Файл: Зингер, И. С. Моделирование информационных процессов в системах управления предприятиями.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
статочно редко. Примером ее может служить управление дирек тором предприятия научно-техническим советом, который является как бы «штабом» директора.
Линейная структура характеризуется сосредоточением всей функциональной и линейной власти у одного руководителя, кото рый осуществляет все функции управления. Такая структура при меняется, как правило, на нижних уровнях иерархии управления (участок, бригада).
Практически в условиях конкретных предприятий могут соче таться все перечисленные виды организационных структур управ ления.
Каждый тип организационной структуры обусловлен характер ной для него разновидностью информационной системы, которая составляет основу управления производством.
Выдвигаемое в настоящий момент требование повышения эффективности работы аппарата управления поставило совершен ствование информационной системы в ряд первоочередных задач современного этапа научно-технического прогресса. В отечествен ной и зарубежной литературе все чаще ставится задача определе ния соотношения между системой экономического управления и информационной системой. Информационная система рассматри вается в экономике как регулирующая, причем регулятор должен поддерживать объект регулирования в заданном режиме [7]. Эко номическая система является, таким образом, задающей по отно шению к информационной системе.
Сцелью анализа функционирования информационной системы
иопределения направлений ее рационализации предполагается,
что экономическая система задана, а информационная система служит ее реальным воплощением в действии некоторой органи зации. Такой организацией является, например, промышленное предприятие.
Промышленное предприятие, как и любая организация, опре деляется рядом характеристик: составом, структурой, связями и управлением [8]. За счет связей между отдельными структурными элементами, входящими в состав предприятия, в процессе управ ления образуется информационная сеть, которая связывает все административные подразделения. При этом в одних подразделе ниях обработка информации является основным и даже единствен ным видом деятельности (МСС, ВЦ); в других подразделениях, где совершаются различные оперативные действия по управлению производством, работа с информацией становится важной частью деятельности промышленно-производственного персонала.
Реализация любой функции управления предполагает выпол нение следующих основных процедур:
получение информации о состоянии и движении производства; обработка информации, т. е. сопоставление с заданными пара метрами (предыдущей информацией), составление сводок и т. п.; принятие решений; отдача распоряжения (приказа), организация
8
его исполнения, включающая контроль, анализ и уточнение, а если необходимо — исправление или корректировку отданного распо ряжения.
Эти действия присущи любой функции управления и реализу ются каждым подразделением предприятия.
Развитие производства вызывает изменение объема и трудоем кости реализации расширяющегося круга задач управления. Со держание же управленческих работ остается неизменным: сбор, обработка, хранение и передача информации, на основе которой принимаются решения о направлениях развития производства. С развитием производства возникает необходимость совершенство вания организации выполнения работ, базирующегося на исполь зовании различных вычислительных средств и рациональной орга низации всех управленческих процессов. Такая рационализация должна свестись к изменению характера специализации исполни телей аппарата управления предприятием: если сейчас каждый исполнитель реализует какую-либо функцию или задачу в полном объеме, то он будет осуществлять определенную группу операций или даже одну операцию, относящуюся ко всем функциям. Это позволит использовать в аппарате управления специализирован ный персонал, оставив за квалифицированными работниками реа лизацию творческих процессов планово-экономической деятельно сти.
Современное предприятие характеризуется иерархичностью по строения системы управления и соответствующим ей распределе нием и движением информации. Каждый уровень управления характеризуется определенной степенью сложности и детализации информации. Существует определенная система разделения инфор мации между структурными подразделениями и должностями управления, обусловленная задачами, решаемыми или зафиксиро ванными в положениях о структурных подразделениях на пред приятиях. Кроме того, действует определенная система разделения труда по обработке информации между отдельными людьми, а также между человеком и машиной. При этом могут быть рас смотрены два принципа такого разделения: технологический и предметный.
Технологический принцип получил большее распространение при функциональном построении организационной структуры. Он обусловлен тем, что обработка информации требует определенной профессиональной специальной подготовки и не может быть про извольно поручена любому работнику. Кроме того, могут быть выделены такие процедуры по обработке информации, которые являются общими для множества различных задач и могут выполняться автономно, т. е. выделяется различная информация с оди наковыми технологическими процессами обработки.
Предметный принцип соответствует матричным элементам в организационной структуре управления и предполагает выделение предмета — определенной задачи, решение которой достигается
9
привлечением к работе группы представителей различных про фессий.
Предметный и технологический принципы на практике обычно совмещаются. Так, А. Бавелас [9] при экспериментальном иссле довании различных способов установления информационных свя зей между пятью работниками управления приводит следующие возможные схемы связей (рис. 1). «Круг» означает полное урав нивание ответственности между исполнителями. Каждый из них сам устанавливает цели и критерии оценки своей работы. Предпо лагается максимальное проявление инициативы каждым работни ком. Однако при таком методе работник наименее организован и наиболее неуправляем. Полной противоположностью этому мето ду является так называемый метод «колесо». При таком типе взаимосвязей предполагается наличие определенного руководите ля, который несет ответственность за всю работу, устанавливает четкий круг обязанностей каждого работника. Функции последних сводятся лишь к строгому выполнению обязанностей, их инициа тива сведена к минимуму. При такой системе организации работ ники бывают недовольны узкой специализацией проводимой ими работы.
Рис. 1
а —«руг; в — цепь; с — колесо; d — Y-обраэная сеть
Система «цепь» предполагает строгую иерархичность подчине ния одного работника другому с ограниченной инициативой на каждом уровне и средоточием полномочий на верхнем уровне.
Система типа Y очень похожа на «цепь» с той только разницей, что на верхнем уровне иерархии находятся одновременно два ра ботника.
Рассмотренные типы информационных связей в явном или не явном виде отражаются в схеме потоков производственной инфор мации.
Производственная информация является важнейшим условием нормального функционирования предприятия. Обработкой инфор мации в большинстве случаев заняты наиболее квалифицирован-
ю
ные кадры специалистов с высшим и средним образованием. От точности, надежности, оперативности обработки производственной информции эффективность производства продукта зависит подчас в большей степени, чем от соответствующих характеристик техно логического процесса создания самого продукта.
По определению, данному Комитетом научно-технической тер минологии АН СССР, информация вообще рассматривается как совокупность сведений, являющихся объектом хранения, передачи и преобразования.
Одним из важнейших видов информации является экономиче ская информация, под которой понимается совокупность сведений, отражающих условия, состояние и результаты общественного про изводства. Частью экономической информации является производ ственная информация. Под производственной информацией в на стоящей работе понимается содержание сообщений, принимаемых, передаваемых и обрабатываемых отдельными работниками или административными подразделениями в процессе управления про изводством. Трактовка этого термина аналогична [10].
Термин «информация» трактуется в настоящий момент чрезвы чайно широко. Шенноновская теория информации, отражающая технический аспект ее применения, была первоначально предна значена и использовалась для описания и создания различных технических устройств связи. Ситуации, в которых они применя лись, характеризовались стационарным потоком сообщений, выда ваемых источником, а целью построения теории являлось введение меры (количество информации) и единицы измерения (бит), с помощью которых достигалось получение ряда оценок качества устройств передачи информации (скорости передачи, пропускной способности передающих устройств и т. д.).
Распространение аппарата шенноновской теории информации на изучение экономики, в частности экономики и организации предприятий, первоначально шло по этому же пути. Поскольку применение кибернетики связывается теснейшим образом с приме нением электронных вычислительных машин, с механизацией и автоматизацией производственно-экономических расчетов, прово дился анализ потоков сообщений, более или менее однородных с целью выявления их количественных характеристик. Такими ха рактеристиками являлись, например, количество документирован ных сообщений за определенный период, количество знаков в одном расчете и количество расчетов; количество графоклеток или позиций документа, обрабатываемых работником за конкрет ный период. Однако с расширением круга работ при переходе к исследованию системы в целом встала необходимость анализа со вершенно разнородных сообщений. В связи с этим, кроме чисто количественного аспекта, появилась необходимость учитывать семантический аспект (анализ информации по смыслу). Соизме рить различные по смыслу информационные сообщения пока не представляется возможным. Данные о том, что человеческий мозг
и
способен пропускать 35 тыс. бит в час [11] мало что дают с точки зрения нормирования управленческого труда, поскольку мы не можем точно определить, например, сколько бит представляет сообщение о необходимости замены в оперативном плане 100 штук деталей «а» на 1000 штук деталей «б».
Кроме количественных характеристик, производственная ин формация обладает рядом качественных характеристик [10].
Система должна быть «компетентна» по отношению к приме няемым данным. Это означает, что данные будут представлять собой определенную информацию только в том случае, если в вос принимающей их системе управления есть приемник, который их «поймет». Анализ материалов обследования одного из предприя тий показал, что в 1967 г. в его адрес поступило 392 запроса от различных организаций и 37 инструктивно-методических материа лов. Из них 28 запросов и 4 инструктивно-методических материа ла либо не были поняты работниками предприятия, либо к усло виям данного предприятия отнесены быть не могли. Следователь но, их нельзя отнести к информационным сообщениям.
Принятое информационное сообщение кодируется на входе и выходе системы и фиксируется на различного рода носителях ин формации.
Наконец, информационное сообщение предполагает его испол нение и учет полученных результатов.
Рассмотрим кратко основные элементы производственных ин формационных систем, соответствующих каждому типу организа ционной структуры.
Деятельность аппарата управления в условиях функциональ ного принципа распределения работ между элементами организа ционной структуры (специализированными подразделениями и службами) реализуется достатоточно автономно по определенной методике в строго установленные сроки, которые обеспечивают взаимную координацию работы отдельных служб. Одно из требо ваний этой системы — документальное оформление всех сведений, касающихся характеристики состояния производственно-хозяйст венной деятельности предприятия. Документальное оформление сведений о состоянии и развитии производственно-хозяйственной деятельности предприятия служит юридическим основанием для установления ответственности отдельных исполнителей за выпол ненную ими работу по подготовке или принятию решений по всей функции управления.
Функциональная структура предполагает наличие центральных w органов оперативного управления, которые представляют во все заинтересованные службы данные о возможных и имеющих место отклонениях в осуществлении предприятием производственно-хо зяйственной деятельности. Наличие такой службы вызывается не обходимостью обеспечения взаимосвязанности решений и их со гласованности. Это является необходимой предпосылкой для немедленной реакции всех звеньев управления на изменения в
12