Файл: Иогансен, М. В. Михаил Земцов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стороны и в дальнейшем неизменно пользовался доверием. Поэтому, когда в 1706 году было решено заменить зем­ ляные укрепления крепости на Заячьем острове каменными, это ответственное дело поручили ему, а с 1714 года он фактически возглавлял и строительство города, ставшего столицей России. Рядом с этим человеком Земцову пред­ стояло работать долгие годы сначала в качестве «архитектурим ученика», а затем коллеги.

В чем состояло учение у Трезини? Какова была подго­ товленность ученика? Какие взаимоотношения сложились между ними? Ни на один из этих вопросов пока не удается дать документально подтвержденного ответа.

Один из первых исследователей творчества Земцова, из­ вестный советский ученый, искусствовед и художник акаде­ мик И. Э. Грабарь считал, что Земцов обучался до приезда в Петербург в школе при типографии Московской оружей­ ной палаты, бессменным руководителем которой был М. П. Авраамов. Однако ссылок на источник этих сведений Грабарь не привел. Если это предположение правильно и ученик Трезини действительно окончил эту школу, то он получил солидную подготовку и должен был владеть рус­ ской грамотой, иностранным языком, арифметикой и уметьрисовать.

Земцову, несомненно, повезло, что его наставником ока­ зался Трезини. Этот зодчий был не только опытным строи­ телем-практиком, с мнением которого считался Петр I, про­ фессионально разбиравшийся в архитектуре, но и резко от­ личался от многих иностранцев, устремлявшихся в Россию за легким заработком. Для них обучение русских было обу­ зой. Они зачастую (как, например, архитектор И. Браунштейн, работавший в Петербурге с 1713 года) не учили их,, а использовали в качестве домашней прислуги.

Трезини смотрел на свое пребывание в России иначе. Поставленный волею обстоятельств во главе бурной строи­

12

тельной деятельности на берегах Невы, он остро ощущал недостаток в хорошо обученных специалистах. Архитектор

•был заинтересован в их подготовке и стремился как можно ■скорее сделать каждого способного юношу надежным по­ мощником.

Земцов был одним из первых учеников Трезини. Но он не был единственным. Известно, что в 1710 году у зодчего находился Григорий Несмеянов. В 1712 году к нему напра­ вили из Московской математической школы Василия Зай­ цева. Вероятно, тогда же при нем находился Никита Дедин, а несколько позднее появились Иван Козлов, Никита На­ зимов, Иван Клюров и многие другие. Младшие собратья Земцова по профессии, они впоследствии работали с ним

рядом долгие годы.

Ученики тогда обычно жили в домах своих наставников. Трезини мог быть особенно заинтересован в том, чтобы Земцов поселился у него,— ведь юноша знал итальянский язык и в случае необходимости мог выполнять обязанности переводчика. Это дает основание предположить, что Земцов в 1710 году перебрался с Городского острова на Адмирал­ тейскую сторону, в дом Трезини. Архитектор жил в Гре­ ческой слободе, которая занимала участок, ограниченный

внастоящее время Мойкой, Марсовым полем, улицей Хал­ турина и Запорожским переулком. В этой слободе жили и другие иностранцы, нанятые на русскую службу. Юноша, едва ставший «архитектурии учеником», сразу же оказался

вцентре кипучей строительной деятельности.

Вте времена обучение велось в ходе непосредственного участия будущего зодчего в практической работе учителя. Сначала ученику давали простые поручения, потом более сложные, постепенно приучая его к делу. Так учился и

Михайло Земцов.

Среди работ Трезини тех лет на первом месте стояло возведение каменных стен крепости на Заячьем острове,

13


а также казарм, пороховых погребов и других построек внутри нее. Несомненно, Земцов участвовал в этих работах,, одновременно постигая специфику выведения фундамента в трудных условиях насыщенного водой грунта и осваивая

сложные приемы отвода воды из

вырытых для него рвов..

В январе 1723 года Д. Трезини,

прося выдать жалованье

ученикам, сообщал Канцелярии городовых дел, что они обре­ таются «у науки архитектурного художества и у дела чер­ тежей и размерения линей и мест на Васильевском острову и надзиранием строения». Скорее всего, и Земцова исполь­ зовали на подобных работах, производившихся в начале

1710-х годов.

Земцов оказался талантливым графиком. Можно предпо­ ложить, что Трезини, выполнявший графические работы, весьма посредственно, охотно перекладывал эти обязан­ ности на превосходившего его в этой области ученика.

Мог Трезини поручать Земцову и наблюдение за ходом заготовки строительных материалов, за исполнением под­ рядчиками договорных условий и еще многое, что позволяло архитектору высвободить время для других дел. А ведь, кроме работ в крепости Трезини занимался после смерти1 И. М. Угрюмова (в середине 1707 года) благоустройством летней резиденции царя. В 1710 году он в память основа­ ния города и Полтавской победы построил деревянные церкви — «во имя святые Троицы» на площади вблизи кре­ пости (ныне — площадь Революции) и Сампсониевскую на Выборгской стороне. Возводились и другие постройки. Ко> всем этим работам, несомненно, был причастен его наибо­ лее способный ученик.

После неудачи Прутского похода и потери с трудом от­ воеванного у Турции Азова Россия лишилась выхода к южным морям. С этого времени резко возросло значение города на берегах Невы. Теперь это было единственное «окно в Европу», так как отдаленный от внутренних районок

14

страны Архангельский порт из-за короткого периода нави­ гации не обеспечивал необходимого внешнего обмена. Уве­ ренное продвижение русских на запад и особенно изгнание шведов в 1710 году из Ревеля, Риги, Выборга и Корелы все больше убеждало в победном исходе Северной войны. По­ явились реальные условия для создания торгового и поли­ тического центра страны на берегах Невы.

Однако было мало принять решение о переводе в Пе­ тербург «двора» и важнейших государственных учрежде­ ний — следовало возвести для их размещения здания. Кроме того, деревянные рубленые, как в старину на Руси, построй­ ки, более напоминавшие избы, чем хоромы знати, и слободы, прихотливо разбросанные на берегах реки, не соответство­ вали представлению Петра I о новой столице страны, кото­ рая быстро становилась могущественной морской державой.

Новая столица рисовалась преобразователю со строго регламентированной регулярной застройкой, проведенной по хорошо продуманному, ясному и логичному плану. Опре­ деляющую роль в композиции ее генерального плана за­ нимала Нева с многочисленными рукавами, протоками и дополнительно прорытыми каналами. Они мыслились как основные магистрали города.

Петербург должен был иметь прямые улицы и обширные площади, величественные каменные здания, в которых сред­ ствами архитектуры прославлялось военное могущество, экономическое и культурное процветание преобразованной

страны.

Понимая, что одному Трезини с относительно неболь­

шим штатом Канцелярии

городовых дел не

справиться

с грандиозным объемом

предстоявших работ,

Петр I в

1711 году издал указ о переводе в Петербург мастеров Мо­ сковской оружейной палаты. Это учреждение в начале XVIII века ведало хранением царской оружейной казны, изготовлением вещей царского обихода и другими работами.

15


Среди ее служащих в те годы было много известных рус­ ских мастеров. Работал в ней и архитектор Григорий Ивано­ вич Устинов с сыном Иваном. Это им незадолго до пере­ езда были поручены ответственные работы по перестройке каменных палат Посольского приказа в Кремле и приспо­ соблению дома Шустова на Варварке для размещения мол­ давского господаря Д. Кантемира. К сожалению, творчество Устинова-отца до сих пор изучено весьма слабо. Из петер­ бургских работ его известен только дом генеральши Полон­ ской. Он возвел его в 1717—1719 годах по «образцовому» проекту Ж.-Б.-А. Леблона («по которому всем на реку строющимся строить») на Стрелке Васильевского острова. В се­ редине 1720-х годов в связи со строительством здания Две­ надцати коллегий дом был снесен. Кроме того, в одном из документов Канцелярии городовых дел сообщалось, что Устинов в 1719 году находился «для присмотру и указания у строения палат Посольской набережной и где будут при­ сутствовать Сенат». Какие-то работы он вел и в Летнем саду.

Благодаря выявленным за последнее время материалам о Шлиссельбургской крепости петровского времени удалось установить, что единственным архитектором, трудившимся над ее модернизацией, а также возведением грандиозных

каменных

корпусов казарм и денежного

двора

в 1711 —

1721 годах,

был его сын Иван Устинов. С

этими

архитек­

торами, да

и

с другими мастерами, прибывшими

из Мо­

сквы, Земцов,

бесспорно, мог быть знаком.

 

зодчих в

Но, несмотря на большой вклад ряда русских

строительство «каменного» Петербурга, определяющая роль принадлежала все же не им, а Канцелярии городовых дел и ее архитектору Д. Трезини. Ему-то и были поручены воз­ ведение зданий для канцелярии Сената (сначала деревян­ ного — внутри крепости, а в 1714 году — двухэтажных огромных мазанковых палат на Троицкой площади) и пла­

нировка большей части Московской стороны, лежавшей к востоку от Литейного двора. Эту часть города было ре­ шено отвести для строительства домов ближайших род­ ственников царя и других знатных особ.

Здесь Трезини в 1712—1715 годах прокладывал улицы, разбивал участки и отводил их под строительство хором царевны Натальи Алексеевны, царевича Алексея, вдовство­ вавших цариц Марфы Матвеевны (второй жены сводного брата Петра I Федора) и Прасковьи Федоровны (жены

младшего сводного брата и соправителя

Петра

I

Ивана),

Я. В. Брюса — главы артиллерийского ведомства

и

других

лиц.

 

 

 

 

За два-три года на пустынном

берегу

появилась свое­

образная аристократическая улица

(ныне

четная

сторона

улицы Воинова). По соседству с нею находились дома офи­

церов, а также служащих Литейного

двора, построенного

в эти же годы на берегу Невы, там,

где позже взял свое

начало Литейный проспект. Параллельно ей и дальше от Невы располагались «линки», где стояли дома простых лю­

дей — мастеровых,

мелких

служащих, торговцев и др. По

словам автора «Описания»

Петербурга 1716—1717 годов,

дома здесь были

сплошь

из дерева, а кровли покрыты

дранью или горбылем. Некоторые жители для лучшей за­ щиты от дождя сверх щепы укладывали дерн, который вы­ глядел точно маленький зеленый луг на крыше каждого

здания.

Следы регулярной планировки того времени и сейчас хорошо ощущаются в расположении улиц Воинова, Каляева, Чайковского, Петра Лаврова, Салтыкова-Щедрина и пере­ секающих их под прямыми углами Литейного проспекта, проспекта Чернышевского и других.

Хоромы на Первой Литейной набережной улице (так стала именоваться линия застройки береговой полосы к востоку от Литейного двора) строились мазанковые, и

2 М. В. Иогансен

17


А. Зубов. Панорама Петербурга. Дома на Первой Литейной набережной улице. Гравюра. 1716 г. Фрагмент.

только палаты Натальи Алексеевны были каменными. На­ ходились они на том месте, где сейчас на углу улицы Во­ инова и проспекта Чернышевского стоит здание бывшей церкви «всех скорбящих», появившееся в 1817—1818 годах.

Облик построек на набережной запечатлен на панораме Петербурга, выполненной в 1716 году известным гравером того времени Алексеем Зубовым. Во многих работах по истории Петербурга можно встретить утверждение, будто бы в левой части гравюры запечатлена Посольская набережная Городского острова, т. е. постройки, находившиеся на месте

- • -

18

зданий, стоящих сейчас на Петровской набережной Петро­ градской стороны. Некоторые авторы пытались трактовать эту часть гравюры как изображение ранней стадии за­ стройки прибрежной полосы Васильевского острова — пра­ вого берега Большой Невы.

В том, что на указанной части гравюры изображен ле­ вый, а не правый берег Невы, может убедиться каждый. Ведь рядом с линией домов, как бы продолжая ее, нахо­ дятся стоявшие на берегу Фонтанки водовзводная башня, устроенная для подачи воды в фонтанную систему Летнего сада, двухэтажный большой служебный корпус и, наконец, сам Летний дворец. Правда, эти постройки помещены в не­ сколько ином ракурсе, чем их видел в натуре художник. Однако такие отступления часто допускались видописцами первой половины XVIII века для придания панораме боль­ шей художественной цельности.

Палаты Натальи Алексеевны на гравюре изображены вторыми слева. Они были хорошо известны петербуржцам. Ведь их владелица — поклонница «комедийных действ» — сочиняла трагедии и комедии для созданной ею русской театральной труппы. Представления давались в находив­ шемся по соседству большом деревянном доме.

Дом Натальи Алексеевны привлекал к себе внимание еще и тем, что он был одним из первых каменных зданий новой столицы. Возведение их началось в 1710 году по­ стройкой дома канцлера Г. И. Головкина на Посольской (ныне Петровской) набережной. Почти одновременно при­ ступили к сооружению поныне существующих Летнего дворца Петра I и роскошных палат Меншикова на Василь­ евском острове. Князю строил Джованни-Марио Фонтана, принятый на русскую службу в один год с Трезини. Первые семь лет своего пребывания в России этот архитектор ра­ ботал в Москве, где возвел доныне существующий дворец Меншикова.

19