ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
Фрагмент гравированного плана Петербурга. 1753 г. Участок дома М. Земцова на Невской перспективе — против Гостиного двора, шестой от Фонтанки.
трехлетнюю Александру, а в 1739 г°ДУи У него родился первый сын, названный в честь отца Михайлой.
Очень возможно, что именно ради своего наследника далеко не молодой зодчий (ему было не менее чем 51 год) взялся за хлопотное и дорогостоящее дело — строительство каменного дома. Конечно, переселение на Невскую перспек тиву, в самый центр левобережной части Петербурга, не только обеспечивало семью просторным жильем, но и эко номило силы и время, которые он тратил на длинный путь
117
от дома, находившегося в Литейной части, до районов ос новной застройки.
Как и все «застройщики», Земцов был обязан предста вить проект своего дома в Комиссию на «апробацию» — таков был порядок, и исключений ни для кого не делалось. Как и все другие, Земцов давал и подписку выстроить дом за пять лет, при этом «наличное каменное строение» дол жен был он «строить на погребах и те погреба зделать со сводами и у оных наружные главные двери железные».
Дом Земцова не сохранился. Но о его облике можно со ставить достаточно ясное представление, так как фасад дома зафиксирован на одном из чертежей коллекции Берхгольца, хранящейся в Национальном музее в Стокгольме. Дом Зем цова был «в один этаж да на погребах». Решение его фасада типично для жилых домов того времени. Скорее всего, зод чий использовал «образцовый» проект и изменил в нем лишь детали. То же четкое членение по горизонтали на две неравные части: нижнюю — погребной этаж, обработанный рустом, и более высокую верхнюю, жилую часть дома. Тот же характерный прием выделения центральной части слегка выступающим ризалитом, над которым возвышается декора тивный аттик. Только редко применявшиеся пилястры, свое образная форма наличников (у окон в боковых частях дома) и особенно прорисовка отдельных деталей придают по стройке индивидуальные черты.
Шел третий год напряженной деятельности Комиссии о санкт-петербургском строении. Намеченные Еропкиным грандиозные градостроительные преобразования благодаря энергии и трудолюбию Земцова и Коробова, претворявших их в жизнь, уже отчетливо вырисовывались в четкой за-: стройке новых улиц и появившихся обширных площадях. Казалось, ничто не может помешать осуществлению заду манного. Но именно в это время надвигалась трагическая развязка давно существовавшего соперничества за управ-
118
Фасад дома М. Земцова (слева). 1740-е гг.
ление государством между «немецкой партиен», во главе которой стоял жестокий, алчный и ограниченный времен щик Бирон, и патриотически настроенной частью русского дворянства, возглавляемой умным и образованным кабинетминистром А. П. Волынским. Русские дворяне не хотели мириться с разграблением их государства и попранием
своих прав.
Борьба оказалась непосильной даже для опытного госу дарственного деятеля, каким был Волынский. В апреле 1740 года он был арестован и обвинен в государственной измене. Начались аресты и допросы связанных с ним лиц в застенках Тайной канцелярии, а 27 июня он и два его главных единомышленника — горный инженер Андрей Федо рович Хрущев и архитектор, полковник Петр Михайлович Еропкин — были казнены на Сытном рынке, находившемся на Петербургской стороне, недалеко от Петропавловской крепости. Тайная канцелярия этим свои действия «по делу
119
Волыініакого» не ограничила. Аресты, допросы и ссылки продолжались. Среди причастных к «делу» лиц оказался еще один архитектор — Иван Бланк, которого сослали в
Сибирь.
Все это были очень близкие Земцову люди, и, естествен но, зодчий не мог равнодушно относиться к их горькой уча сти. Помимо потери друзей, товарищей по профессии, не 'меньшим горем для него было то, что дело, которому все они вместе отдавали столько сил, оказалось брошенным на произвол судьбы. По-видимому, Земцов обладал большой волей, если он мог пережить все это и найти в себе муже ство продолжать незаконченное.
С гибелью Еропкина Комиссия о санкт-петербургском строении лишилась архитектора. Чтобы ее работа могла продолжаться, туда еще в апреле 1740 года был направлен Коробов. Однако занятый делами по Адмиралтейств-колле- гии, он не мог в полной мере заменить ее прежнего архи тектора. Поэтому 15 июня 1740 года Комиссия подала до клад в Кабинет министров, в котором сообщала, что «оной Коробов все делать не успевает», и просила назначить май ора фон Дамма для руководства работой «кадетов и архитектурии учеников», находившихся в чертежной. По мне нию Комиссии, он вполне мог справиться с доработкой неоконченных планов Литейной части, где осталось только спланировать слободу Конного полка, а также завершить составление перепланировки Васильевского и Петербург ского островов.
Помимо составления проекта нового генерального плана города, Комиссия должна была разработать подробную инструкцию. Над созданием этого интереснейшего доку мента, облеченного в форму обширного проекта законопо ложений, касающихся архитектурно-строительной деятель ности, — «Должность архитектурной экспедиции» — Ероп кин немало потрудился. Однако до окончания его было еще
120
далеко. Кроме общего редактирования готового текста над лежало разработать еще ряд важных разделов. Для этой цели к Комиссии прикомандировали Земцова, Дж. Трезини
иИ. Шумахера. Коробов тоже должен был принимать уча стие в окончании «Должности». Установить, что именно успел написать Еропкин до своего ареста, еще не удалось. Однако исследователи справедливо утверждали, что важ нейший в теоретическом и практическом отношениях раздел документа, а именно главу «О архитектуре и архитекторах
ичто делать при строениях», составил Земцов. Им же, вероятно, были написаны главы VII — «О должностях раз
ных художеств мастеров, обращающихся при строениях», а также VI — «О Академии архитектурной». Кроме того, он принимал активное участие в обсуждении главы о каменном строении, которую составил «каменного дела подмастерья» М. Башмаков, и в общем редактировании всего текста.
Знакомство с «журнальными записями» 14, которые акку ратно велись в Комиссии, позволяет довольно точно выяс нить отношение к своим обязанностям привлеченных к окон чанию «Должности» лиц. Так, Шумахера работа явно мало интересовала. В записях постоянно фигурируют фразы, ука зывающие на его отсутствие. То он не был «за отлучением при светлейшем князе Гессен-Гамбургском на охоту», то он заходил, но тут же объявлял, что «отлучается для некоторого дела».
Причины отсутствия у Земцова и Коробова были со вершенно иными. Так, в записях за 12 и 14 августа читаем: «Земцов не был за болезнью». Если же зодчего задерживали неотложные дела, то он считал своим долгом дать о них подробные сведения, вроде тех, что записаны 22 июля: «быть не может, понеже сего дня надлежит ему окончить казенным питейным домам и баням чертежи и сметы».
Переход власти после смерти Анны сначала к Бирону, а затем к Анне Леопольдовне — матери императора Иоанна
121
М. Земцов. Проект Троицкой площади. 1740 г.
Антоновича, которому не было еще и года, не оставил сколько-нибудь заметного следа на деятельности Комиссии о санкт-петербургском строении. Комиссия в это время старалась продолжать начатое ранее. Однако постепенно от «комисских дел» Коробов отошел и в середине 1741 года
уехал в Москву.
Теперь вся архитектурная сторона деятельности Комис сии стала подчинена Земцову. Уже в протоколе заседания
122
от 4 июля 1741 года имеются убедительные факты, подтвер ждающие это. В нем указано, что, давая разрешение на по стройку дома священнику Воскресенской церкви, Комиссия требовала, чтобы строил он «по предъявленному чертежу и фачаду» и для того «тот чертеж во свидетельство, что оной Комиссией рассматривай и анпробован, подписав ар хитектору Земцову, отдать объявленному священнику». Запись протокола не оставляет сомнений, что на Земцова возложили обязанность визировать проекты. Раньше это делал Еропкин, а после его ареста — некоторое время Ко робов.
Летом 1741 года Земцовым был создан один из круп нейших его проектов — проект каменного Троицкого собора. О бедственном состоянии деревянной церкви на Троицкой площади Синод многократно доносил Кабинету министров, однако, кроме обширной переписки, ничего реального сде лано не было. К моменту учреждения Комиссии о санкт-
в*гм«?»*
М. Земцов. Проект Троицкой каменной соборной церкви. 1740 г.
123
петербургском строении церковь находилась все в том же виде. Как указывалось выше, проект регулирования Петер бургской части ко времени ареста Еропкина готов не был. Наблюдение за его окончанием, так же как и контроль за
застройкой этой |
части города, |
осуществлял Земцов вместе |
с И. Шумахером |
(фон Дамм |
был техническим исполни |
телем).
Согласно проекту в центре большой новой полукруглой Троицкой площади намечалось возвести каменный храм, плану которого был придан вид равноконечного креста. Рядом с собором должна была находиться колокольня.
Проект собора является наиболее значительным из всего выявленного графического наследия архитектора. Он чрез вычайно интересен и в архитектурном отношении. В нем Земцов первым из русских архитекторов последовательно и успешно решал задачу создания того типа монументаль ного городского храма, который получил широкое развитие значительно позднее, в период господства классицизма. В от личие от распространенных в Петербурге церквей бесстолпного и базиличного (зального) типов Троицкий собор дол жен был быть центрическим сооружением (то есть симмет ричным, с ярко выраженным центром), что подсказывалось в данном случае соображениями градостроительного по рядка — постройка намечалась в центре площади и должна была обозреваться со всех сторон. Композиция сооружения ясна и проста, хорошо найдены пропорции и силуэт. Обра щает на себя внимание лаконичность архитектуры собора. Лишь два яруса пилястр оживляют фасады этого строгого в целом сооружения, а применение скульптуры ограничено статуями на парапетах и картушами в тимпанах фронтонов. Менее удачен проект колокольни. Излишнее богатство форм и вычурность завершения резко отличают ее беспокойную архитектуру от гармоничной, благородной архитектуры со
124