Файл: Бородкин, А. С. Учет и анализ во вспомогательных цехах машиностроительных заводов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После

определения фактических

затрат их переносят

в

отчет о

работе внутризаводского

автотранспорта, по­

зволяющий видеть результаты работы как всего автохо­ зяйства, так и отдельных его подразделений за отчетный месяц.

Учет расходов по эксплуатации железнодорожного транспорта

В состав железнодорожного цеха входят такие транс­ портные средства, как тепловозы, паровозы, железнодо­ рожные краны (паровые и дизельные) и др. Эти транс­ портные средства обслуживают путевые и ремонтные бригады, а также рабочие-грузчики. Расчет планового грузооборота железнодорожного цеха ведется на основе квартальных и месячных планов погрузки и выгрузки в двух показателях: в количестве вагонов и тоннаже.

Учет объема выполненных работ по паровозам и теп­ ловозам производится на основании заданий и маршрутпутевок. В задании на смену диспетчер цеха указывает перечень и объем работ и ее исполнителей. В маршрутпутевке записывается фактически выполненный объем работ в тоннах и количестве вагонов, «переработанных» за смену. Здесь же приводятся необходимые сведения для начисления заработной платы машинисту и помощ­ нику машиниста локомотива.

Учет количества выполненных железнодорожными кранами погрузочно-разгрузочных работ также осущест­ вляется по маршрут-путевкам. В этом документе, подпи­ санном заказчиком, указывается количество перерабо­ танных грузов, фамилия исполнителя и данные о начислении ему заработной платы. Кроме того, в нем записывают фамилии грузчиков, производящих погрузоразгрузочные работы, и шифр направления затрат. Ра­ бота грузчиков железнодорожного цеха учитывается по нарядам на сдельную работу.

Аналитический учет затрат в железнодорожном цехе ведется по следующим статьям: заработная плата произ­ водственных рабочих; топливо (горючее); содержание и текущий ремонт транспортных средств; амортизация транспортных средств; цеховые расходы.

По статье «Заработная плата производственных ра­ бочих» отражается заработная плата машинистов, помощ­ ников машинистов, составителей поездов, сцепщиков, грузчиков и др.

142


На статью «Топливо (горючее)» относится стоимость угля и другого топлива, расходуемого паровозами, теп­ ловозами и железнодорожными кранами.

Затраты на материалы, запасные части, заработную плату рабочих, связанных с ремонтом, относят на ста­ тью «Содержание и текущий ремонт транспортных средств». Отпуск материалов для нужд железнодорожно­ го цеха ведется по лимитно-заборным картам и требова­ ниям. В первичных документах обязательно указывается объект затрат, количество израсходованных материалов и направление затрат.

Начисление заработной платы производится по марш­ рут-путевкам и нарядам на сдельную работу. Обработка документов на материалы также ведется на МСС и л р в МСБ.

Учет затрат по эксплуатации железнодорожного транспорта производится на счете 23 Вспомогательных производств.

Аналитический учет осуществляется в ведомости в которой собираются затраты за месяц раздельно по тепловозам, паровозам, железнодорожным кранам и грузчикам.

В конце месяца фактические затраты железнодорож­ ного цеха относят на счета в соответствии с выполнен­ ными объемами работ. При этом расходы по эксплуата­ ции железнодорожного транспорта списываются в дебет

счета:

05 Сырья

и материалов

— за разгрузку

материа­

лов, прибывших

в адрес завода; 25 Цеховых

расходов

за услуги цехам

по транспортировке

грузов;

26

Общеза­

водских

расходов

— за услуги

общезаводского

характе­

ра; 43

Внёпроизводственных

расходов

— за

работы

по

отгрузке готовой

продукции;

 

45

Товаров

отгруженных,

выполненных работ и услуг

— за

услуги, оказанные

на

сторону.

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределение услуг производится в разработочной таблице формы № 9. Калькуляционными единицами для исчисления себестоимости служит тонна переработанно­ го груза и машино-час. Себестоимость единиц определя­ ется путем деления фактических затрат на количество «переработанных» тонн грузов или отработанных маши­ но-часов.

Результаты работы железнодорожного цеха обобща­ ются в отчете, который имеет следующие разделы: вы­ полнение плана по объему работ, труду и заработной

143



плате, исполнение сметы затрат по эксплуатации, себе­ стоимость калькуляционной единицы, фондоотдача основ­ ных фондов. Порядок составления этого отчета такой же, как и в автохозяйстве.

Учет расходов по эксплуатации электрокарного транспорта

Многие промышленные предприятия с целью эффек­ тивного использования электрокар выделяют их в само­ стоятельный участок транспортного цеха. Учет работы электрокарного транспорта ведется по путевым листам, в которых отмечается количество перевезенных грузов и затраченное время.

Наибольшее распространение получило исчисление объема выполненных работ в машино-часах. Для расче­ тов на услуги электрокар между транспортным цехом и цехами-заказчиками планово-экономический отдел пред­ приятия составляет калькуляцию плановой себестоимо­ сти одного машино-часа.

Плановая себестоимость одного машино-часа опреде­ ляется путем деления общих затрат по смете на плани­ руемое количество машино-часов в месяц.

Смета затрат по электрокарному транспорту состав­ ляется по следующим статьям: заработная плата произ­ водственных рабочих; расход электроэнергии; стоимость вспомогательных материалов; расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; цеховые расходы.

Так как цехи-заказчики могут иметь собственных ра­ бочих-грузчиков, то для правильного расчета за оказан­ ные услуги себестоимость одного машино-часа исчисля­ ется в нескольких вариантах: стоимость услуг электрока­ ры в час с учетом заработной платы водителя и грузчика и стоимость услуг электрокары в час с учетом заработ­ ной платы только водителя.

Учет материалов, расходуемых электрокарами, осу­ ществляется по лимитным картам и требованиям. Зара­ ботная плата водителям и грузчикам электрокара начис­ ляется по путевым листам и зависит от количества отра­ ботанного ими времени. Большой удельный вес в затратах по эксплуатации электрокар составляют расхо­ ды на электроэнергию.

Работы по зарядке электрокар

выполняет

электро-

цех, стоимость этих работ главная

бухгалтерия

относит

на затраты транспортного цеха.

 

 

144


Учет затрат по эксплуатации электрокарного участка ведется на счете 23 Вспомогательных производств. Ана­ литический учет производится в ведомости, в которой за­ писываются расход материалов, электроэнергии, зара­ ботной платы и цеховых расходов. В конце месяца по поступившим на МСС путевым листам определяют коли­ чество перевезенных грузов и отработанных машино-ча­ сов. По ним определяются потребители услуг и количе­ ство этих услуг.

Калькуляционными единицами в электрокарном транспорте являются тонна' перевезенных грузов и маши­ но-час. Их себестоимость определяется путем деления общих затрат, учтенных за месяц, на объем выполнен­ ных работ в принятых единицах измерения.

Распределение услуг по электрокарному транспорту ведется в разработочной таблице формы J\l° 9. Фактиче­ ские затраты на эксплуатацию электрокар распределяют­ ся между потребителями пропорционально количеству перевезенных для них грузов или отработанных машино-

часов. При этом

могут дебетоваться

такие

счета,

как

25 Общецеховых

расходов, 26

Общезаводских

расхобов.

Экономист транспортного

цеха в

конце

месяца

со­

ставляет отчет о работе электрокар, который содержи! следующие разделы: выполнение плана но объему работ натуральном и денежном показателях]; труд и зараоотная плата; производительность труда и средняя зара­ ботная плата одного работника; выполнение сметы по содержанию электрокарного хозяйства; себестоимость калькуляционной единицы.

Особенности экономического анализа работы внутризаводского транспорта

Анализ работы внутризаводского транспорта за от­ четный период производится раздельно по его видам: ав­ томобильному, железнодорожному и электрокарному. Для проведения анализа используются данные таол. 4У,

51, 52. Из табл. 49 видно, что

автомобильный транспорт

за

отчетный месяц выполнил

план в тонно-километрах

на

101,4%, или перевыполнил

его на 780 тонно-километ­

ров. В денежном выражении

план

выполнен на

101%,

т. е. выполнено работ сверх

плана

на сумму

410 р.

(42

16U р . 41 750 р.).

 

 

 

 

Данные табл. 52 показывают степень выполнения пла­

на

по объему работ отдельными подразделениями авто-

145