ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
бора. К сожалению, этот замечательный проект остался на бумаге.
Одновременно с составлением проектов таких значи тельных сооружений, как Троицкая церковь, Земцову при ходилось заниматься неотложными текущими делами, на пример расквартированием персидского посольства15. Дело это было непростое, если учесть, что одних лошадей при хане Мухамете Хуссейне было 2386. После долгих обсуж дений выбор пал на место «на Санкт-петербургском острову, где прежде был старый гостиный двор, которое место как по плану видно, весьма пространное длинником около 150, а поперешником близ 80 сажен, да сверх того округ оного имеетца довольное порожее место, где те конюшни и сараи разместить можно». Кроме того, оно находилось недалеко «от воды» и от «квартиры» посла. В связи с этим Комиссия указала Земцову «то место в самой крайней скорости ос мотреть и составить проект расположения построек». Мень ше чем через десять дней на очередном заседании уже рас сматривались составленные им «план и смета».
Земцов предлагал создать своеобразный временный по селок из деревянных «связей» (построек, распространенных на Руси, которые состояли из двух помещений, соединенных сенями), расположив их параллельными линиями, между ко торыми должны были быть проезды шириной до 7 саженей. Постройки намечалось делать не длиннее 20 саженей и ста вить с интервалами в 4 и 5 саженей. Хотя проект был утвержден, тем не менее в августе уже решили с его осуще ствлением подождать «до указу».
ОСТАЛИСЬ НЕЗАКОНЧЕННЫМИ...
ноября 1741 года произошел очередной дворцовый переворот, в результате которого на русском пре столе оказалась 32-летняя дочь Петра I Елизавета. Это озна
чало не только торжество «русской партии», но и в значи тельной степени возвращение к порядкам петровского вре
мени.
Многие сосланные Анной Иоанновной получили амни стию. Из далекого Тобольска в обратный путь отправились братья Никитины. Однако до старой столицы добрался только Роман. Иван умер дорогой. Слухи об этом доходили
до Петербурга.
В положении самого Земцова тоже произошли значи тельные изменения. Дело в том, что пользовавшийся неиз менной благосклонностью у Анны и Бирона Растрелли-сын, несмотря на явную одаренность, не вызывал симпатии у но вой императрицы и ее фаворита К. А. Разумовского. Поло жение архитектора сильно поколебалось. Естественно, что в начале 1740-х годов резко сократилось количество пору чаемых ему построек.
Обязанности придворного архитектора и исполнение важнейших своих заказов Елизавета доверила Земцову. Это почетное и весьма хлопотное назначение не освобождало зодчего от дел, «до Полиции касающихся». Роль же «Поли ции» в строительстве столицы значительно возросла, ибо указом от 19 февраля 1742 года Комиссия о санкт-петер-
126
бургском строении ликвидировалась, и все ее обязанности возлагались на Главную полицеймейстерскую канцелярию. В связи с этим Сенат распорядился «имеющиеся во оной все дела, планы и прожекты отдать в Полицию». То, что Земцов исполнял как бы «по совместительству», станови лось теперь его основной обязанностью. Правда, размах градостроительных работ заметно сократился. Правитель ство Елизаветы на первое место выдвинуло дворцовые за казы.
Одним из неотложных дел было подновление москов ских дворцов в связи с предстоящей коронацией Елизаветы, оформление которой поручили возглавить Земцову. Чтобы отсутствие архитектора не задерживало каждодневной ра боты, «Полиция» просила определить к ней двух «гезелей» — Ивана Сляднева и Григория Дмитриева. Выбор был удачен. К 1741 году оба бывших ученика Земцова были до статочно опытными зодчими, и, поручая дела им, архитек тор мог быть вполне спокойным.
Поездка же в Москву была для него, как никогда, радо стной. Кроме больших творческих возможностей она су лила ему встречу с друзьями, по которым Земцов не мог не тосковать в период гнетущего одиночества, которое он испытывал в Петербурге после расправы над единомыш ленниками Волынского. В старой столице его ждала работа рука об руку с Коробовым, Мичуриным и вернувшимся из ссылки Бланком. Последнему он поручил осуществление
едва |
ли |
не главного своего замысла — Красных ворот, так |
как |
сам |
был до предела занят Анненгофским дворцовым |
комплексом на реке Яузе.
Архитектор не был новичком в устройстве эффектных зеленых перспектив и нарядных триумфальных сооружений, но на этот раз они ему особенно удались. Вероятно, ска залось приподнятое настроение их автора. Он не мог не ра доваться политическим изменениям и, так же как большин-
127
Красные ворота в Москве. 1744 г. Гравюра.
ство русских, надеялся, что Елизавета положит конец за силью иностранцев и их произволу. Вызванный этим при лив творческих сил сказался в работе. Не случайно его Красные ворота были признаны лучшим триумфальным со-
128
оружением среди созданных к коронации. В 1750-х годах молодой московский зодчий Д. Ухтомский воплотил Крас ные ворота в камне. Ясность композиционного замысла, ко торая была присуща и другим постройкам Земцова, здесь сочеталась с праздничной декоративностью убранства. При этом ворота оставались легким, гармоничным сооружением.
Ксожалению, они до нашего времени не сохранились. Кончились коронационные торжества, и можно было воз
вращаться в Петербург, где его ждали не только семья, по полнившаяся в 1741 году еще одним ребенком — сыном Александром, но и интересная работа — строительство дворца у Аничкова моста.
Еще не так давно считалось, что Земцовым был выполнен проект дворца, а возведенное в 1730-х годах здание (ныне Дворец пионеров) приписывалось Растрелли, к которому после смерти архитектора перешло строительство. Однако архивные и археологические изыскания, произведенные в 1950 — 1951 годах Л. И. Васильевой и М. М. Плотниковым, и особенно раскрытие истории этого памятника А. Н. Петро вым убедительно показали, что это далеко не так и что Растрелли принимал участие в отделке интерьеров.
Оказалось, что проект Аничкова дворца с большим на рядным регулярным садом Земцов выполнил еще летом 1741 года. К 15 августа им же был представлен перечень материалов, необходимых для производства строительных работ. Так как сам заняться их исполнением он не смог из-за длительного пребывания в Москве, то надзор за битьем свай и прокладкой рвов под фундаменты осущест вляли «архитектурии гезели» и его ближайшие помощники С. Чевакинский, И. Сляднев и Г. Дмитриев.
Работы, как видно, двигались не слишком быстро. В 1742 и 1743 годах еще не была начата кладка фунда мента и стен. В дальнейшем, когда после смерти Земцова во главе создания ансамбля оказался Дмитриев, строитель-
129
М. Земцов. Фасад Аничкова дворца. 1743 г. Чертеж. Копия Г. Дмитриева.
ство дворца по-прежнему велось по чертежам Земцова. Выполненное в натуре здание отличалось от его проекта лишь тем, что сделали «против прожекту архитектора Зем цова... выше палаты, для того что велено употребить гото
вые окошечные переплеты, перевезенные |
из Курляндии». |
|
Кроме того, вместо |
предложенных им |
«финиментов» — |
сложной барочной |
композиции — оканчивавший дворец |
Ф.-Б. Растрелли создал над боковыми ризалитами куполё. Прообразом для них послужило завершение царскосель ской дворцовой церкви, созданное С. И. Чевакиноким. Вот почему на копии чертежа фасада Аничкова дворца, испол ненной Г. Дмитриевым, который воспроизводил замысел М. Земцова, этого завершения нет. Оно появляется на ри сунке М. Махаева, выполненном с натуры в 1750 году. По казанная на рисунке галерея перед дворцом также была построена по проекту Земцова.
130
Ансамбль Аничковой усадьбы являлся одной из досто примечательностей архитектурного Петербурга 1740-х годов. Он включал помимо великолепного дворца, обращенного главным фасадом к Фонтанке, парадный двор, гавань для въезда с реки, прогулочные галереи вдоль берега и обшир ный регулярный сад со стороны северного фасада. Сад за нимал огромную территорию, простиравшуюся вплоть до нынешней Садовой улицы. В нем по проекту Дмитриева были устроены пруд, крытые галереи, трельяжные беседки
идругие сооружения.
Вконце 1742 года или начале 1743 года Земцов разра ботал широкую программу реконструкции царскосельского дворцового ансамбля, осуществление которой должно было превратить скромное Царское Село с небольшим дворцом Екатерины I в грандиозный ансамбль. 30 мая 1743 года был подписан указ о постройке по обе стороны существовавших каменных палат «галерей на колоннах, а по концам у них флигелей каменных по сочиненному архитектором господи ном Земцовым плану». Однако, когда дело дошло до строи тельства, Елизавета изменила первоначальное решение и утвердила новый проект, автором которого был молодой, начинающий, но, несомненно, очень одаренный зодчий, уче ник Земцова, Андрей Квасов.
Как установил А. Н. Петров, к числу построек этого замечательного ансамбля, возведение которых началось по проекту Земцова, относится также одно из интереснейших парковых сооружений — павильон «Эрмитаж». В процессе
строительства он претерпел существенные изменения и получил богатую архитектурную обработку по замыслу Ф.-Б. Растрелли.
Один заказ следовал за другим, дела «Полиции» по стоянно требовали от Земцова решения разных сложных вопросов. Обучение учеников отнимало тоже много вре мени.
131
«Проспект новопостроенных палат против Аничковских ворот». Гравюра Я. Васильева по рисунку М. Махаева. 1753 г.
Слева — Аничков дворец, достроенный с учетом предложений Ф.-Б. Растрелли.
Обязанностей у зодчего было так много, что это послу жило поводом для появления анекдотического рассказа о том, что после его смерти якобы пришлось назначить 13 че ловек, чтобы справиться с теми делами, которые выполнял он один. И за весь этот колоссальный труд, который он без ропотно выполнял без малого 20 лет, Земцов продолжал по лучать все те же 550 рублей, назначенные ему в 1724 году. Если в первые годы оклада, может быть, и хватало (тогда зодчий был холост), то в 1730-е годы, когда у него появи-
132
лась семья, да еще приходилось «на свои кошт» строить каменный дом, доходов явно было мало. Трижды он обра щался к Анне, прося наградить его «рангом», но челобит ные зодчего оставались без внимания. И вот теперь он еще раз решил попытать счастья, надеясь на благосклонность Елизаветы.
В августе 1742 года он подробно изложил на нескольких листах 16 все свои заслуги за 32 года службы. Зодчий писал, что «исправлял архитектуре подлежащие дела сначала по Канцелярии от строений при санктпитербургской фортифи кации, также святых церквей и при строениях домов вашего императорского величества Санктпитербургского, Стрелинского и Ревельского, при том же убирание в садах люстгаусов, гротов, фонтанов, каскад и протчего». Далее он ука зывал: «Сверх оных моих трудов исправлял я по Главной полицеймейстерской канцелярии, также по учрежденной Комиссии о санкт-петербургском строении всякие разводы и размеры мест, учреждение улиц и площадей, смотрение строениев обывательских домов и свидетельство и оценки их и сочинение главных проектов рисунками и письмом зданиев публичных и партикулярных, о всем что к декора ции города касалось и повелено было от команд ко всена родной пользе, в которых трудных делах обращался паче всех сверстников моих». Так писал зодчий о своей нелег кой трудовой жизни. Упоминает он и о своих учениках, многие из которых «в пользу государственную произведены в гезели, а Иван Бланк уже архитектор». И за все это он просит пожаловать его «рангом и патентом и для пропита ния... прибавочным жалованием».
Только через полгода появился указ о пожаловании ему чина подполковника «за долголетнюю ево службу и радение пред протчими архитекторы».
9 июня 1743 года состоялась закладка новой каменной церкви для Преображенского полка, который помог Ели
133
завете взойти на престол. К сожалению, об этом творческом замысле Земцова известно пока только то, что церковь за вершалась пятиглавием. Эту постройку, как, впрочем, и все другие, начатые в начале 1740-х годов, их автору увидеть оконченными не пришлось. Лето 1743 года было последним в его жизни, которая оборвалась внезапно.
До сих пор точная дата смерти Земцова не была из вестна, и все, писавшие о нем, ограничивались указанием, что это произошло осенью 1743 года. В одном из прото колов Канцелярии от строений нам удалось найти следую щую запись: «...архитектурии гезели Иван Сляднев и Гри горий Дмитриев поданным доношением объявили, команды де оной Канцелярии подполковник и архитект Михайло Зем цов прошедшего сентября 28 дня волею божею умре» 17. Так устанавливается дата смерти Земцова — 28 сентября 1743 го да. Точность ее не вызывает сомнений. Два ближайших по мощника архитектора, конечно, знали день смерти своего учителя, с которым работали рука об руку. Эта же дата названа и в протоколе от 7 ноября того же года, которым зафиксировано решение Канцелярии от строений «остав шихся после вышеписанного Земцова архитектурных уче ников и протчее ведать и тех учеников обучать оным гезелям» І8. На плечи гезелей Сляднева и Дмитриева легли обязанности, исполнявшиеся архитектором Земцовым по Канцелярии от строений.
На протяжении нескольких лет после смерти Земцова в Канцелярии не было ни одного архитектора. Архитек турному делу до 1746 года обучали только в команде Сляднева и Дмитриева. Когда в начале 1744 года Канце лярия распорядилась «выбрать из российских школ ведом
ства оной детей для обучения |
арифметике и геометрии, |
||
а из оных, кои склонны будут |
к архитектуре», |
новичков |
|
направили к ним. Теперь в их |
команде |
(вместе |
со ста |
рыми учениками Земцова) оказалось 23 |
человека — такого |
134