Файл: Георгиевский, А. Б. Проблема преадаптации. Историко-критическое исследование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРОБЛЕМА ПРЕАДАПТАЦИИ

А К А Д Е М И Я Н А У К СССР

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ТЕХНИКИ

ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

А. Б. ГЕОРГИЕВСКИЙ

ПРОБЛЕМА

ПРЕАДАПТАЦИИ

ИСТОРИКО -КРИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА»

Л Е Н И Н ГРА Д С К О Е О Т Д Е Л Е Н И Е

Л Е Н И Н Г Р А Д

1974

КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР

У Д К 575.-ІІ

 

 

Проблема преадаптацпіі.

Историко-критическое исследование,

і С148Г11 е U С К П *і

^

1974. Изд-во «Паука», Лепннгр. отд., Л.,

Монография состоит из введения н четырех глав, посвященных критическому анализу развития взглядов на проблему преадаптацші. История этой проблемы разделяется автором па три основ­ ных этапа. Первый этап включает всю предысторию проблемы, т. е. время до формулировки ее основных понятий и терминоло­ гии. Второй этап начинается с формулировки понятия о преадаптацнн п характеризуется разработкой аптндарвпннстнческой докт­ рины преадаптацноинзма в двух его самостоятельных направле­

ниях — мутацнопнстском и

помогепетическом.

Третий

этап

датируется началом 40-х годов XX в., когда понятие преадапта-

ціш было включено в состав

современного дарвинизма — синте­

тической теории эволюции.

 

 

 

Настоящая работа носит

характер историко-крнтііческого ис-

■следовання. Однако особенность проведенного

анализа

состоит

в том, что в последнпх разделах освещается не только новейшая история, но и сама теория проблемы. В кнпге анализируется дискуссия вокруг проблемы преадаптацпп среди современных авторов II подчеркивается необходимость разграничения принци­ пиально различных вопросов: преадантацпопнзма как ошибочной концепции эволюции и преадаптацпп как объективно существую­ щего факта.

Автор присоединяется к точке зрения, согласно которой преадаптацня есть самостоятельное эволюционное явление, но лишь как необходимый момепт пли одни из способов эволюции адап­ таций путем естественного отбора. Общую основу этого явления, по .мнению автора, составляет потепциальпая мультнфупкциопальиость органов (морфо-фшзнологпческая, биохимическая, отологиче­ ская). Частные механизмы происхождения преадантацип заклю­ чаются в гетерозпготпостп, плейотроппом действии генов, корре­ лятивной изменчивости, сбалансированном н транзитивном внутривидовом полиморфизме. Как выражение реальной возмож­ ности (готовности) организмов к существованию при изменении внешней среды, преадантацпя является одинм из важных условий завоевания видами новых экологических зон и предпосылкой прогрессивной эволюции. В заключение обсуждаются вопросы об использовании преадаптацпп в селекцж^шой практике и о правомерности упо грибл|йи^я пги^дддй„'^іреадаптацпи>>. Бпбл.—

289 пазв.

научно-і ..и .

-нг*

 

библио -..на

Р

О т в е т с т в е н н ы й

э к з е :..пггр

О ЗАЛА

К. М. 3 А В А Д С К И-Й-

 

21001-1066

 

 

042(01)-74 738-74

© Издательство

«Наука» 1974


Вв е д е н и е

Вучении Ч. Дарвина проблема эволюции адап­

таций

была впервые ие только

поставлена

в центр

биологических

исследований, ио и

получила

единственно

приемлемое объясне­

ние.

Основное

положение

дарвинизма

о возникновении органической целесообразно­ сти как результата интегрирующего действия отбора — накопления п о л е з п ы х в д а н н о й с р е д е преимущественно мелких ненаправлен­ ных наследственных изменений признаков — составляет незыблемый фундамент современ­ ной теории эволюции.

Вместе с тем факты свидетельствуют о том, что накопление отбором полезных только в дан­ ной среде признаков ие исчерпывает все возможные механизмы эволюции. Некоторые особенности организации, п е р в о н а ч а л ь н о н е й т р а л ь н ы е и л и д а ж е с л а б о в р е д - н ы е, но сохраняющиеся в силу плейотропизма, коррелятивной изменчивости, гетерозиготиости, сбалансированного и .переходного (транзитив­ ного) полиморфизма,- при благоприятном изменении условий существования могут быть использованы сразу (т. е. в готовом виде).

Такой способ адаптации как необходимую предпосылку эволюции организмов можно охарактеризовать понятием п р е а д а п т а ц и и . В той форме, в какой это понятие рассматривается в современном дарвнпизме,

1*

3

оыо относится к объяснению путей возникновения филогенетически новых, но лишь отдельных, частных приспособительных признаков и не распространяется на механизмы происхождения сложно скоррелированных систем признаков, а тем более целых органов.

Некоторые факты, говорящие в пользу такого понимания преадаптации, были известны уже Ч. Дарвину и получали впоследствии у дарвинистов различные наименования: «потенциально полезные признаки» (Ромене, 1899), «потенциальная широта изменения» (Detto, 1904), «спорадические приспособления» (Plate, 1913), «условные летали» (Banta, Wood, 1928), «условно полезные мутации» (Шмальгаузен, 1946а), «проспектив­ ные адаптации» (Simpson, 1953).

Но неправильное теоретическое освещение подобного рода фактов, противоречащих на первый взгляд учению о естественном отборе, таило в себе возможность их одностороннего истолкования, что в действительности и нашло отражение в ошибочной, аптпдарвинистической концепции преадаптационизма. Такое название этой концепции предлагается (Георгиевский, 1968; Kuznicki, Urbanek, 1970) исходя из нанменовання «теории преадаптацпи» Л. Кено (Cuénot, 1914). В ней с наибольшей полнотой изложена основная сущность преадаптацпоппзма — представление о том, что вначале одной мута­ цией возникает полпостыо готовая форма и лпшь впо­ следствии она начинает выполнять свойственные ей функции.

В ходе развития эволюционной теории была вскрыта несостоятельность этой концепции и преодолена ее односторонность. Проблема преадаптации получила прин­ ципиально новую постановку н освещение с позиции дарвинизма.

Исследовав материал, мы пришли к выводу о возмож­ ности выделения трех основных этапов развития этой проблемы: предыстория проблемы, т. е. время, предше­ ствующее появлению концепции Кеио (с древности до начала XX в.); возникновение, развитие, кризис преадаптационизма и одновременно накопление данных, сви­ детельствующих о реальности явления преадаптации (от начала XX в. до 40-х годов); изучение явления преадаптацип с позиции современного дарвинизма — синтетиче­ ской теории эволюции (с 40-х годов по настоящее время).

4


Предыстория проблемы преадаптащщ до сих пор не по­ лучила должного отражения в литературе. В настоящей работе предпринимается попытка заполнить этот пробел. Исследование данного вопроса осложнялось тем, что весь относящийся к нему материал представлен в крайне раз­ розненном виде, широко разбросан в общей массе эволю­ ционно-биологической литературы. Последнее обстоятель­ ство обусловливало необходимость изучения источников по разнообразной тематике, в которых обнаруживались, часто лишь вкрапленные, данные по интересующему нас вопросу. Естественно, что при таком характере исследова­

ния невозможно

претендовать на

исчерпывающий охват

всего материала.

Наша задача

сводилась к попытке

па отдельных примерах показать,

что элементы преадап-

тационнстских воззрений и неясные еще идеи о преадап­ тации как о реальном факте существовали задолго до постановки проблемы преадаптацин в качестве предмета специального изучения, до формулировки ее основных понятий и терминологии.

Недостаточно освещен в литературе и второй этап истории проблемы, связанный с развитием преадаптациоиизма как самостоятельного течения. В эти годы многие дарвинисты подвергли преадаптационизм резкой критике. Однако эта критика, совершенно правильная в оценке преадаптационизма как идеалистическо-телеологической концепции, в то же время носила односторонний харак­ тер, так как нацело отрицала и содержащуюся в ней рациональную идею о реальности самого явления преадаптации.

Развитие наукп невозможно без построения гипотез, часть которых хотя и оказывается в ходе дальнейшего познания ошибочной в целом, но заключает в себе поло­ жительные моменты и поэтому составляет один из источ­ ников научного прогресса. Кроме того, история науки

знает немало

примеров того,

как «сумасшедшие»,

по

выражению

Н. Бора, идеи

(т. е. идущие вразрез

с

общепринятыми представлениями) становились затем

«локомотивами» продвижения к более углубленному ре­ шению научных проблем.

Большой интерес в этом отношении и представляет исследование развития проблемы преадаптации, привлек­ шей в последние два десятилетия внимание многих био­ логов, но остающейся пока еще одной из самых спорных

5


в теории эволюции. В оценке этой проблемы существуют противоположные точки зрения: одна — признающая важ­ ность разработки ее в рамках дарвинизма, другая — от­ рицающая преадаптацшо как реальный факт, а следова­ тельно, и научную ценность всей проблемы. Автор отстаи­ вает первую точку зрения, которая разделяется уже многими современными эволюционистами.

Интерес к явлению преадаптации со стороны дарви­ нистов вполне оправдан. Без учета этого явления невоз­ можно устранить такое существенное и непреодолимое для всех направлении эволюционизма в прошлом затруд­ нение, как вопрос о выживании организмов при измене­ нии условий среды, особенно резко отличающихся от уже освоенных.

В последнее время все большее число исследователей, как эволюционистов, так и представителей конкретных отраслей биологии (морфологии и физиологии, палеонто­ логии, генетики, экологии, этологии, математической био­ логии и др.), включается в изучение проблемы преадаптацпи. Толкование фактической основы этой проблемы со столь различных сторон создает весьма пеструю картину представлений о преадаптацпи. При этом понятие преадаптации иногда переносится на другой круг явле­ ний, в частности на обычную адаптацию, на принцип смены функций А. Дориа, что свидетельствует об отсут­ ствии еще хорошо разработанной теории преадаптацпи. Это обстоятельство, а также некритическое отношение некоторых исследователей к ранним гипотезам преадаптацпп до сего времени порождают скептицизм и даже крайне отрицательное отношение к научной ценности всей проблемы. Возможно, что ряд недоразумений возни­ кает из-за сохранения термина «преадаптация», но мне­ нию некоторых авторов, заключающего в себе телеологи­ ческую окраску.

Историко-критический анализ проблемы преадаптацпи позволяет освободиться не только от ошибок ранних гипо­ тез, но и от односторонности их критики, объективно по­ дойти к освещению и правильному пониманию современ­ ного состояния проблемы и тем самым способствовать в известной мере ее дальнейшей разработке.

Выделение из в целом ошибочных гипотез содержа­ щихся в них частных ценных положений, включение по­ следних в систему проверенных знаний, правильное вос­

6

приятие идей, несущих в себе прогрессивное начало, являются компетенцией ие только теоретика, но и одной из важных задач историка науки. «История биологии как специфическая область исследования призвана перебро­ сить мост между прошлым этой науки и ее современным содержанием» (Предисловие к сб.: Из истории биологии, М., 1970, вып. 2:3). Настоящая работа носит характер историко-критического исследования. Однако особенность проведенного нами анализа состоит в том, что в послед­ них разделах книги освещается ие только новейшая история, ио и сама теория проблемы. Попытка такого со­ четания историко-критического исследования с рассмот­ рением теории проблемы, как мы полагаем, может быть полезной при исследовании спорных проблем современ­ ной науки.

Глубокую благодарность автор выражает своему учи­ телю проф. К. М. Завадскому за помощь в написании и опубликовании этой работы, а также чл.-корр. АН СССР

М. С. Гилярову за ценные замечания и советы в подго­ товке рукописи к печати.


ГЛАВА ]

Формирование концепции

преадаптационизма

В этой главе поставлены две основные задачи. Первая нз них сводится к освещению преды­ стории проблемы преадаптацнн. Вторая задача заключается в выяснении причин п обстоя­ тельств, приведших к появлению преадаптациопизма, и в рассмотрении его основной кон­ цепции, сформулированной в работах Л. Кено и Ч. Девенпорта. На основании исследованного материала необходимо было также провести разграничение между принципиально различ­ ными явлениями: преадаптационпзмом и пре­ адаптацией. Это разграничение имеет чрезвы­ чайно важное значение для правильного по­ нимания всей псторпи проблемы преадаптации.

1. О ЗАРОЖДЕНИИ ПРЕАДАПТАЦИОНИСТСКИХ ИДЕЙ В БИОЛОГИИ

То или иное представление о преадаптации теснейшим образом связано с истолкованием обычно наблюдаемой адаптации. Отсюда вся­ кое высказывание по поводу преадаптации свя­ зано с пониманием сущности адаптации, а также причин и механизмов ее возникно­ вения.

Переход от простой констатации явлений приспособленности организмов к выяснению ее сущности, причин пропсхождеиия (целесо-

8

образности) часто сопровождался представлениями об из­ начальном характере этого свойства живого. Такое пони­ мание органической целесообразности дает право утверж­ дать, что в нем допускалась мысль о возможности при­ способления не только к данной среде, но п ко всем будущим ее изменениям. В несколько ином виде оно вы­ ражалось в учении, согласно которому вначале возникают полностью сформированные органы и лишь позднее они начинают выполнять свои функции.

Подобные представления о целесообразности, содер­ жащие в себе моменты преадаптациоиизма, сущест­ вовали уже в самых ранних телеологических концеп­ циях. Так, уже в рассуждениях античных мыслителей обнаруживаются зачатки преадаптациоиистских воз­ зрений.

В развиваемой Аристотелем идее конечной причины (causa finalis) была заложена основа учения об изначаль­ ной целесообразности как о некоем внутренне присущем (имманентном) живым существам свойстве. Направ­ ляющей п движущей силой формирования организма признавалось вложенное в него стремление к известному финалу, к достижению заранее спланированной целесооб­ разной организации. Следовательно, телеологический принцип «предварительного» приспособления примени­ тельно к объяснению онтогенеза уже содержался в учении Аристотеля о целесообразности.

Определенный интерес имеют высказывания античных материалистов, в которых отчетливо выражена мысль о существовании органов, начинающих функционировать не в момент их сформирования, а позднее. Если, напри­ мер, по утверждению Эмпедокла, органы и части тела заранее имелись в распоряжении природы, то такой ход мысли допускал и предположение, что они обладали уже приспособительным назначением, реализуемым в будущем при их соединении в целостный оргапизм. Убедительное подтверждение тому, что в высказываниях древних ма­ териалистов присутствовали зачатки преадаптационпстских идей, можно найти у Лукреция Кара в поэме «О природе вещей». Его взгляды на целесообразность строения живых существ, включая и человека, были на­ правлены против телеологии Аристотеля. Лукреций резко критиковал аристотелевский принцип конечных причин как способ объяснения пропсхожденпя высокосовершен-

0