Файл: Зингер, И. С. Моделирование информационных процессов в системах управления предприятиями.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
ходе производственного процесса. Поскольку все задачи управле ния взаимосвязаны, отклонение от запланированного состояния производства должно быть отражено в соответствующих плановых заданиях и регулирующих воздействиях, относящихся к тем произ водственным подразделениям, на деятельность которых эти откло нения влияют.
В процессе осуществления производственно-хозяйственной дея тельности между подразделениями аппарата управления устанав ливается определенный порядок взаимоотношений, предусматри вающий обмен информацией (документацией) и их совместную деятельность в выработке соответствующих решений [12].
Специализированные службы заводоуправления для организа ции и ведения производства разрабатывают конструкторско-тех нологическую и нормативную документацию, которая распреде ляется по заинтересованным подразделениям. Последние на ее основе решают вопросы организации производства и разрабатыва ют нормативы его движения (циклы, маршруты и т. п.).
Данные конструкторско-технологической документации служат одним из оснований для разработки планов развития и движения производства, а также стоимостных показателей. При этом осу ществляется формирование производственных программ предприя тия и его отдельных частей в натуральном и денежном выражении. Показатели планов используются подразделениями и службами предприятия для организации производственно-хозяйственной дея тельности.
На основе плановой и конструкторско-технологической доку ментации службы обеспечения заводоуправления разрабатывают планы снабжения предприятия необходимыми ресурсами (мате риалами, рабочей силой и т. д .).
Врезультате проведения этого комплекса работ составляются задания для производственных подразделений, а также планы обеспечения их необходимыми ресурсами.
Впроцессе производства в определенные моменты времени
осуществляется контроль и учет его состояния путем сравнения плановых показателей с фактически достигнутыми, а также выра ботка соответствующей документации, отражающей ход производ ства. На основе этой документации формируются отчетные сведе ния о деятельности различных подразделений и служб предприя
тия.
Данные контроля, учета и отчетности поступают в соответст вующие службы, где на их основе осуществляется анализ деятель ности предприятия. Результаты анализа служат основанием д ля ^ внесения соответствующих корректив в ранее разработанные за дания, а также подготовки прогнозных предположений на буду
щие периоды.
К положительным сторонам информационной системы, соот ветствующей функциональной организационной структуре управ ления, относится, прежде всего, высокая степень специализации
13
отдельных работников управления по выполнению определенного вида работ и соответствующая возможность повышения их квали
фикации в этой области.
Однако эта система имеет ряд недостатков, к основным из ко
торых относятся следующие:
задержка поступления данных из одной функциональной служ бы в другую, поскольку каждая служба отвечает только за свою работу, а не за принятие решения в целом по предприятию;
стремление каждой службы иметь как можно больший объем информации, чтобы застраховать себя «на всякий случай» от не обходимости делать лишний раз запрос в соседнюю службу. Это приводит к дублированию многих видов выполняемых задач и получаемой и хранимой информации, а также вызывает излишние затраты в сфере управления;
возможность существенного расхождения и несопоставимости данных, получаемых в различных функциональных службах по однотипным задачам (например, плановых и отчетных данных, технологических и плановых данных и т. д.);
сложность и запутанность информационных связей по решению одного вопроса в разных функциональных службах. Так, запрос от должности А функциональной службы I и должности Б функцио нальной службы II идет по схеме, представленной на рис. 2.
Введение матричных элементов в организационную структуру означает «предметный» принцип разделения труда в обработке ин формации. Вся информация, относящаяся к данному «предмету», которым может быть некоторый проект или внедрение определен ного вида продукции, сосредотачивается в рамках структурных подразделений, охваченных матричными элементами. Возможность введения таких элементов придает структуре большую гибкость, маневренность, возможность направлять все усилия работы аппа рата управления на решения все новых вопросов, возникающих по мере развития организации.
Работники отдельных функциональных подразделений отвеча
ют при матричной и функционально-матричной |
организации уп- |
|||
ПодсистемаI |
|
ОтВет |
ПодсистемаП |
|
|
|
|
|
|
1 У |
Запрос |
1 |
|
|
1 |
■ |
1 |
|
|
1 |
|
f |
1 |
Уровни |
1 |
|
1 |
||
1 |
|
|
1 |
иерархии |
1 |
|
|
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
1 |
|
|
1 |
|
1 |
|
' |
|
|
|
|
|
||
Yл |
|
|
||
5 |
|
|
Рис. 2
14
равления за выполнение темы, вне зависимости от того, к какой функциональной службе они относятся. Поэтому при такой систе ме отпадает разобщенность в обработке информации, исключается., дублирование обработки и хранения информации в различных подсистемах. Однако эта система не позволяет работникам аппарата управления -специализироваться в достаточной степени. Она пред назначается в основном для условий «неустойчивой», «развиваю щейся» организации, поскольку, как только организация становит ся устойчивой, отдельные подразделения начинают «специализиро ваться» на своих функциях, что обеспечивает более высокую про изводительность управленческого труда.
Независимо от конкретного вида организационной структуры, процесс управления предприятием предполагает наличие производ ственной информационной системы. Основу такой системы состав ляет информационная база, содержащая массив документов, в ко торых фиксируются данные о прошлом, настоящем и будущем про изводственного процесса. Эти документы циркулируют на пред приятии в соответствии с типом его организационной структуры в направлении линейных (административных) и функциональных связей. Для управления производством в информационную систе му поступает, хранится, перерабатывается и выдается потребителю информация о состоянии (и изменениях этого состояния) многих тысяч материальных объектов (машин, сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, людей и т. п.). Необходимо отметить, что кон кретный материальный объект выделяется среди прочих объектов наличием необходимых в каждом отдельном случае признаков или свойств. Эти признаки позволяют также выделять и рассматривать группы единичных объектов, что особенно характерно для совре менного массового производства.
Система, информационная база которой содержит большое ко личество наименований свойств объектов и значений этих свойств, характерна для линейной организационной структуры. Как уже говорилось, такая структура обычно применяется на нижних иерар хических уровнях управления. Примером информационной системы в рамках такой организационной структуры может служить инфор мационная система управления цехом некоторого завода.
По мере поступления информации на более высокие уровни уп равления последняя укрупняется, так как она необходима руко водству для принятия решений более общего плана. В связи с этим информационные системы, характерные для функциональной, ли нейно-функциональной и линейно-штабной организационных струк тур в отличие от систем более низких уровней управления, оперируют с укрупненными данными. В таких системах хранится инфор мация об объектах с меньшим числом признаков и их значений.
Однако на предприятиях с любой рассмотренной организацион ной структурой на различных уровнях управления может быть необходима как самая детальная, так и самая укрупненная инфор мация. Например, директор завода может быть очень заинтересо-
15
ван в детальной информации по поводу выпуска уникального изде лия, имеющего государственную важность. В то же время диспет черу цеха могут понадобиться данные, характеризующие общее состояние дел в смежном цехе. Следовательно, в процессе изуче ния организационной структуры предприятия или его подразделе ний можно выявить только основные пути прохождения информа ции, ее вид и структуру. Для совершенствования производственной информационной системы, более рационального сочетания инфор мационных потоков с конкретной организационной структурой и задачами управления необходимо решить большое число задач мо делирования потоков информации.
§2. ВЫДЕЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
ВСИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
Система управления, представляющая собой единое целое, состоит из ряда входящих в нее подсистем, выделение кото рых из общей системы управления требует наличия по крайней мере двух условий [7]:
1) наиболее точного определения задач, в соответствии с кото рыми выделяется подсистема;
2) установления того множества элементов, из которых подси стема выделяется, а также классификационного признака выделе ния.
Создание АСУП выдвигает на первый план решение ряда слож ных проблем, одной из которых является отображение и формали зованное описание процессов управления предприятием. Эта зада ча реализуется на основе изучения параметров и характеристик системы управления, а также в результате анализа отдельных эле
ментов |
этой системы. |
При этом |
первостепенной задачей |
яв- |
. ляется |
деление системы |
управления |
на части (подсистемы), |
ана |
лиз связей между ними и раскрытие закономерностей их построе ния.
В основу выделения взаимосвязанных частей системы могут быть положены различные признаки. Поэтому в системе управле ния разработчиками выделяются различные комплексы взаимосвя занных подсистем. Характерные признаки, используемые для деле ния подсистемы, выбираются в зависимости от целей исследования и используемого аппарата анализа.
Подсистемой будем считать часть системы, выделенную по не которому признаку, отвечающему целям и задачам исследования,
вкотором она может рассматриваться самостоятельно как систе-
^м а [13].
Так как система управления состоит из конечного числа частей, то можно выделить соответствующее им число подсистем. В каче стве признака, определяющего состав подсистем, целесообразно использовать функции системы управления. При этом любая функ ция управления, выделяемая в подсистему, в дальнейшем рассмат-
16
ривается как самостоятельная система. В этом проявляется субъ ективность подхода, так как различные разработчики могут пред ставить совокупность функций различным составом подсистем. Хотя понятие функции управления имеет определенный смысл, ее граница, как и само понятие системы, зависит от подхода исследо вателя. Поэтому нецелесообразно говорить о строго определенном, ограниченном наборе функциональных подсистем, так как их кон кретный перечень остается условным.
Функциональные подсистемы осуществляют реализацию основ ных задач системы управления, т. е. прогнозирование, планирова ние и текущее регулирование хода производства в соответствии с принятым критерием эффективности работы предприятия. Приме ром этих подсистем могут служит оперативно-производственное планирование, материально-техническое обеспечение и т. п.
Функциональные подсистемы АСУП вырабатывают основной взаимосвязанный комплекс показателей, предусматривающих оп тимальное развитие производства. Эти подсистемы предопределя ют способы и методы контроля реального хода производства и на мечают пути и мероприятия по ликвидации отклонений от запла нированного режима. Таким образом, функциональные подсистемы играют решающую роль в АСУП, определяя логику ее функциони рования. Они выделяются, в частности, для того, чтобы проанали- j зировать свойства системы управления. Однако основной задачей является синтез системы. Для ее решения необходимо провести исследование структурных особенностей системы управления, учи тывая взаимосвязь ее элементов, объединенных в организацион ные подразделения, взаимодействие между которыми определяется схемой функционирования всей системы в целом.
Для данного исследования необходимо выделить подсистему, сочетающую в себе функциональную и организационную однород ность составляющих ее элементов. При этом выделяется не просто подсистема управления, а подсистема аппарата управления, по скольку в этой подсистеме необходимо определить информацион ные потоки в их соединении с организационной структурой.
Подсистема аппарата управления, образованная для этих це лей, должна представлять собой структурно и функционально од нородный комплекс его структурных единиц.
Под функциональной однородностью подразделений управле ния, выделяемых в подсистему, понимается общность информаци онных выходов по отношению к некоторой цели, определяемой как функция данной подсистемы. При этом функционально одно родные подразделения, находящиеся на различных уровнях иерархии, как правило, имеют последовательно-формируемые выходы и входы. Главным признаком выделения подсистем является общая целевая направленность выходов. С информационной точки зре ния, функциональная однородность определяется однородностью содержания обрабатываемой в подразделениях информации.
2. И. С. Зингер |
17 |