ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
в глубинных складах, но появляются расходы на пере возку удобрений по железной дороге и хранение их на прирельсовом складе, в целом составляющие 9,1% об щих эксплуатационных издержек, расходы на доставку удобрений в хозяйства несколько сокращаются (на
2,4%).
При одинаковых затратах на внесение удобрений в почву доля их по мере перехода на использование при рельсовых складов повышается в основном вследствие резкого снижения затрат на хранение на глубинных складах и систематического сокращения расходов по до ставке удобрений в хозяйство. Эти тенденции в измене нии эксплуатационных издержек сохраняются и при дру гих соотношениях емкости прирельсовых и глубинных складов жидкого аммиака (50:50, 75:25, 100:0). В та ких случаях основными становятся затраты на хранение жидкого аммиака в прирельсовых складах и внесение его в почву (73,8%), однако хранение жидкого аммиака
вприрельсовых складах почти в два раза дешевле, чем
вглубинных.
Изменение структуры затрат в сфере потребления удобрений в сельском хозяйстве можно видеть из следую-
щих данных (в % ):
|
|
|
С о о т н о ш е н и е е м к о 1 с т И |
|
||||
Статьи расходов |
п р и р |
е л ь с О В Ы X |
и г л ;у б И II- |
Амми |
||||
пых |
с к л а д о в |
ж и д к О Г О |
ачная |
|||||
|
|
|
о : loo |
а м м и a i< а |
100: 0 |
вода |
||
|
|
|
25 : 75 |
50 : 50 |
75: 25 |
|
||
Перевозка |
по |
железной |
2,1 |
2,4 |
2,8 |
3,1 |
9,2 |
|
дороге ............................. |
на |
|
— |
|||||
Хранение |
прирельсо- |
7,0 |
16,6 |
29,2 |
43,6 |
14,7 |
||
вом складе ..................... |
|
— |
||||||
Доставка удобрений в хо- |
10,8 |
9,5 |
8,5 |
9,6 |
12,9 |
|||
зяйство |
.........................в |
|
13,2 |
|||||
Хранение |
глубинных |
S0,7 |
38,0 |
21,0 |
|
24,3 |
||
складах |
|
|
60,3 |
— |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Внутрихозяйственные |
пе- |
9,0 |
10,3 |
11,8 |
13,4 |
17,3 |
||
ревозки . . . |
8,1 |
|||||||
Внесение |
удобрений |
в |
20,4 |
23,2 |
26,7 |
30,3 |
21,6 |
|
почву ............................ |
|
|
18,4 |
ачная селит ра
4,0
22,0
10,3
30,2
5,3
28,2
И т о г о ................. |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
П р и м е ч а н и е . Емкость прирельсового склада 4500 т.
Эксплуатационные издержки при использовании жид ких удобрений в целом меньше, чем для твердых. Самые
8 - 1 8 4 2 |
113 |
низкие затраты выявлены для применения жидкого ам миака, особенно при соотношении емкости прирельсо вых и глубинных складов 75:25 и 100:0. Однако эти показатели не полностью отражают фактические затраты в сфере потребления, по которым можно было бы оце нить экономическую эффективность различных удобре ний. Для этого необходимо учитывать и затраты в сфе ре производства.
При суммировании издержек производства и расходов на потребление эксплуатационные затраты (франко— почва) по различным видам азотных удобрений, как и капиталовложения, существенно изменяются. Результа ты расчетов стоимости производства и потребления азо та в различных удобрениях при сопоставимых условиях характеризуются следующими цифрами (в %):
|
|
С о о т н о ш е н и е е м к о с т и |
Амми_ |
д |
||||
|
|
п р и р е л ь с о в ы х |
и г л у б и н - |
|
||||
Эксплуатационные расходы |
|
н ы х с к л а д о в |
ж и д к о г о |
ачная |
селит. |
|||
|
|
|
а м м и а к а |
|
вода |
Da |
||
|
ОМОО 25 : 75 |
50 : 50 |
75:25 |
100 : 0 |
|
Р |
||
В промышленности . . . |
|
46 |
48,3 |
51,7 |
53,9 |
57,5 |
53,4 |
66,5 |
В сфере потребления в |
. |
54 |
51,7 |
48,3 |
46,1 |
42,5 |
46,6 |
33,5 |
сельском хозяйстве . |
||||||||
Общие франко—почва. |
. |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
П р и м е ч а н и е . Емкость прирельсового склада 4500 т.
Таким образом, соотношения эксплуатационных за трат (суммарно франко — почва) значительно различа ются по сравнению с соотношениями капиталовложений. Если при применении жидкого аммиака от 50 до 60% суммарных капиталовложений (франко — почва) прихо дится на сферу потребления, то в эксплуатационных за тратах (франко — почва) около 60% надает на долю промышленности. Такая особенность структуры затрат
существенно повлияла на их |
итоговое распределение |
(франко — почва). Наименьшие |
эксплуатационные из |
держки в настоящее время характерны для жидкого ам миака: они на 8—10% меньше, чем для аммиачной воды, и на 10—15% ниже, чем для аммиачной селитры. Следовательно, наиболее экономичным видом азотных удобрений по суммарным капиталовложениям (франко— почва) оказалась аммиачная вода, а по эксплуатацион ным издержкам — жидкий аммиак. Твердые удобрения (аммиачная селитра) по всем экономическим показате лям (капиталовложения и эксплуатационные расходы)
114
франко — почва проигрывают жидким удобрениям. Соот ношение эксплуатационных затрат в промышленности и расходов на потребление составляет 7:3 для аммиачной селитры.
К организации применения жидких удобрений (амми ачной воды и особенно жидкого аммиака) предъявляют ся серьезные требования. Однако при рационально по строенной системе их применения (особенно жидкого аммиака) они могут стать источником самого дешевого азота для сельского хозяйства. Используя типовую мето дику определения экономической эффективности капита ловложений в народном хозяйстве, рассмотренные выше показатели (капиталовложения и эксплуатационные за траты на стадии производства и потребления) можно представить в виде удельных приведенных затрат, опре деляемых по формуле:
2 == С + ЕК
где С — стоимость 1 т азота франко — почва; Е — отраслевой нор
мативный коэффициент народнохозяйственной эффективности (для азотной промышленности 0,15); К — удельные капиталовложения
на 1 т азота в сферах производства и потребления.
Выполненные в ГИАП расчеты подтверждают, что при оптимальных вариантах системы применения жидких удобрений (строительство крупных прирельсовых скла дов, отсутствие глубинных складов) самыми низкими приведенными затратами отличается жидкий аммиак (на 13—17% ниже по сравнению с аммиачной селитрой и на 1—2% по сравнению с аммиачной водой).
Наиболее высокие приведенные затраты выявлены при использовании прирельсовых складов емкостью 500 т. По мере размещения складов большей емкости (2650 и 4500 т) возле железных дорог приведенные за траты существенно снижаются. Самые оптимальные ва рианты использования жидкого аммиака определены при отношении объемов прирельсовых и глубинных складов 75:25 и без глубинных складов, т. е. 100:0. Наиболее же экономичным вариантом является размещение скла дов у железных дорог (без сооружения их в хозяйствах). При этом удобрения следует доставлять на поля аммиаковозом с прицепом, а в качестве промежуточных емко стей использовать две автомобильные цистерны емкостью по 2,6 т.
8 * |
1 1 5 |
Ниже представлены приведенные затраты (франко—. почва) по жидкому аммиаку, аммиачной воде и аммиач ной селитре (в % к затратам по аммиачной селитре, принятым з-а 100%):
Емкость
прирельсовых складов, т
500
2650
4500
|
С о о 1- н о ш е i ни е е м к о с т и п р И - |
|
|
||||
р е л ь с |
о в ы X и |
г л у б и н н ы х |
с к л а - |
Аммиач |
Аммиач |
||
|
Д с1 в ж и Д К О Г О |
3[ м м и а к: а |
ная вода |
ная |
|||
о |
о о |
25 : 75 |
50 ; 50. |
75 : 25 |
100: 0 |
|
селитра |
|
|
||||||
105,6 |
108,5 |
113,6 |
118,2 |
124,3 |
84,4 |
100 |
|
105,8 |
100,3 |
94,9 |
88,9 |
86,5 |
84,4 |
100 |
|
105,8 |
100,2 |
93,6 |
87,6 |
83,4 |
84,4 |
100 |
Из этих данных видно, что приведенные затраты по жидкому аммиаку при строительстве складов емкостью по 4500 и 2650 т находятся примерно на одном уровне. В этих случаях средний радиус перевозки аммиака в хо зяйства при двукратной оборачиваемости складов со ставляет 30—35 км, т. е. находится в пределах рацио нального расстояния для использования автотранспорта.
В заключение попытаемся определить общий эконо мический эффект Э перехода к производству и потреб лению более эффективных форм удобрений:
Э = (Сс + ЕКС) - (Сн + ЕКЪ) |
|
|||
где Сс — стоимость производства |
и потребления 1 т азота в ам |
|||
миачной селитре; Сн — то |
же, в |
безводном аммиаке; |
Кс — удель |
|
ные капиталовложения в |
производство и потребление |
1 т азота |
||
в аммиачной селитре; |
Кв — то же, |
в безводном аммиаке; |
Е — отрас |
|
левой нормативный |
коэффициент |
эффективности (0,15). |
Согласно этой формуле, был проведен расчет эконо мической эффективности 1 т азота в аммиаке и аммиач ной селитре. При сопоставлении затрат на производство и применение 100 тыс. т азота в жидком аммиаке и в аммиачной селитре общая экономия в народном хозяй стве может составить 3,5 млн. руб. по капиталовложени ям, 1,8 млн. руб. по себестоимости, 2,3 млн. руб. по при веденным затратам.
Предположим, требуется изготовить и внести в почву 2 млн. т аммиака в чистом виде или с переработкой его в удобрения. Опре делим, при какой форме удобрений это будет экономичнее (базой для сравнения принимаем также аммиачную селитру). Подставив в формулу общей эффективности приведенные выше результаты, получим, что при использовании в сельском хозяйстве 2 млн. т жидкого аммиака (или 1,64 млн. т азота) вместо аммиачной се литры экономия средств в народном хозяйстве составит 57,4 млн.
116
руб. по капиталовложениям, 29,5 млн. руб. по себестоимости, а общий экономический эффект по приведенным затратам достигнет
37,7 млн. руб.
Рассмотренные выше примеры определения экономи ческой эффективности различных форм азотных удобре ний подтверждают, что жидкий аммиак является самым экономичным азотным удобрением. Ввиду возможности полной механизации погрузочно-разгрузочных работ ис пользование жидкого аммиака в сельском хозяйстве поз воляет примерно в два раза сократить затраты ручного труда по сравнению с его затратами для твердых удо брений. Поэтому чем раньше жидкий аммиак найдет практику применения в сельском хозяйстве, тем больше будет сэкономлено средств в народном хозяйстве.
Экономичность других видов жидких азотных удоб рений (жидкие комплексные удобрения, аммиакаты) здесь не рассматривается подробно, поскольку они еще не имеют устойчивых технико-экономических показате лей по стадиям производства и потребления. Все при веденные далее экономические показатели определены в основном расчетным путем.
Жидкие комплексные удобрения. Согласно данным НИУИФ, эффективность потребления жидких комплекс ных удобрений в сельском хозяйстве соответствует эф фективности твердых удобрений в разных почвенно-кли матических зонах страны. Следовательно, использование жидких комплексных удобрений возможно во всех эко номических районах СССР и под все сельскохозяйствен ные культуры. Достоинством жидких комплексных удоб рений является отсутствие в них свободного аммиака, поэтому нет необходимости хранения и транспортирова ния их в герметичной таре и внесения в почву на опре деленную глубину. Жидкие комплексные удобрения мож но разбрызгивать на поверхности почвы с последующей заделкой бороной, культиватором или плугом. Не менее важна незначительная коррозионная активность жидких комплексных удобрений по отношению к черным метал лам. Благодаря этому для транспортирования и внесе ния таких удобрений пригоден комплекс машин, исполь зуемых для аммиачной воды. Кроме того, для внесения можно использовать и авиацию.
Затраты по использованию жидких комплексных удобрений — ЖКУ (данные НИУИФ) на 20—30% ниже,
117
чем для твердых туков. Но стоимость единицы питателе ных веществ в ЖКУ пока выше, чем в твердых одина|> ных удобрениях. По имеющимся сведениям, себесто$ мость единицы питательных веществ в жидких и твер дых комплексных удобрениях примерно одинакова, одну ко капиталоемкость производства ЖКУ на 10—20Ъ ниже. Это обусловлено возможностью исключения из те! нологической схемы стадий сушки, гранулирования, ко» диционирования и затаривания продукта. Жидкие ком| лексные удобрения можно вырабатывать на всех npei приятиях, в состав которых входит производство фосфоп ной кислоты, используя привозные аммиак и карбамщ Но ЖКУ можно также приготовлять и на складах Сч юзсельхозтехники или в крупных хозяйствах путем ра() творения аммофоса (как носителя фосфорной кислоты} карбамида и хлористого калия, доставляемых без тарь( При этом легко получить любое соотношение питатели ных веществ, требуемое для внесения в почву. В настой щее время небольшие количества такого удобрения вь< рабатываются на йонавском заводе путем нейтрализм ции аммиаком фосфорной кислоты и добавления карч амида и хлористого калия.
Производство жидких комплексных удобрений целе сообразно создавать в комплексе с производством твер дых комплексных удобрений. При совмещении эти. производств в одном цехе значительно сокращаются кап«! тальные затраты, в основном за счет исключения скла| ского хозяйства для хранения фосфорной кислоты, а» миака, хлористого калия и отсутствия технологически внешних коммуникаций, вспомогательных помещений Организация производства таких удобрений не вызыва ет больших трудностей и современная промышленной минеральных удобрений располагает возможностями дл выпуска жидких комплексных удобрений. Однако для и широкого внедрения необходимо проведение дополнй тельных исследований и опытных работ, в том числе п организации хранения и применения жидких комплекс ных удобрений в сельском хозяйстве.
В ряде технически развитых капиталистических страЧ особенно в США, объем производства жидких комплекс ных удобрений и их потребление в сельском хозяйстй
в ближайшие 5—10 лет, по прогнозам специалистов, уИ личится в 2—4 раза. За 1970 г. в США было произведен!
118
{305 тыс. т жидких комплексных удобрений, или пример но 12% общего количества потребляемых в стране комплексных удобрений. Жидкие комплексные удобре ния вырабатываются в США на многочисленных мелких
Остановках единичной |
мощностью |
1—2 тыс. |
т/год |
||
|в 1970 г. работало |
около 2750 таких установок), |
кото- |
|||
вые выпускают |
удобрения |
при |
соотношениях |
||
I : Р20 5: КгО = 10 : 34 : 0 |
и 11:37:0. |
Исходными продук- |
(ами служат концентрированные растворы полифосфаов аммония, доставляемые с заводов, производящих
фосфорную кислоту и сложные удобрения и располагаюцих резервами товарной кислоты. Радиус перевозок кон центрированных растворов от завода-изготовителя до 1месительных установок достигает 150 км, а средняя дальность перевозки готовой продукции (жидких комп лексных удобрений разных марок) составляет 50 км. 3 западноевропейских странах (Франция, Англия) жид кие комплексные удобрения выпускаются в сравнитель- ю небольших количествах (до 80 тыс. т/год в натуре). 3 некоторых странах создаются специальные фирмы по организации производства и применения ЖКУ в сельжом хозяйстве.
Для увеличения выпуска сложных удобрений в СССР
{а последние годы стало развиваться производство су перфосфорной кислоты, представляющей собой смесь Рртофосфорной (49%), пирофосфорной (42%) и поли-
Ьосфорных кислот (9%). Кроме высокого содержания Рг05 (76% и более) к достоинствам суперфосфорной кислоты относятся сохранение ее текучести и меньшее коррозионное действие на металлы по сравнению с обыч ной термической фосфорной кислотой. Благодаря этому увеличивается транспортабельность кислоты и расширя ются возможности изготовления на ее основе жидких комплексных удобрений.
В результате аммонизации суперфосфорной кислоты можно получить жидкие удобрения с высоким содержа
нием |
питательных веществ, например ГкКРгОбЖгС^ |
= 11 |
: 33 : 0 или 12 : 35 : 0 вместо 8 : 27 : 0 в сложном жид |
ком удобрении, изготовляемом на основе обычной тер мической фосфорной кислоты. Это позволяет в районах, Удаленных от фосфорного завода на 200—300 км и более, производить высококонцентрированные базисные раство ры, доставлять их в районы потребления ЖКУ и там
119