Файл: Зингер, И. С. Моделирование информационных процессов в системах управления предприятиями.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

статочно редко. Примером ее может служить управление дирек­ тором предприятия научно-техническим советом, который является как бы «штабом» директора.

Линейная структура характеризуется сосредоточением всей функциональной и линейной власти у одного руководителя, кото­ рый осуществляет все функции управления. Такая структура при­ меняется, как правило, на нижних уровнях иерархии управления (участок, бригада).

Практически в условиях конкретных предприятий могут соче­ таться все перечисленные виды организационных структур управ­ ления.

Каждый тип организационной структуры обусловлен характер­ ной для него разновидностью информационной системы, которая составляет основу управления производством.

Выдвигаемое в настоящий момент требование повышения эффективности работы аппарата управления поставило совершен­ ствование информационной системы в ряд первоочередных задач современного этапа научно-технического прогресса. В отечествен­ ной и зарубежной литературе все чаще ставится задача определе­ ния соотношения между системой экономического управления и информационной системой. Информационная система рассматри­ вается в экономике как регулирующая, причем регулятор должен поддерживать объект регулирования в заданном режиме [7]. Эко­ номическая система является, таким образом, задающей по отно­ шению к информационной системе.

Сцелью анализа функционирования информационной системы

иопределения направлений ее рационализации предполагается,

что экономическая система задана, а информационная система служит ее реальным воплощением в действии некоторой органи­ зации. Такой организацией является, например, промышленное предприятие.

Промышленное предприятие, как и любая организация, опре­ деляется рядом характеристик: составом, структурой, связями и управлением [8]. За счет связей между отдельными структурными элементами, входящими в состав предприятия, в процессе управ­ ления образуется информационная сеть, которая связывает все административные подразделения. При этом в одних подразделе­ ниях обработка информации является основным и даже единствен­ ным видом деятельности (МСС, ВЦ); в других подразделениях, где совершаются различные оперативные действия по управлению производством, работа с информацией становится важной частью деятельности промышленно-производственного персонала.

Реализация любой функции управления предполагает выпол­ нение следующих основных процедур:

получение информации о состоянии и движении производства; обработка информации, т. е. сопоставление с заданными пара­ метрами (предыдущей информацией), составление сводок и т. п.; принятие решений; отдача распоряжения (приказа), организация

8


его исполнения, включающая контроль, анализ и уточнение, а если необходимо — исправление или корректировку отданного распо­ ряжения.

Эти действия присущи любой функции управления и реализу­ ются каждым подразделением предприятия.

Развитие производства вызывает изменение объема и трудоем­ кости реализации расширяющегося круга задач управления. Со­ держание же управленческих работ остается неизменным: сбор, обработка, хранение и передача информации, на основе которой принимаются решения о направлениях развития производства. С развитием производства возникает необходимость совершенство­ вания организации выполнения работ, базирующегося на исполь­ зовании различных вычислительных средств и рациональной орга­ низации всех управленческих процессов. Такая рационализация должна свестись к изменению характера специализации исполни­ телей аппарата управления предприятием: если сейчас каждый исполнитель реализует какую-либо функцию или задачу в полном объеме, то он будет осуществлять определенную группу операций или даже одну операцию, относящуюся ко всем функциям. Это позволит использовать в аппарате управления специализирован­ ный персонал, оставив за квалифицированными работниками реа­ лизацию творческих процессов планово-экономической деятельно­ сти.

Современное предприятие характеризуется иерархичностью по­ строения системы управления и соответствующим ей распределе­ нием и движением информации. Каждый уровень управления характеризуется определенной степенью сложности и детализации информации. Существует определенная система разделения инфор­ мации между структурными подразделениями и должностями управления, обусловленная задачами, решаемыми или зафиксиро­ ванными в положениях о структурных подразделениях на пред­ приятиях. Кроме того, действует определенная система разделения труда по обработке информации между отдельными людьми, а также между человеком и машиной. При этом могут быть рас­ смотрены два принципа такого разделения: технологический и предметный.

Технологический принцип получил большее распространение при функциональном построении организационной структуры. Он обусловлен тем, что обработка информации требует определенной профессиональной специальной подготовки и не может быть про­ извольно поручена любому работнику. Кроме того, могут быть выделены такие процедуры по обработке информации, которые являются общими для множества различных задач и могут выполняться автономно, т. е. выделяется различная информация с оди­ наковыми технологическими процессами обработки.

Предметный принцип соответствует матричным элементам в организационной структуре управления и предполагает выделение предмета — определенной задачи, решение которой достигается

9



привлечением к работе группы представителей различных про­ фессий.

Предметный и технологический принципы на практике обычно совмещаются. Так, А. Бавелас [9] при экспериментальном иссле­ довании различных способов установления информационных свя­ зей между пятью работниками управления приводит следующие возможные схемы связей (рис. 1). «Круг» означает полное урав­ нивание ответственности между исполнителями. Каждый из них сам устанавливает цели и критерии оценки своей работы. Предпо­ лагается максимальное проявление инициативы каждым работни­ ком. Однако при таком методе работник наименее организован и наиболее неуправляем. Полной противоположностью этому мето­ ду является так называемый метод «колесо». При таком типе взаимосвязей предполагается наличие определенного руководите­ ля, который несет ответственность за всю работу, устанавливает четкий круг обязанностей каждого работника. Функции последних сводятся лишь к строгому выполнению обязанностей, их инициа­ тива сведена к минимуму. При такой системе организации работ­ ники бывают недовольны узкой специализацией проводимой ими работы.

Рис. 1

а —«руг; в — цепь; с — колесо; d — Y-обраэная сеть

Система «цепь» предполагает строгую иерархичность подчине­ ния одного работника другому с ограниченной инициативой на каждом уровне и средоточием полномочий на верхнем уровне.

Система типа Y очень похожа на «цепь» с той только разницей, что на верхнем уровне иерархии находятся одновременно два ра­ ботника.

Рассмотренные типы информационных связей в явном или не­ явном виде отражаются в схеме потоков производственной инфор­ мации.

Производственная информация является важнейшим условием нормального функционирования предприятия. Обработкой инфор­ мации в большинстве случаев заняты наиболее квалифицирован-

ю

ные кадры специалистов с высшим и средним образованием. От точности, надежности, оперативности обработки производственной информции эффективность производства продукта зависит подчас в большей степени, чем от соответствующих характеристик техно­ логического процесса создания самого продукта.

По определению, данному Комитетом научно-технической тер­ минологии АН СССР, информация вообще рассматривается как совокупность сведений, являющихся объектом хранения, передачи и преобразования.

Одним из важнейших видов информации является экономиче­ ская информация, под которой понимается совокупность сведений, отражающих условия, состояние и результаты общественного про­ изводства. Частью экономической информации является производ­ ственная информация. Под производственной информацией в на­ стоящей работе понимается содержание сообщений, принимаемых, передаваемых и обрабатываемых отдельными работниками или административными подразделениями в процессе управления про­ изводством. Трактовка этого термина аналогична [10].

Термин «информация» трактуется в настоящий момент чрезвы­ чайно широко. Шенноновская теория информации, отражающая технический аспект ее применения, была первоначально предна­ значена и использовалась для описания и создания различных технических устройств связи. Ситуации, в которых они применя­ лись, характеризовались стационарным потоком сообщений, выда­ ваемых источником, а целью построения теории являлось введение меры (количество информации) и единицы измерения (бит), с помощью которых достигалось получение ряда оценок качества устройств передачи информации (скорости передачи, пропускной способности передающих устройств и т. д.).

Распространение аппарата шенноновской теории информации на изучение экономики, в частности экономики и организации предприятий, первоначально шло по этому же пути. Поскольку применение кибернетики связывается теснейшим образом с приме­ нением электронных вычислительных машин, с механизацией и автоматизацией производственно-экономических расчетов, прово­ дился анализ потоков сообщений, более или менее однородных с целью выявления их количественных характеристик. Такими ха­ рактеристиками являлись, например, количество документирован­ ных сообщений за определенный период, количество знаков в одном расчете и количество расчетов; количество графоклеток или позиций документа, обрабатываемых работником за конкрет­ ный период. Однако с расширением круга работ при переходе к исследованию системы в целом встала необходимость анализа со­ вершенно разнородных сообщений. В связи с этим, кроме чисто количественного аспекта, появилась необходимость учитывать семантический аспект (анализ информации по смыслу). Соизме­ рить различные по смыслу информационные сообщения пока не представляется возможным. Данные о том, что человеческий мозг

и


способен пропускать 35 тыс. бит в час [11] мало что дают с точки зрения нормирования управленческого труда, поскольку мы не можем точно определить, например, сколько бит представляет сообщение о необходимости замены в оперативном плане 100 штук деталей «а» на 1000 штук деталей «б».

Кроме количественных характеристик, производственная ин­ формация обладает рядом качественных характеристик [10].

Система должна быть «компетентна» по отношению к приме­ няемым данным. Это означает, что данные будут представлять собой определенную информацию только в том случае, если в вос­ принимающей их системе управления есть приемник, который их «поймет». Анализ материалов обследования одного из предприя­ тий показал, что в 1967 г. в его адрес поступило 392 запроса от различных организаций и 37 инструктивно-методических материа­ лов. Из них 28 запросов и 4 инструктивно-методических материа­ ла либо не были поняты работниками предприятия, либо к усло­ виям данного предприятия отнесены быть не могли. Следователь­ но, их нельзя отнести к информационным сообщениям.

Принятое информационное сообщение кодируется на входе и выходе системы и фиксируется на различного рода носителях ин­ формации.

Наконец, информационное сообщение предполагает его испол­ нение и учет полученных результатов.

Рассмотрим кратко основные элементы производственных ин­ формационных систем, соответствующих каждому типу организа­ ционной структуры.

Деятельность аппарата управления в условиях функциональ­ ного принципа распределения работ между элементами организа­ ционной структуры (специализированными подразделениями и службами) реализуется достатоточно автономно по определенной методике в строго установленные сроки, которые обеспечивают взаимную координацию работы отдельных служб. Одно из требо­ ваний этой системы — документальное оформление всех сведений, касающихся характеристики состояния производственно-хозяйст­ венной деятельности предприятия. Документальное оформление сведений о состоянии и развитии производственно-хозяйственной деятельности предприятия служит юридическим основанием для установления ответственности отдельных исполнителей за выпол­ ненную ими работу по подготовке или принятию решений по всей функции управления.

Функциональная структура предполагает наличие центральных w органов оперативного управления, которые представляют во все заинтересованные службы данные о возможных и имеющих место отклонениях в осуществлении предприятием производственно-хо­ зяйственной деятельности. Наличие такой службы вызывается не­ обходимостью обеспечения взаимосвязанности решений и их со­ гласованности. Это является необходимой предпосылкой для немедленной реакции всех звеньев управления на изменения в

12