Файл: Бородкин, А. С. Учет и анализ во вспомогательных цехах машиностроительных заводов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

£

СП

Вилы транспорта

Грузовой автотранспорт

Автокраны и автопогруз­ чики

Автобусы

Легковые автомобили

Специальные автомобили

 

 

 

 

 

 

 

.

 

Таблица

52

 

Отчет о работе автотранспорта по его видам за июнь 1973 г.

 

 

 

 

 

 

 

Отклонения

Затраты за

отчетный

Себестоимость

единицы

 

 

 

 

 

месяц

п руб.

 

 

в руб.

 

 

Единица

 

- ^

 

 

 

Отклонения

 

 

Отклонения

План

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

из мере-

О, чет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(

%

План

Отчет

is .I

%

План

Отчет

 

i

 

 

больше меньше

больше

( + ), ме

 

 

 

 

 

о „ 3

 

 

 

 

Т-КМ

55 650

56 430 +780

+ 1,4

25 043 27 335 +2292 + 9 , 2

0,45

0,48

+

0,03 + 6 , 7

машино-

4 600

3248 —1352 —29,4

7912

5 782 —2130 —26,9

1,72

1,78

+ 0,06 +3,5-

час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

то же

1550

1 600 +50

+3, 3

2 635

2 624 —11

—0,01

1,70

1,64

—0,06 —3,5

»

2 100

2 127 +77

+ 3 , 8

2 520

2531 + 11

+0,05

1,20

1,19

—0,01 —0.091

2 600

2 132 —468

—18,0

3 640

2 921 —719

—19,7

1,40

1,37

—0,03 - 2 , 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И т о г о . . . .

— — — — 41 750 41 193 —557 —1,3 — — — —


хозяйства. В результате длительного пребывания в ремонте и допущения простоев автопогрузчиков и авто­

кранов

план по ним был выполнен

только

на 70,6%

(план

4600 машиночасов,

фактически

3248

машино-ча­

сов),

а

по специальным

автомобилям — на 82% (план

2600 машино-часов, фактичеоки выработано 2132 маши­

но-часа). Невыполнение плана отрицательно сказалось

на выполнении объемных и качественных

показателей

работы автотранспорта в отчетном месяце.

 

Как видно из табл. 49, за отчетный месяц

автотранс­

портное хозяйство имело работников меньше, чем преду­ смотрено планом, на 8 человек (162 человека — 154 чело­

век), из них рабочих — на 6

человек

(136 человек —

130 человек). Недостаток

рабочей силы

отрицательно

сказался на выполнении

производственной

программы.

При

плановой выработке

на

одного

рабочего, равной

394

р., автохозяйство могло

дополнительно

выполнить

работ на 2400 р. (394 р.Хб человек).

Кроме абсолютного отклонения по численности рабо­ чих определяют их относительный недостаток или изли­ шек. В нашем примере плановая численность рабочих составила 136 человек при выполнении "плана на 101 %. При сохранении плановой выработки автохозяйству по­ требовалось бы 137 рабочих [(136X101) : 100], фактически же работало 130 человек. Таким образом, за отчетный месяц был относительный недостаток рабочих в количе­ стве 7 человек (137— 130).

Для того чтобы определить влияние производитель­ ности труда на выпуск продукции, необходимо рассмот­ реть динамику выработки одного рабочего в день и в час, а также выработки на одного работающего.- С этой целью привлекают отчетные дал'ные о количестве отра­ ботанных рабочими дней и часов.

В рассматриваемом примере рост выработки на од­ ного работающего составил 16 р. (274 р.-—258 р.), или, 6,2%. В то же время плановая выработка на одного ра­ бочего возросла на 19 р. (413 р. •—394 р.), или только на 4,8%. Разница между ними в 1,4% (6,2% —4,8%) обра­ зовалась в результате уменьшения численности работ­ ников других категорий. При общей численности работ­ ников автохозяйства 162 человека на долго этой катего­ рии работников приходилось 26 человек (162— 136), или 16,1%, а фактически было занято только 24 человека (154—130), или 15,67о • Чтобы определить дополнитель-

147


но выполненный объем работ за счет повышения произ­ водительности труда, необходимо изменение выработки на одного работающего умножить на среднесписочную численность персонала цеха. По цеху дополнительный объем работ составит 2500 р. (16 р.Х154 чел.).

Далее следует проанализировать влияние использо­ вания рабочего времени на работу автохозяйства по дан­ ным табельного учета об отработанном времени с целью выявления непроизводительных потерь.

В отчетном месяце автотранспортное хозяйство имело экономию по фонду заработной платы 400 р. (13 800 р. —

— 13 400 р.). Экономия получена в результате неукомп­ лектованности штата цеха на 8 человек, в том числе 6 рабочих и 2 человека младшего обслуживающего пер­ сонала. При выполнении плана относительная экономия по фонду заработной платы за отчетный месяц составит

483

~ (13 800X100.6)

1 0 / 1 П „ 1

т,

 

 

p j -

 

13 400

. В соответствии

с деиству-

 

 

 

 

 

100

J

 

 

 

ющим положением плановый фонд заработной

платы

(13

800 р.) увеличивается на процент выполнения

плана

с

учетом

поправочного

коэффициента

на

0,6%

(1,0X0,6).

 

 

 

 

 

 

Наравне с ростом

производительности труда в отчет­

ном году возросла и средняя заработная плата персо­ нала цеха. Сложилось правильное соотношение в росте между этими показателями. Однако в соотношении роста выработки на одного рабочего и роста его средней зара­ ботной платы наблюдается незначительный разрыв 0,3% (4,8 — 4,5). Это объясняется тем, что в автохозяйстве в отчетном месяце были значительные потери рабочего времени, а также простои отдельных видов транспорта, например автокранов, автопогрузчиков и специальных машин.

Одним из важнейших показателей работы автотранс­ порта является снижение себестоимости перевозок и вы­ полняемых объемов работ. Данные табл. 49 показывают,

что автохозяйство

за отчетный месяц по смете

затрат

на эксплуатацию

имеет экономию на сумму

557 р.

(41750 р. — 41 193 р.), или 1,3% к плановым .затратам. Экономия получена по заработной плате производствен­ ных рабочих — 430 р. (14 900 р. — 14 470 р.), смазочным и прочим расходам —••' 164 р. (862 р. — 698 р.), по эксплу­ атационному ремонту и профилактическому обслужива­ нию — 254 р. (4200 р. — 3946 р.) и другим статьям. Об'

148


щая сумма экономии по перечисленным статьям соста­ вила 848 р.

В то же время допущен перерасход по таким статьям

сметы, как текущий ремонт на 207 р. (6028 р. — 5821

р.),

или на 3,6%, и по топливу

(горючему) на

217

р.

(2142 р. — 1925 р.), или на 11,3%. Перерасход

гга горю­

чему образовался© результате

перевыполнения

грузовым

автотранспортом плана по объему работ в тонно-кило­ метрах на 1,4%, легковыми автомобилями в машино-ча­

сах на 3,8%.

а также

вследствие

излишнего расхода

бензина. Хотя

по цеховым расходам

за

отчетный ме­

сяц и имеется

экономия

на сумму' 78

р.

(5960 р. —

— 5882 р.), или на 1,3%-> следует рассмотреть

исполнение

сметы по каждой статье: «Содержание цехового персо­ нала», «Содержание зданий, сооружений, внутрицехового

транспорта и инвентаря и амортизация

основных

средств» и др. Особое внимание должно быть

обращено

на непроизводительные расходы, к которым

относятся

потери от простоев, недостача и порча материальных цен­ ностей и др. После общей оценки исполнения сметы в целом по автотранспорту следует проанализировать сме­ ту по отдельным видам автотранспорта. Пример анали­ за использования сметы затрат по грузовому транспор­ ту приведен в табл. 53.

Данные этой таблицы показывают, что по грузовому автотранспорту допущен перерасход на сумму 2292 р.

(27 335 р. — 25 043

р.), или-на 9,2%. В результате пере­

расхода стоимость

одного тонно-километра

оказалась

выше на 0,03 р. (0,48 р. — 0,45 р.), или на 6,7%. Пере­ расход образовался под влиянием двух факторов — пере­ выполнения объема перевозок на 1,4% и перерасхода по отдельным статьям сметы на 7,8%.

Перерасход по статьям «Амортизация» и «Износ и расходы по ремонту автопокрышек» объясняется ростом этих расходов в связи с увеличением пробега автомо­ билей.

Анализируя расход заработной платы, необходимо рассмотреть причины его перерасхода. Следует прове­ рить, не было ли случаев оплаты сверхурочных работ, приписок невыполненных работ и др.

Автотранспортное хозяйство допустило перерасход и по статье «Цеховые расходы» на сумму 352 р. (4371 р. — —4019 р.). Чтобы установить причины перерасхода, не­ обходимо рассмотреть выполнение сметы и определить

149


Таблица 53

Исполнение сметы расходов по грузовому автотранспорту за июнь 1973 г.

Покаэатс.ш

Затраты на песь объем

В руб.

Результат

 

больше )i+( мень­ ше( —)

План Отчет

%

Затраты на один тоннокилометр

В руб.

Результат

 

больше (+),мень­ ше(-)

План Отчет

%

|

 

 

 

 

 

 

 

 

25 043 27 335

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

Заработная

плата

с

начислениями

 

9 052

9 929

Топливо

(горючее)

 

 

 

1 ООО

1 139

Смазочные

и прочие

расходы

 

 

312

496

Эксплуатационный

 

ремонт и

профобслуживание

. .

2 700

2 760

 

 

 

 

 

 

 

 

4 200

4 435

 

 

 

 

 

 

 

 

2 800

2 945

Износ

и

расходы

по

ремонту

автопокрышек . .

. .

960

1 260

 

 

 

 

 

 

 

 

4019

4 371

Справочио:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

объем

перевозок

в

тонно-километрах

 

55 650 56 430

+2292 +9, 2

0,45

0,48

+877

+ 9 , 7

16,2

17,5

+

139

+ 13,9

1,8

2,0

+

184

+59,0

0,6

0,9

+60

+ 2 , 2

4,9

4,9

+235

+5, 6

7,6

7,8

+

145

+ 5 , 2

4,9

5,2

+300

+31,3

1,7

2,0

+352

+ 8 , 8

7,3

7,7

+410

+ 1 , 0

+0,03 + 6 , 7

+1,3 +8, 7

+0 , 2 + 11,0

+0 , 3 +50,0

+ 0 , 2

+ 2 , 7

+ 0 , 3

+ 6 , 2

+0, 3

+ 18,3

+ 0 , 4

+5,5