Файл: Егоров, А. И. Очерки угленакопления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ском бассейне, Берчогуре й др. Даже в визейских углях Дон­ басса лнпондные элементы составляют часто 20—30% органи­ ческой массы. Перечисляя основные углеобразователи, не сле­ дует забывать и о водорослях, которые на девоно-карбоновом этапе развития растительного мира, по-видимому, играли значи­ тельно большую роль в угленакопленин, чем в последующие эпохи.

В иамюре условия углеобразования в Евразии изменились. Складкообразовательпые движения охватили обширные прост­ ранства, вызвали поднятия платформ, древних массивов, уси­ ление размыва поднятых площадей, перерывы в накоплении осадков или резкую смену их состава, чаще всего карбонатных обломочными терригенпыми. В связи с этим площади торфонакопленпя смещаются с устойчивых платформенных площадей па более подвижные. В башкирский и московский век накопление торфяных (угольных) залежей постепенно охватило Тунгусскую синеклизу Сибирской платформы, Донецкий прогиб и наиболее прогибавшиеся сннклинорип каледонид.

В среднем н особенно в позднем карбоне северный пояс углснакопления расширился к северу. В среднекарбоповую эпоху он захватил юго-западную часть Тунгусского бассейна; в конце периода угленакопление распространилось, по крайней мере, до линии, проходящей через дельту Лены и северную оконечность Сахалина, а возможно, и до более высоких широт той эпохи. Изменение ширины и очертаний пояса угленакоплеиия не было постепенным. Довольно сильные складкообразовательные дви­ жения в намюрс, о которых уже сказано ранее, и в начале сред­ него карбона заметно проявились по западной и южной окраи­ нам Русской платформы, в герцинских зонах Урало-Тяпьшань- ской складчатой области (с меньшей интенсивностью на кале­ донских блоках). Они вызвали крупные географические изме­ нения: перераспределение моря и суши на обширных площа­ дях, регрессии в Казахстане, на Урале, вероятно, в Западной Сибири и в ряде других областей. Поднятия новых участков суши, расширение аридной зоны суживают экваториальный пояс угленакоплеиия; в пределах его на нашей территории сохраня­ ются только Львовско-Волынская, Донецкая и Северо-Кавказ­ ская площади, на которых с разной интенсивностью шло нако­ пление торфяной (угольной) массы. Угленакопление замирает и в субаридной (южной периферической) зоне северного пояса угленакоплеиия. В начале среднего карбона угленосные отло­ жения еще формировались в Карагандинском прогибе, в позд­ нем карбоне южная граница пояса сместилась в Прииртышье, но так как северная граница его отодвигалась еще быстрее, то

23


пояс углеобразования в результате получал значительные прш ращения. Несомненно, это было также обусловлено появлением и быстрым развитием двух новых полихронных флор. В север­ ном поясе развивается тунгусская флора с мелкими каламита­

ми, лсппдофптами

и кордантамп,

редкими птеридоспермамп, а

затем хвойными,

которые быстро

становятся важной

группой

углеобразователей,

в экваториальном — вестфальская

с много­

численными птеридоспермамп, крупными каламитами и лепндофитами. Полпхронпые флоры, как известно, обладают огром­ ной продуктивностью. Однако развитие новой растительной формации не могло идти одинаково в экваториальном поясе, уже завоеванном растениями, и в северном поясе, высокие ши­ роты которого были еще недоступны древним видам. А. Н. Криштофовпч (1937) писал: «Новые формы, возникавшие под вли­ янием изменения обстановки, получали широкие возможности занять обширные пространства, к условиям жизни в которых не были приспособлены их предшественники». Северный уме­ ренный пояс был именно таким пространством, где было воз­ можно массовое расселение новых видов, ограниченное лишь контурами прежде пустынных материков.

Наблюдается некоторое отличие петрографического состава средне- и нозднекарбоповых углей от раннекарбоповых. Умень­ шается количество липопдпых элементов и сапропелитовых прос­ лоев; основную массу углей составляют гумолиты (преимуще­ ственно гелнтолпты) с относительно малым количеством фюзеиизпрованных тканей. Обычно поздпекарбоновые угли менее зольны н хорошо спекаются. Эти особенности определяются не толь­ ко различием исходного растительного материала, но и иным режимом накопления осадков в позднем карбоне.

Зональность химического и петрографического состава сред­ не- и верхнекарбоновых углей выявляется несколько труднее из-за меньшего числа сохранившихся и хорошо изученных пло­ щадей. Можно отметить преобладание блестящих и полублестящих кларенов и дюрено-кларенов с небольшим количеством фюзинита в среднекарбоновых углях Северного Кавказа. Угли эти содержат серы (общей) менее 1%, и только в единичных пробах

до 2%.

Одновозрастные угли Донбасса, лежавшего ближе к засуш­

ливой зоне, преимущественно клареновые. Это также главным образом гелитолиты; количество гелифицированной массы в них доходит до 80—95%, но фюзпнита — уже от 3 до 15%, а лейптннпта — 2— 10%. Угли — сернистые (серы 2,5—3,5%), причем большее содержание серы отмечено на севере, т. е. вблизи более засушливых областей.

24


Для Львойско-Ёольшского бассейна типичны полосчатые углй С малым количеством гелифицированных веществ и большим со­ держанием фюзинита. Серы в них от 2,5 до 6,0%, часты прослой­ ки глинистого вещества, включения пирита.

Тентекские (среднекарбоновые) угли Караганды типичны для северного умеренного пояса. Они смешанного дюрено-кларено- вого, реже стеблевого и смешанного кларено-дюренового соста­ ва, неясноили тонкополосчатого сложения. Преобладает гелифицированное вещество, фюзинита мало, лейптиннта (спор) ме­ нее 3%, сернистость ниже 1%.

Некоторое представление об изменении темпов угленакопле ння в карбоне на территории СССР могут дать следующие циф­ ры запасов по отделам:

Нижний

карбон

— 225 млрд, г

Средний

»

— 205—210 млрд, т

Верхний

»

— 375 млрд, т

В среднем и верхнем девоне приблизительно за 40 млн. лет накопилось немногим более 200 млн. т, а в нижнс-м карбоне за 20 млн. лет — 225 млрд, т ’, т. е. угленакопленне шло более чем в 2000 раз быстрее. В среднекаменноугольное время происходит спад угленакопления не только на территории СССР, но и в гло­ бальном масштабе. Одной из причин было, очевидно, оживление тектонических движений, местами активизация вулканизма, временные подъемы обширных площадей, некоторое расширение аридного пояса л др. Все эти геологические явления с одной сто­ роны тормозили процесс накопления биомассы, угнетая расти­ тельность древней формации, с другой — стимулировали разви­ тие новой полихропной флоры, которая дала мощные залежи углей конца каменноугольного периода и особенно перми, когда за 45 млн. лет накопилось более 3990 млрд, т (причем значитель­ ная часть этих площадей была уничтожена в конце гсрцинской тектонической эпохи).

Анализ палеогеографических н палеотектоничсских условий накопления карбоновых угленосных толщ дает основание пред­ полагать, что в пределах северного пояса угленакопления, в За­ падной Сибири имеется несколько угленосных площадей. Круп­ нейшая из них с нижне- и в меньшей степени среднекарбоиовыми углями лежит в низовьях Иртыша и Ишима, охватывая прираз­ ломные зоны байкалид, каледонид и более подвижных герцин-1

1 В

действительности

запасы нижнекарбоновых углей были намного

больше,

но основная часть

их уничтожена намюрскими и среднекарбоновы-

мн размывами. В частности, в Казахстане сохранилось от размыва не более 0,7—1,0% угольных залежей.

25


ских сооружений; Сравнительно меньшие по площади и по угленасыщенности (учитывая их более северное положение в поясе карбонового угленакопления) приурочены к приразлом­ ным прогибам у западной окраины Сибирской платформы. Не­ сомненно, что в середине периода характер угленакопления на всех указанных площадях изменился так же, как и в изученных Карагандинском, Кузнецком и Тунгусском бассейнах. На Ишим- еко-Иртышской площади, лежавшей, подобно Карагандинской, вблизи постепенно расширявшейся аридной зоны, рост торфя­ ников был заторможен в более раннее время, чем на площадях, располагавшихся у края Сибирской платформы. Однако в этой части пояса угленакопления до конца периода, по-вндимому, еще не было достаточно богатого растительного покрова и, как в среднекарбоновых свитах Кузбасса или Тунгусского бассейна, сформировались лишь незначительные у г л и с т ы е прослои и тонкие линзочки угля.

Таким образом, обнаружения новых крупных залежей нижне­ карбоновых углей можно ожидать лишь в низовьях Ишима и Иртыша. Но они перекрыты очень мощными покровами мезозой­ ских и кайнозойских отложений и поэтому пока не представляют промышленного интереса.

ПЕРМСКОЕ УГЛЕНАКОПЛЕНИЕ

Область (пояс) пермского угленакопления четко ограничена на юге (в современной географической сети — на юго-западе) аридной зоной (см. схему). Климатическая граница проходила но поднятиям казахстанских каледонид (Чингиза, Тарбагатая, Кокчетавского массива), Тимана, полуострова Канина. Север­ ная граница пояса угленосности определялась контурами Ангар­ ской суши, которая не являлась пределом возможного расселе­ ния на север холодностойких растений из сообщества пермских углеобразователей.

Все угленосные площади пермского этапа угленакопления расположены либо в синеклизах и краевых прогибах древних, эпипротерозойских платформ (Тунгусский и Ленский бассейны), либо на примыкающих к ним (обрамляющих) байкалидах (Пе­ чорский бассейн), денудированных каледонндах, складчатых со­ оружениях, образующих ядра эпигерцинских платформ (нало­ женные мульды, межгорные прогибы и т. п.) и, наконец, в кра­ евых прогибах и впадинах молодых, раннегерцинских платфор­ менных формирований (Кузнецкий бассейн, Прииртышье).

26

Тектонические условия формирования некоторых крупных угольных бассейнов расшифрованы не полностью. Таков, напри­ мер, Таймырский бассейн, расположенный целиком в зоне складчатых структур верхнепалеозрйского прогиба (Геология месторождений угля..., т. 8). Но в течение нижнего, среднего и частично верхнего палеозоя на Таймыре после крупной предпалеозойской фазы складчатости существовали платформенные условия седиментации, образование же складчатой структуры связано с позднейшей активизацией. Таким образом, пермское угленакопление имеет еще более ярко выраженный платфор­ менный или субплатформенный характер, чем угленакопление предыдущего периода. В связи с этим во многих пермских угле­ носных бассейнах некоторые особенности седиментации были унаследованы от более ранних этапов угленакопления — поздне­ карбонового и даже раннекарбонового, как, например, в Мину­ синском бассейне.

Несмотря на то, что крупных перестроек структур древних платформ в перми не произошло, и не было существенных из­ менений рельефа их поверхности, все же условия накопления осадков менялись. На северо-востоке Русской платформы, в Печорской синеклизе, с артинского века п почти до конца пери­

ода формировалась ритмично построенная и равномерно насы­ щенная углями единая угленосная формация, слабо разобщен­ ная на части какими-либо перерывами. Накопление угленосных осадков началось в прибрежно-морских условиях и продолжа­ лось в поздней перми в обширном опресненном бассейне.

На Сибирской платформе и на всех складчатых сооруже­ ниях, обрамляющих ее, угленакопление протекало в два этапа (фазы). Первый этап охватывал на юго-западе (от Приирты­ шья до юго-западных районов Тунгусского бассейна) поздний карбон и раннюю пермь, на северо-востоке (восточная полови­ на Тунгусского бассейна, Таймыр, Вилюйская синеклиза, При­ морье)— только раннюю пермь. Запаздывание начала углена­ копления по мере движения на северо-восток можно было бы объяснить миграцией растительности на «палеосевер», расши­ рением ареала произрастания позднепалеозойской полихронион флоры. Но растительность позднепалеозойской формации рас селилась по суше в пределах всего пояса угленакопления еще в конце карбона, однако скоплений растительной массы на при­ поднятых, размывающихся площадях либо не образовалось, либо они были вскоре же уничтожены. Так было в восточной половине Тунгусского бассейна, в Вилюйской синеклизе, Приверхоянье и частично в Южном Приморье. Поздно началось

27


накопление угленосной толщи и углей на Таймыре, покрытом ранее морем.

Саальские и близкие им по времени (а местами и синхрон­ ные) тектонические движеш-yi на Русской платформе не прояв­ лялись; на Сибирской платформе они вызвали незначительные поднятия выступов докембрийского фундамента. Угленакопленис либо прервалось па короткое время, либо затормозилось усилившимся сносом минеральной массы в платформенные прогибы. Еще более сильное влияние тектонической фазы на границе ранней и поздней перми заметно в распределении угольных пластов по разрезу осадочных толщ бассейнов, лежа­ щих в каледонских и раннегерцинских складчатых зонах. Б ре­ зультате некоторого омоложения складчатых структур, блоко­ вых поднятий и усиления размыва болотные ванны быстро за­ полнялись рыхлым минеральным материалом, усиление эрозии почв приводило к угнетению растительности, этому же способ­ ствовал рост сухости климата во виутриматернковых простран­ ствах. Свиты, накопленные в эту эпоху в бассейнах, где седи­ ментация нс прекращалась, обычно носят название «безугольных», хотя пропластки и тонкие пласты иногда встречаются в их разрезе.

Угленакопленне прекратилось, как и началось, в разное время и по разным причинам. В Печорском бассейне оно было прервано расширением аридного пояса и оживлением вулканиз­ ма в Предуралье. Постепенное разрастание пояса пустынь, которое вызвало в конце карбона гибель углеобразующей ра­ стительности в Карагандинском районе, оборвало угленакопле­ нне в Прииртышье в ранней перми. В большинстве остальных бассейнов накопление угленосных отложений прекратилось в результате оживления тектонических движений, заполнения впа­ дин или поднятий суши; на Сибирской платформе дробление допалеозойского фундамента н дифференциация движений бло­ ков его сопровождались резким усилением трапповых излияний в конце перми и раннем триасе; на Восточный Таймыр вновь подвинулось море. Схема развития угленакоплення в основных пермских бассейнах показана на рис. 1.

Наибольший суммарный пласт, превышающий 350 м и от мечающий максимальную интенсивность углеобразования перм­ ского периода, накопился в Кузбассе, второй по величине сум­ марный пласт (140 м) — в Печорском бассейне. В объясни­ тельной записке к Атласу карт угленакоплення (1962) утвер­ ждается, что наивысшие мощности суммарного пласта обуслов­ лены максимальной продуктивностью растительного сообщества южной, более теплой части пояса углеобразования, в которой

28