ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
стороны и в дальнейшем неизменно пользовался доверием. Поэтому, когда в 1706 году было решено заменить зем ляные укрепления крепости на Заячьем острове каменными, это ответственное дело поручили ему, а с 1714 года он фактически возглавлял и строительство города, ставшего столицей России. Рядом с этим человеком Земцову пред стояло работать долгие годы сначала в качестве «архитектурим ученика», а затем коллеги.
В чем состояло учение у Трезини? Какова была подго товленность ученика? Какие взаимоотношения сложились между ними? Ни на один из этих вопросов пока не удается дать документально подтвержденного ответа.
Один из первых исследователей творчества Земцова, из вестный советский ученый, искусствовед и художник акаде мик И. Э. Грабарь считал, что Земцов обучался до приезда в Петербург в школе при типографии Московской оружей ной палаты, бессменным руководителем которой был М. П. Авраамов. Однако ссылок на источник этих сведений Грабарь не привел. Если это предположение правильно и ученик Трезини действительно окончил эту школу, то он получил солидную подготовку и должен был владеть рус ской грамотой, иностранным языком, арифметикой и уметьрисовать.
Земцову, несомненно, повезло, что его наставником ока зался Трезини. Этот зодчий был не только опытным строи телем-практиком, с мнением которого считался Петр I, про фессионально разбиравшийся в архитектуре, но и резко от личался от многих иностранцев, устремлявшихся в Россию за легким заработком. Для них обучение русских было обу зой. Они зачастую (как, например, архитектор И. Браунштейн, работавший в Петербурге с 1713 года) не учили их,, а использовали в качестве домашней прислуги.
Трезини смотрел на свое пребывание в России иначе. Поставленный волею обстоятельств во главе бурной строи
12
тельной деятельности на берегах Невы, он остро ощущал недостаток в хорошо обученных специалистах. Архитектор
•был заинтересован в их подготовке и стремился как можно ■скорее сделать каждого способного юношу надежным по мощником.
Земцов был одним из первых учеников Трезини. Но он не был единственным. Известно, что в 1710 году у зодчего находился Григорий Несмеянов. В 1712 году к нему напра вили из Московской математической школы Василия Зай цева. Вероятно, тогда же при нем находился Никита Дедин, а несколько позднее появились Иван Козлов, Никита На зимов, Иван Клюров и многие другие. Младшие собратья Земцова по профессии, они впоследствии работали с ним
рядом долгие годы.
Ученики тогда обычно жили в домах своих наставников. Трезини мог быть особенно заинтересован в том, чтобы Земцов поселился у него,— ведь юноша знал итальянский язык и в случае необходимости мог выполнять обязанности переводчика. Это дает основание предположить, что Земцов в 1710 году перебрался с Городского острова на Адмирал тейскую сторону, в дом Трезини. Архитектор жил в Гре ческой слободе, которая занимала участок, ограниченный
внастоящее время Мойкой, Марсовым полем, улицей Хал турина и Запорожским переулком. В этой слободе жили и другие иностранцы, нанятые на русскую службу. Юноша, едва ставший «архитектурии учеником», сразу же оказался
вцентре кипучей строительной деятельности.
Вте времена обучение велось в ходе непосредственного участия будущего зодчего в практической работе учителя. Сначала ученику давали простые поручения, потом более сложные, постепенно приучая его к делу. Так учился и
Михайло Земцов.
Среди работ Трезини тех лет на первом месте стояло возведение каменных стен крепости на Заячьем острове,
13
а также казарм, пороховых погребов и других построек внутри нее. Несомненно, Земцов участвовал в этих работах,, одновременно постигая специфику выведения фундамента в трудных условиях насыщенного водой грунта и осваивая
сложные приемы отвода воды из |
вырытых для него рвов.. |
В январе 1723 года Д. Трезини, |
прося выдать жалованье |
ученикам, сообщал Канцелярии городовых дел, что они обре таются «у науки архитектурного художества и у дела чер тежей и размерения линей и мест на Васильевском острову и надзиранием строения». Скорее всего, и Земцова исполь зовали на подобных работах, производившихся в начале
1710-х годов.
Земцов оказался талантливым графиком. Можно предпо ложить, что Трезини, выполнявший графические работы, весьма посредственно, охотно перекладывал эти обязан ности на превосходившего его в этой области ученика.
Мог Трезини поручать Земцову и наблюдение за ходом заготовки строительных материалов, за исполнением под рядчиками договорных условий и еще многое, что позволяло архитектору высвободить время для других дел. А ведь, кроме работ в крепости Трезини занимался после смерти1 И. М. Угрюмова (в середине 1707 года) благоустройством летней резиденции царя. В 1710 году он в память основа ния города и Полтавской победы построил деревянные церкви — «во имя святые Троицы» на площади вблизи кре пости (ныне — площадь Революции) и Сампсониевскую на Выборгской стороне. Возводились и другие постройки. Ко> всем этим работам, несомненно, был причастен его наибо лее способный ученик.
После неудачи Прутского похода и потери с трудом от воеванного у Турции Азова Россия лишилась выхода к южным морям. С этого времени резко возросло значение города на берегах Невы. Теперь это было единственное «окно в Европу», так как отдаленный от внутренних районок
14
страны Архангельский порт из-за короткого периода нави гации не обеспечивал необходимого внешнего обмена. Уве ренное продвижение русских на запад и особенно изгнание шведов в 1710 году из Ревеля, Риги, Выборга и Корелы все больше убеждало в победном исходе Северной войны. По явились реальные условия для создания торгового и поли тического центра страны на берегах Невы.
Однако было мало принять решение о переводе в Пе тербург «двора» и важнейших государственных учрежде ний — следовало возвести для их размещения здания. Кроме того, деревянные рубленые, как в старину на Руси, построй ки, более напоминавшие избы, чем хоромы знати, и слободы, прихотливо разбросанные на берегах реки, не соответство вали представлению Петра I о новой столице страны, кото рая быстро становилась могущественной морской державой.
Новая столица рисовалась преобразователю со строго регламентированной регулярной застройкой, проведенной по хорошо продуманному, ясному и логичному плану. Опре деляющую роль в композиции ее генерального плана за нимала Нева с многочисленными рукавами, протоками и дополнительно прорытыми каналами. Они мыслились как основные магистрали города.
Петербург должен был иметь прямые улицы и обширные площади, величественные каменные здания, в которых сред ствами архитектуры прославлялось военное могущество, экономическое и культурное процветание преобразованной
страны.
Понимая, что одному Трезини с относительно неболь
шим штатом Канцелярии |
городовых дел не |
справиться |
с грандиозным объемом |
предстоявших работ, |
Петр I в |
1711 году издал указ о переводе в Петербург мастеров Мо сковской оружейной палаты. Это учреждение в начале XVIII века ведало хранением царской оружейной казны, изготовлением вещей царского обихода и другими работами.
15
Среди ее служащих в те годы было много известных рус ских мастеров. Работал в ней и архитектор Григорий Ивано вич Устинов с сыном Иваном. Это им незадолго до пере езда были поручены ответственные работы по перестройке каменных палат Посольского приказа в Кремле и приспо соблению дома Шустова на Варварке для размещения мол давского господаря Д. Кантемира. К сожалению, творчество Устинова-отца до сих пор изучено весьма слабо. Из петер бургских работ его известен только дом генеральши Полон ской. Он возвел его в 1717—1719 годах по «образцовому» проекту Ж.-Б.-А. Леблона («по которому всем на реку строющимся строить») на Стрелке Васильевского острова. В се редине 1720-х годов в связи со строительством здания Две надцати коллегий дом был снесен. Кроме того, в одном из документов Канцелярии городовых дел сообщалось, что Устинов в 1719 году находился «для присмотру и указания у строения палат Посольской набережной и где будут при сутствовать Сенат». Какие-то работы он вел и в Летнем саду.
Благодаря выявленным за последнее время материалам о Шлиссельбургской крепости петровского времени удалось установить, что единственным архитектором, трудившимся над ее модернизацией, а также возведением грандиозных
каменных |
корпусов казарм и денежного |
двора |
в 1711 — |
|
1721 годах, |
был его сын Иван Устинов. С |
этими |
архитек |
|
торами, да |
и |
с другими мастерами, прибывшими |
из Мо |
|
сквы, Земцов, |
бесспорно, мог быть знаком. |
|
зодчих в |
|
Но, несмотря на большой вклад ряда русских |
строительство «каменного» Петербурга, определяющая роль принадлежала все же не им, а Канцелярии городовых дел и ее архитектору Д. Трезини. Ему-то и были поручены воз ведение зданий для канцелярии Сената (сначала деревян ного — внутри крепости, а в 1714 году — двухэтажных огромных мазанковых палат на Троицкой площади) и пла
нировка большей части Московской стороны, лежавшей к востоку от Литейного двора. Эту часть города было ре шено отвести для строительства домов ближайших род ственников царя и других знатных особ.
Здесь Трезини в 1712—1715 годах прокладывал улицы, разбивал участки и отводил их под строительство хором царевны Натальи Алексеевны, царевича Алексея, вдовство вавших цариц Марфы Матвеевны (второй жены сводного брата Петра I Федора) и Прасковьи Федоровны (жены
младшего сводного брата и соправителя |
Петра |
I |
Ивана), |
|
Я. В. Брюса — главы артиллерийского ведомства |
и |
других |
||
лиц. |
|
|
|
|
За два-три года на пустынном |
берегу |
появилась свое |
||
образная аристократическая улица |
(ныне |
четная |
сторона |
улицы Воинова). По соседству с нею находились дома офи
церов, а также служащих Литейного |
двора, построенного |
в эти же годы на берегу Невы, там, |
где позже взял свое |
начало Литейный проспект. Параллельно ей и дальше от Невы располагались «линки», где стояли дома простых лю
дей — мастеровых, |
мелких |
служащих, торговцев и др. По |
словам автора «Описания» |
Петербурга 1716—1717 годов, |
|
дома здесь были |
сплошь |
из дерева, а кровли покрыты |
дранью или горбылем. Некоторые жители для лучшей за щиты от дождя сверх щепы укладывали дерн, который вы глядел точно маленький зеленый луг на крыше каждого
здания.
Следы регулярной планировки того времени и сейчас хорошо ощущаются в расположении улиц Воинова, Каляева, Чайковского, Петра Лаврова, Салтыкова-Щедрина и пере секающих их под прямыми углами Литейного проспекта, проспекта Чернышевского и других.
Хоромы на Первой Литейной набережной улице (так стала именоваться линия застройки береговой полосы к востоку от Литейного двора) строились мазанковые, и
2 М. В. Иогансен |
17 |
■ |
А. Зубов. Панорама Петербурга. Дома на Первой Литейной набережной улице. Гравюра. 1716 г. Фрагмент.
только палаты Натальи Алексеевны были каменными. На ходились они на том месте, где сейчас на углу улицы Во инова и проспекта Чернышевского стоит здание бывшей церкви «всех скорбящих», появившееся в 1817—1818 годах.
Облик построек на набережной запечатлен на панораме Петербурга, выполненной в 1716 году известным гравером того времени Алексеем Зубовым. Во многих работах по истории Петербурга можно встретить утверждение, будто бы в левой части гравюры запечатлена Посольская набережная Городского острова, т. е. постройки, находившиеся на месте
- • - |
18 |
зданий, стоящих сейчас на Петровской набережной Петро градской стороны. Некоторые авторы пытались трактовать эту часть гравюры как изображение ранней стадии за стройки прибрежной полосы Васильевского острова — пра вого берега Большой Невы.
В том, что на указанной части гравюры изображен ле вый, а не правый берег Невы, может убедиться каждый. Ведь рядом с линией домов, как бы продолжая ее, нахо дятся стоявшие на берегу Фонтанки водовзводная башня, устроенная для подачи воды в фонтанную систему Летнего сада, двухэтажный большой служебный корпус и, наконец, сам Летний дворец. Правда, эти постройки помещены в не сколько ином ракурсе, чем их видел в натуре художник. Однако такие отступления часто допускались видописцами первой половины XVIII века для придания панораме боль шей художественной цельности.
Палаты Натальи Алексеевны на гравюре изображены вторыми слева. Они были хорошо известны петербуржцам. Ведь их владелица — поклонница «комедийных действ» — сочиняла трагедии и комедии для созданной ею русской театральной труппы. Представления давались в находив шемся по соседству большом деревянном доме.
Дом Натальи Алексеевны привлекал к себе внимание еще и тем, что он был одним из первых каменных зданий новой столицы. Возведение их началось в 1710 году по стройкой дома канцлера Г. И. Головкина на Посольской (ныне Петровской) набережной. Почти одновременно при ступили к сооружению поныне существующих Летнего дворца Петра I и роскошных палат Меншикова на Василь евском острове. Князю строил Джованни-Марио Фонтана, принятый на русскую службу в один год с Трезини. Первые семь лет своего пребывания в России этот архитектор ра ботал в Москве, где возвел доныне существующий дворец Меншикова.
19