастает, поскольку в конечном счете имен но от нее зависит реализация обеих сторон важнейшей формулы социализма «от каждого по способностям, каждому по труду».
В связи с исключительной сложностью теоретичес кая разработка рассматриваемой проблемы находится еще на недостаточном уровне. Определенный задел в соз дании социалистической теории оценки управленческих кадров сделан в работах О. В. Козловой и И. Н. Кузнецова [30], Г. X. Попова [42], Ф. Ф. Аунапу [9], Б. Д. Л е вина и М. Н. Перфильева [32], А. А. Годунова и П. С. Ем шина [18], Р. Гербера и Г. Юнга [61] и др. Однако фунда ментальной теории, отвечающей потребностям народно го хозяйства на современном этапе его развития, все еще нет. Потребность же в этой теории все возрастает.
Разработка теории оценки управленческого персона ла требует рассмотрения большого круга вопросов. Из них, учитывая практические нужды народного хозяйст ва, необходимо выделить и детально рассмотреть следу ющие: во-первых, роль и место оценки управленческогоперсонала в общей системе управления производством, во-вторых, объективные критерии такой оценки, в треть их, факторы, четко выражающие эти критерии, в четвер тых, методы измерения факторов и их общей совокупно сти, в-пятых, организация процедуры оценки. Рассмотре ние этих вопросов в такой последовательности позволит подойти к определенной системе деловой оценки работ ников, занятых в сфере управления производством.
I
Сущность и методологические основы деловой оценки работников в сфере управления производством
Рассмотрение сущности оценки работников управления следует начать с ее определения. Как указывают авторы книги «Управление и проблема кадров», «оценка кадров необходи ма при подборе кадров. Но полная оценка
кадров |
без |
анализа .их деятельности невоз |
|
можна» |
[42]. Очевидно, с этим |
подходом |
|
можно |
в |
принципе согласиться, |
поскольку |
оценка работников в подавляющем большин стве случаев действительно производится по результатам их деятельности.
Партийный подход к кадрам всегда стро ится на оценке людей не по их словам, а по их делам. Еще на заре Советской власти В. И. Ленин писал, что «первоочередная за дача момента не декреты, не реорганизации,
а п о д б о р л юд е й ; установление и н д и в и д у а л ь н о й о тв е тс тв е н н ос ти з а д е л а е мо е ; п р о в е р к а ф а к т и ч е с к о й р а бот ы» [2; 44; 369—370]. «Социалистическое общество, — указывал Л. И. Брежнев, — мно гое дает своим гражданам, и оно вправе спро сить каждого из них: а что ты даешь в ответ на заботу о тебе, как используешь полученные знания, какой вклад вносишь в великое дело строительства коммунизма? Об этом неплохо почаще вспоминать, когда дается оценка тому или иному работнику». [7].
5
Естественно, что различие обязанностей, выполняе мых разными категориями управленческого персонала, требует дифференцированной оценки результатов, их дея тельности: для специалистов и технических исполнителей речь, как правило, идет только об «исполнительском» труде, т. е. о личном труде. Оценка же руководителей производится с учетом их так называемых организатор ских качеств (административных способностей, как их определял В. И. Ленин), т. е. показателен умения руко водить подчиненным коллективом. Вследствие этого оценка руководителя в первую очередь должна учиты вать результаты коллективного труда.
Но оценка результатов деятельности как отдельных работников, так и коллективов предполагает определен ное количественное измерение этих результатов. Без него такая оценка невозможна. Отсюда следует сделать вывод, что оценка работников вообще, и работников управленческого персонала в частности, есть прежде всего количественная (числовая) оценка результатов их труда. При этом под результатами труда следует пони мать не только достижения в ходе непосредственно про изводственного процесса, но и вне его. Например, широ кую эрудицию работника, полученную путем самообра зования, его творческие достижения вне работы, его
общественную деятельность за пределами предприятий и т. д.
Определение оценки управленческих работников как количественной оценки результатов их труда позволяет уточнить и само название этой оценки. А. А. Годунов пишет по данному поводу, что принцип оценки руководи телей по конкретным результатам деятельности «должен лечь в основу критерия оценки руководителя — деловой подход, который представляется наиболее достоверным». В связи с этим предлагаемые в ряде работ названия «оценка способностей людей», «оценка деловых качеств работников» или «оценка деловых и морально-политиче ских качеств работников» и др. [9, 18, 46, 50] не соот ветствуют ни сути, ни содержанию оценки. Речь в них идет не столько о деловых, или политических, или мо рально-политических способностях и качествах в отдель ности, сколько о конкретном проявлении у работника об щей совокупности всех качеств (или, точнее, факторов), без которой невозможна действительно объективная
§
его оценка. Ведь сами способности человека тесно и ор ганично связаны с результативными, и прежде всего «процессуальными», интересами, поскольку именно в про цессе труда проявляется и формируется этот важнейший механизм трудовой и творческой активности человека (39). Поэтому наилучшим образом суть оценки может быть выражена термином «деловая оценка работников», который и принимается за основу в настоящей работе.
1.1. Роль и место оценки работников в процессе управления производством
Оценка работников — составная часть общего про цесса управления производством. Она представляет со-1 бой логическое следствие реализации основных функций управления производством, а именно: планирования, ор ганизации, контролирования, регулирования и распоря дительства. В то же время оценка выступает составным элементом одной из функций управления, а именно: функции контролирования. Двойственная роль оценки ра ботников (как следствия осуществления всех функций управления и как элемента одной из них) вызвана осо бенностями, присущими процессу управления, в кото ром все функции взаимосвязаны.
Основными целями оценки работников являются: во-первых, правильный подбор и расстановка кадров, во-вторых, оплата и стимулирование их деятельности, в-третьих, применение санкций по отношению к неради вым работникам и, в-четвертых, переподготовка кадров и повышение их квалификации. Цели оценки сами пред ставляют собой определенные управленческие процессы. Они входят в общий процесс управления как составная часть функций «организация», «распорядительство», «регулирование» и относятся (полностью или частично) к основным направлениям деятельности управленческо го персонала. Так, правильный подбор, расстановка и обучение кадров составляют отдельное направление (вид) управленческой деятельности — «комплектование и подготовка кадров»; оплата и стимулирование дея тельности работников входит в состав такого направле ния (вида),, как «организация труда и заработной пла ты», применение санкций входит в состав «администра тивного и общего руководства». В результате этого
7
деловая оценка выступает важнейшим инструментом процесса управления.
Каждая из перечисленных целей оценки работников непосредственно направлена на улучшение управления производством. Первая из них содействует достижению оптимального соответствия между интересами предприя тия и работников, которое, как указывают Л. С. Бляхман, Б. Г. Сочилин и О. И. Шкаратан, определяется со ответствием свойств работника требованиям, предъяв ляемым к кандидатам на замещение рабочих мест или на продвижение [16].
Подбор и расстановка кадров должны быть направ лены на создание такой системы, когда «каждый дея тель оказывается в конце концов «на своей полочке», берется за наиболее подходящее его силам и способно стям дело...» [2; 6; 139]. Практический опыт, накоплен ный в ходе социалистического строительства, убеди тельно доказывает, что, чем выше уровень деловых ка честв управленческого персонала, тем лучше конечные итоги работы соответствующих организаций и предприя тий. Для иллюстрации можно сослаться, например, на данные обследования уровня квалификации (как одно го из показателей деловых качеств) руководителей эко номических служб в строительных организациях Мини стерства строительства Латвийской ССР. В ходе :бследования была установлена прямая зависимость между уровнем квалификации главных экономистов и уровнем организации экономической работы и соответственно экономическими показателями деятельности этих тре стов в течение ряда лет.
Это, конечно, не означает, что на практике подбор кадров осуществляется только в прямом соответствии с их деловыми качествами. «Здесь, — как пишут авто ры книги «Управление и проблема кадров», — нам при ходится идти на компромиссы. С одной стороны, иде альных работников обычно найти трудно. С другой стороны, конкретные условия в органах управления чрез вычайно многообразны. Следовательно, подбор работ ника является поиском человека, наиболее соответству ющего идеальной модели (можно уточнить — более всего приближающегося к ней. — Л. М.) и конкретным условиям и задачам». Кроме того, следовало бы доба вить и субъективный фактор, т. е. личные симпатии и
8
антипатии, всегда оказывающие определенное влияние на результаты подбора управленческого персонала.
Но даже организованные иа основе объективной де ловой оценки людей подбор и расстановка кадров не достигнут своей конечной цели— совершенствования ра боты аппарата управления, если они не будут связаны с рациональной оплатой труда и стимулированием ра ботников. Взаимосвязь первой и второй целей оценки кадров приводят к тому, что на практике часто смеши вают эти два вопроса. И действительно, для непосвя щенного взгляда продвижение в должности хорошо ра ботающего и зарекомендовавшего себя человека как будто бы является одновременно и стимулированием его деятельности; тем более что такое продвижение, как правило, связано с повышением оплаты труда. В дей ствительности же одна хорошая работа — еще недоста точное основание для продвижения в должности. Для этого требуется наличие у человека и других качеств,
прежде всего организаторских способностей и навыков управления.
В. И. Терещенко пишет по этому поводу, что «наз начение людей на ответственные управленческие посты в качестве награды за любой хороший труд является губительным для системы. За хорошую работу руково- дителям-хозяиствеиникам можно повышать оклад, мож но давать всевозможные льготы и привилегии, можно вознаграждать нематериальными благами, но награж дать должностью, требующей умения управлять, нельзя. Это равносильно назначению сапожника на должность пирожника в награду за умение шить хорошие сапоги. Нарушение этого правила приводит к опасному поло жению, когда некомпетентный человек получает право решать, а компетентный — обязывается выполнять не квалифицированные решения... Здесь требуется разра ботка активных показателей умения управлять, мето дов продвижения по иерархической лестнице путем кон курсов ицпроцесса беспрерывного повышения «управ ленческой квалификации» [54].
Правильное стимулирование управленческого труда) является исключительно сложным и тонким делом_.' Нельзя, например, признать правильной существующую еще практику распределения премий в равном размере к окладам заработной платы всех работников аппарата
9
управления. Ведь вклады отдельных работников в об щие результаты далеко не равны между собой в силу хотя бы разной квалификации, опыта работы и т. п. И хотя в настоящее время индивидуальные качества ра ботников в значительной степени учитываются в долж ностных окладах, пропорционально которым начисляют ся премии, положение здесь еще далеко от совершен ства. Нам постоянно следует помнить, что «справедли вое отношение к работнику — это... лучший стимул в работе» [8].
Ко второй цели оценки примыкает и ее третья цель — применение санкций за упущения в работе. Как указывалось в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съез ду партии, по отношению к работникам, «которые на рушают дисциплину, не делают выводов из критики, ведут себя неправильно... должны приниматься необхо димые меры» [6; 100]. Меры эти многообразны. Это и административные взыскания (предупреждения, выгово ры), и общественные меры воздействия (общественное порицание), и материальные санкции (депремирование, штрафы, начеты, перевод на нижеоплачиваемую рабо ту). Однако следует учитывать, что если для поощрения работников у нас существует достаточно широкий круг мер, то наказание строго регламентировано. Оно право мерно только тогда, когда накладывается за конкрет ные упущения в работе, плохое отношение к труду. Не правильное наложение санкций не дает желаемых ре зультатов и лишь подрывает авторитет администрации.
Чрезвычайно возрастает в настоящее время значе ние четвертой цели оценки работников — обучения кад ров и повышения их квалификации. «Жизнь непрерыв но повышает требования к кадрам. Нам нужны люди, сочетающие высокую политическую сознательность с хорошей профессиональной подготовкой, способные со знанием дела решать вопросы развития экономики и культуры, владеющие современными методами управ ления»,— подчеркивалось в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии [6; 99]. Директивами съез да по пятилетнему плану развития народного хозяй ства СССР на 1971—1975 гг. предусмотрено последова тельное расширение и неуклонное улучшение системы подготовки и переподготовки кадров организаторов про изводства на всех уровнях,
10
Каждая из целей деловой оценки кадров распада ется на несколько взаимосвязанных задач, без решения которых невозможно достижение этой цели. Задачами первой цели оценки обычно считаются: а) подбор, б) расстановка кадров. При этом упускается из виду, что если подбор кадров представляет собой единый про цесс «пополнения органов государственного управления кадрами извне, т. е. не из числа сотрудников этих ор ганов...» [32; 42], то расстановка кадров распадается на два совершенно самостоятельных процесса: расста новку работников «по горизонтали» (т. е. по специаль ности) и расстановку «по вертикали» (т. е. по иерархи ческой лестнице управления). Следовательно, задача ми оценки, решение которых обеспечивает достижение первой цели, являются: 1) подбор кадров, 2) расстанов ка кадров по специальности, 3) расстановка кадров по уровням управления.
Вторая цель деловой оценки обеспечивается решени ем следующих трех задач: 1) организацией оплаты тру да работников, 2) материальным стимулированием их труда, 3) моральным стимулированием труда.
Достижение третьей цели оценки предполагает реше ние таких задач: 1) организация материального санк ционирования за упущения в работе, принесшие матери альный ущерб, 2) организация морального санкциони рования за сравнительно мелкие упущения. Наконец, четвертая цель оценки достигается: 1) повышением ква лификации кадров и 2) их переподготовкой, т. е. пере специализацией.
Итак, четыре цели деловой оценки обеспечиваются решением десяти ее основных задач.
Достижение основных целен и задач оценки непо средственно сказывается на деловых качествах работни ков, т. е. повышает или понижает эти качества. Опти мальный подбор и расстановка кадров, рациональная оплата и стимулирование их труда, четкое и справедли вое применение санкций, наконец, регулярная учеба и переподготовка повышают деловые качества работни ков, что, в свою очередь, отражается (обратная связь) на самой деловой оценке.
Таким образом, основные задачи оценки одновре
менно являются рычагами воздействия на уровень де ловых качеств людей.
11